.RU

Святитель Николай Сербский индийские письма - страница 9


168 Царица Милица (преподобная Евгения, в схиме Евфросиния, ок. 1350–1405; память 19 июля / 1 августа) — супруга святого князя Лазаря и мать святого Стефана Лазаревича (ок. 1377–1427; память 19 июля / 1 августа), правителей Сербии. Происходила из династии Неманичей, была образованна, добродетельна и благочестива, возводила храмы и монастыри. На Косовской битве ее царственный супруг Лазарь героически погиб, Милица осталась вдовой и единственной правительницей Сербии, стремительно порабощаемой Турцией. Она приняла монашество, но по малолетству своего сына, наследника трона, семь лет правила страной. Остаток своих дней царица Милица, преподобная Евгения-Евфросиния, провела в иноческих подвигах в своей задушбине, монастыре Любостыня, где она собрала вдов косовских воинов. Святые мощи ее прославились обильным мироточением.

169 ^ Княгиня Любица — жена сербского правителя Милоша Обреновича. Похоронена в монастыре Крушедол на Фрушка-горе в Воеводине. В ее дворце (конаке), воздвигнутом в 1829–1831 годах, ныне располагаются белградский музей и концертный зал.

170 В 1875 году Сербия объявила войну Турции, в 1877–1878 началась русско-турецкая война, результатом этих войн стала полная независимость Сербии. В 1912–1913 годы сербы воевали в первой Балканской войне, итогом которой стала утрата Турцией всех ее европейских территорий и увеличение сербских территорий почти вдвое, в 1913 году — во Второй балканской войне. В 1914 году Сербия была оккупирована Австро-Венгрией и до самого распада последней, произошедшего в 1918 году, вела с ней партизанскую войну.

171 ^ Девица косовская воспевается в эпическом сказании о Косовской битве. Она провожала сербских воинов на битву, а после сражения обходила поле и искала оставшихся в живых, чтобы облегчить им страдания.

172 Коломбо — столица Цейлона, с 1972 года называемого Шри-Ланкой. Христиане составляют 7 % населения Цейлона, по большей части это католики, 67 % — буддисты, индуистов 17,5 %, мусульман 7 %.

173 Только в одной из биографий Будды Шакьямуни насчитывается 550 его перерождений: 83 раза он рождался святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, был также шудрой, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п. (см.: Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 1. С. 183–185).

174 В буддизме нет общепринятого мнения относительно количества будд, предшествовавших Гаутаме. По одним версиям, было шестеро будд, по другим — целых 24 поколения будд, по третьим — тысячи поколений будд.

175 ^ Богомольческое движение было основано в Сербии самим святителем Николаем, автором настоящей книги. Сербия впервые свободно вздохнула после многовекового порабощения лишь в 1918 году, когда после свержения турецкого ига избавилась и от австрийской оккупации. В 1920 году епископом Охридским был назначен будущий святитель Николай. «Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»)…

Далеко не в каждом сербском и македонском селении была в то время церковь, что являлось последствием многовекового турецкого владычества. Из некоторых высокогорных сел крестьяне редко выкраивали время, чтобы добрести до ближайшего храма, зачастую находившегося за много верст от них. В таких селах владыка Николай ставил крепких в вере народных старейшин, постоянно объединявших крестьян для совместных походов в церковь, а в промежутках между такими походами собиравших их в хатах на своеобразные христианские вечера, где читалось Священное Писание, пелись божественные песни…

Православное народное движение, распространившееся усердием владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь» (Прийма И. Жизнеописание святителя Николая Сербского // Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. М., 2002. С. 15–16).

