.RU

Статья Цели настоящего Федерального закона



Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы

проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в Федеральный закон «О естественных монополиях (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №34 ст.3426) следующие изменения и дополнения.

1. Изложить главу I в следующей редакции:

«Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей (пользователей) и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для пользователей и эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, пользователи, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 3. Определения основных понятий


Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором спрос на этом рынке удовлетворяется в условиях ограниченной конкуренции в силу особенностей производства, связанных с использованием инфраструктуры, в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность в сфере (ах) естественных монополий и занимающий на соответствующих товарных рынках доминирующее положение, которое в том числе может возникать (усиливаться) вследствие владения, пользования, распоряжения инфраструктурой (объектом инфраструктуры) или иного использования инфраструктуры (объекта инфраструктуры);

инфраструктура – организационно и имущественно обособленный комплекс технологически взаимосвязанных объектов, с использованием которого (которых) осуществляется деятельность в сферах естественных монополий и с использованием которого (которых) оказываются услуги пользователям (потребителям).

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии для конечного использования;

пользователь – хозяйствующий субъект, производящий (реализующий) определенный товар, в отношении которого он получает услугу у субъекта естественной монополии

и (или) хозяйствующий субъект, производящий (реализующий) определенный товар, в отношении которого он получает услугу с использованием инфраструктуры (объекта инфраструктуры),

и (или) субъект естественной монополии, взаимодействующий в соответствующей сфере естественной монополии с другим субъектом естественной монополии,

и (или) потребитель.

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующий субъект», «дискриминационные условия», «доминирующее положение», «группа лиц» и иные понятия применяются соответственно в значениях, указанных Федеральном законе «О защите конкуренции».

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

услуги по организации воздушного движения

услуги централизованного водоснабжения и водоотведения.

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.

4. В отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, применяются установленные настоящим Федеральным законом регулирование и (или) контроль.

5. Хозяйствующий субъект, в отношении которого по результатам анализа состояния конкуренции установлено наличие доминирующего положения на товарном рынке в сферах естественных монополий, указанных в части 1 настоящей статьи, включается в соответствующий раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), в порядке установленном антимонопольным законодательством.

6. Субъект естественной монополии может быть исключен из Реестра, если на основании его ходатайства, по инициативе органа регулирования или контроля или обращения иных лиц по результатам анализа рынка будет выявлено отсутствие у такого субъекта доминирующего положения на рынке.»

Статья 5. Основные принципы регулирования и (или) контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Регулирование и (или) контроль деятельности субъектов естественных осуществляется с соблюдением следующих принципов:

1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;

3) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;

4) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) условиям экономической эффективности, надежности, качества услуг, оказываемых в сферах естественных монополий;

5) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов;

6) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций;

7) снижение барьеров доступа на рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;

8) соблюдения субъектами естественных монополий правил недискриминационного доступа в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства;

9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;

10) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность.

2. Изложить главу II в следующей редакции:

«Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

^ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Статья 6. Метод регулирования тарифов субъектов естественных монополий

Органы регулирования естественных монополий применяет ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля обоснованности цен (тарифов), утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий антимонопольный орган осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов пользователей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

2. Сделки в отношении субъектов естественных монополий или с участием субъектов естественных монополий по созданию, реорганизации, присоединению, слиянию, сделки с акциями (долями), имуществом, крупными инвестициями субъектов естественных монополий в иные, чем сферы естественных монополий, осуществляются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными пользователями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары, за исключением случаев, если такие пользователи включены в перечень лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, которым субъект естественной монополии не вправе отказать в заключении договора вне зависимости от наличия или отсутствия возможности произвести (реализовать) указанные товары.

Субъект естественной монополии обязан обосновать отсутствие у него возможности произвести (реализовать) товар, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым с использованием инфраструктуры (объектов инфраструктуры), в отношении которых применяется регулирование и (или) контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

4. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Ведение раздельного учета доходов и расходов субъекта естественной монополии по видам деятельности осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

5. В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов пользователей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов пользователей.

К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:

сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги);

сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);

сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;

информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;

сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.

Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с настоящим Федеральным законом к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.

Статья 8.1. Стандарты раскрытия информации

1. Стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:

доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети «Интернет»;

прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);

открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (пользователей), касающихся цены, качества, доступности, надежности);

неограниченность доступа потребителей (пользователей) к регулируемым товарам (работам, услугам);

публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).

2. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации.

В соответствии со стандартами раскрытия информации уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:

формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;

правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).

3. Контроль соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляют уполномоченные в установленном порядке Правительством Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции.

Порядок контроля соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности. Указанный порядок определяет в том числе:

распределение полномочий по контролю соблюдения стандартов раскрытия информации, включая рассмотрение жалоб и заявлений, между федеральными органами исполнительной власти;

порядок и сроки уведомления уполномоченных органов государственной власти по контролю соблюдения стандартов раскрытия информации об источниках опубликования информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;

порядок рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий и (или) третьих лиц уполномоченными органами государственной власти по контролю стандартов раскрытия информации об изменении применения конкретным субъектом естественной монополии утвержденных в установленном порядке форм и (или) периодичности предоставления информации, подлежащей свободному доступу;

порядок и основания отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в области регулирования тарифов, принятых в рамках осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, включая решения по рассмотрению жалоб, заявлений, а также ходатайств об изменении применения конкретным субъектом естественной монополии форм и (или) периодичности предоставления информации, подлежащей свободному доступу.

3. Изложить главу III в следующей редакции:

Глава III. ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ,

^ ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ


Статья 9. Органы регулирования и органы контроля естественных монополий

1. Регулирование тарифов субъектов естественных монополий осуществляется федеральным тарифным органом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования тарифов участвуют в осуществлении регулирования тарифов субъектов естественных монополий (далее - органы регулирования).

Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими тарифного регулирования определяются Правительством Российской Федерации.

2. Контроль за отношениями, возникающими на товарных рынках Российской Федерации с участием субъектов естественных монополий, пользователей, потребителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами (далее – органы контроля).

Статья 10. Функции органов регулирования и органов контроля естественных монополий

1. Федеральный тарифный орган выполняет следующие основные функции:

определяет методы ценового (тарифного) регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

устанавливает цены (тарифы) или их предельный уровень на товары субъектов естественных монополий;

принимает решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования (цен) тарифов для субъектов естественных монополий, на основе анализа соответствующего товарного рынка;

осуществляют контроль соблюдения субъектами естественных монополий показателей объема, надежности, качества и эффективности, учтённых федеральным тарифным органом при принятии решения о применении методов регулирования,

рассматривает разногласия по вопросам установления и применения тарифов;

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

в соответствии со своей компетенцией выявляет нарушения настоящего Федерального закона, принимает меры по прекращению этих нарушений и привлекает к ответственности за такие нарушения.

2. Органы контроля в соответствии с настоящим законом и Федеральным законом «О защите конкуренции» осуществляют контроль отношений на товарных рынках Российской Федерации с участием субъектов естественных монополий, пользователей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Орган контроля с учетом особенностей антимонопольного контроля в сфере применения настоящего Федерального закона выполняет следующие функции:

формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (в том числе, на основе предложений федерального тарифного органа, органов тарифного регулирования субъектов РФ и органов местного самоуправления);

подготавливает на основании анализа соответствующего товарного рынка заключения о переходе сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка и о необходимости прекращения регулирования в этой сфере;

контролирует процедуры передачи в пользование основных средств субъектов естественных монополий;

осуществляет государственный контроль сделок с участием или в отношении субъектов естественных монополий в порядке, установленном антимонопольным законодательством;

контролирует соблюдение установленных процедур закупок для нужд естественных монополий;

контролирует соблюдение требований недискриминационного доступа к инфраструктуре и/или на рынки услуг естественных монополий, а также недискриминационности оказания услуг субъектами естественных монополий;

контролирует процедуры отбора организаций, осуществляющих технический, технологический или финансовый аудит деятельности субъектов естественных монополий;

рассматривает нарушения установленного порядка ценообразования;

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;

в соответствии со своей компетенцией выявляет и пресекает нарушения настоящего Федерального закона, привлекает к ответственности за такие нарушения.

