.RU

Станем ли мы сударынями в 21 веке - часть 3

Вообще же, если проследить изменения обращений, начиная с древнейших времён до наших дней, можно установить неизменную связь нашей речи и исторических событий, происходящих на протяжении всех веков. Уже перечитывая древнерусскую литературу, я поняла, что обращения могут рассказать нам, вдумчивым читателям, о времени, настроении людей, идеологии государства.

И так, "повесть временных лет" - 1113 год. В летописи нет диалогов. Все разговоры оформлены через прямую речь и практически без обращений. Их всего несколько:

"…И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им: " Гости добрые пришли". И ответили древляне :"Пришли, княгиня! " [27, 3]

"…и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот ответил: "Князь, не знаю, могу ли я с ним схватиться…"[ 39, 3]

"…и не дали ему Киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и Митрополита Миколу к Владимиру, говоря:" Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите земли русской…"[47, 3]

Что стоит за этими обращениями? Открываю "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля и узнаю, что " князь- начальник, властелин, владелец области, княжества" и " почётное звание некоторых дворянских родов", а княгиня- " жена князя".

Нет ничего оригинального и ещё в одном обращении:

" И прислал к нему Давид: "не уходи, брат, не ослушайся брата старшего". И не захотел Василько послушаться". [43, 3]

Все эти обращения- имена существительные в своем прямом значении.

В начале 12 столетия великий князь киевский Владимир Мономах писал свое "Поучение". Это высокий образец литературного искусства. И обращения в нем достойны пристального внимания.

"…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь…"

[49, 3] Уже в первом абзаце Владимир Мономах обращается к широкой аудитории и делает это тактично, без нажима. А вот когда он в следующий раз произносит "дети мои" , понимаешь, что обращается не к собственным детям, как это было в первом случае (у Даля- "сыновья и дочери в отношении к родителям"; у Ожегова - " мальчики и девочки в раннем возрасте, до отрочества"), а " в виде ласки, привета младшему, от духовного лица всем мирянам" (В.И. Даль). В последнем абзаце Владимир Мономах опять употребляет необычное обращение, синонимичное тому, что встречали в первом абзаце:" Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтёт…"

возможно ли обращение дети мои , просто дети в наши дни? По- моему , да. Если бы так обратился к ученикам в классе или студентам в аудитории уважаемый ими педагог, все ба ощутили доброе чувство к ним со стороны почтенного человека. А вот из уст молодого преподавателя обращение это прозвучало бв комично.

" Слово о полку Игореве" открывается обращением братья, которое употребляется неизвестным автором несколько раз на страницах произведения:" Не пристало ли нам, братья, начать старыми словесами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? [63,3] Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря…Вот уже, братья, невесёлое время настало"…

В.И. Даль сообщает, что братья- "обычное обращение в речи к ровне или низшему". Так к кому же обращается автор "Слова"? К " ровне" или к "низшему" ? и кого понимать под "низшим"?

Я в обращении братья слышу что-то от слов люди добрые, сыны отечества, русичи…

Интерес в " Слове" вызывают и обращения- характеристики: "Ты, дерзкий Рюрик, и Давид! Не ваши ли воины злачёными шлемами в крови плавали…И тварь, и Всеволод, и все три Мстиславича- не худого гнезда шестокрыльцы! Не по праву побед расхитили себе владения! " [71- 73, 3]

А вот человечные, добрые обращения встречаются в " Повести о Петре и Февронии Муромских". В середине 16 века древнерусский писатель и публицист Ермолай- Ерзам создаёт произведение, написанное в традициях экспрессивно- эмоционального стиля.

обращаясь к незнакомой девушке, княжеский отрок говорит:" Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне своё имя…"Так же обращается к ней и слуга Петра, передавая просьбу князя: " Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить?"[159, 3] В обращении девица звучит фольклорное красна девица, что делает это обращение нежнее и благороднее, чем сухое - девушка (у В.И. Даля "девица- всякая женщина до замужества", у С.И. Ожегова значится, как устарелое).

Став княгиней, Феврония слышит совсем другие обращения:
"…и говорят они :"Госпожа княгиня Феврония!"[165,3]

В этом обращении звучит не только звание(чин, титул)женщины, но и отношение к ней как к хозяйке, владелице(у В. И. Даля "госпожа-владычица, владелица, барыня, хозяйка; иногда ставится перед званием или прозванием женщины").

