.RU

Справочник Аллегория иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа


Лингвистические термины

Справочник


Аллегория – иносказательное изображение понятия при помощи конкретного жизненного образа : Ты скажешь: ветреная Геба, // Кормя Зевесова орла,

Громкокипящий кубок с неба // Смеясь, на землю пролила.

Аллитерация – повторение согласных звуков: По небу голубому проехал грохот грома.

Ассонанс - повторение гласных звуков: Мело, мело по всей земле во все пределы.

Антитеза – контраст, резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:

Богатый и будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Анафора – единоначатие, повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда: Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности, стремительности: ^ Швед, русский колет, рубит, режет.

Вводные слова и конструкции

Вопросно-ответная форма изложения

Восклицательное предложение

Гипербола – намеренное чрезмерное преувеличение, усиление признаков предмета, явления, действия: В сто сорок солнц закат пылал.

Градация – это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием или убыванием смысловой и эмоциональной значимости:

^ Раз он в море закинул невод,- пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, - пришёл невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одною рыбкой…

Звукопись (ассонанс и аллитерация)– подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления.

Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы, обратный порядок слов (сначала сказуемое, затем подлежащее):

^ Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

Ирония – это иносказание, употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: ^ Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Ты всё пела? это дело: // Так поди же попляши!

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: ^ Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Литота – преуменьшение признаков предмета, явления, действия; противоположность гиперболы: Мальчик-с- пальчик; Лошадку ведёт …мужичок… а сам с ноготок.

Метафора – перенос значения одного предмета на другой по принципу их сходства. Это скрытое сравнение: ^ Пустых небес прозрачное стекло (содержит сравнение неба с прозрачным стеклом). В саду горит костёр рябины красной.

Метонимия – переименование, перенос названия с одного предмета на другой на основе их ассоциативной смежности: ^ Завод принял решение о забастовке (Люди завода!) Скушай ещё тарелочку, сынок (тарелку супа!)

Многосоюзие – сознательное, намеренное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами, тем самым подчеркнуть смысловую значимость каждого выделенного союзом слова: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Оксюморон – это парадоксальное словосочетание, необычное соединение слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие и взаимно исключающие друг друга: Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Молодая старость.

Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы и животных: Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал.

Парцелляция – худож. приём, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения:

Я ненавижу компьютеры за электронные письма…. За то, что они заменили собой бумажные каталоги библиотек. За то, что они оккупировали фильмы.

Перифраз или перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением: ^ Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (вместо деревня). Погрузился в сон (вместо уснул).

Повтор - это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений с целью привлечь внимание: ^ Как пошли наши ребята в красной гвардии служить -

В красной гвардии служить – буйну голову сложить!

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который подразумевается сам собой. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления:

^ На кого же не подействует новизна? Или: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Риторическое обращение - это подчёркнутое обращение, смысл его не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, а выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику: высказывание адресуется обычно неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу: Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:

Как хороши, как свежи были розы в моём саду! Как взор прельщали мой!

^ Как я молил весенние морозы не трогать их холодною рукой!

Ряды однородных членов предложения

Синекдоха – разновидность метонимии, это способность слова называть и целое через его часть, и часть через чего-либо через целое: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (ед. число вместо мн. – французы).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи: ^ Твой ум глубок, что море,// Твой дух высок, что горы.

Сравнение, сравнительный оборот – сближение двух явлений, чтобы пояснить одно через другое: морозец звонок, как подкова. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

Термины – слова и словосочетания, являющиеся сформулированными понятиями науки, искусства, техники: орфоэпия, грамматическая основа предложения, атом.

Умолчание – автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось невысказанным: Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близь Кавказа рождена.

Фразеологизм – устойчивый оборот, яркое образное выражение, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: ни днём ни ночью; лежать на печи; семи пядей во лбу; на миру и смерть красна.

Цитирование – использование для доказательства мысли прямой речи: Пушкин говорил, что «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

^ Экспрессивный повтор

Эллипсис – неполнота предложений, пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма: Ты куда?

(Вместо Ты куда идёшь?) Что с вами? ( Вместо Что с вами происходит или случилось?)

Эпитет – художественное определение, т.е. красочное, образное слово: Красна девица, бродяга ветер, серебряная берёза.

Эпифора – противоположность анафоре, повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки:

^ Милый друг, и в этом тихом доме // Лихорадка бьёт меня,

Не найти мне мира в тихом доме // Возле мирного огня.

Термины по теме «Лексика»


Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением. Виды антонимов: общеязыковые: добрый – злой; контекстуальные: Тебе я место уступаю: // Мне время тлеть, тебе цвести.

Архаизмы - устарелые названия современных понятий, у которых есть другие, современные названия: выя – шея; млеко – молоко; рыбарь – рыбак; рельса – рельс.

Диалектизмы – характерная для жителей определённой территории лексика: пятух, идеть,

бураки (свёкла), пимы (валенки), буераки (овраги).

Жаргонизмы – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие к-либо жаргону (молодёжному, студенческому, жаргону игроков и т.д), т.е. это социально ограниченная лексика: сечь –«понимать», законно – «хорошо, прекрасно».

^ Заимствованная лексика – слова из других языков, регулярно употребляемые в русском языке: школа, конфета, мюсли, коэффициент.

Историзмы – устаревшие слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни понятия. И. не имеют в современном языке синонимов: опричник, нэпман, вира.

Неологизмы – новые слова, новизна которых ощущается говорящим. У каждой эпохи свои неологизмы: компьютер, Интернет, менеджмент.

Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, которые создаются писателями, поэтами для придания образности худ. тексту: Доктор выслушал младенца, а потом и говорит:

«Инфлюэнца, симуленца, притворенца, лодырит»; жизнь омедведила, дубинноголовый (Н.В. Гоголь).

^ Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению слова: гриф(1) – птица; гриф (2) – печать.

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но имеющие смысловые различия: эффектный – эффективный; освоить – усвоить.

^ Просторечная лексика: это область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка, а также слова, имеющие ярко сниженную стилистическую окраску: мамаша, склизкий, балбес, сдуру, слямзить.

Профессионализмы – слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся, в отличие от терминов, полуофициальными названиями понятий данной профессии: полоса – «одна страница газеты»; окно – «перерыв между занятиями».

^ Разговорная лексика – слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску и характерные для разговорного языка: бородач, кондукторша, зубастый, заглядеться.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. ^ Виды синонимов: общеязыковые: смелый – храбрый; контекстуальные: Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: // Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Старославянизмы – слова, заимствованные из старославянского языка. Их основные признаки: 1) неполногласие – ра-, -ла-, - ре-, -ле- страна, младость, брег;

2) жд//ж,д: вождь, невежда;

3) щ//ч,т: освещение, пища;

4) е в начале слова: единый, есень;

5) приставки из-/ис-, низ-/нис-, со-, воз-/вос- :исключить, изойти;

6) суффиксы –ствие, -знь, -тва, -арь, -ай, --ыня, -ие, -ия: удовольствие, жизнь, битва, рыбарь, ходатай, гордыня, Мария, бытие;

7) сложные слова с первыми частями благо- , бого- , добро-, зло-, суе-: благоденствие, богобоязнь, добролюбие, злословие, суеверие.

Экспрессивная разговорная лексика: фразеологизмы, эллипсисы, диалектизмы




sravnitelnij-analiz-osnovnih-podhodov-planirovaniya-statistiki-planirovanie-statisticheskih-rabot-na-primere-federalnogo.html
sravnitelnij-analiz-osnovnih-trebovanij-k-uchetu-uslovnih-faktov-hozyajstvennoj-deyatelnosti-i-raskritiya-informacii-msfo-ias-i-rsbu-po-sostoyaniyu-na-noyabr-2007-g-soderzhanie.html
sravnitelnij-analiz-periodizacij-razlichnih-avtorov-averin-vyacheslav-afanasevich.html
sravnitelnij-analiz-prirodnih-chrezvichajnih-situacij-za-2009-2010-gg.html
sravnitelnij-analiz-raboti-raznotipnih-ustanovok-sushki-drevesini-perspektivi-razvitiya-derevoobrabativayushej-otrasli-stranica-3.html
sravnitelnij-analiz-razlichnih-tehnicheskih-sistem-strategicheskoe-adaptivnoe-planirovanie-26-realizaciya-mai-v-excel.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nekotorie-sistemnie-i-metodologicheskie-aspekti-informatiki-i-informatizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-obshestva-kak-civilizacionnij-process.html
  • college.bystrickaya.ru/24-marta-vsemirnij-den-borbi-s-tuberkulezom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-istokam-russkoj-ikonopisi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menli-uejd-vellman-i-kosmatie-budut-skakat-tam67-oborotni-antologiya-2010.html
  • essay.bystrickaya.ru/cpisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamen-dlya-vseh-ostalnih-dopolnitelnie-ispitaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-uchebnoj-disciplini-eyo-mesto-v-uchebnom-processe-vipiska-iz-gos-vpo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii6ustanovlenie-svyazi-prosveshenie-i-povishenie-osvedomlennosti-obshestvennosti-statya-13.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-rupd-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-17-annotaciya-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni-kurs-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika-moskva-2010.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-i-programmi-ekzamenov-po-anglijskomu-i-nemeckomu-yazikam-trebovaniya-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-anglijskomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-uchenici-literatura.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-armageddon-and-prophecies-of-the-return-zahariya-sitchin-bogi-armageddona-eksmo-2008.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-publichnih-obsuzhdenij-otkritogo-narodnogo-byudzheta-organizacionnij-aspekt.html
  • student.bystrickaya.ru/13-kontakti-cherez-zavesu-kniga-vzyata-s-konferencii-portala-soznaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-sovremennoj-shkole.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukrainci-v-moskve-iz-glubini-vekov-s-dneprovskih-beregov-istoriko-kulturologicheskie-zametki-podgotovlennie-po-materialam-iz-fondov-bul-sentyabr-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-forma-p-1-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih-sluzhb-podrazdelenij-fsin-ossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-biografiya-tvorcheskaya-deyatelnost-geroi-proizvedeniya-kalina-krasnaya-neizvestnij-shukshin-zaklyuchenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoe-obespechenie-socialnoj-raboti-dlya-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/smi-o-smi.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalizaciya-kak-socialnij-process-strukturno-komponentnij-analiz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzhskoj-etiket-3-poslushajte-rasskaz-v-a-suhomlinskogo-i-otvette-na-voprosi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-po-kursu-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-4-go-kursa-yuridicheskogo-fakulteta-nngu-im-n-i-lobachevskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-logicheskogo-mishleniya-tvorcheskih-sposobnostej-krugozora-ustnoj-i-pismennoj-rechi-umenij-obobshat-i-sistematizirovat-informaciyu-kommunikativnih-umenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-prinyatie-marketingovih-reshenij-razvitie-marketingovih-planov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-zakon-i-idumei-duglas-rid.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-istoriyu-chelovechestva-dlya-napravleniya-46-03-01-istoriya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-kazahstana-dlya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-byudzhet-1-priroda-ekonomich-sushnost-i-spec-priznaki-finansov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/st-clares-oxford.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-otnoshenij-podrostkov-so-vzroslimi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-ipotechnoe-zhilishnoe-kreditovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.