Статья 11. Полномочия органов регулирования и органов контроля естественных монополий

1. Федеральный тарифный орган в соответствии со своей компетенцией осуществляет следующие полномочия:

на основе анализа соответствующего товарного рынка принимает обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, изменении или о прекращении тарифного регулирования;

устанавливает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;

дает разъяснения по вопросам применения регулируемых цен (тарифов);

направляет субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона в части тарифного регулирования, в том числе об устранении их последствий;

привлекает к ответственности за нарушение настоящего Федерального закона в части тарифного регулирования коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении законодательства о естественных монополиях в части тарифного регулирования, о привлечении к ответственности лиц, допустивших такое нарушение, о понуждении к исполнению решений и предписаний федерального тарифного органа;

участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением законодательства о естественных монополиях в части тарифного регулирования;

проводит проверку соблюдения законодательства о естественных монополиях в части тарифного регулирования коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;

осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

2. Орган контроля в соответствии со своей компетенцией осуществляет следующие полномочия:

на основании обращений хозяйствующих субъектов, федерального тарифного органа, иных лиц, либо по собственной инициативе принимает по результатам анализа соответствующего товарного рынка решения о включении хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в одной из сфер, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, в Реестр либо об исключении из него;

принимает обязательные для субъектов естественных монополий решения о заключении договоров с пользователями (потребителями), подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений;

принимает решения по сделкам, предусмотренным статьей 7 настоящего Федерального закона;

направляет органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

осуществлять иные полномочия, установленные Федеральным законом «О защите конкуренции», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. Изложить главу IV в следующей редакции:

«Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ УСТАНОВЛЕНИЕМ

Статья 12. Методы ценового (тарифного) регулирования

Федеральный тарифный орган применяет следующие методы ценового (тарифного) регулирования:

установление цен (тарифов) или их предельного (максимального и (или) минимального) уровня;

индексация цен (тарифов);

установление цен (тарифов) или их предельного уровня, исходя из цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий на сопоставимых рынках;

метод доходности инвестированного капитала;

Статья 13. Основания для принятия федеральным органом тарифного регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования

Федеральный орган тарифного регулирования субъектов естественных монополий принимает решение о введении, изменении или прекращении тарифного регулирования а также о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа соответствующего товарного рынка, а также анализа хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание следующие показатели:

объем производства (реализации) товаров (работ, услуг);

издержки производства (реализации) товаров (работ, услуг), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (работ, услуг) по различным ценам (тарифам);

конъюнктура цен на сопряженных рынках;

удаленность различных групп пользователей (потребителей) от места производства товаров;

показатели надежности, качества и эффективности производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг);

2. При принятии решения о применении методов тарифного регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии федеральный орган тарифного регулирования естественной монополии обязан:

заблаговременно информировать о дате и сроках рассмотрения вопросов по регулированию тарифов;

рассматривать информацию, предоставленную субъектом естественной монополии и (или) заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии;

обеспечить процедуру обсуждения и рассмотрения с участием субъекта естественной монополии, пользователей его услуг, заинтересованных органов власти.

Статья 13.1. Основные принципы долгосрочной тарифной политики в сферах естественной монополии

1. Основными целями долгосрочной тарифной политики являются развитие объектов инфраструктуры в сферах естественной монополии и объектов на сопряженных товарных рынках, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство производственных объектов.

2. Государственная долгосрочная тарифная политика в сферах естественной монополии основывается на следующих принципах:

расширение использования рыночных механизмов ценообразования в указанных сферах, а также механизмов саморегулирования;

повышение жизненного уровня населения и рост конкурентоспособности российских предприятий;

обеспечение доступности для пользователей, в том числе населения, стоимости товаров (услуг) естественных монополий;

применение в сферах естественной монополии механизмов ценообразования, обеспечивающих участникам рынка потенциальный уровень доходности не ниже, чем в других секторах экономики с сопоставимым уровнем рисков;

развитие механизмов содействия государства повышению инвестиционной привлекательности проектов в инфраструктурных секторах экономики (на принципах возвратности осуществляемых государственных вложений, в том числе на условиях частно-государственного партнерства, а также государственной поддержки социально-значимых, но коммерчески неокупаемых проектов);

предсказуемость долгосрочной тарифной политики и ее скоординированность с другими составляющими государственной экономической и промышленной (отраслевой) политики.

