.RU

ТАБУ ЗАКОНЫ - Лекция №2


^ ТАБУ


ЗАКОНЫ


НРАВЫ


ТРАДИЦИИ


ОБЫЧАИ


ПРИВЫЧКИ


Степень распространенности культурных норм в обществе


Рис. 1


Культуры и страны мира можно поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стан­дартов, законов, по единодушному мнению специали­стов, существует в современной Германии. В конце на­ходятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и тра­дициями восточных культур. Условно выражаясь, ко­личество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и раз­работанные правила этикета.

Еще раз напомним о «нормативной избыточности» и «нормативной недостаточности». Специалисты считают, что чрезмерная регламентация поведения, то есть избыточное количество норм, характерно для обществ с бедной культурой.

Противоположным состоянием общества является аномия — такое состояние общества, в кото­ром значительная часть жителей, зная о существова­нии обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия отражает конфликт офи­циально провозглашенных целей и доступных закон­ных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провоз­глашенных обществом в качестве нравственного закона целей.


^ 7. Адаптивная функция

Культура обеспечивает адаптацию (приспособление) человека к окружающей среде: как к природной, так и к культурной (!).

Адаптация к среде обитания, согласно научному мировоззрению, происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, на­следственности и естественному отбо­ру, посредством которых формируются и генетически передаются из поколе­ния в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспе­чивающих выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»).

Но адаптация человека отличается от характера приспособляемости всех других живых существ: все эти существа при­спосабливаются к среде, то есть изме­няются в соответствии с заданными условиями своего существования; че­ловек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. По утверждению одного из основателей культурной антропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившим­ся», «биологически недостаточным» животным. У него не хватает инстин­ктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой­чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, по­добно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы вы­жить, создавать вокруг себя искусст­венную, культурную среду. Таким образом, человек адаптируется к природной среде, изменяя ее под себя.

Но человека человеком делает не факт его рождения, а приобщение к миру культуры. Известно, что выкормленный волчьей стаей, и проживший с волками длительное время человек никогда не сможет приспособиться к социальной жизни. То есть – не станет собственно человеком. Но родившийся в России, а воспитанный в Афганистане в чужой семье, например, человек становится полноценным членом социума. Более того, он может еще раз (или несколько раз) поменять страну проживания (и, соответственно, социокультурное пространство) и оставаться полноценным человеком.

^ Каковы же механизмы и формы приобщения к культуре?

Основой приобщения человека к культуре является его социализация.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он оз­начает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как огра­ниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.

Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:

Воспитание - целенаправлен­ная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).

Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.

Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.

В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.

^ Первичная социализация протекает в ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, прихо­дящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тре­неры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к чело­веку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация — сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных от­ношений.


Прочие формы приобщения к культуре:

1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной сре­дой, когда индивид усваивает социальные нормы и тра­диции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным сооб­ражениям.

Способность к адаптации с возрастом угасает.

2) Инкультурация (enculturation) — обуче­ние человека традициям и нормам поведения в кон­кретной культуре.

Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптирует­ся к социальным условиям жизни, во втором — к куль­турным. При социализации адаптация легкая и быст­рая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями: через прямое научение чему-либо (например, ребенка учат говорить «спасибо» за подарок) и через наблюдение за тем, как ведут себя другие люди в подобных ситуациях. Сложность второго варианта заключается в том, что часто люди гово­рят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затруд­няется.

Социализация — врастание в общество, становле­ние человека социального. Конечный процесс социа­лизации — личность.

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный резуль­тат инкультурации — интеллигент.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «ин­культурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других наро­дов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь при­обретение профессиональных знаний не есть необхо­димое требование социализации.

Инкультурация и социализация развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходит­ся максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.

Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.

^ 3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой куль­туры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Обычно аккультурацией является результат контактов представите­лей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на по­стоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бы­вает.

Аккультурация — необходимый элемент межкуль­турного взаимодействия. Когда встречаются предста­вители двух разных культур, то они, намереваясь най­ти общий язык, пытаются понять друг друга.

^ 4) Ассимиляция - процесс усвоения куль­турных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция мо­жет продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

^ 5) Культурное обновление (полная ресоциализация).

Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобо­ждению от них. Результатом служит окончательное вы­теснение старых обычаев и ценностей новыми.

Примеры культурного обновления личности — длительное тю­ремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.


