.RU

Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при учас




Раздел 3. «Силы созидания» народов


Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при участии каких социальных сил и общественных институтов складываются эти общности и превращаются в народы и нации. Здесь рассмотрим главные условия и силы подробнее. В описании процесса «созидания» народов конкурирующие концепции расходятся мало, огромный массив фактического материала в них структурирован примерно одинаково. Расхождения по поводу того, какие силы запускают этногенез – удар космического бича и рожденный им пассионарный толчок или решение монарха с его рыцарями – здесь выносятся за рамки модели.

Перед обсуждением главных составляющих этого массива фактов надо сделать пару общих замечаний. Первое состоит в том, что этничность мы воспринимаем как комбинацию большого числа признаков. Ни один из них не является монопольной принадлежностью какой-то одной общности. Поэтому действие какого-то фактора, порождающего тот или иной этнический признак, не выделяет какой-то один этнос из числа всех «иных». Он лишь делит общности на большие классы. Превращая всю совокупность условий и факторов, созидающих этничность, в небольшой перечень факторов, вырванных из их системного контекста, мы говорим о классах, подтверждая мысль примерами индивидуальностей.

При обсуждении одного фактора мы, строго говоря, должны были бы описать его действие во всем многообразии условий. Это невозможно, и авторы обычно прибегают к примерам – полагая, что читатель в уме прикинет несколько аналогичных, но слегка иных ситуаций. Такое усилие надо делать, иначе метод «примеров» применять нельзя – сразу находится пример, отличный от того, который привел автор. Разное восприятие пространства рождает разные этнические черты у славян Киевской Руси и их соседей половцев. Но на деле мы говорим в данном случае не о славянах и половцах, а о двух классах этносов – оседлых и кочевых. Последовательное деление на классы по разным признакам приводит к появлению на нашей «карте» индивидуальных этносов.

Второе замечание состоит в том, что разнообразие ситуаций, в которых действуют силы созидания этничности, столь велико, что выявление жёстких закономерностей почти невозможно – всегда находятся примеры, которые в данную закономерность не укладываются. Поэтому любая большая книга по этнологии полна видимых противоречий. Когда автор говорит о действии какого-либо фактора, повлиявшего на образование этноса, ему всегда приходится прибегать к абстракции, заостряя внимание на роли именно этого фактора, иначе рассуждение утонет в оговорках. В другом разделе и в другом контексте тот же автор приводит пример, как будто опровергающий сделанный ранее вывод, и читатель оказывается в затруднении.

Ничего не поделать, этногенез – система, обладающая большим разнообразием связей и очень динамичная. Любая этнологическая концепция указывает лишь на структуру ядра системы, хотя очень подвижная и противоречивая «периферия» в конкретных ситуациях может маскировать это ядро. Иными словами, говоря о действии какого-то одного фактора в созидании этнических связей, приходится прибегать к абстракции, предполагая, что действие (или бездействие) этого фактора происходит при прочих равных условиях. Предположение это заведомо неверное, поскольку и прочие условия всегда не равны. Этот метод мысленного эксперимента сложен – надо в уме держать всю систему и быстро «пробегать» разные комбинации, чтобы представить себе роль именно того фактора, который мы в данный момент обсуждаем.

При изучении таких объектов особое внимание надо обращать на те факты, не согласующиеся с общим выводом, которые имеют жёсткий характер и задают ограничение для всей концепции. Надо стараться выделить, как говорят, условие sine qua non – то, без выполнения которого теорию нельзя принять никак. Примером служит факт отсутствия этничности у новорожденного ребенка и возможности приобретения им любых этнических черт в зависимости от воспитывающей его среды. Радикальный генетический примордиализм обходит этот факт молчанием или даже отрицает его, поскольку это – не просто слабое место концепции. Она с этим фактом несовместима в принципе, абсолютно. Если новорожденные этничности не имеют, значит, она не передается через генетический аппарат, а «навязывается» после рождения.

Здесь мы будем говорить именно о ядре проблемы, лишь вскользь упоминая о фактах, когда обсуждаемая сила созидания бездействует.


^ Глава 9. Этнизирующие «другие»


И примордиалисты, и конструктивисты выделяют в качестве очевидного условия для этнизации людей их контакт с другим (как говорят, этносы - категория сопоставительная). Иными словами, силой (или условием) созидания этноса всегда является иная этническая общность. Для появления самой ситуации, в которой возникает проблема своей этнической идентификации, требуется (наяву или в мыслях) внешний стандарт, особая система координат, чтобы определиться.