176 Преподобные Варлаам, царевич Индийский Иоасаф и отец его царь Авенир (память их 19 ноября / 2 декабря) жили в IV веке. В царствование Авенира христианство стало сильно распространяться в Индии, христианами стали многие слуги царя, и даже его друг и советник стал монахом и оставил его, удалившись в пустыню. Разгневанный царь начал гонение на христиан, чтобы пытками заставить их отречься от своей веры. Когда у Авенира рождается сын Иоасаф, его держат взаперти, не выпуская из дворца, чтобы оградить от христиан. По Божественному откровению об Иоасафе узнает монах-отшельник Варлаам, подвизавшийся в далекой месопотамской Сенаарской (Сеноридской) пустыне. Он отправляется в Индию в царский дворец и под видом купца предлагает с помощью чудесного камня исцелить царевича от сердечной тоски. Камнем этим была вера Христова. Научив царевича истинам слова Божия и окрестив его, Варлаам возвращается в пустыню. Разгневанный отец приказывает найти отшельника, чтобы вынудить его перед лицом царевича отречься от своей веры. Однако Иоасаф уже был настолько утвержден в христианстве, что обратил и самого отца, и все их царство. После смерти Авенира Иоасаф оставляет царский престол и уходит в далекую Месопотамию на поиски дорогого ему старца. Два года он ищет его, претерпевая трудные испытания суровой пустыни, и наконец находит в уединенной пещере. Столетний пустынник оставляет царевича с собой и вскоре отходит ко Господу, проведя в подвиге отшельничества 70 лет. Царевич Иоасаф остается в пещере старца и 35 лет до самой своей кончины продолжает его подвиг. О его кончине сообщает индийскому царю Варахии некий отшельник, царь отправляется в пустыню и находит в пещере нетленные благоуханные тела обоих подвижников. Он переносит их в Индию и хоронит в церкви, некогда построенной самим царевичем Иоасафом.

177 ^ Великомученик Прокопий († 303; память 8/21 июля) был римским военачальником по имени Неаний. Император Диоклетиан воздвиг в 303 году новое гонение на христиан и послал его проконсулом в Александрию для истребления христиан. По пути Неанию было видение креста на небе, при этом он услышал слова, как некогда услышал гонитель христиан Савл, направлявшийся в Дамаск: «Неаний, и ты гонишь Меня?».— «Кто Ты, Господи?» — спросил он.— «Аз есмь распятый Иисус, Сын Божий». Так Неаний уверовал во Христа и стал ревностным христианином. За это он был заключен в темницу в Кесарии Палестинской, по жалобе собственной матери. После страшных пыток ночью явился ему в темнице Сам Христос со святыми Ангелами и крестил его с именем Прокопий. Много раз святого пытали, вынуждая отречься от Христа, но он мужественно переносил все мучения. Видя его стойкость и непоколебимость, во Христа уверовали стражи и римские солдаты со своими начальниками, двенадцать женщин и среди них раскаявшаяся мать. Прокопий вдохновлял их идти на страдания за Христа с радостью, как на брачный пир. Все они были казнены. Именем святого Прокопия благословляются молодожены, этим они призываются к тому, чтобы стремиться стяжать венцы Небесного Царствия с такой же ревностью, с какой стремился к этому он. Это благословение произносится в конце чина венчания перед пением молодым «Многая лета»: «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей, равноапостолов Константина и Елены, святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

178 Турецкие султаны начали взимать дань с Сербии с 1375 года, затем она попала в вассальную зависимость от Турции, а в 1459 году, через 6 лет после захвата Константинополя, полностью утратила самостоятельность: стала турецкой провинцией, пашалыком, разделенным на санджуки. Сербы существовали в едва выносимых условиях. В 1830 году Сербия снова стала самоуправляющимся княжеством, оставаясь при этом вассалом Турции, и только в результате русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в которой Сербия воевала на стороне России, она получила полную политическую независимость.

179 ^ Монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона расположен на юго-западном побережье Святой Горы Афон между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские монахи появились на Афоне уже вскоре после крещения Руси, при святом равноапостольном князе Владимире, и им был передан опустевший греческий монастырь Ксилургу. Русская братия переселилась в Свято-Пантелеимонов монастырь в конце XVIII века. Особенно много русских иноков было на Афоне в начале ХХ века: 3600 из 7500 афонских монахов. Некоторое время Россия играла особую роль на Афоне: после его освобождения от турок на Лондонской конференции в 1912 году Святая Гора была провозглашена независимым государством, находящимся под покровительством России, однако в 1923 году была присоединена к Греции.