^ 8. Регулятивная функция

(см. Лекцию 1, «информационно-семиотическая трактовка культуры»)


9. Семиотическая функция

Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знако­вой системе, а любые культурные явле­ния рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл.

Язык любой культуры свое­образен и уникален. Но во всех культу­рах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе это­го поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем:

  1. естественные знаки;

  2. функциональные знаки;

  3. конвенциональные знаки;

  4. вербальные знаковые системы (естественные языки);

  5. знаковые системы записи.


^ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЗНАКИ

Под «естественными знаками» по­нимаются вещи и явления природы.

Предмет не может быть зна­ком самого себя, он становится зна­ком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в ка­честве носителя информации о них. Ча­ще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает инфор­мацию о последнем. Естественные зна­ки — это знаки-признаки.

Пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные зна­ки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержа­щуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут ска­зать тому, кто способен «расшифро­вывать» их.

Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существен­ным компонентом первобытной культуры. Постепенно, с развитием цивилизации это умение утрачивается.

Естественных знаков великое мно­жество, но в обыденном опыте они обычно не подвергаются систематиза­ции. Построение систем естественных знаков является, как правило, резуль­татом длительного развития практики и науки:

Примеры: 1) зна­ковая система медицинской диагностики (симптомы болезней); 2) спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; 3) астронавигация, которая основывается на ус­тановлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и коор­динатами наблюдателя.


^ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отличие от есте­ственных знаков, связь функциональ­ных знаков с тем, на что они указыва­ют, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выпол­няют в деятельности людей. Эти знаки являются предметами, имеющи­ми какое-то прагматическое назначение. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой де­ятельности и основывается на способе его употребления человеком.

Примеры: обнаруженное археоло­гом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин; обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоя­тельности хозяев; лопата на плече указывает, что человек занимал­ся или собирается заняться земляными работами.

В качестве функциональных зна­ков могут выступать не только пред­меты, но и действия людей: когда учитель начи­нает водить пальцем по классному журналу, — это знак того, что он сей­час вызовет кого-то отвечать.

Функциональные знаки – порождение человеческой деятельности, поэтому они ей самой и систематизируются.

Примеры систем функциональных знаков:


^ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ (УСЛОВНЫЕ) ЗНАКИ

Это принципиально иной класс зна­ков по сравнению с естественными и функциональными. Конвенциональные знаки — знаки в полном смысле сло­ва. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функцио­нальных знаков, знаковая функция яв­ляется побочной и выполняется ими как бы «по совместительству» с их ос­новными функциями, то для конвен­циональных знаков эта функция яв­ляется главной и основной. Они и создаются специально для того, чтобы вы­полнять ее.

Различают 4 типа конвенциональ­ных знаков:

1. Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Придание им определенного зна­чения является результатом соглаше­ния, договора. С этим значением сигналов люди знакомятся с детства.

Пример: цветовая сигнализация светофора; школьный (вузовский) звонок.

Значение многих специальных сигна­лов становится известным только в ре­зультате обучения

Примеры: флажковая сигна­лизация на флоте, навигационные сиг­налы.

2. Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций, име­ющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы вы­делить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются выбирать так, чтобы вне­шний вид их подсказывал, что они дол­жны обозначать.

Примеры: показа­ния приборов; картографические знаки; условные значки в схе­мах; эмблемы и знаки различия в военной униформе.

3. Образы – главная их особенность - сходство с тем, что они обозначают.

Примеры: знаки-рисунки (обозначение пешеходных переходов, туалетных комнат и т.д.)

4. Символы — знаки, которые не про­сто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают аб­страктные идеи и понятия, связанные с этим-объектом.

Примеры: эмблемы, гербы, ордена, знамена; колесо в буддизме, крест в христианстве, полумесяц в исламе.

Смысл символа зачастую является многоуровневым, и на разных уровнях его понимания в него могут включать­ся различные историко-культурные смысловые слои. Глубинный историко-культурный смысл символа может быть понятным иногда только тому, кто зна­ет его происхождение.

Особое значение имеют образно-сим­волические системы в искусстве — «ху­дожественные языки». Каждый вид ис­кусства вводит свой образно-символи­ческий язык. Можно говорить в этом смысле о языках живописи и архитек­туры, музыки и танца, театра и кино, и т. д.


^ ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ — ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ

Это важнейшие из созданных людь­ми знаковых систем. Их называют «ес­тественными», чтобы отличить от ис­кусственных — например, формализо­ванных — языков. В мире существует несколько тысяч естественных язы­ков — от 2500 до 5000 (их точное чис­ло установить невозможно, поскольку нет однозначных критериев для отли­чия разных языков от разных диалек­тов одного и того же языка).

Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая си­стема, образующая основу всей куль­туры говорящего на нем народа. Ника­кая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему культур­ному значению.

Можно указать на целый ряд пре­имуществ языка перед другими знако­выми системами:

язык экономичен и удобен для пользования – ведь произнесение звуков чле­нораздельной речи не требует от чело­века сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается в предваритель­ной подготовке каких-либо материаль­ных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время достаточ­но большие объемы информации;

язык надежен как средство со­хранения и передачи информации. Это достигается благодаря тому, что он, не­смотря на свою экономичность, «избы­точен», то есть кодирует информацию в большем количестве знаков, чем это необходимо для ее восприятия. Это позволяет нам правильно определить содержание языковых со­общений даже тог­да, когда в сообщении содержатся про­пуски и искажения.

Три важнейшие коммуни­кативные функции языка:

Референтная функция направлена на предмет сообщения. Она заключа­ется в передаче информации о нем. Задача говорящего со­стоит в том, чтобы средствами языка возможно более адекватно сформули­ровать смысл своего сообщения.

^ Экспрессивная функция связана с отражением в сообщении личности ав­тора. Речь выступает как средство са­мовыражения личности. Автор передает свои чувства, переживания и эмоции, свое отношение к тому, о чем идет речь. Чувства автора в отноше­нии предмета речи могут выражаться как прямо — путем их словесного обо­значения («мне это нравится»), так и косвенно — например, с помощью упот­ребления эпитетов («кошмарный слу­чай»).

^ Импрессивная функция ориентиро­вана на того, кому адресовано сообщение. Благодаря ей адресат получает не только информацию о пред­мете сообщения, но и эмоциональные впечатления — как об этом предмете, так и об авторе. Эта функция позволяет вызвать у адресата определенные на­строения, чувства, желания и побудить его к каким-то действиям.


^ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ

Письмо - важнейшая из сис­тем записи знаков.

К этому типу знако­вых систем относятся, например, алфавит, нотная гра­мота.

Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем — раз­говорного языка, музыки, — и вторичны по отношению к ним.

Изобретение знаковых систем запи­си — одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно боль­шую роль в истории культуры сыгра­ло появление и развитие письменнос­ти. Можно без всякого преувеличения сказать, что только создание ее по­зволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состоя­ния. Без письменности было бы не­возможно развитие науки, техники, искусства, права и т. д. и т. п.

Базисным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая и более абстрактная едини­ца — буква. Количество базисных зна­ков системы при этом уменьшается и становится обозримым. Это ведет к ко­ренным изменениям в логике пользо­вания знаковой системой. Становятся возможными качественно новые спосо­бы обработки, восприятия и передачи информации.

Запись создает возможность су­щественно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памя­ти, на смену забытым словам прихо­дили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. В современных языках в течение их длительной истории использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумил­лиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нор­мы и правила. Это делает возможным создание нормированного литературно­го языка. В нем вырабатываются стой­кие грамматические формы, усложня­ются речевые обороты и конструкции. Появляются и принципиально неосу­ществимые в устной речи приемы об­работки текста: выделение абзацев и разделов, разделение основного содер­жания и комментариев, сносок, ука­зателей к нему, введение графическо­го оформления, облегчающего понима­ние смысла, таблиц, рубрикаций текста и т. д. В результате обогаща­ются и совершенствуются способы вы­ражения мысли в языке, повышаются точность и глубина передачи ее тон­чайших нюансов.

Письменность позволяет обществу транслировать ин­формацию, количество которой намно­го превосходит объем памяти отдель­ного человека. Возникают библиоте­ки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются вре­менные и пространственные границы общения: становится возможной ком­муникация между людьмыи, живущи­ми на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время.