3. При принятии долгосрочных тарифных решений учитываются:

а) обоснованные при разработке долгосрочных схем и/или программ перспективного (комплексного) развития:

- экономическая эффективность инвестиционных проектов;

- необходимые затраты на функционирование и развитие субъектов естественных монополий, надёжность обеспечения и качество соответствующих товаров (услуг) для потребителей (пользователей);

- скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов инфраструктуры субъектов естественных монополий и объектов потребителей (пользователей);

- доступность для населения товаров (услуг) естественных монополий;

- обеспечение среднесрочного и перспективного баланса между производством и потреблением товаров субъектов естественных монополий, создание для этих целей достаточных пропускных способностей (мощности) инфраструктуры (объектов инфраструктуры) естественных монополий;

- приоритет новых высокоэффективных технологических решений при реализации инвестиционных проектов;

- скоординированное развитие магистральной и распределительной инфраструктуры в сферах естественных монополий;

- скоординированное развитие инфраструктуры естественных монополий и производственных объектов в сопряженных сферах;

б) скоординированность долгосрочных схем и/или программ перспективного (комплексного) развития и инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

в) публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений.

4. Долгосрочные цены (тарифы) на товары субъектов естественных монополий могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими субъектами показателей эффективности, надежности и качества поставляемых товаров, обоснованных в схемах и программах перспективного (комплексного) развития.

5. В целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими функции в области регулирования цен (тарифов), органами власти, отвечающими за долгосрочное развитие, субъектом естественной монополии, осуществляющим регулируемые виды деятельности, инвестором заключается соглашение (регуляторный контракт), определяющие права и обязанности сторон.

6. Правительство Российской Федерации устанавливает:

порядок закрепления зависимости цен от исполнения заданных параметров экономической эффективности, надёжности и качества, обоснованных в схемах и программах перспективного (комплексного) развития;

типовые формы соглашений, определяющие права и обязанности уполномоченных органов власти, субъектов естественных монополий, инвесторов;

правила разработки и утверждения схем и программ перспективного (комплексного) развития.

Статья 14. Право доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий

1. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования и органы контроля, их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий.

2. Субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования и органов контроля предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования и органами контроля функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования и органом контроля на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

Статья 15. Информирование органами регулирования и органами контроля о принятых ими решениях

1. Органы регулирования и органы контроля обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении в Реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий.

Органы регулирования и органы контроля ежегодно публикуют доклад о своей деятельности.

2. Органы регулирования и органы контроля естественных монополий обязаны сообщать через средства массовой информации обо всех случаях применения ответственности за нарушения настоящего Федерального закона.

5. Изложить главу V в следующей редакции:

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО
^ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 16. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

1. При нарушениях настоящего Федерального закона субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования обязаны:

прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;

восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);

отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;

заключить договор с пользователем, подлежащим обязательному обслуживанию;

внести изменения в договор с пользователем ;

уплатить штраф;

возместить причиненные убытки.

2. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования.

3. Штрафы, подлежащие уплате по решению органа регулирования, перечисляются в федеральный бюджет в срок, установленный этим решением.

Статья 17. Возмещение субъектом естественной монополии убытков, причиненных нарушением настоящего Федерального закона

Если действиями (бездействием) субъекта естественной монополии, нарушающими настоящий Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 20. Возмещение убытков, причиненных субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту неправомерными решениями, действиями (бездействием) органа регулирования .


В случае, если органом регулирования принято решение с нарушением настоящего Федерального закона, в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

6. Изложить главу VI в следующей редакции:

Глава VI. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (ПРЕДПИСАНИЙ) ОРГАНАМИ

^ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, А ТАКЖЕ ПОРЯДОК

ИСПОЛНЕНИЯ И ОБЖАЛОВАНИЯ ЭТИХ РЕШЕНИЙ

Статья 21. Порядок принятия органами регулирования решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий

1. Решения по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий принимаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы, касающиеся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии, могут быть рассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов.

Орган регулирования принимает решение по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования, руководствуясь материалами анализа, проведенного по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Орган регулирования утверждает перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов.

Представитель субъекта естественной монополии, пользователи или их представители вправе присутствовать при рассмотрении соответствующим органом регулирования вопросов, касающихся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности данного субъекта естественной монополии. О дате рассмотрения субъект естественной монополии, пользователи или их представители должны быть заранее уведомлены соответствующим органом регулирования.

Орган регулирования принимает решение об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии с учетом реализации демонополизации сфер естественных монополий.

2. Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее двух месяцев со дня поступления предложения. По решению органа регулирования срок принятия решения может быть продлён до шести месяцев. При этом решение о продлении срока рассмотрения, решение об отказе или о частичном отказе от принятия внесенного предложения должны быть мотивированы.

Статья 22. Основания для рассмотрения органами регулирования и органами контроля дел о нарушениях настоящего Федерального закона

1. Органы регулирования и органы контроля в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о нарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решения.

2. Основаниями для рассмотрения дел служат заявления субъектов естественных монополий (их руководителей), пользователей, общественных организаций пользователей, их ассоциаций и союзов, , представления органов исполнительной власти (их должностных лиц), органов местного самоуправления (их должностных лиц) и прокуратуры.

3. Органы регулирования и органы контроля вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании сообщений средств массовой информации и иных имеющихся в их распоряжении материалов, свидетельствующих о нарушениях настоящего Федерального закона.

Статья 23. Порядок рассмотрения органами регулирования и органами контроля дел о нарушениях настоящего Федерального закона и принятия по ним решений

1. Порядок рассмотрения органами регулирования и органами контроля дел о нарушениях настоящего Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решения, принятые органами регулирования и органами контроля по результатам рассмотрения дела, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Предписания, выданные на основании принятых решений, направляются заинтересованным лицам в тот же срок.

3. Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.

Статья 24. Порядок исполнения решений (предписаний) органов регулирования и органов контроля естественных монополий

1. Решения (предписания) органов регулирования и органов контроля исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения.

2. В случае неисполнения органами исполнительной власти или органами местного самоуправления решений (предписаний) об отмене или об изменении актов, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, либо о восстановлении первоначального положения органы регулирования и органы контроля вправе обратиться в суд с иском о признании данных актов недействительными (полностью или частично) и (или) о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

3. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор органы регулирования и органы контроля вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменений в заключенный договор.

4. При неисполнении субъектами естественных монополий предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения настоящего Федерального закона, органы регулирования и органы контроля вправе предъявить в суд иск о взыскании необоснованно полученной прибыли.

Статья 25. Порядок обжалования решений (предписаний) органов регулирования и органов контроля

1. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), пользователи, общественные организации пользователей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования и органов контроля в случае несоответствия их настоящему Федеральному закону.

2. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования и органа контроля, вынесенного по результатам рассмотрения дела о нарушении настоящего Федерального закона, на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Условия формирования федеральных органов исполнительной власти по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий

Федеральные органы исполнительной власти по регулированию и контролю естественных монополий формируются в пределах расходов, предусмотренных бюджетом на содержание государственного аппарата.

Статья 27. О введении настоящего Федерального закона в действие

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

3. До реализации мероприятий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, считать действующий Реестр субъектов естественных монополий составной частью Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов

Статья 2. Внести следующие изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006г., №31(1ч.), ст.3434)

1. Внести следующие изменения в статью 23:

а) в абзаце «н» пункта 2 части 1 после слов «предусмотренные предписанием действия» слова «о разделении естественно монопольных и потенциально-конкурентных видов деятельности» и далее по тексту абзаца;

б) в пункте 3 части 2 после слов «устранению конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц».

2. Внести следующие изменения в часть 1 статьи 15:

а) после слов «устранению конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»

б) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (тарифообразования).».

3. Внести следующие изменения в статью 16:

а) в абзаце 1 после слов «устранению конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»

б) дополнить 16 пунктом 5 следующего содержания:

«5. нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (тарифообразования).»

4. Статью 28 дополнить пунктами следующего содержания:

9) совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

10) осуществление инвестиций субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые превышают 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

11) получение в собственность, пользование или во владение, сдача в аренду или совершение иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.».

5. Внести следующие изменения в статью 33 :

а). Пункт 1 части 2 после слов «ограничению конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»;

б). Пункт 2 части 2 после слов «(группы лиц)» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»;

в). Пункт 5 после слов «.. иного действия)» и слов «об ограничении конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»;

г). В части 7 после слов «ограничению конкуренции» дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц».