180 ^ Святая Гора Афон — это целая монашеская республика. Для управления ею создан специальный орган — протат. В него входят представители всех двадцати монастырей. Протат располагается в монашеском городке Карея, в самом центре Афонского полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы Афон. В Карее до сих пор сохранилась древняя келлия святого Саввы Сербского, называемая Типикарницей.

181 Царьград — Константинополь.

182 См.: Иер. 10, 10; Ин. 14, 6; 1 Ин. 5, 6.

183 См.: Втор. 3, 24; 1 Кор. 8, 5.

184 См.: Кол. 2, 8.

185 См.: кондак «Со святыми упокой…», глас 8, из чинопоследования панихиды.

186 Речь идет о тройке божеств в египетской мифологии. Осирис — бог производительных сил природы, царь загробного мира; Исис (Исида) — богиня плодородия, сестра и одновременно супруга Осириса, символ женственности и семейной верности; Хорус (Гор) — бог света. Согласно мифу, Гор — сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, коварно убитого его братом и с помощью магических заклинаний оживленного Исидой.

187 См.: Мф. 24, 31; 1 Фес. 4, 16.

188 Ксиропотам (греч. «сухой поток») — один из двадцати святогорских монастырей, расположен на юго-восточном склоне Святой Горы. Соборный храм монастыря посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников. Обитель Ксиропотам впервые упоминается в V веке. В XIII веке ее посетил константинопольский император Михаил VIII Палеолог (1259–1282), в 1274 году подписавший Лионскую унию с католиками. Он склонил братию к принятию этой унии. Но во время служения католической мессы началось сильное землетрясение, и монастырь был разрушен до основания. Отступники погибли под развалинами, а император успел бежать. Монастырь Ксиропотам расположен близко от единственной святогорской пристани, называемой Дафни,— всего в двух часах ходьбы. Это один из святогорских монастырей, поныне поминающих святых Симеона и Савву Сербских как своих ктиторов.


1 * Священный Синод Русской Православной Церкви 6 октября 2003 года постановил включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя святителя Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского, с установлением его памяти 20 апреля. «Индийские письма» были написаны святителем Николаем в первом его заточении, в монастыре Любостыня, где немцы держали его под стражей с июля 1941-го до декабря 1942 года.— Ред.

2 * «Сведения по истории сербского народа, которые дают наши средние учебные заведения, отличаются крайней скудостью; принятые в них учебники уделяют этой истории едва ли каких-нибудь десять страниц. Поэтому наше общество располагает гораздо более обширным запасом сведений и имеет гораздо более ясное и правильное представление о немцах, французах, англичанах, о древних греках, скифах и персах, чем о чистейшем славянском, родственном русскому по происхождению, по языку и по религии народе сербском. Между тем знание сербской истории нисколько не менее важно, чем знание истории древних греков и римлян, немецкой и французской. …Знание сербской истории даже более важно, чем знание всякой иной истории, так как и то, что нам родственнее и ближе по существу, должно быть нам и лучше известно…» (Войнович Д. История сербского народа. История Зеты и Черногории // История Сербии и Черногории. М., 2002. С. 34).

Эти слова были написаны в 1903 году, и поразительно, что за сто прошедших с той поры лет они нисколько не утратили своей актуальности: советская система образования тоже недостаточно освещала сербский феномен европейской истории и культуры, и сейчас, в начале XXI века, в России так же мало известно о Сербии, как и в начале ХХ.— Ред.

3 * ^ Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М., 1999. С. 200.— Ред.

4 * Малабар находится на юге Индии. Это княжество с главным городом Траванкор. Тут проживает около четверти миллиона христиан, которые не являются ни римокатоликами, ни протестантами. Называют они себя православными, хотя в их учении содержатся некоторые еретические примеси2. Они считают Диоскора3 святым. Вообще говоря, они большие ревнители христианской веры и весьма милые и добродушные люди.