Одним из важных направлений раз­вития систем записи явилось создание формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике, а следовательно, и во всех науках, использующих логико-математический аппарат. С разработкой формализованных языков связано раз­витие электронно-вычислительной тех­ники, которое ныне во многом опреде­ляет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.


turistsko-kraevedcheskaya-harakteristika-kaliningradskoj-oblasti-chast-6.html
turistsko-kraevedcheskaya-podgotovka-obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-shkola-turistskogo-organizatora.html
turistsko-rekreacionnij-kompleks-43-maloe-predprinimatelstvo-45-investicii-v-osnovnoj-kapital-47-ekologiya-54-10-finansovo-kreditnaya-sistema-57-stranica-2.html
turiz-yak-galuz-svtovogo-gospodarstva-chast-2.html
turiz-yak-galuz-svtovogo-gospodarstva-chast-8.html
turizm-gostinichnoe-hozyajstvo-administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovleni-e.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-2-ekspertnaya-ocenka-kachestva-realizacii-sistemi-upravleniya-v-celom-uralskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-pro-chestnie-ushki-cel-poznakomit-uchashihsya-s-avtorskoj-skazkoj-skazka-pro-chestnie-ushki.html
  • report.bystrickaya.ru/hmhg.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-na-2-god-obucheniya-obrazovatelnaya-programma-turistichesko-kraevedcheskoj-napravlennosti-moya-semya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/735-dvuhyarusnie-otstojniki-normirovanie-i-standartizaciya-territorialnie-stroitelnie-normi-tehnicheskie-pravila.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-rostom-proizvodstva-kompyuterov-i-uvelicheniem-skorosti-interneta-vse-chashe-voznikaet-vopros-o-polze-i-vrede-interneta-21-vek-eto-vek-proriva-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozniknovenie-i-razvitie-verhososenskogo-uezda-v-17-veke-sudbi-sluzhilih-lyudej-verhososenskogo-uezda-17-veka-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-territorii-vseleniya-gorod-sosnovoborsk-ob-utverzhdenii-programmi-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelnie-aspekti-predostavleniya-socialnoj-podderzhki-otdelnim-kategoriyam-grazhdan-rossijskoj-federacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej-vedushij-redaktor-redaktor-hudozhnik-oblozhki-korrektor-verstka-bbk-88-35ya7-stranica-52.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnoe-razlichie-mezhdu-sociogumanitarnim-i-estestvennonauchnim-znaniem-lezhit-v-obekte-poznaniya-chelovek-i-priroda-sootvetstvenno-otkuda-i-vitekayut-razlichiya-v-predmete-metodah-i-td.html
  • klass.bystrickaya.ru/83-metodi-i-strukturnie-modeli-semejnogo-konsultirovaniya-viii-osnovnie-napravleniya-semejnogo-konsultirovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-2-harakteristika-konceptualnih-modelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sport-i-zdorove.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-mkou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-8.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aprel-28-prodolzhenie-vechera-0-shut.html
  • writing.bystrickaya.ru/business-plan.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zamestitel-nachalnika-upravleniya-po-organizacii-konkursov-i-aukcionov-nizhegorodskoj-oblasti-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ovoshi-frukti-orehi-i-drugie-sedobnie-chasti-rastenij-prigotovlennie-ili-konservirovannie-s-dobavleniem-uksusa-ili-uksusnoj-kisloti.html
  • university.bystrickaya.ru/fenomen-odnostoronnego-branogo-tkachestva-severo-vostoka-vladimirskoj-gubernii-i-polotenca-na-ikoni-vologodskoj-gubernii.html
  • control.bystrickaya.ru/demograficheskaya-politika-kazahstana.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchenie-konkurencii-posobie-adresovano-visshim-rukovoditelyam-i-menedzheram-kompanij-dejstvuyushih-na-rinke-kolesnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-metodologicheskie-i-pravovie-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-2-chasa-prakticheskoe-zanyatie-dlya-studentov-2-kursa-ped-f-ta.html
  • books.bystrickaya.ru/bilet-18-otveti-na-bileti-po-biologii-9-klass-2011.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-pashalnogo-sedera.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russko-tureckaya-vojna-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tven-mark-stranica-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-istoricheskaya-shkola-kurs-istorii-ekonomicheskih-uchenij-ochen-vazhen-dlya-formirovaniya-nauchnogo-mirovozzreniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transnacionalnie-korporacii-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-respubliki-kazahstan-ot-24-aprelya-2004-goda-n-548-stranica-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodichn-vkazvki-do-vikonannya-rozrahunko-roboti-dosldzhennya-za-dopomogoyu-eom-kolivan-sistemi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-regionalnoj-sistemi-upravleniya-trudovim-potencialom.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-9-obyazatelstva-po-proizvodstvu-rabot-f-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-utverzhdayu.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-rezhimi-ispitanij-programm-tehnicheskoe-zadanie-8-1-soderzhanie-8-2-vvedenie-8-3-osnovanie-dlya-razrabotki-9-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-osnovi-specialnoj-pedagogiki-i-psihologii-stranica-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.