Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при учас
.RU

Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при учас




Раздел 3. «Силы созидания» народов


Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при участии каких социальных сил и общественных институтов складываются эти общности и превращаются в народы и нации. Здесь рассмотрим главные условия и силы подробнее. В описании процесса «созидания» народов конкурирующие концепции расходятся мало, огромный массив фактического материала в них структурирован примерно одинаково. Расхождения по поводу того, какие силы запускают этногенез – удар космического бича и рожденный им пассионарный толчок или решение монарха с его рыцарями – здесь выносятся за рамки модели.

Перед обсуждением главных составляющих этого массива фактов надо сделать пару общих замечаний. Первое состоит в том, что этничность мы воспринимаем как комбинацию большого числа признаков. Ни один из них не является монопольной принадлежностью какой-то одной общности. Поэтому действие какого-то фактора, порождающего тот или иной этнический признак, не выделяет какой-то один этнос из числа всех «иных». Он лишь делит общности на большие классы. Превращая всю совокупность условий и факторов, созидающих этничность, в небольшой перечень факторов, вырванных из их системного контекста, мы говорим о классах, подтверждая мысль примерами индивидуальностей.

При обсуждении одного фактора мы, строго говоря, должны были бы описать его действие во всем многообразии условий. Это невозможно, и авторы обычно прибегают к примерам – полагая, что читатель в уме прикинет несколько аналогичных, но слегка иных ситуаций. Такое усилие надо делать, иначе метод «примеров» применять нельзя – сразу находится пример, отличный от того, который привел автор. Разное восприятие пространства рождает разные этнические черты у славян Киевской Руси и их соседей половцев. Но на деле мы говорим в данном случае не о славянах и половцах, а о двух классах этносов – оседлых и кочевых. Последовательное деление на классы по разным признакам приводит к появлению на нашей «карте» индивидуальных этносов.

Второе замечание состоит в том, что разнообразие ситуаций, в которых действуют силы созидания этничности, столь велико, что выявление жёстких закономерностей почти невозможно – всегда находятся примеры, которые в данную закономерность не укладываются. Поэтому любая большая книга по этнологии полна видимых противоречий. Когда автор говорит о действии какого-либо фактора, повлиявшего на образование этноса, ему всегда приходится прибегать к абстракции, заостряя внимание на роли именно этого фактора, иначе рассуждение утонет в оговорках. В другом разделе и в другом контексте тот же автор приводит пример, как будто опровергающий сделанный ранее вывод, и читатель оказывается в затруднении.

Ничего не поделать, этногенез – система, обладающая большим разнообразием связей и очень динамичная. Любая этнологическая концепция указывает лишь на структуру ядра системы, хотя очень подвижная и противоречивая «периферия» в конкретных ситуациях может маскировать это ядро. Иными словами, говоря о действии какого-то одного фактора в созидании этнических связей, приходится прибегать к абстракции, предполагая, что действие (или бездействие) этого фактора происходит при прочих равных условиях. Предположение это заведомо неверное, поскольку и прочие условия всегда не равны. Этот метод мысленного эксперимента сложен – надо в уме держать всю систему и быстро «пробегать» разные комбинации, чтобы представить себе роль именно того фактора, который мы в данный момент обсуждаем.

При изучении таких объектов особое внимание надо обращать на те факты, не согласующиеся с общим выводом, которые имеют жёсткий характер и задают ограничение для всей концепции. Надо стараться выделить, как говорят, условие sine qua non – то, без выполнения которого теорию нельзя принять никак. Примером служит факт отсутствия этничности у новорожденного ребенка и возможности приобретения им любых этнических черт в зависимости от воспитывающей его среды. Радикальный генетический примордиализм обходит этот факт молчанием или даже отрицает его, поскольку это – не просто слабое место концепции. Она с этим фактом несовместима в принципе, абсолютно. Если новорожденные этничности не имеют, значит, она не передается через генетический аппарат, а «навязывается» после рождения.

Здесь мы будем говорить именно о ядре проблемы, лишь вскользь упоминая о фактах, когда обсуждаемая сила созидания бездействует.


^ Глава 9. Этнизирующие «другие»


И примордиалисты, и конструктивисты выделяют в качестве очевидного условия для этнизации людей их контакт с другим (как говорят, этносы - категория сопоставительная). Иными словами, силой (или условием) созидания этноса всегда является иная этническая общность. Для появления самой ситуации, в которой возникает проблема своей этнической идентификации, требуется (наяву или в мыслях) внешний стандарт, особая система координат, чтобы определиться.

В одной недавней дискуссии писатель Андрей Столяров говорит об этом с точки зрения обыденного опыта: «У идентичности, в том числе национальной, есть странное свойство. Она существует лишь по отношению к соответствующему аналогу. Пока она не названа - ее как будто и нет. Но стоит лишь ее предъявить, стоит лишь назвать себя русским, евреем или татарином, как все остальные также вспоминают о своих национальных особенностях. То есть, идентичность по своей природе конфликтна. Проявление этнической идентичности одной стороной провоцирует такое же проявление и с другой» [1]. Видимо, слово «конфликт» здесь понимается в широком смысле, как оппозиция образов (этот подход в исследованиях этничности и называется оппозиционизм)

Дж. Комарофф (представитель конструктивизма) пишет: «Процесс становления любой конкретной фор­мы этнического самоосознания происходит в условиях по­вседневных контактов между теми, кто этнизирует, и теми, кого этнизируют. Признаки этнизации регистрируются од­новременно на экономическом и эстетическом уровнях. Они связаны с одновременным же и вполне земным процессом производства объектов и субъектов, знаков и стилей. Столь же обычно на них отражается принадлежность к мужско­му или женскому полу, причем очень часто главными но­сителями различий выступают женщины, их тело и одеж­да. Строительным материалом для этих признаков служит множество вечно изменяющихся символов, ценностей и значений, составляющих живую, историческую культуру» [2, с. 43].