(Все подстрочные примечания принадлежат святителю Николаю Сербскому. Примечания издателей вынесены в конец книги. Святые, дни памяти которых приведены в настоящей книге, внесены в месяцеслов Русской Православной Церкви. Собор сербских святителей празднуется 30 августа / 12 сентября; многие сербские святые были афонскими монахами, и ко дню их памяти добавляется также день Недели второй по Пятидесятнице — собор святых, просиявших в подвигах на Святой Афонской Горе.— Ред.)

5  * Лотос — цветок, любимый в Индии и часто упоминаемый в индийских священных книгах. Цветет он над водой и бывает разных оттенков. Есть статуи Будды, где Будда изображен сидящим на цветке лотоса скрестив ноги.

6  * Бенарес считается священным городом в Индии. В нем много храмов, посвященных многим божествам. Расположен он у впадения Ганга в море. Это такое же место паломничества для индийцев, как Мекка для мусульман.

7 * ^ Брамины, кшатрии, вайшьи и шудры — четыре касты, на которые индийский народ поделен с незапамятных времен. Брамины — носители и толкователи философской мудрости. Они высшая каста. Часто брамины бывают беднее шудры, но все же, когда даже самый бедный брамин появляется в обществе, ему отдают почесть первенства и перед ним все встают, даже князья. Кшатрии — военная каста. Они наследуют это звание. Они стражи и защитники народа и отчизны. Вайшьи — торговцы и трудовые люди. Шудры — низшая каста, с ними люди высших каст не едят за одним столом, но ведут с ними дела и дружат. Шудры в основном земледельцы. Они потомки покоренных народов, населявших Индию до прихода индоевропейцев.

8 * Кашмир — северная окраина Индии, расположенная на склонах высоких гор. Будучи горцами, кашмирцы здоровы и статны. Чаще всего они занимаются скотоводством. В мире славятся кашмирские овцы и кашмирская шерсть. Из кашмирской шерсти на английских фабриках изготавливают самые изысканные ткани.

9   * ^ Богиня Кали весьма почитаема во всей Индии. У нее есть свои храмы. Ей приносят ежедневные жертвы. Миллионы человеческих существ призывают ее на помощь специальными молитвами и песнопениями. Она одна из жен злого бога Шивы. Некоторые считают богиню Кали доброй и милостивой, а некоторые, наоборот, защитницей всех воров и разбойников. Ее именем назван самый большой в Индии город, Калькутта. Это означает «Уголок Кали» [Калин кут (серб.)] или «Дом Кали». Слово «кут» санскритского происхождения и употребляется в сербском языке в том же значении: «кут» [угол], «кутич», «куча» [дом], «кучиште» [земля вокруг дома].

10  * Аллахабад — город в Центральной Индии на берегу Ганга. Большие религиозные празднества устраиваются в этом городе каждый год. Особенно известен «праздник свечей» в честь богини Кали, жены бога Шивы.

11 ** «Ты это я, я это ты» — это выражение часто употребляется в Индии. Им хотят показать иногда единение одного человеческого существа с другим, а иногда единение человека с каким-нибудь божеством. В песнях и молитвах богу Кришне это выражение употребляется часто.

12 *** Индусы считают Ганг священной рекой. Таковой считается и река Джумна, однако в меньшей степени, чем Ганг.

13  * Мокша означает успокоение души, которое человек стяжает путем отрешения от всего земного и мирского. Когда человек умертвит всякое свое желание чего бы то ни было земного, его душа приходит в состояние полного успокоения, или мокши.

14  * Бхагавад-гита — одна из самых крупных индийских эпопей Махабхараты. «Бхагавад-гита» означает «божественная песня». В настоящее время — это самое ясное изложение брахманской веры.

15 ** ^ Шлока означает строфу из Веданты, индийской священной книги. Вся Веданта разделена на шлоки.

