.RU

Таким образом, в результате проблемно-ориентированного анализа работы шко­лы, выявлены следующие проблемы



^ Таким образом, в результате проблемно-ориентированного анализа работы шко­лы, выявлены следующие проблемы:

1.Недостаточно высокий уровень освоения учебных программ.

2. Проблема формирования положительной, социально значимой мотивации учения.

3.Проблема активного включения учащихся в образовательный процесс.

4.Проблема развития самостоятельности учащихся.

5.Проблема сохранения здоровья школьников.

6.Проблема грамотной профориентации, профилизации, адаптации в социуме.

7.Низкий культурный уровень учащихся.

8.Несовершенство оценочной шкалы уровня достижений учащихся.


III. Концепция развития школы


Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях образования нуждаются в существенных изменениях, от них зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта адекватного современным требованиям опыта жизни. Школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

В процессе реализации Программы в соответствии с выявленными проблемами деятельности педагогического коллектива в результате проблемно - ориентированного анализа предполагается развитие модели адаптивной школы — школы для всех учащихся с разными уровнями способностей.

«адаптация» - приспособление системы к реальным внешним условиям.

^ Адаптивная школа — воспитательно-образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся, с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главными итогами такой двухсторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни» (Е.А. Ямбург).

Программа развития разработана коллективом школы на период с 2004-2010 гг. В ней отражены тенденции изменения школы, выделены главные проблемы, определены задачи работы, представлены концептуальные идеи развития и меры по обновлению содержания и организации образовательного процесса и управления школой на основе инновационных процессов.

Убеждены, что школа может реализовать следующие принципы:

• принцип человечности (гуманизма):

утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

• принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:

полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;

нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь фундаментальных

способностей;

опору на достижения предыдущего этапа развития, создающую предпосылки для

усиленного движения ребенка по ступеням образования;

уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру, взаимосвязь с окружающей средой;

поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);

• принцип вариативности:

обеспечение вариативности содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды;

^ Основные подходы к построению модели адаптивной школы.


На основании проблем, выявленных в результате анализа, также для достижения указанных целей считаем, что наиболее оптимальной будет построение модели адаптивной школы на основе личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу.

В нашем понимании личность - это субъект деятельности, производящий новый материал или духовный продукт, значит, развитие личности происходит через освоение человеком различных видов деятельности.

Таким образом, реализация личностно-деятельностного подхода к образовательному процессу в нашей школе будет выражаться в следующих позициях:

первая позиция - ученик - субъект, а не объект процесса обучения;

вторая позиция - ориентация в образовательном процессе на личностно-смысловую сферу школьника;

третья позиция - обретение ребёнком своего «Я», самоопределение;

четвёртая позиция - удовлетворение потребностей психического саморазвития;

пятая позиция - изменение позиции педагога — информатора, контролёра на позицию координатора;

шестая позиция - полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, рефлексивный анализ результатов) осуществляющаяся, как в процессе учения, так и во всех других сферах жизнедеятельности ребёнка.

Показателями эффективности реализации этого подхода является «целостность» личности, характеризующая по показателям: мотивационные - интересы, мотивы; дидактические - обученность, обучаемость; психологические показатели развития — потребность в самосовершенствовании: самообразовании, самовоспитании, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самоактуализации.

^ Содержательная модель образовательного процесса.

(желаемое будущее состояние школы)

Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Мы считаем, что основу образовательного процесса будет составлять ориентация педагогов на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание.

На первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Исходя из цели работы школы, приоритетных проблем, содержание образовательного процесса будет представлено следующими аспектами:

^ Первый аспект - развитие личностно-смысловой сферы школьников.

Этот аспект предполагает выделение в содержании учебного материала вопросов, касающихся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознание значимости осваиваемого содержания. Такой подход ориентирует учителей на выделение в учебном материале проблем Человека и его Жизни. При этом учебный процесс должен быть построен как процесс «Открытия» ребёнком конкретного знания, только в этом случае он становится субъектом обучения. Решить эту проблему возможно при освоении и внедрении педагогическим коллективом технологий развивающего обучения. Особая роль на уроке будет отводиться формированию у учащихся рефлексивных умений. В структуру урока включается этап рефлексии, позволяющий каждому ребёнку переосмыслить свой субъектный опыт.

