.RU

Средний класс: критерии, границы, стилевые особенности - «Труд, миграция, идентичности: проблемы и отношения социальной...


^ Средний класс: критерии, границы, стилевые особенности
Среди критериев среднего класса основными выступают объективные характеристики: уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, способность к высококвалифицированному труду.

В зависимости от места и формы приложения своего преимущественно интеллектуального труда, средний класс делится на две группы: старый и новый средний класс.


«Старый средний класс - это мелкие собственники капитала любого типа, представляющие собой организационную единицу (фирму, ИЧП) и непосредственно выходящие на рынок товар и услуг. Это в основном мелкие торговцы, ремесленники, водители, а также узкий слой работников интеллектуального труда, которые сами продают свои товары и услуги: адвокаты, частные врачи, консультанты, репетиторы и т.п.

^ Новый средний класс - это наемные работники, работающие в относительно благополучных частных и государственных организациях на высокооплачиваемых должностях. Они сами не выходят на рынок товаров и услуг, а защищаются от него своей фирмой, в которой получают не просто заработную плату, но и дивиденды на культурный капитал»16.


Таблица 1. Основные категории среднего класса

^ Старый средний класс

мелкие предприниматели

Новый средний класс

высокооплачиваемые наемные работники, занятые, как правило, интеллектуальным трудом

^ Высший слой менеджеры и специалисты в сфере крупного бизнеса; люди, имеющие наследственное богатство

Средний слой высококлассные специалисты с высшим образованием

^ Низший слой

учителя, врачи, служащие, высококвалифицированные рабочие



Н
аселение в развитых странах состоит из небольших по численности низшего и высшего классов, между которыми сосредоточена основная масса населения - средний класс (60–70% населения)17.


Социальная структура постсоветских обществ имеет иную конфигурацию и ближе к форме пирамиды, а не треугольника или овала. Ее составляют немногочисленный высший класс (до 5%), не столь многочисленный, как в развитых странах, средний класс и многочисленный низший класс (около 30-50% населения).





В Казахстане наблюдается именно такой тип социальной структуры.




Помимо стоимости, средний класс характеризуется собственным стилем жизни, мыслей, потребления, досуга. Если по уровню дохода можно определить возможности человека, то по стилю его жизни определяется самоидентификация, повседневные практики, дискурс и даже фенотип представителей среднего класса.

Применительно к России, собирательный портрет среднего класса описывается следующим образом:

«Представители среднего класса, это, как правило, люди с высшим образованием, проживающие в отдельных квартирах или собственных домах и имеющие дополнительную недвижимость в виде земельного участка, летней дачи, зимнего дома. Они, как правило, имеют автомобиль, а иногда и два. Они имеют определенные деньги, которые могут потратить на образование своих детей. Они могут позволить себе отдых не только в России, но и за границей и реально пользуются этой возможностью. Они получают удовольствие от потребления, ходят в кафе, трактиры и рестораны и любят заниматься шопингом в выходные. Чем больше возможностей они имеют, тем больше удовольствия им доставляет процесс не только приобретения чего-либо, но и процесс траты денег. Представитель среднего класса по своей сущности Потребитель, ориентированный на «экономику спроса» - общество потребления. Через потребление средний класс повышает свое качество жизни»18.


^ К вопросу о количественных измерениях среднего класса в СНГ

В западной социологии средним классом принято считать 50-60% населения страны, живущего в достатке и имеющего качественное потребление19. Основными критериями достатка выступают 1) количество и качество имеющейся на данный отрезок времени собственности и 2) уровень доходов и возможность тратить, или уровень и качество потребления.

Согласно методологии ROMIR-Monitoring, физические границы среднего класса в России начинаются от 100 тысяч евро и простираются до 1 миллиона евро, включающих стоимость всего недвижимого, движимого имущества, вещей, ценностей, активов и сбережений. Нижняя граница среднего класса определена доходами в 250 долларов США на члена семьи в месяц, в Москве - 350.

По подсчетам журнала «Эксперт», в 2000 г. средний класс Москвы составлял примерно «1 млн. человек, что составляет 20% населения столицы, в городах - миллионниках - 1,5 млн. человек (9,5%), а в городах с населением свыше 250 тыс. - 760 тыс. человек, или до 5% населения этих городов»20.