16 *** Бхикшу означает «странствующий монах», который учит народ и живет подаянием

17 **** ^ Тантры и мантры — это молитвы, которые знают и читают в храмах и монастырях. В тибетских буддийских монастырях тантры и мантры записаны на каменных плитах или деревянных досках. Когда кто-нибудь просит прочитать для него все 500 плит или досок с тантрами и мантрами, тогда каждый монах берет по одной или по две таких плит или досок и все одновременно читают. Так успевают в короткое время прочитать столько молитв, сколько один монах не мог бы прочесть в течение месяцев.

18 * Кришна считается в Индии богом, часто появляющимся в образе человека. Он бог воинственный, помогающий вою­ющим или уничтожающий их. Он явился королю Арджуне на поле боя и продиктовал ему целую Бхагавад-гиту. Жена Кришны зовется Радхой. Кришна считается особенным защитни­ком пастухов. Кришну и его мифические поступки, совершенные им среди людей, особенно воспел один слепой поэт по имени Шур Даш.

19 * Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает. Душа носитель жизни, потому она и называется на санскрите жива или джива. Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

20 ** Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей.

21 * Сати — костер. По древнейшему индийскому закону вдова сжигается заживо на костре вместе со своим умершим мужем. Некоторые индийские махараджи запрещали сати, но без особого успеха. Лорд Бентик49, будучи вице-королем Индии, принял строгий закон против сати. Этот закон ужесточали несколько раз в течение XIX века, и это привело к тому, что количество самосожжений уменьшилось, но они не вышли из обычая.

22 ** ^ Агни — бог огня. Само слово «агни» означает «огонь», и «огонь» — «агни».

23 *** Сита — жена Рамы. В отсутствие короля Рамы чужестранцы уводят его супругу далеко на Цейлон. Рама с армией людей и обезьян идет на бой против похитителей Ситы. Ценой больших усилий и жертв Рама освобождает свою верную супругу и возвращается домой. Таково содержание знаменитой индийской поэмы Рамаяна.

24  **** ^ Дхарма означает долг, неизбежный и непреодолимый. Дхарме нужно следовать без сопротивления.

25 * Самсара означает круговорот жизни. Поскольку, согласно индийской мифологии, этот мир бесконечен и вечен, то он в действительности представляет собой круговорот, из которого не могут выйти ни люди, ни боги.

26 * Девата — домашние боги. Каждый дом в Индии держит своего идола в качестве домашнего защитника. И каждое село имеет своего, причем не одного. Их деревянные или каменные статуи можно увидеть на улицах, вдоль дорог, на полях и на высотах. По верованиям индийцев, девата делают людям добро не по своей доброте, а ввиду жертв, которые люди приносят им неопустительно каждый день, будь то мукой, или мясом, или молоком, или цветами. («Полубоги, ответственные за удовлетворение различных жизненных потребностей, ублаготворенные совершением жертвоприношений, даруют все необходимое. Тот, кто наслаждается этими дарами, не предлагая их со своей стороны, несомненно является вором» (Бхагавад-гита. Глава 3, текст 12. Т. 1. С. 176–177).— Перев.).

27  * Шива, как и все мифические индийские боги, являлся людям бессчетное количество раз. Однажды он явился и великому философу Санкаре. Когда Санкара после купания в Ганге вышел на берег, какой-то пьяный шудра, шатаясь, коснулся его. А как раз прикосновение шудр к высшим кастам запрещено. Разгневанный философ стал кричать на пьяного шудру: как посмел он прикоснуться к нему? Тогда шудра ответил Санкаре, что один и тот же дух жизни обитает во всех существах и что жизнь всех существ в совокупности есть единство. Санкара удивился, услышав, что говорит ему пьяный человек из самого низкого сословия. Вдруг вместо пьяного шудры предстал перед философом сам бог Шива, и философ пал к его ногам и поклонился ему.

28 * Акбар — мусульманин, завоеватель Индии в XIII веке. «Акбар» — арабское слово и означает «победитель». Царь Акбар прославился как мудрый и умеренный правитель. Он был терпим к немусульманским верам до такой степени, что помогал строительству брахманских пагод и своими министрами назначал индусов-немусульман. Но злую славу стяжал его правнук Аурангзеб, страшный магометанский фанатик и кровопийца.