8. Внести следующие изменения в статью 34 :

а). В частях 2, 4 после слов «..доминирующего положения « дополнить словами «сдерживанию экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, ущемлению субъектом естественной монополии интересов других лиц»;

б). В части 4 слова « в пункте 5» заменить на слова « пунктах 5, 7 и 8».

tema-73-etika-aristotelya-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
tema-79-vneshnyaya-politika-rossijskoj-federacii-posobie-dlya-postupayushih-v-vuzi.html
tema-7obzor-sistemi-linux-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
tema-8-9-besplodnij-brak-eko-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-prepodavatelej-po-akusherstvu-i-ginekologii-vi.html
tema-8-amortizaciya-osnovnih-sredstv-utverzhdayu.html
tema-8-audit-v-usloviyah-kompyuternoj-obrabotki-dannih-1-sushnost-cel-i-znachenie-audita.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladislav-lebedko-evgenij-najdenov-magicheskij-teatr-vladislava-lebedko.html
  • education.bystrickaya.ru/3-videoregistraciya-1-avtomatizirovannie-rabochie-mesta-komplekt.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-oobshayai-racionalnaya-grammatika-por-royalya-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/somneniya-reshenie-zadach-na-vichislenie-ploshadej-ploskih-figur.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-lekarstvo-protiv-morshin-hozyain-yantarya-aleksandr-shakilov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-po-ustrojstvu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-ts-1-tematicheskie-zadachi-ekzamenacionnie-bileti-pdd-kommentarii.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredelenie-osnovnih-parametrov-teplovoza-te-116.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-rol-kontrolya-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya-uchet-i-kontrol.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-3-gosudarstvennij-stroj-i-pravo-rusi-v-period-politicheskoj-razdroblennosti-udelnij-period-xii-xiv-vv.html
  • student.bystrickaya.ru/-proanalizirovat-teoreticheskoe-i-konceptualnoe-obosnovanie-vliyaniya-islamskogo-faktora-na-process-transformacii-obshestvenno-politicheskoj-sistemi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-dajv-loga-hranit-informaciyu-obo-vseh-aspektah-zanyatij-dajvingom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-teme-shkolnij-mel-i-interaktivnaya-doska-ekonomit-ili-s-interesom-rabotat.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-gou-co-1462-obrazovatelnaya-programma-i-programma-razvitiya-realizaciya-programmi-razvitiya-programma-razvitiya-centra-obrazovaniya-bila-rasschitana-na-2009-2011-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalibrovochnaya-krivaya-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-i-voprosi-dlya-samostoyatelnoj-podgotovki-studentov.html
  • klass.bystrickaya.ru/51144-ezhegodnoe-provedenie-konkursov-na-luchshuyu-organizaciyu-voenno-sportivnoj-raboti-s-nesovershennoletnimi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-literatura.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znaki-agni-jogi-stranica-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organami-prokuraturi-na-postoyannoj-osnove-osushestvlyaetsya-nadzor-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-o-razmeshenii-zakazov-na-postavku-tovarov-okazanie-uslug-vipoln.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-kripkipro-2007-bbk-74-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-obraz-chackogo-i-problema-uma-v-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma-bilet-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/maksimalen-razmer-na-pomoshtasubsidiyata-tematichen-plan-po-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-uchebnoj-disciplini-s-voprosami-po-samokontrolyu-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-chast-10.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zabolevaemost-detej-pervogo-goda-zhizni-po-osnovnim-klassam-igruppam-boleznej-ob-osnovnih-garantiyah-prav-rebenka-v-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-po-discipline-medicinskaya-biohimiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pribitie-v-aeroport-g-nyu-jorka-razmeshenie-otdih-vechernyaya-progulka-po-manhettonu-teatralnij-brodvej-blesk-zalitoj-svetom-reklam-tajms-skver-elegantn.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-a-cvetkova-v-a-obidina-osobennosti-obitaniya-rizhej-polevki-v-lesnih-ekosistemah-prihoperya.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-stranovedenie-anglogovoryashih-stran-kak-sredstvo-profilizacii-obucheniya-kapaeva-o-g-boldareva-o-v.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-iskusstvo-nachinaetsya-s-mifa.html
  • letter.bystrickaya.ru/nevipolnima-potomu-chto-ne-hotite-yanush-korchak-kak-lyubit-rebenka.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-proekt-bilding-sad-opit-realizacii-proekta-v-moskovskoj-i-samarskoj-oblastyah.html
  • control.bystrickaya.ru/dmitrij-gromov-put-proklyatih-vampiri-put-proklyatih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-22-peremeshenie-transportnih-sredstv-statya-tamozhennoe-regulirovanie-i-tamozhennoe-delo-v-rossijskoj-federacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.