Убеждены, что только знание индивидуальности каждого ученика обеспечит построение образовательного процесса на основе личностно — деятельностного подхода.

^ Второй аспект - диагностика учебных и личностных возможностей учащихся.

Думаем, что она может осуществляться по следующим блокам.

1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и собственной познавательной деятельности.

Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать, состоят в следующем:

2. Интеллектуальная культура школьника, (учебно-логические умения),проявляющаяся в следующих показателях:

3. Культура учебной деятельности (учебно-управленческие умения),
проявляющаяся в следующих показателях:

4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в показателях:

5. Самостоятельно выработанные учащимися способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приёмы работы с материалом и результаты накопления ребёнком собственного опыта:

6. Владение школьниками учебно- информационными умениями:

7. Обученность учащихся:

• способность к кратковременному и долговременному запоминанию
учебного материала;

На основе диагностических данных составляется индивидуальная карта школьника, в которой два раза в год фиксируются изменения личности.

Предполагается, что методикой диагностики будет владеть каждый учитель.

^ Третий аспект - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Осуществление деятельности школы в этом направлении нами видится так:

1. исключение учебной перегрузки учащихся, за счет:

2. пересмотр системы оценивания школьников; разработка и внедрение накопительной системы оценок, разработка методик системы самооценивания учащихся;

  1. использование содержания учебных дисциплин для осознания учащимися
    ценности здоровья и здорового образа жизни;

4.увеличение двигательной активности учащихся за счет:


5. изменение позиции школьного врача; он должен:

6. разработку программы «Здоровье».

^ Четвертый аспект - обеспечение профессионального и личностного самоопределения учащихся.

Главная цель профессионального самоопределения, по мнению Е.А. Климова, заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению и корректировке перспектив своего развития (профессионального, личностного и жизненного), находить значимый смысл в конкретной профессиональной деятельности. На ребенка обрушивается лавина всевозможной информации. Задача школы помочь в ней разобраться. Для этого необходимо создание внутришкольных служб специальной помощи учащимся:

Самоопределению учащихся будет способствовать также построение вариативной части учебного плана на основе запросов и учебных возможностей школьников.

Выход в дальнейшем на разработку индивидуальных образовательных программ учащихся.

^ Пятый аспект- обеспечение учащимся педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка - особая сфера деятельности, направленная на самостановление ребенка, как индивидуальности, и процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в различных сферах.

Мы считаем, что определяющим в позиции учителя будет положение: каждый ученик способен успешно учиться и достичь хороших результатов даже в «трудных» предметах при условии преподавания этих дисциплин на соответствующем профессиональном уровне и оказания индивидуальной помощи.

Для этого необходимо, чтобы организуемая совместно с учащимися деятельность содержала в себе возможность создания ситуации успеха. Ситуация успеха совокупность условий, обеспечивающих получение результатов деятельности, осознаваемых и переживаемых учащимися как успешные. Переживание успеха происходит тогда, когда школьник сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить в собственные силы.

Предполагается использование в школе различных механизмов педагогической поддержки:

^ Шестой аспект - обеспечение самореализации учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности.

Самореализация — это использование своего потенциала, своих возможностей, полученных от природы и приобретённых в опыте для достижения своих целей.

Чтобы это произошло, необходимо деятельность ребёнка организовать не только как удовлетворение познавательной потребности, но и потребностей самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Вся деятельность человека представляет собой совокупность сменяющихся друг друга доминант («доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в Ц.Н.С.; готовность организма к определенной деятельности» А.А. Ухтомский).

А.А. Ухтомский сформулировал три условия создания доминанты самосовершенствования, в соответствии с ними структура технологии воспитания субъектной активности личности включает три подсистемы.


Условия А.А. Ухтомского для формирования доминант.