По данным на 2003 год, размер среднего класса Москвы, согласно научному центру "Социоэкспресс", составляет 1 млн. 100 тыс. чел., а именно: «специалисты (62.8%), менеджеры (29.4%), предприниматели (7.8%) в возрасте от 20 до 50 лет. Эти люди оптимистично настроены (75.1%), стремятся к лидерству (62.5%) и интересуются политикой (58.6%). При этом представители среднего класса считают, что "не могут влиять на ситуацию в стране" (59.8%), а "жизнь определяют обстоятельства"21.


Доля среднего класса в социальной структуре Казахстана

Высказываются разные точки зрения о размере и социальном потенциале среднего класса Казахстана.

Оптимистические оценки склонны считать средний класс стабильно растущим ядром общества, стабилизатором изменений и главной движущей силой реформ.


«В состав среднего класса входят врачи, учителя, государственные служащие невысокого ранга, владельцы малых предприятий и предприниматели средней руки, работники торговли и военнослужащие, журналисты, квалифицированные рабочие, преподаватели вузов и научные сотрудники, крестьяне и фермеры, - в общем, все те, на ком держится этот мир, кто своим трудом обеспечивает достойную жизнь своей семьи, так или иначе сводя концы с концами, привыкая держать удары постсоветского реформирования, постоянно осваивая новые возможности и стараясь не упустить шансов на удачу»22.


По некоторым оценкам, средний класс в стране «насчитывает около одного миллиона человек со среднемесячным доходом на одного члена семьи не ниже 1700 долларов США», т.е. порядка 6-7% населения страны23.

Дебаты о характере и размере среднего класса в Казахстане строятся в основном на использовании определений недостаточно развитый, незрелый, зачаточный и проч. Пессимистический подход к измерению среднего класса характерен для политической оппозиции.


«В РК “высший класс” – менее 1%. Если верно то, что, по словам главы государства “10 мегахолдингов” (другими словами, 10-15 человек-собственников конгломератов компаний) владеют 80% всей экономики страны, то подавляющая часть экономики сконцентрирована в руках одномиллионного процента населения (15 “олигархов” на 15 миллионов казахстанцев). Поскольку все эти т.н. “олигархи” живут в Алматы, степень концентрации капитала еще более выражена. “Низший класс” в Казахстане – свыше 90%. Включает в себя малообеспеченных – порядка 45% и бедных, т.е. тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума – также порядка 45% (по экспертным оценкам, по официальным данным - около 30%). В Казахстане средний класс крайне малочисленен, не превышает 5% всего населения. (…)

Многочисленный средний класс как ведущий фактор стабильности в Казахстане так и не сформировался. Социальная мобильность (“социальные лифты”) низка. В РК роль предписанных статусов (принадлежность от рождения к высшему классу) велика, достигаемых статусов (способности, образование, профессиональные качества) – низка» 24.

Необходимость увеличения среднего класса - одна из официальных задач социально-экономической политики Казахстана. Однако, по мнению оппонентов, недальновидные действия правительства ведут к обратному результату - спаду пассионарности среднего класса, соскальзыванию его в когорту бедных и социально пассивных граждан.

«Казахстанский средний класс, о котором так часто говорят и политики, и экономисты, сильно отличается от среднего класса индустриальных стран. Дело не только в ежегодном доходе и других социологических атрибутах среднего класса. Главным критерием является его потенциал в инновационной деятельности и способность к самодостаточному развитию. Но для этого ему нужен стартовый импульс. В Казахстане создано неэффективное равновесие в сложившейся структуре общества: социальная политика государства направлена на беднейшие слои населения, а его экономические усилия – на укрепление 10 процентов граждан в узкой сфере добывающих отраслей и услуг. Большей части созидающего населения, которую можно считать средним классом (около 60 процентов), так и не коснулась ни экономическая, ни социальная политика государства. Правительство никогда не поддерживало именно эту часть общества, отвечающую за интеллектуальный и технологический прогресс. Реформы все время проходят мимо самого перспективного класса. Он деградирует, нищает, бездействует. Малый и средний бизнес – тот тоннель, через который эту категорию граждан – спящего великана – можно вывести. Более того, сделать ее генератором экономического развития страны, не обременяя социальный пакет правительства»25.