29 ** ^ Могул [Могол] — монгольский завоеватель Индии, под которым Индия горько стонала.

30  * Шакьямуни. Этим именем называется Будда. Умер около 480 года до рождения Христа.

31 * Яма — подземный бог, бог ада. Он на время принимает души умерших людей до их нового воплощения, реинкарнации в соответствии с принадлежащей каждому карме. Сербы говорят яма о проломе в земле. Очевидно, что это слово санскритское и оно имеет связь с именем подземного бога Ямы.

32  * Корова для индуса — священное животное. На коровах не пашут. Коров не режут. Мясо коров не едят. Коровьей мочой лечат многие болезни.

33 ** ^ Махатма Ганди учился в Англии. Как адвокат долгое время жил среди индийцев в Южной Африке. Вернувшись в Индию, отверг все европейское и обратился к вере своих предков. Был человеком веры не на словах только, но и в жизни. Противник силы и насилия. Воспрепятствовал многим кровавым переворотам в Индии. Признанный вождь индийского народа. Постник, молитвенник и государственник. Коза, дававшая ему молоко, и кусок ткани, в которую он одевался, были всем его имуществом.

34 * Златоуст сказал: «Если и пепел едите, а милости не имеете, ад ваш вечный дом».

35 * Пенгамбер — арабское слово, означающее «пророк». По мнению мусульман, Мухаммед — последний пенгамбер, пророк, и другого не будет. Хоть Мухаммед и записал в Коране, что Иисус, Сын Марии, будет судить мир. Следовательно, он признавал Иисуса большим себя.

36 * Аватара, по индийскому представлению,— это новая инкарнация какого-нибудь божества, некий новый мессия, который должен исправить и дополнить прежних мессий. Упоминаются многие аватары бога Вишну, бога Брахмы, бога Шивы, Индры и так далее. И о Гаутаме Будде думают, что он был аватарой. А он, Будда, предсказал Майтрею как последнего аватара.

37  * Джайнизм — это система аскезы, названная по имени своего основателя Джины. По учению Джины, каждая травка, каждый листок, каждая капля воды скрывает в себе живую чело­веческую душу. Поэтому нельзя не только убивать человека или животное, но нельзя также и дерево срубить, и листок сорвать. Это самая крайняя форма аскетизма в истории человечества. Человек должен ходить нагишом и голодать. Самоубийство путем голодания одобряется. Спасается тот, кто голодает двенадцать лет. Ради чего, спросим себя? Ради ничего. Ради уничтожения жизни. Отчаяние и пессимизм неслыханный и невиданный.

38 ** Фарси — это персы. Они имели особую веру в бога света и бога тьмы, в Ормузда и Аримана. Эти два бога находятся в постоянной борьбе, и их борьба отражается на людях. Фарси своих мертвецов не погребают и не сжигают, а оставляют голыми, лишь прикрытыми полотном, на кладбище. И птицы-хищники налетают на мертвецов и мигом съедают. Сегодняшние фарси в Индии известны как лучшие торговцы и самые ловкие деловые люди.

39 * ^ Факиры — это индийские дервиши. И ничего другого. Мучители самих себя ради ничего, или ради славы.

40  * Амулеты. Дарение и ношение амулетов в Индии — всеобщий обычай. Амулеты служат для защиты от злых духов, ведь в индийском пантеоне в действительности нет единого Бога добра, Который защитил бы добрых людей от злых богов и злых духов. Из-за этого индийцы в своих несчастьях прибегают к амулетам, колдовству и жертвам, чтобы защититься от злых духов. Они не знают о Боге, Который защитил бы их.

41 * ^ Ом, намо бхагават означает «Ом, поклонение перед божествами». Само же слово «ом» потеряло свой смысл. Чудо! Самое известное слово, и самое непонятное!

42 * Патанджали — создатель философии йоги во времена царя Ашоки, около двухсот лет до рождения Христа. Был он дворцовым брамином первого короля Сунга. Написал комментарии к одной из сутр Вед (Паннинисутре).