Подструктуры технологии саморазвития личности.

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

1.Подсистема «Теория»
Теоретический учебный курс, вооружающий учащихся знаниями по

психологии, педагогике, этике,
профориентации, общению,
экономике, праву и т.д.

2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, опыт успеха и степень достижений

2. Подсистема «Практика» - разнообразная внеурочная

деятельность, дающая возможность

удовлетворить потребности

саморазвития.

3. Стиль и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания, а также уклада жизнедеятельности.

3. Подсистема «Методика» — стиль жизнедеятельности детей, складывающийся в познавательной деятельности.


Мы предполагаем, что учебно-воспитательный процесс в системе отношений «учитель—»ученик» будет выстроен следующим образом.


Учитель

Ученик

1. Организатор познавательной деятельности учащихся

Субъект обучения, с помощью учителя сам добывает знания.

2. Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия (установление коммуникации).

Включается в активный мыслительный процесс.


3. Доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество, коопреация.

Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается.

4. Разделяет ответственность за результаты образовательного процесса с учащимися

Включен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для своего продвижения и развития.

5. Обеспечивается мотивационное обучение.

Доминирует внутренняя мотивация.

6. Преобладают методы самостоятельной работы, мозгового штурма.

Выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях.

7. Использует рефлексивное управление познавательной деятельности учащихся

Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности.


Предполагаемый результат реализации настоящих концептуальных положений, которые, на наш взгляд, не должен являться жёстко фиксированным эталоном, а может обозначать лишь ориентировочные траектории личностного роста, заключается в появлении выпускника со следующими желательными качествами:


Для реализации Программы развития была выбрана модель адаптивной школы – школы для всех учащихся с разными природными задатками и способностями.

^ Цель адаптивной школы - создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения.

^ Задачи адаптивной школы:

  1. Создать условия для становления личности, адаптивно устойчивой в условиях новой социокультурной ситуации, способной к активной деятельности.

  2. Обеспечить высокий уровень фундаментальной подготовки учащихся.

  3. Формировать у учащихся целостную картину окружающего мира в контексте мировой культуры на основе уважения и сотрудничества со всеми нациями.

  4. Формирование способности к самопознанию, самообразованию, самоопределению и саморазвитию.

  5. Формирование потребности здорового образа жизни.

Таким образом, желаемое будущее состояние школы мы видим таким: школа дает всем учащимся качественное среднее образование, учитывая склонности и способности каждого ребенка, осуществляет эффективную предпрофильную подготовку и профильное обучение, реализует модель выпускника, способного к самовоспитанию и самообразованию, социально адаптивного и мобильного, гуманного и духовно свободного с сохраненным здоровьем.

Миссия школы звучит так: «Становление личности воспитанника на основе его природных задатков, склонностей и способностей, личности высоконравственной, интеллектуальной, творческой»


В процессе построения модели адаптивной школы выделяем следующие этапы:

Iэтап январь 2007 — сентябрь 2008г. прогностический

В ходе которого осуществляется разработка концепции адаптивной школы на основе личностно - деятельностного подхода; создание творческих групп педагогов, временных исследовательских коллективов и программирование их деятельности;

Определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащихся;

Ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно - ориентированного обучения и саморазвития школьника.

II этап сентябрь 2008 - сентябрь 2010 г. переходный

Организацией деятельности учителей по проектированию педагогических технологий в системе личностно — ориентированного образования и саморазвития школьников.

III этап сентябрь 2010 — январь 2014г. организационно - коррекционный и практический.

Время активных действий по реализации концептуальных идей, реализации учителями спроектированных целостных педагогических технологий в системе личностно - ориентированного образования и саморазвития школьников; апробация приемов и методов социальной и психолого - педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытие его индивидуальных особенностей. Проведение мониторинга развития личности. Промежуточный анализ реализации концепции адаптивной школы. Корректировка содержательной, организационной и управленческой модели.


^ Основные стратегические направления развития школы

Исходя из анализа системы функционирования, педагогический коллектив определил основные стратегические направления на период до 2014 года:


^ Планируемые изменения в образовательном пространстве школы в связи с реализацией основных направлений Программы развития.