Так же обращаются вельможи к Петру : " Господин наш князь". Приняв монашество, Пётр был назван Давидом а Феврония- Ефросинией. Пётр обращается к бывшей супруге : " О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, что бы вместе отойти к богу.)[167,3] ( В.И. Даль : " В женских монастырях монашки зовут друг друга сёстрами. ")

Давая оценку благородной жизни Петра и Февронии, народ восхваляет их : " Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими и покрылись ветвями и листьями…" [171, 3] ( у Даля- " диво- чудо, невидаль, диковина").

" Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своём со смирением, в молитвах, творя милостыню прожили…"

(В.И. Даль : " предводитель- кто предводит кем или чем", " предводить- начальствовать-, указывать путь, вести, быть вожаком").

" Мы же молим вас, о пре блаженные супруги, да помолитесь и о нас с верою чтущих вашу память!"[171, 3] В этом обращении высокий смысл. Это не просто очень благополучные, очень счастливые супруги. У В. Даля- " блаженный- это угодник божий, законно живущий".

Вот какой точный смысл имеют обращения, с которыми мы встречаемся на страницах произведений древнерусской литературы.

III . Обращения в устном народном творчестве.

Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору предкам вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. И бессилен был гнев христианских святителей и проповедников, стремившихся искоренить языческий обычай " сказки сказывать небылые" и " кощунанием " губить грешную душу.

Действия былин происходят в Киеве, в просторных каменных палатах- гридницах, на киевских улицах…Сказители былин знали и о далёких землях: о земле Веденецкой, о богатом Индийском царстве, Царь граде, о разных городах Ближнего востока.

С той точностью, которая возможна при художественных обобщениях, в былинах предстаёт время раннего древнерусского государства: не Москва, а Киев и Новгород оказываются главными городами. Множество достоверных черт древнего быта и жизни предаёт былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве городов, о быте горожан, крестьян и , конечно, о речи людей того времени.

Речь и обращения ( ведь именно они нас интересуют) насыщенны различными характеристиками, помогающими лучше раскрыть сущность говорящего и адресата. Так в былине " Илья Муромец и соловей разбойник" говорил Илья жителям Чернигова :

" Ай же мужички да вы черниговские!

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да прямо в Киев град…"

На что они отвечали:

" Ты, удаленький дородный добрый молодец!

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела…" [44, 4]

Под Черниговом стоит чужая силушка. Но разбил Илья врагов, освободил Чернигов от засады. Благодарные черниговцы позвали его к себе воеводою, но он отказался. Его дело - служить всей Руси.

Нужно отметить, что существовало обращение " воевода, которое было широко распространено в Древней Руси. Об этом свидетельствуют былины и сказки. Воеводой называли начальника войска. Но есть и другое значение этого слова. В хрестоматийных строках поэмы Н.А. Некрасова " Мороз Красный Нос" речь идёт, конечно, не о морозе- военачальнике, а скорее о морозе- владыке, хозяине снежных просторов, высшем властелине. В чём же тут дело? А дело в том, что у слова воевода в истории русского языка было и другое, более общее значение- " управитель". В России с 16 и до конца 18 века воеводой называли управляющего городом или округом. Говорили: посадить на воеводство.

Н.М. Карамзин в " Истории государства Российского" пишет о слове воевода так: " Воеводами назывались прежде одни воинские начальники; но как они и в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами, то сиё имя знаменовало уже вообще повелителя или властелина…"

Наиболее часто употребим о в былине " Илья Муромец и Соловей разбойник" обращение "мужик":

" Говорил ему Владимир таковы слова:

Ай же мужичища- деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик да насмехаешься…" [47, 4]

У С И Ожегова "мужик- крестьянин; то же, что мужчина; в буржуазно дворянском жаргоне: о невоспитанном, необразованном человеке(именно это значение слова было широко применимым в обиходе знати по отношению к низшим слоям в 19 веке).

