.RU

Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при учас




Раздел 3. «Силы созидания» народов


Сравнивая две главных концепции возникновения этнических общностей (примордиализм и конструктивизм), мы вскользь говорили, под влиянием каких условий и при участии каких социальных сил и общественных институтов складываются эти общности и превращаются в народы и нации. Здесь рассмотрим главные условия и силы подробнее. В описании процесса «созидания» народов конкурирующие концепции расходятся мало, огромный массив фактического материала в них структурирован примерно одинаково. Расхождения по поводу того, какие силы запускают этногенез – удар космического бича и рожденный им пассионарный толчок или решение монарха с его рыцарями – здесь выносятся за рамки модели.

Перед обсуждением главных составляющих этого массива фактов надо сделать пару общих замечаний. Первое состоит в том, что этничность мы воспринимаем как комбинацию большого числа признаков. Ни один из них не является монопольной принадлежностью какой-то одной общности. Поэтому действие какого-то фактора, порождающего тот или иной этнический признак, не выделяет какой-то один этнос из числа всех «иных». Он лишь делит общности на большие классы. Превращая всю совокупность условий и факторов, созидающих этничность, в небольшой перечень факторов, вырванных из их системного контекста, мы говорим о классах, подтверждая мысль примерами индивидуальностей.

При обсуждении одного фактора мы, строго говоря, должны были бы описать его действие во всем многообразии условий. Это невозможно, и авторы обычно прибегают к примерам – полагая, что читатель в уме прикинет несколько аналогичных, но слегка иных ситуаций. Такое усилие надо делать, иначе метод «примеров» применять нельзя – сразу находится пример, отличный от того, который привел автор. Разное восприятие пространства рождает разные этнические черты у славян Киевской Руси и их соседей половцев. Но на деле мы говорим в данном случае не о славянах и половцах, а о двух классах этносов – оседлых и кочевых. Последовательное деление на классы по разным признакам приводит к появлению на нашей «карте» индивидуальных этносов.

Второе замечание состоит в том, что разнообразие ситуаций, в которых действуют силы созидания этничности, столь велико, что выявление жёстких закономерностей почти невозможно – всегда находятся примеры, которые в данную закономерность не укладываются. Поэтому любая большая книга по этнологии полна видимых противоречий. Когда автор говорит о действии какого-либо фактора, повлиявшего на образование этноса, ему всегда приходится прибегать к абстракции, заостряя внимание на роли именно этого фактора, иначе рассуждение утонет в оговорках. В другом разделе и в другом контексте тот же автор приводит пример, как будто опровергающий сделанный ранее вывод, и читатель оказывается в затруднении.

Ничего не поделать, этногенез – система, обладающая большим разнообразием связей и очень динамичная. Любая этнологическая концепция указывает лишь на структуру ядра системы, хотя очень подвижная и противоречивая «периферия» в конкретных ситуациях может маскировать это ядро. Иными словами, говоря о действии какого-то одного фактора в созидании этнических связей, приходится прибегать к абстракции, предполагая, что действие (или бездействие) этого фактора происходит при прочих равных условиях. Предположение это заведомо неверное, поскольку и прочие условия всегда не равны. Этот метод мысленного эксперимента сложен – надо в уме держать всю систему и быстро «пробегать» разные комбинации, чтобы представить себе роль именно того фактора, который мы в данный момент обсуждаем.

При изучении таких объектов особое внимание надо обращать на те факты, не согласующиеся с общим выводом, которые имеют жёсткий характер и задают ограничение для всей концепции. Надо стараться выделить, как говорят, условие sine qua non – то, без выполнения которого теорию нельзя принять никак. Примером служит факт отсутствия этничности у новорожденного ребенка и возможности приобретения им любых этнических черт в зависимости от воспитывающей его среды. Радикальный генетический примордиализм обходит этот факт молчанием или даже отрицает его, поскольку это – не просто слабое место концепции. Она с этим фактом несовместима в принципе, абсолютно. Если новорожденные этничности не имеют, значит, она не передается через генетический аппарат, а «навязывается» после рождения.

Здесь мы будем говорить именно о ядре проблемы, лишь вскользь упоминая о фактах, когда обсуждаемая сила созидания бездействует.


^ Глава 9. Этнизирующие «другие»


И примордиалисты, и конструктивисты выделяют в качестве очевидного условия для этнизации людей их контакт с другим (как говорят, этносы - категория сопоставительная). Иными словами, силой (или условием) созидания этноса всегда является иная этническая общность. Для появления самой ситуации, в которой возникает проблема своей этнической идентификации, требуется (наяву или в мыслях) внешний стандарт, особая система координат, чтобы определиться.

В одной недавней дискуссии писатель Андрей Столяров говорит об этом с точки зрения обыденного опыта: «У идентичности, в том числе национальной, есть странное свойство. Она существует лишь по отношению к соответствующему аналогу. Пока она не названа - ее как будто и нет. Но стоит лишь ее предъявить, стоит лишь назвать себя русским, евреем или татарином, как все остальные также вспоминают о своих национальных особенностях. То есть, идентичность по своей природе конфликтна. Проявление этнической идентичности одной стороной провоцирует такое же проявление и с другой» [1]. Видимо, слово «конфликт» здесь понимается в широком смысле, как оппозиция образов (этот подход в исследованиях этничности и называется оппозиционизм)

Дж. Комарофф (представитель конструктивизма) пишет: «Процесс становления любой конкретной фор­мы этнического самоосознания происходит в условиях по­вседневных контактов между теми, кто этнизирует, и теми, кого этнизируют. Признаки этнизации регистрируются од­новременно на экономическом и эстетическом уровнях. Они связаны с одновременным же и вполне земным процессом производства объектов и субъектов, знаков и стилей. Столь же обычно на них отражается принадлежность к мужско­му или женскому полу, причем очень часто главными но­сителями различий выступают женщины, их тело и одеж­да. Строительным материалом для этих признаков служит множество вечно изменяющихся символов, ценностей и значений, составляющих живую, историческую культуру» [2, с. 43].