В одной недавней дискуссии писатель Андрей Столяров говорит об этом с точки зрения обыденного опыта: «У идентичности, в том числе национальной, есть странное свойство. Она существует лишь по отношению к соответствующему аналогу. Пока она не названа - ее как будто и нет. Но стоит лишь ее предъявить, стоит лишь назвать себя русским, евреем или татарином, как все остальные также вспоминают о своих национальных особенностях. То есть, идентичность по своей природе конфликтна. Проявление этнической идентичности одной стороной провоцирует такое же проявление и с другой» [1]. Видимо, слово «конфликт» здесь понимается в широком смысле, как оппозиция образов (этот подход в исследованиях этничности и называется оппозиционизм)

Дж. Комарофф (представитель конструктивизма) пишет: «Процесс становления любой конкретной фор­мы этнического самоосознания происходит в условиях по­вседневных контактов между теми, кто этнизирует, и теми, кого этнизируют. Признаки этнизации регистрируются од­новременно на экономическом и эстетическом уровнях. Они связаны с одновременным же и вполне земным процессом производства объектов и субъектов, знаков и стилей. Столь же обычно на них отражается принадлежность к мужско­му или женскому полу, причем очень часто главными но­сителями различий выступают женщины, их тело и одеж­да. Строительным материалом для этих признаков служит множество вечно изменяющихся символов, ценностей и значений, составляющих живую, историческую культуру» [2, с. 43].

Л.Н. Гумилев (который следовал принципам примордиализма) также представляет контакт с иными необходимым условием самоосознания: «Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа».

Еврейский поэт А. Межиров так сказал о евреях и русских как двух народах, служащих друг другу «зеркалом» для познания самих себя:

Они всегда, как в зеркале, друг в друге

Отражены. И друг от друга прочь

Бегут. И возвращаются в испуге,

Которого не в силах превозмочь.

Единые и в святости, и в свинстве,

stoyanka-vi-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
stp-tpu-04-02.html
str-111114-kargalov-v-v-vneshnepoliticheskie-faktori-razvitiya-feodalnoj-rusi.html
str-17-model-mezhdisciplinarnih-svyazej-metodicheskie-rekomendacii-po-osnovnim-razdelam-tehniki-rechi.html
str-2-3-meri-predostorozhnosti-pri-obrashenii-s-markerom-stranica-4.html
str-28-iv-rezhim-izmeritelya-gauge-mode-instrukciya-polzovatelya.html
  • spur.bystrickaya.ru/matrimonialnie-dati-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-povsednevnosti-v-socialno-filosofskoj-refleksii-avtorefera-tdissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-filosofskih-nauk.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-v-rf-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-ii-mezhdunarodnij-nauchno-metodologicheskij-seminar.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tretyakov-v-t-ulyashov-p-s-utkin-a-i-oformlenie-hudozhnika-a-saukova-shimov-ya-sh-61-avstro-vengerskaya-imperiya-stranica-27.html
  • control.bystrickaya.ru/chempionat-kontinentalnoj-hokkejnoj-ligi-prodolzhitsya-zavtra-09-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-isparenie-zhidkosti-kipenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-paseka-kitaj-predislovie-mezhdu-bolshimi-vojnami-vedetsya-vojna-tajnaya.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-ierarhiya-potrebnostej-alternativnie-podhodi-filosofiya-uchebnik.html
  • composition.bystrickaya.ru/pauka-v-solnce-ontologichnost-slova-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • report.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-pasport-programmi-razvitiya-samostoyatelnaya-rabota-s-kejsom-analiz-programm-razvitiya-ou-programma-razvitiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-presa-111-mln-v-grciya-ot-mrtvi-dushi-21032012-0304-presa-str-29.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskih-i-upravlencheskih-specialnostej-i-napravlenij-podgotovki-ufa-2008-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-povisheniya-professionalnoj-kvalifikacii-pravovie-i-ekonomicheskie-osnovi-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-i-municipalnoj-sluzhbi-moskva-2007.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-format-ppt-otchyot.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-organizaciya-tekushih-passivov-na-predpriyatiyah-i-puti-ee-sovershenstvovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/numerovannij-spisok-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/gd-prinyala-popravki-v-kodeks-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-kasayushiesya-kontrolya-za-migraciej.html
  • student.bystrickaya.ru/12-noyabrya-5-let-nazad-2004-g-departament-kulturi-i-nacionalnoj-politiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • college.bystrickaya.ru/119-avtomaticheskaya-zashita-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-pb-10-574-03.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-aprelya-2010-goda-sessiya-posvyashena-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-evgeniya-konstantinovicha-fedorova-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-obrazovatelnaya-programma-mou-veretevskaya-sosh-na-2011-2014-gg-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • college.bystrickaya.ru/28-osnovnie-principi-razmesheniya-predpriyatij-rossijskogo-vpk-konkurentosposobnost-rossii-na-mirovom-rinke-vooruzhenij.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-1-morfologiya-die-morphologie-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f.html
  • composition.bystrickaya.ru/otechestvennaya-arhitektura-predrevolyucionnogo-etapa-1900-1917-gg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-vistuplenij-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/514-sistemi-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-vozduha-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testovoe-zadanie-60-rabochaya-programma-disciplini-marketingovie-issledovaniya-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-praktikuma-russkogo-yazika-v-4-om-klasse-po-uchebniku-a-v-polyakovoj-russkij-yazik.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-terroristicheskom-akte-i-perezhivanie-terroristicheskoj-ugrozi-zhitelyami-raznih-regionov-rf.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-rossijskij-oblastnoj-koordinacionno-metodicheskij-dom-narodnogo-tvorchestva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gou-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-183-municipalnogo-rajona-kuzminki-yugo-vostochnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-g-moskvi-raspolozhen-po-adresu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.