43 ** Санкхья — индийский философ. Жил за 400 лет до рождения Христа. Проповедал дуализм в природе. Разработал утонченную психологию человека, но совершенно убогую теологию.

44 * Колдовство в Индии так же естественно, как дыхание. И все виды колдовства преследуют «оборонительную цель». То есть с их помощью человек защищает себя от злых духов.

45  * Тримурти выражает индийскую троицу, состоящую из трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Статуя из трех их бюстов находится в Слоновой пещере близ Бомбея.

46 ** Сади — это монах особого ордена. Этот орден основал знаменитый философ Санкара в IX веке по рождении Христа. В нем имеется несколько сект. Так, одни больше почитают бога Вишну, а другие бога Шиву. Одни ходят с простым посохом, а другие с тройным. Посох называется данда. Соответственно, те, что ходят с одним посохом, называются екаданди, а с тремя посохами — триданди.

47 * ^ Рани означает «королева» или «махараджица».

48 ** Чандрагупта изгнал греков, которые во главе с Александром Македонским завоевали Пенджаб на северо-западе Индии, и основал великое и свободное индийское царство в 321 году до Рождества Христова. Город Патна был его столицей. Его внук Ашока был великим движителем индийской цивилизации. Он примкнул к буддизму и с величайшей ревностью способствовал распространению буддизма вплоть до Китая и Японии. Чалукия — основатель известной династии в 500-е годы по Р.Х. со столицей в Дарваре. Харша, «северный орел», как называют его поэты,— могущественный завоеватель и объединитель Индии в VII веке по Р.Х. Рамачандра — воспетый и популярный индийский герой. Раджпут — династия воинственная и могущественная. Правила до нашествия магометан.

49 * Атарваведа. Существуют разные Веды, например: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атарваведа, Пранаведа.

50 * Веданта и Пурана — основные книги брахманизма, а Упанишады — буддизма.

51 ** Гуру — учитель, наставник, воспитатель. Гуру — это воспитатель детей на селе. Детей, которых хотят обучить, отдают в дом гуру, они живут у него, у него питаются, у него учатся. Но гуру высшего типа — это философ, который толкует Веды зрелым людям.

52 * ^ Святой Албан. Английский святой и мученик первых веков христианства. В Англии многие храмы посвящены святому Албану.

53 * Шри Кришна шаранам мама. Ом — «Властелин Кришна мое прибежище».

54  * Татагата — почетное имя Будды. Означает «просвещенный», «освещенный».

55 * ^ Ом, намо Махадеви — «Я кланяюсь великому богу».

56 * Стихи из Бхагавад-гиты 157.

57 ** Пинда — вид подаяния за умершего. Пинда состоит из вареного риса, которому придана форма шара. По верованию индусов, пиндой питается душа умершего в течение десяти дней, пока вокруг нее не загустеет тело, называемое штула шарира. С этим телом душа не скитается, а присоединяется к умершим предкам. На одиннадцатый день дается шрада. Собираются сродники умершего человека в его доме, и здесь совершаются известные церемонии. Это повторяется каждый месяц в течение года, а затем однажды в год.

58 *** Пратиниди — это великий визирь, или первый министр махараджи. Каждый махараджа в Индии имеет семь министров. По чести первое место занимает брамин, который является домашним «духовником». Брамин — религиозное лицо и занимает при дворе ранг более высокий, чем сам визирь. К пратиниди приближен прадхана, или министр общественных дел. За ним идет сачива, или министр армии. За ним следует мантри, или министр внешних дел. Близко к нему находится аматия, или министр сельского хозяйства. Последним числится сукранити, или министр финансов. Таким образом, семь министров, или пракритис.

59  * Амма означает «мама», «мать».

60 * Ом, намо Васудевая — «Я кланяюсь богу Васудеве».