Л.Н. Гумилев (который следовал принципам примордиализма) также представляет контакт с иными необходимым условием самоосознания: «Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа».

Еврейский поэт А. Межиров так сказал о евреях и русских как двух народах, служащих друг другу «зеркалом» для познания самих себя:

Они всегда, как в зеркале, друг в друге

Отражены. И друг от друга прочь

Бегут. И возвращаются в испуге,

Которого не в силах превозмочь.

Единые и в святости, и в свинстве,

stoyanka-vi-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
stp-tpu-04-02.html
str-111114-kargalov-v-v-vneshnepoliticheskie-faktori-razvitiya-feodalnoj-rusi.html
str-17-model-mezhdisciplinarnih-svyazej-metodicheskie-rekomendacii-po-osnovnim-razdelam-tehniki-rechi.html
str-2-3-meri-predostorozhnosti-pri-obrashenii-s-markerom-stranica-4.html
str-28-iv-rezhim-izmeritelya-gauge-mode-instrukciya-polzovatelya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-p-i-s-o-k-publichnij-doklad-direktora-shkoli-saratov.html
  • education.bystrickaya.ru/33-psihologicheskaya-vojna-literatura-vvedenie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskij-raschet-absorbera-dlya-ochistki-uglevodorodnogo-gaza-ot-serovodoroda-regenerirovannim.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ierarhiya-modi.html
  • education.bystrickaya.ru/2-kriterij-ocenki-vidov-rabot-obrazovatelnij-standart-po-napravleniyu-bakalavriata-551800-tehnologicheskie-mashini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/traktat-astrologicheski-imprimatur-secretum-veritas-misterium.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-geometricheskoe-modelirovanie-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-151001-tehnologiya-mash-inostroeniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dentalnaya-implantologiya-obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-proektnih-materialov-poyasnitelnaya-zapiska-tom-1-vtoraya-redakciya-generalnij-direktor-k-g-n-s-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svodnaya-ekonomicheskaya-tablica-proekta-selekcionnogo-centra-na-598-srednegodovih-svinomatki-variant-1.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/okno-s-reflektogrammoj-vneshnij-vid-programmi-15-1-zagruzka-programmnogo-obespecheniya-15-2-glavnoe-okno-programmi-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/duma-rastit-svoyu-ten-izvestiya-vinogradov-mihail-08022006-22-str-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-russkogo-yazika-stilistiki-i-ritoriki-programma-xxix-nauchnoj-konferencii-sudentov-magistrantov-aspirantov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kachestvo-obrazovaniya-kak-rezultat-effektivnogo-menedzhmenta.html
  • school.bystrickaya.ru/gipotezi-proishozhdeniya-zhizni-na-zemle.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-finansovaya-politika-kurs-lekcij-po-finansam-i-finansam-organizacij-predpriyatij-professora-lupeya-n-a-po-programme.html
  • essay.bystrickaya.ru/dobavlenie-k-programme-raboti-po-bioraznoobraziyu-ostrovov-reshenie-stranica.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tri-cheloveka-pogibli-v-dtp-tema-vse-novosti-monitoring-i-analiz-smi-v-gorode-kirov-data-10-04-2011.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ioahim-fon-ribbentrop-nevinovnie-v-nyurnberge.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-trebovaniya-k-oformleniyu-upravlencheskih-organizacionno-rasporyaditelnih-dokumentov-.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-k-laboratornim-rabotam-dlya-uchashihsya-ssuz-specialnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-yuridicheskih-lic-chast-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/lishenie-svobodi-chast-2.html
  • write.bystrickaya.ru/gl-a-va-v-os-m-aya-posvyashaetsya-dzhejn-gonochnaya-trassa-opravdivaet-te-chelovecheskie-naklonnosti-i-povedencheskie-modeli.html
  • bukva.bystrickaya.ru/simvoli-rf.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-specialnosti-prakticheskij-kurs-ustnogo-perevoda-s-russkogo-yazika-na-russkij-yazik.html
  • student.bystrickaya.ru/23-imena-chislitelnie-stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie-tipologiya-rechevih-oshibok-na-materiale-pechatnih-smi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-7-razvivayushiesya-strani-v-mirovoj-ekonomike-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-02-ekonomika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii-chast-pervaya-ot-31-iyulya-1998-g-146-fz-i-chast-vtoraya-ot-5-avgusta-2000-g-117-fz-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/c-stimulirovanie-nauchnih-issledovanij-zapiska-ispolnitelnogo-sekretarya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksej-sorokin-tri-garantii-pravitelstva-videlili-rossijskuyu-zayavku-iz-obshego-ryada.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-shkoli-uchebnaya-programma-tallinnskoj-lyaenemere-gimnazii-utverzhdena-prikazom-direktora-tallinnskoj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metodi-optimalnih-reshenij-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100-ekonomika.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-ponyatie-opredelenie-i-funkcii-reklami-sovremennaya-reklama-slozhnoe-socialno-ekonomicheskoe-kulturnoe-i-politicheskoe-yavlenie-vnauchnoj-i-nauchno-metodichesk-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.