В былине "Садко" интересны. На мой взгляд. Обращения. Указывающие на место жительства или происхождение того или иного человека.


tablica-41-samofotografiya-processa-kommunikacij-pri-podgotovke-regulirovanie-deyatelnosti-personala-upravleniya.html
tablica-4112-4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti.html
tablica-414-4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti.html
tablica-42-otchet-po-pervoj-proizvodstvennoj-praktike-soderzhanie.html
tablica-421-4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti.html
tablica-43-m-i-govorun-v-r-gofman-v-e-parfenov-kohleopatii-sankt-peterburg-2003-bbk-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-ocenka-nadezhnosti-i-validnosti-testovih-zadanij-po-subtestu-chtenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-p-belogrudova-inostrannie-yaziki-v-shkole-2005-s-6-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-9-klass.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sedmaya-planeta-solnechnoj-sistemi-uran.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-razrabotka-raspredelennih-sistem-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-vidi-vneklassnoj-vneurochnoj-proektnoj-deyatelnosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-b-m-gasparov-yazik-pamyat-obraz.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-s-g-e--pop-ya-pryatrpknpgti-lpya-aktivizaciya-pryamih-inostrannih-investicij-v-regione.html
  • college.bystrickaya.ru/-priklyuchencheskij-roman-lezvie-britvi-podnimaet-problemi-izucheniya-vozmozhnostej-cheloveka-stranica-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-sovershenstvovanie-sistemi-vospitaniya-programma-razvitiya-mou-provodnikovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-oformlyaetsya-soglasno-trebovaniyam-utverzhdyonnim-prorektorom-po-nauchnoj-rabote-fgbou-vpo-iglu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/husainov-a-sh-teoriya-avtomobilya-konspekt-lekcij-a-sh-husainov-v-v-selifonov-ulyanovsk-ulgtu-2008-121-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/etyud-o-bejle.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-sushnost-soderzhanie-principi-i-naznachenie-upravlencheskogo-ucheta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-v-ozhidaemie-rezultati-realizacii-strategii-strategiya-razvitiya-selskohozyajstvennogo-mashinostroeniya-rossii-na-period.html
  • student.bystrickaya.ru/33-kommunikacionnie-bareri-i-ih-znachenie-v-rabote-oao-ak-bars-med.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihicheskaya-samoregulyaciya-v-rabote-prepodavatelej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-tvkorchagina-mptretyakova-sa-shilovskaya-inrausova-mkhashanskaya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/-22-istoriya-sozdaniya-nepodvizhnih-flotskih-pravoslavnih-hramov-i-ih-rol-hramov-v-hranenii-preumnozhenii-tradicij.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomaticheskaya-akademiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-industrialnogo-obshestva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-novoj-istorii-stran-evropi-i-ameriki-dlya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-otechestvennaya-istoriya-specialnost-230102-65-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/dvizhenie-elektronov-otklonyayushie-sistemi-elt-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-yuridicheskij-analiz-sostava-prav-peredannih-gosudarstvennomu-zakazchiku-na-rezultati-intellektualnoj-deyatelnosti-po-dogovoru-er0313-ot-18-avgusta-2003-goda-ispolnitel-ooo-usp-kompyulink.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/socialnoe-partnerstvo-kak-innovacionnaya-sostavlyayushaya-formirovaniya-sovremennogo-specialista.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-n-romanenko-rasskazi-o-knigah-i-bibliotekah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18disciplina-menedzhment-federalnij-internet-ekzamen-v-sfere-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-l-u-zh-e-b-n-i-e-ch-a-s-t-i-r-e-ch-i-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-russkomu-yaziku-pri-postuplenii-v-uchrezhdenie-obrazovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/01-02-zarubezhnaya-literatura-rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ukazannih-problem-vozmozhno-pri-ispolzovanii-na-predpriyatiyah-polnostyu-ili-chastichno-avtomatizirovannih-sistem-analiticheskogo-kontrolya-asak.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-poezda-ukrzalznic-novosti-transporta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oficialno-vremya-novostej-po-materialam-informagentstv-i-sobstvennoj-informacii-03022006-18-str-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rizhskij-vokzal.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnotematicheskij-plan-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-521000-psihologiya-po-specialnosti-020400.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-osvobozhdenie-nepremenno-najdetsya-hotya-bi-odin-slushatel-kotorij-otkliknetsya-kak-neuzheli-i-vi-tozhe-ya-to.html
  • lesson.bystrickaya.ru/suhomlinskij-v-a-rozhdenie-grazhdanina-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.