Справочник Аллегория иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа
.RU

Справочник Аллегория иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа


Лингвистические термины

Справочник


Аллегория – иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа : Ты скажешь: ветреная Геба, // Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба // Смеясь, на землю пролила.

Аллитерация – повторение согласных звуков: По небу голубому проехал грохот грома.

Ассонанс - повторение гласных звуков: Мело, мело по всей земле во все пределы.

Антитеза – контраст, резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:

Богатый и будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда: Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности, стремительности: ^ Швед, русский колет, рубит, режет.

Вводные слова и конструкции

Вопросно-ответная форма изложения

Восклицательное предложение

Гипербола – намеренное чрезмерное преувеличение, усиление признаков предмета, явления, действия: В сто сорок солнц закат пылал.

Градация – это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием или убыванием смысловой и эмоциональной значимости:

^ Раз он в море закинул невод,- пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, - пришёл невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одною рыбкой…

Звукопись (ассонанс и аллитерация)– подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления.

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы, обратный порядок слов (сначала сказуемое, затем подлежащее):

^ Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

Ирония – это иносказание, употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: ^ Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Ты всё пела? это дело: // Так поди же попляши!

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: ^ Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Литота – преуменьшение признаков предмета, явления, действия; противоположность гиперболы: Мальчик-с- пальчик; Лошадку ведёт …мужичок… а сам с ноготок.

Метафора – перенос значения одного предмета на другой по принципу их сходства. Это скрытое сравнение: ^ Пустых небес прозрачное стекло (содержит сравнение неба с прозрачным стеклом). В саду горит костёр рябины красной.

Метонимия – переименование, перенос названия с одного предмета на другой на основе их ассоциативной смежности: ^ Завод принял решение о забастовке (Люди завода!) Скушай ещё тарелочку, сынок (тарелку супа!)

Многосоюзие – сознательное, намеренное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами, тем самым подчеркнуть смысловую значимость каждого выделенного союзом слова: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Оксюморон – это парадоксальное словосочетание, необычное соединение слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие и взаимно исключающие друг друга: Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Молодая старость.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы и животных: Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал.

Парцелляция – худож. приём, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения:

Я ненавижу компьютеры за электронные письма…. За то, что они заменили собой бумажные каталоги библиотек. За то, что они оккупировали фильмы.

Перифраз или перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением: ^ Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (вместо деревня). Погрузился в сон (вместо уснул).

Повтор - это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений с целью привлечь внимание: ^ Как пошли наши ребята в красной гвардии служить -

В красной гвардии служить – буйну голову сложить!

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который подразумевается сам собой. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления:

^ На кого же не подействует новизна? Или: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Риторическое обращение - это подчёркнутое обращение, смысл его не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, а выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: высказывание адресуется обычно неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу: Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:

Как хороши, как свежи были розы в моём саду! Как взор прельщали мой!

^ Как я молил весенние морозы не трогать их холодною рукой!

Ряды однородных членов предложения

Синекдоха – разновидность метонимии, это способность слова называть и целое через его часть, и часть через чего-либо через целое: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (ед. число вместо мн. – французы).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи: ^ Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы.

Сравнение, сравнительный оборот – сближение двух явлений, чтобы пояснить одно через другое: морозец звонок, как подкова. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

Термины – слова и словосочетания, являющиеся сформулированными понятиями науки, искусства, техники: орфоэпия, грамматическая основа предложения, атом.

Умолчание – автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным: Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близь Кавказа рождена.

Фразеологизм – устойчивый оборот, яркое образное выражение, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: ни днём ни ночью; лежать на печи; семи пядей во лбу; на миру и смерть красна.

Цитирование – использование для доказательства мысли прямой речи: Пушкин говорил, что «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

^ Экспрессивный повтор

Эллипсис – неполнота предложений, пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма: Ты куда?

(Вместо Ты куда идёшь?) Что с вами? ( Вместо Что с вами происходит или случилось?)

Эпитет – художественное определение, т.е. красочное, образное слово: Красна девица, бродяга ветер, серебряная берёза.

Эпифора – противоположность анафоре, повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

^ Милый друг, и в этом тихом доме // Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне мира в тихом доме // Возле мирного огня.

Термины по теме «Лексика»


Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. Виды антонимов: общеязыковые: добрый – злой; контекстуальные: Тебе я место уступаю: // Мне время тлеть, тебе цвести.

Архаизмы - устарелые названия современных понятий, у которых есть другие, современные названия: выя – шея; млеко – молоко; рыбарь – рыбак; рельса – рельс.

Диалектизмы – характерная для жителей определённой территории лексика: пятух, идеть,

бураки (свёкла), пимы (валенки), буераки (овраги).

Жаргонизмы – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие к-либо жаргону (молодёжному, студенческому, жаргону игроков и т.д), т.е. это социально ограниченная лексика: сечь –«понимать», законно – «хорошо, прекрасно».

^ Заимствованная лексика – слова из других языков, регулярно употребляемые в русском языке: школа, конфета, мюсли, коэффициент.

Историзмы – устаревшие слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни понятия. И. не имеют в современном языке синонимов: опричник, нэпман, вира.

Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящим. У каждой эпохи свои неологизмы: компьютер, Интернет, менеджмент.

Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, которые создаются писателями, поэтами для придания образности худ. тексту: Доктор выслушал младенца, а потом и говорит:

«Инфлюэнца, симуленца, притворенца, лодырит»; жизнь омедведила, дубинноголовый (Н.В. Гоголь).

^ Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению слова: гриф(1) – птица; гриф (2) – печать.

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но имеющие смысловые различия: эффектный – эффективный; освоить – усвоить.

^ Просторечная лексика: это область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка, а также слова, имеющие ярко сниженную стилистическую окраску: мамаша, склизкий, балбес, сдуру, слямзить.

Профессионализмы – слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся, в отличие от терминов, полуофициальными названиями понятий данной профессии: полоса – «одна страница газеты»; окно – «перерыв между занятиями».

^ Разговорная лексика – слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску и характерные для разговорного языка: бородач, кондукторша, зубастый, заглядеться.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. ^ Виды синонимов: общеязыковые: смелый – храбрый; контекстуальные: Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: // Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Старославянизмы – слова, заимствованные из старославянского языка. Их основные признаки: 1) неполногласие – ра-, -ла-, - ре-, -ле- страна, младость, брег;

2) жд//ж,д: вождь, невежда;

3) щ//ч,т: освещение, пища;

4) е в начале слова: единый, есень;

5) приставки из-/ис-, низ-/нис-, со-, воз-/вос- :исключить, изойти;

6) суффиксы –ствие, -знь, -тва, -арь, -ай, --ыня, -ие, -ия: удовольствие, жизнь, битва, рыбарь, ходатай, гордыня, Мария, бытие;

7) сложные слова с первыми частями благо- , бого- , добро-, зло-, суе-: благоденствие, богобоязнь, добролюбие, злословие, суеверие.

Экспрессивная разговорная лексика: фразеологизмы, эллипсисы, диалектизмы




sravnitelnij-analiz-osnovnih-podhodov-planirovaniya-statistiki-planirovanie-statisticheskih-rabot-na-primere-federalnogo.html
sravnitelnij-analiz-osnovnih-trebovanij-k-uchetu-uslovnih-faktov-hozyajstvennoj-deyatelnosti-i-raskritiya-informacii-msfo-ias-i-rsbu-po-sostoyaniyu-na-noyabr-2007-g-soderzhanie.html
sravnitelnij-analiz-periodizacij-razlichnih-avtorov-averin-vyacheslav-afanasevich.html
sravnitelnij-analiz-prirodnih-chrezvichajnih-situacij-za-2009-2010-gg.html
sravnitelnij-analiz-raboti-raznotipnih-ustanovok-sushki-drevesini-perspektivi-razvitiya-derevoobrabativayushej-otrasli-stranica-3.html
sravnitelnij-analiz-razlichnih-tehnicheskih-sistem-strategicheskoe-adaptivnoe-planirovanie-26-realizaciya-mai-v-excel.html
  • education.bystrickaya.ru/2-konstitucionnoe-oformlenie-planovoj-deyatelnostiv-gosudarstvah-evropi-konstitucionnoe-pravo-gosudarstv-evropi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/1000vozvrashenie-nosorogov-margarita-sanz-tel-44-20-7751-7690.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-h-asadullina-teoriya-i-praktika-razresheniya-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/ranevskaya-sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-a-v-fedorov-mediaobrazovani.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-john-c-maxwell-developing-the-leader-within-you.html
  • klass.bystrickaya.ru/73primeri-ridel-v-v-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk-professor-zaveduyushij-kafedroj-visshaya-i-prikladnaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-tematicheskij-plan-kursa-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-kub-nekkera-i-bujvoli-richard-dokinz.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-matematika-magisterskie-programmi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-na-bazovom-urovne.html
  • klass.bystrickaya.ru/astralnoe-soznanie-tajnaya-doktrina.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-kurs-lekcij-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-chast-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/granici-gosudarstva-d-a-medvedev-rossiya-ne-sojdet-s-puti-reform-statya-v-gazete-financial-times-ot-20-yanvarya-2004-goda-16.html
  • exam.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-s-g-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukrainu-zhdat-ne-budut-vremya-novostej-06042006-59-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-6-aprelya-2006-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mashina-perevernulas-vverh-tormashkami-kubarem-pereletela-cherez-trassu-mihail-korneenkov-yolz.html
  • znanie.bystrickaya.ru/73-ustrojstva-dlya-zapisi-na-cd-melitopolskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-kafedra-informatiki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-korrekcionno-razvivayushej-raboti-v-logopedicheskoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-gidrodinamiki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipovie-tehnologicheskie-karti-na-proizvodstvo-otdelnih-vidov-rabot-fgup-centr-proektnoj-produkcii-v-stroitelstve.html
  • literature.bystrickaya.ru/epitet.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-23-rozhdestvo-v-zakritoj-palate-rasskaz-hagrida.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-zashita-materinstva-i-detstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-3-mehanizmi-kletochnogo-deleniya-mitoticheskij-cikl-i-ego-regulyaciya-mitoz-mejoz.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-11geografiya-urovnya-zhizni-naseleniya-rossijskoj-federacii-na-primere-odnogo-ili-neskolkih-pokazatelej-urovnya-zhizni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reform-of-labour-legislation-in-belarus-in-2007-2008-and-a-role-of-lawyers-due-to-problem-of.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-v-4-m-klasse-chtenie-muzika-po-rasskazu-k-paustovskogo-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-proektirovanie-pedagogicheskih-sistem-bespalko-vladimir-pavlovich.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-trofimov-ibi-proshanie-gorgoni-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-v-chernishov-dekor-tradicionnogo-zhilisha-tulskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomiko-pravovoe-regulirovanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-sergeevich-turgenev-stranica-11.html
  • bukva.bystrickaya.ru/murasten.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.