61  * Ом, намо тримурти — «Я кланяюсь трем богам», то есть Брахме, Вишну и Шиве.

tema-7-zashita-informacii-v-avtomatizirovannih-informacionnih-tehnologiyah-upravleniya.html
tema-71-vvedenie-v-predmet-medicinskie-posledstviya-pozharov-avarij-stihijnih-bedstvij-i-tehnogennih-katastrof.html
tema-73-etika-aristotelya-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
tema-79-vneshnyaya-politika-rossijskoj-federacii-posobie-dlya-postupayushih-v-vuzi.html
tema-7obzor-sistemi-linux-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
tema-8-9-besplodnij-brak-eko-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-prepodavatelej-po-akusherstvu-i-ginekologii-vi.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2009-goda-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-prikaza-mz-rt-ot-07072008-g-602-prikaz-684-ot-29-maya-2009g-ob-organizacii-medicinskoj-pomoshi.html
  • literature.bystrickaya.ru/boevoe-kreshenie-ili-isa-rom-modul-v-ekzoticheskie-obekti-dlya-vnedreniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-life-and-works-of-charles-dickens.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-sudovih-dokumentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-ortodonticheskoj-pomoshi-naseleniyu-vrachebnaya-etika-i-deontologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/integraciya-endogennih-faktorov-v-sistemu-obrabotki-eksteroceptivnih-signalov-03-00-02-biofizika-03-00-13-fiziologiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-bankovskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-avtor-professor-kafedri-finansovogo-prava.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-povesti-nevskij-prospekt.html
  • write.bystrickaya.ru/fajl-soderzhit-programmi-attestacionnih-ispitanij-po-specialnostyam-fakulteta-vozdushnih-soobshenij-kommerciya-kommerciya-torgovoe-delo-str-2-stranica-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-obshestvoznaniyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-modelnie-selskie-biblioteki.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo-poslednij-god-pyatiletki-vipolnenie-reshenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibiraetsya-iz-spiska-tem-kotorij-imeetsya-v-metodicheskih-rekomendaciyah-po-vipolneniyu-referatov-kursovih-i-diplomnih-rabot-oni-razmesheni-v-pakete.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-mezhdunarodnaya-migraciya-rabochej-sili-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-perechen-ribopromislovih-uchastkov-na-territorii-kamchatskogo-kraya-utverzhdennij-postanovleniem-pravitelstva-kamchatskogo-kraya-ot-03-12-2009-464-p.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pozitivizm-i-estestvennoe-pravo.html
  • writing.bystrickaya.ru/7224-budushee-dlitelnoe-s-tochki-zreniya-proshedshego-the-future-continuous-in-the-past-tense.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-dom-na-bolote-kalugin.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoj-etiket-i-ego-principi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prigaro-n-a-informacionnoe-obespechenie-regionalnih-bibliotechnih-programm-v-sahalinskoj-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-rajona-zapolyarnij-rajon.html
  • shkola.bystrickaya.ru/merkurij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-specialnie-glavi-matematiki-issledovanie-operacij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/usadba-pokrovskoe-rubcovo.html
  • writing.bystrickaya.ru/b-gavrilov-a-borovikov-mezhdunarodnaya-yubilejnaya-alpiniada-na-pik-lenina-v-chest-50-letiya-sovetskogo-gosudarstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/modeli-argumentiruyushej-kommunikacii-aya-kommunikaciya-i-ne-bilo-nuzhdi-v-ritoricheskih-uhishreniyah-kak-i-v-srednie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-pervij-kanal-novosti-18-01-2006-kriskevich-vyacheslav-15-00-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/blazhennaya-starica-ekaterina-sostaviteli-svetlana-devyatova-olga-tulskaya-tambovskie-duhovnie-svetilniki.html
  • studies.bystrickaya.ru/harakteristika-grazhdansko-pravovoj-otvetstvennosti-v-sisteme-prava.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-tendencii-izmeneniya-ekosistem-programma-razvitiya-oon-v-kirgizskoj-respublike-chetvertij-nacionalnij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-s-uchyotom-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-literature-i-skorrektirovana-na-eyo-osnove-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-mini-igri-magicheskij-kvadrat.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-7-klass-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-ustojchivim-razvitiem-regiona-v-usloviyah-modernizacii-na-materialah-karachaevo-cherkesskoj-respubliki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.