( 2008г.)


Изменения в образовательном пространстве школы (I ступень)

Цель: развитие ребенка как субъекта образовательной творческой деятельности, овладение им общеучебными навыками и приемами познавательной деятельности, необходимыми для продолжения образования в основной школе.

Поставленная цель достигает без ущерба для здоровья учащихся, как физического, так и психологического. Выпускник начальной школы должен:

Условием достижения цели является:

^ Организация учебного процесса.

Учебно-воспитательный процесс в школе I ступени строится в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года. Реализуются образовательные программы начального общего образования: традиционные («Школа 2100», «Гармония», «Школа России») и развивающая (РО Занкова). Апробируются учебники для изучения английского языка, отрабатываются технологии преподавания английского языка, информатики, интегрированных курсов. В 2006-2007 учебном году введены предметы национально-регионального компонента. «Литература Красноярского края», «Природа и экология Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края».

^ Организационно-педагогическая структура учебно-воспитательного процесса: общеобразовательные классы; классы развивающего обучения; мобильные группы уровневого обучения учащихся по математике и русскому языку в 3-4 классах; смешанные индивудуально-групповые занятия, носящие характер консультаций.

Функционирует медико-психолого-педагогическая служба: логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач.

С целью формирования у учащихся начальной школы опыта выбора организован шестой развивающий день. Ребятам предлагается на выбор 10-12 курсов: познавательного, художественно-эстетического, спортивного, естественно-научного направлений. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Развивающий день позволяет создавать среду, обеспечивающую интеллектуальное и личностное развитие детей, выявить одаренных детей в определенных образовательных сферах, формировать и развивать интеллектуальные и коммуникативно-деятельностные способности детей.

^ Психологическое сопровождение ребенка в начальной школе направлено на обеспечение успешной адаптации к школьному обучению, профилактику школьной неуспешности, а также на подготовку к переходу в основное звено.

Выработана система сопровождения, которая реализуется по следующим направлениям:

1. С целью исследования готовности к школе, предупреждения неуспешности детей у всех первоклассников проверяется психологическая готовность к систематическому школьному обучению (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Ежегодно около 20 % детей не готовы к школьному обучению.

По результатам диагностики проводятся коррекционно-развивающие занятия (развитие познавательных психических процессов, развитие коммуникативных способностей (методика «Веселые человечки»)).

2. Определение уровня адаптации первоклассников (методика Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасенко «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»). Адаптацию успешно проходят 93 - 96% детей.

3. Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов с целью изучения уровня развития.

4. Исследование школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой).




высокий

средний

низкий

2005 г.

8%

84%

2%

2006 г.

44%

55%

1%

5.Уровень тревожности изучается в 1-2 классах с помощь рисуночных тестов, в 3-5 используется тест Филлипса.

6.При переходе из начальной школы в основную проводится групповой интеллектуальный тест (ГИТ), определяется уровень внимания, памяти, изучается микроклимат в классных коллективах, отношение к школе и учебная мотивация.

Все это способствует более успешной адаптации детей в основной школе.