Л.Н. Гумилев (который следовал принципам примордиализма) также представляет контакт с иными необходимым условием самоосознания: «Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа».

Еврейский поэт А. Межиров так сказал о евреях и русских как двух народах, служащих друг другу «зеркалом» для познания самих себя:

Они всегда, как в зеркале, друг в друге

Отражены. И друг от друга прочь

Бегут. И возвращаются в испуге,

Которого не в силах превозмочь.

Единые и в святости, и в свинстве,

stoyanka-vi-maks-fraj-zhalobnaya-kniga.html
stp-tpu-04-02.html
str-111114-kargalov-v-v-vneshnepoliticheskie-faktori-razvitiya-feodalnoj-rusi.html
str-17-model-mezhdisciplinarnih-svyazej-metodicheskie-rekomendacii-po-osnovnim-razdelam-tehniki-rechi.html
str-2-3-meri-predostorozhnosti-pri-obrashenii-s-markerom-stranica-4.html
str-28-iv-rezhim-izmeritelya-gauge-mode-instrukciya-polzovatelya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ipbardin-i-ego-vklad-v-razvitie-metallurgii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/peremeshivanie-zhidkostej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shifr-446-v-s-holzakov-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut-sistemnogo-analiza-schetnoj-palati.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktuarnie-rascheti-chast-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sama-po-sebe-1-lekciya-etot-cikl-lekcij-budet-kasatsya-voprosov-iz-oblasti-duhovnovedeniya-imeyushih-glubokoe-znachenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatel-fonda-socialnogo-strahovaniya-sergej-kalashnikov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschetno-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovomu-proektu-po-discipline-informacionnie-seti-i-telekommunikacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravo-grazhdan-na-obrashenie-v-gosudarstvennie-organi-i-organi-mestnogo-samoupravleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-globalnih-i-regionalnih-politicheskih-processov-na-primere-centralnoj-azii-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/chetvertoe-napravlenie-fokusirovanie-deyatelnosti-gosholdingov-i-organizaciya-ih-raboti-v-sootvetstvii-s-mezhdunarodnimi-standartami.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-iz-istorii-pravoslavnoj-ikonopisi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • student.bystrickaya.ru/31-matrica-plotnosti-kak-osnovnoj-instrument-kvantovoj-teorii-s-i-doronin-kvantovaya-magiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-osnovi-viborki-tipologiya-veroyatnostnih-viborok-programma-disciplini-metodologiya-i-metodi-sociologicheskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-normativnih-pravovih-aktov-za-noyabr-grazhdanskoe-zakonodatelstvo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konflikti-logik-razlichnih-osnovanij-predislovie-k-sborniku.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozglyad-sporv-z-vikonannyam-gospodarskih-dogovorv-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kelsld-razrez-molodezhnij-zhshs-direktori-f-e-azizov-2016zh.html
  • tasks.bystrickaya.ru/210-trening-po-ritmo-dvigatelnoj-terapii-malkina-pih-i-g-vozrastnie-krizisi-vzroslosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-s-ukazaniem-urovnya-avtor-uchebniki-russkij-yazik-1-klass-programmi-dlya-nachalnih-klassov-shkola-rossii-l-m-zelenina-m-prosveshenie-2009g-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzho-merser-kniga-budet-interesna-dlya-kazhdogo-kto-uvlechen-futbolom-i-istoriej-sporta-v-celom.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnij-fond-dostojnoe-vospitanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-celevoj-gruppi-po-uluchsheniyu-investicionnogo-klimata-45-2-investicionnij-klimat-45-stranica-2.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/veksel-kak-forma-denezhnogo-obrasheniya-chast-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-ponyatie-funkcionalnih-raznovidnostej-yazika-klassifikaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-inostrannih-yazikov-lingvistika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-gipnoza-v-rossii-stranica-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regonaln-ta-mscev-telekompan-ukrani-na-suchasnomu-etap.html
  • reading.bystrickaya.ru/meri-prinyatie-v-otvet-na-krizis-opit-antikrizisnogo-regulirovaniya-v-bankovskih-sektorah-stran-sng-centralnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-prakticheskaya-psihologiya-starosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-fakulteta-istorii-i-sociologii-na-2010-god-rekomendovan-k-utverzhdeniyu-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-dogovor-kak-yuridicheskij-fakt.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-dlya-studentov-ozo-gorno-altajsk.html
  • literature.bystrickaya.ru/do-25-3-na-nizko-podveshennie-igrushki-i-prikasatsya-k-nim-s-2-mesyacev-mesyacev.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izlozheniyu-kazhdogo-punkta-plana-nacionalnij-plan-protivodejstviya-korrupcii-utverzhden-prezidentom-rf-31-iyulya-2008-g-pr-1568.html
  • klass.bystrickaya.ru/audirovanie-slushanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-ugodichskoj-sosh-2011-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.