Размеры среднего класса в Алматы

Согласно расчетам маркетинговых агентств Казахстана, средний класс Алматы составляет 240 тысяч семей, в том числе высшая и средняя страты (основное ядро потребителей, интересующих маркетинговые исследования и бизнес) - около 101 тысячи семей26. Нижний предел среднего класса можно определить, по аналогии с российской методикой, в 250 долларов США в месяц на члена семьи. Средний средний слой, то есть ядро среднего класса, определяется маркетологами ежемесячным доходом на одного человека как минимум 470 долларов,  верхний средний слой - от 800 долларов и выше27.

Таблица 2. Границы среднего класса Алматы по ежемесячному доходу на члена семьи

Высший средний класс

800 $ и выше

Средний средний класс

370-800 $

Нижний средний класс

250-370 $

Состав и характер среднего класса можно оценить также по схеме классификации заемщиков потребительских кредитов. Фактически они составляют ядро среднего класса.

«Клиенты в основном делятся на три категории. В элитном секторе среднестатистический заемщик - это руководитель компании либо наемный работник международной компании, занимающий солидную должность. В среднем сегменте - успешный частный предприниматель или работник среднего звена в крупной компании. В сегменте чуть ниже среднего - мелкие частные предприниматели, торгующие на рынках и наемные работники не слишком крупных компаний. Львиная доля ипотечных займов приходится на средний сегмент. Здесь строители кредитуются наравне с финансовыми аналитиками, менеджеры по продажам - с маркетологами28.


Одной из исследовательских задач нашего проекта была конкретизация количественных и качественных параметров среднего класса Алматы, в частности, в каком интервале ежемесячного дохода на члена семьи располагается средний класс?

В качестве рабочих критериев возьмем следующие признаки принадлежности к среднему классу.


Признаки среднего класса в Алматы


1.Собственность

А) Недвижимость. Владение квартирой, домом, или нескольким квартирами и домами по количеству членов семьи, в том числе по схеме ипотечного кредитования.

«В США обычная семья представителей среднего класса приобретает дом стоимостью 150 -200 тысяч долларов. У нас, в РК (берем две столицы и нефтедобывающие районы), семья среднего класса владеет квартирой стоимостью от 70 до 150 тысяч долларов США»29.

Владение недвижимостью часто подразумевает желание расширить свою жилую площадь. Непомерно высокие цены на вторичном и особенно первичном рынке жилья являются одновременно причиной и следствием такого распространенного финансового механизма, как ипотечное кредитование жилья.

«За последние два года ипотека в Казахстане переживает период бурного развития. …В 2005 году только в Алматы половина всех сделок проходила с помощью ипотеки, в среднем по Казахстану - примерно 30%. Для сравнения: в России этот показатель составляет всего 4,5%.
… Средняя ставка составляет 13% годовых в тенге, размер кредита - до 90%, срок - до 20 лет.

Согласно прогнозу, потенциальными клиентами ипотечных программ в ближайшие годы могут стать люди, среднедушевой доход которых превышает 400-600 долларов США, т.е. 101 тыс. семей среднего класса южной столицы Казахстана являются потенциальными потребителями ипотеки (у каждой семьи есть недвижимость). Именно этот уровень оказывается нижней планкой для обслуживания ипотечного кредита в размере 20-35 тысяч долларов под существующий процент. В среднем, алматинская семья среднего класса имеет 20-23 кв. м жилой площади на каждого члена семьи. По европейским меркам, этого мало. Поэтому неудивительно, что люди хотят иметь хотя бы по 30 кв. м жилья дополнительно. Из семей среднего класса нашего города 20,5 тысячи не нуждаются в таком расширении, у них европейский стандарт соблюден»30.


Б) ^ Движимое имущество. Следующим важнейшим признаком среднего класса выступает владение автомобилем или несколькими автомобилями по количеству взрослых членов семьи.

«На тысячу жителей Алматы приходится 340 автомобилей или каждый третий, включая даже детей, имеет свое транспортное средство. В целом прирост автомобилей, находящихся в собственности горожан, составил 122 тысячи транспортных единиц только за 2006 год, и общая их численность достигла 420 тысяч»31.

Для среднего класса автомобиль – показатель уровня и престижа, и потому марка, год выпуска, дизайн и состояние машины являются красноречивыми показателями достатка их владельцев.

^ 2. Стабильный доход одного или нескольких взрослых членов семьи, составляющими которого могут являться:
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.