spravochnij-otdel-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-po-kursu-istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoj-misli.html
spravochnik-2010.html
spravochnik-abiturienta-oeaep.html
spravochnik-administrativno-territorialnih-edinic-rasporyazhenie-ot-22-fevralya-2008-n.html
spravochnik-allegoriya-inoskazatelnoe-izobrazhenie-ponyatiya-pri-pomoshi-konkretnogo-zhiznennogo-obraza.html
spravochnik-bazisnih-i-primernih-uchebnih-planov-moskva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihika-i-organizaciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tretya-dikar-v-dome-chuzhezemcev-karen-bliksen-proshaj-afrika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-detej-i-yunoshestva-posvyashennij-yubilejnim-arkticheskim-datam-2012-goda-arktika-prityagatelnaya-zagadka.html
  • institute.bystrickaya.ru/eto-samij-bolshoj-i-samij-populyarnij-gornolizhnij-centr-v-slovenii-220-ga-trass-gde-v-techenie-vot-uzhe-bolee-30-let-kazhdij-god-povodyatsya-sorevnovaniya-po-gor-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-za-epidemiologicheskoj-situaciej-po-vichspidu-monografiya-guz-altajskij-kraevoj-centr-po-profilaktike.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-sport-sheberlgne-kandidat-1-razryadti-sportshi-cportti-razryadtar-zhne-blktiligi-zhoari-degejdegi-brinshi-sanatti-zhattitirushi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturologiya-ii-kurs-if-yurisprudenciya-i-spf-socialnaya-pedagogika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-dengi-kredit-banki-dlya-slushatelej-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-mirovaya-ekonomika-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-fakulteta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konvenciya-o-podgotovke-i-diplomirovanii-moryakov-i-nesenii-vahti-pdmnv.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-na-kursovoe-proektirovanie-sistema-oboznachenij-obektov-modeliruemoj-sistemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komicheskoe-i-tragicheskoe-v-proizvedeniyah-ma-bulgakova-na-primere-povesti-sobache-serdce-i-romana-master-i-margarita.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-letnej-sessii-otkritogo-finno-ugorskogo-universiteta-sroki-provedeniya-20-25-iyulya-2007-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-kompleksnaya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-liceya-gorodskogo-okruga-zheleznodorozhnij-moskovskoj-oblasti-na-2006-2011-godi.html
  • writing.bystrickaya.ru/knyazhenie-aleksandra-nevskogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ravnovesie-na-rinkah-tovarov-i-finansovih-aktivov-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovanie-interneta-vvedenie-programma.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernoj-programmi-disciplini-vvedenie-v-yazikoznanie-cel-disciplini.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-ekzamena-devochki-programma-fizkulturno-sportivnoj-napravlennosti-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-srok.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku.html
  • education.bystrickaya.ru/33-doveryaemie-os-i-ataka-na-veb-server-apache-3-dos-protiv-mit-kerberos.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-i-mesto-unitarnih-predpriyatij-v-rossijskom-zakonodatelstve.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-forma-registracionno-kontrolnoj-kartochki-gomelskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-franciska-skorini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-i-delovoj-igri-po-discipline-proektirovanie-informacionnih-sistem.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-den-pribitie-v-london-utrennim-rejsom-sbor-gruppi-vstrecha-s-predstavitelyami-kompanii-nachalo-ekskursionnoj-programmi-london-bat-glastonberi-ekzeter.html
  • essay.bystrickaya.ru/dannij-tekst-o-lilit-budet-postepenno-rasshiryatsya-chtobi-vklyuchit-v-sebya-istorii-o-temnoj-bogine-ee-sigili-znaki-opisaniya-razlichnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26osobennosti-psihosocialnogo-razvitiya-na-raznih-etapah-vzroslosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-23-e-rebyata-vi-chto-shutok-ne-ponimaete-eto-zhe-skazki-sovest-imejte.html
  • education.bystrickaya.ru/210sozdanie-vruchnuyu-zakaza-na-gruzoperevozku-i-registraciya-postupleniya-materiala.html
  • education.bystrickaya.ru/341-obshie-polozheniya-spravochnik-bazovih-cen-na-proektnie-raboti-dlya-stroitelstva-obekti-energetiki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/solvej-farma.html
  • tests.bystrickaya.ru/matrica-sootvetstviya-kompetencij-sostavnih-chastej-oop-i-ocenochnih-sredstv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32sushnost-znachenie-i-zadachi-podgotovki-dela-k-sudebnomu-razbiratelstvu-a-m-gatin-shpargalka-po-grazhdanskomu-processualnomu-pravu.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-upravleniya-arhitekturi-i-gradostroitelstva-bryanskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-klassicheskaya-gipoteza-istochnikov-pyatiknizhiya-v-retrospektive-18-20-vv.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-m-masherova-valentina-avraamovna-maslov-a-biobibliograficheskij-spravochnik-vitebsk-2009.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.