.RU

Тарму Таммек (исполнительный директор Эстонской газетной ассоциации) - Создание и управление национальными ассоциациями...


^ Тарму Таммек (исполнительный директор Эстонской газетной ассоциации)
«Газета в школе» или «газета в образовании», я даже не знаю, как это точно перевести. Дело в том, что в Эстонии мы перевели это дословно: « газета в образовании», но я знаю, что в некоторых странах перевод звучит как « газета в школе». Прежде всего, я бы хотел обратиться к аудитории, пожалуйста, поднимите руки те, кто знает суть этой программы. Спасибо. Теперь, пожалуйста, поднимите руки представители тех стран, в которых эта программа используется. Три страны. Этот проект полезен не только для газетной индустрии, но и для школ, издателей и всего общества в целом. Зачастую деятельность газетных ассоциаций считается узконаправленной на собственный деловой интерес, так что проект «газета в образовании» расширяет эту направленность. Мы заботимся об обществе, но эта программа также полезна и выгодна нам самим. В Эстонии этот проект существует уже четыре года, за это время мы не проводили исследований о пользе этой программы, как это делалось в некоторых странах.

Но сначала я хотел бы подробнее поговорить о сути программы. Главная задача – приобщить молодых людей к газетам. Во многих странах для этого проводятся «дни или недели газет». Например, в Бельгии или во Франции каждое лето на всех железнодорожных станциях создаются « информационные комнаты», куда может прийти каждый пассажир и прочесть свежие газеты в ожидании поезда. Программа «газеты в образовании» объединяет молодых людей и газеты. В первую очередь, необходимо «познакомить молодых людей с газетами». Это можно получить достаточно просто – посвятить этому урок. И первое, что было сделано в Эстонии для достижения этой цели - издание специальной газеты, посвященной газетам. Я бы хотел спросить: кто может назвать семь критериев, которые характеризуют новости?

Вы получите ответ на этот вопрос, если посмотрите на передовицу газеты. Это одно из созданных нами изданий – газета о газетах на двух языках, потому что в Эстонии 30% населения говорят на русском языке, а остальные 70% на эстонском. Статьи на эстонском языке, но суть этих статей описана и на русском. Данное издание построено по принципу газеты – на первой странице используются обычные статьи наряду с введением в газету, где вы и найдете эти семь критериев. Подобным образом учитель просматривает с учениками газету страницу за страницей. На второй странице расположена главная статья выпуска, а также рубрики: письма читателей, письмо редактора. Теперь мы перейдем к последней странице, которую большинство людей просматривает первым делом, беря в руки газету. Здесь располагаются интервью, прогноз погоды, который может использоваться не только на занятиях о газетах, но и на уроках математики и географии. Например, учитель просит детей найти страну с самой высокой или низкой температурой воздуха. Таким образом, прежде всего дети должны найти в газете прогноз погоды, так они привыкают к газетам. В конце страницы расположены комиксы. Здесь описана история о кролике и змее. Это эстонский юмор, и я уверен, что никто из вас не начнет смеяться, но я все же попытаюсь объяснить. Кролик говорит змее: «Привет!». Змея отвечает «Ша-ла-ла» или «Тру-ля-ля», не уверен как это точно звучит. На второй картинке кролик говорит: «Давно тебя не видел» и змея отвечает: «Я была в Интернете». Тогда кролик разворачивается и начинает уходить, на что змея говорит: «Я завтра уезжаю в Словакию». Так же в конце находится страничка впечатлений, откликов. Дети узнают, что это такое, и какая информация в нее входит. Эти газеты печатаются на деньги различных фондов, первые инвестором был фонд Сорос, который издал три разные газеты. Одна из них была о журналистике. Другая была посвящена выбору профессии и использовалась в основном в седьмых и восьмых классах школы. Много статей были посвящены тому, как правильно составить резюме, описанию различных профессий, которые будут востребованы в ближайшие 10 лет в Эстонии, и потребность в которых существенно снизится. Таким образом, учитель может использовать данные газеты на разных занятиях, как на уроках «родного языка», так и на классном часе, взамен обсуждения курения в туалете на переменах обсудить с классом выбор будущей профессии.

Мы также создали ряд дополнительных заданий, прилагаемых к каждой газете. Как я говорил ранее, первым нашим инвестором был фонд Сороса, благодаря которому было выпущено наше первой издание, сопровождаемое небольшим буклетом о программе «газеты в образовании» и предназначающееся главным образом для учителей и издателей со всей страны. Как вы думаете, каков был процент учителей из всей аудитории на нашем первом семинаре? Восемьдесят процентов составляли учителя и двадцать процентов издатели и редактора газет, которые не очень понимали цели и смысл данной программы. Сначала они говорили: «У нас нет на это времени, у нас есть более серьезные дела, чем играть с детьми». Но после нескольких семинаров концепция этой программы стала известна, и мы отметили, что многие газеты создают собственные вспомогательные программы. Например, посвящая одну страницу молодым людям, их проблемам, интересам. Другой способ, с помощью которого мы подключили издателей к осуществлению данного проекта, - был создание базы данных контактных лиц, которая хранится в нашей ассоциации. Каждая газета предоставляет нам контактную информацию о людях, которые могут помочь в осуществлении этой программы.

Мы хотим быть уверены, что, когда учителям понадобятся настоящие газеты, они будут знать, к кому обратиться. Мы просим газеты указывать лицо, обычно это люди из отделов по распространению или маркетингу, и когда учитель звонит нам, скажем, из Южной Эстонии, из определенного города мы можем сразу же дать ему контактные данные газеты. Учителя получают старые газеты бесплатно, а свежие со скидкой. Если бы мы проводили семинар сегодня, то в нем бы принимало участие намного большее, чем двадцать процентов издателей. В большей степени сейчас я говорил о плюсах этой программы, единственный минус, о котором я могу говорить, - это отсутствие самофинансирования, издатели еще не готовы вкладывать деньги в разработку новых программ из-за отсутствия большого интереса к данному проекту. Они говорят: «Давайте подождем еще несколько лет для того, чтобы убедится в том, что эта программа действительно принесет нам больше читателей».

Таким образом, мы вынуждены искать деньги в различных фондах. Следующий выпуск газеты мы планируем посвятить основным проблемам, волнующим общество. Одной из них будет тема наркотиков, наркозависимости. В Эстонии стремительно возрастает число людей, употребляющих наркотики, поэтому эта тема является одной из наиболее важных на этот момент. Существуют фонды, выделяющие деньги на такого рода публикации. Эти газеты будут бесплатны для школ, так же как и проводимые семинары. Большое число учителей принимали активное участие и оказывали помощь в создании заданий, т.к. учителя точно знают, как лучше сформулировать вопросы для разных возрастов и т.д. И последнее, что я бы хотел отметить. Наполовину плюс, наполовину минус. Дело в том, что теперь мы получаем намного меньше звонков от учителей, чем 3 года назад, когда этот проект создавался. Мы уже стали думать, что он никому не интересен. На самом деле это обуславливается тем, что во всех уголках страны создаются информационные центры «газеты в образовании» для учителей. Таким образом, группа учителей, посетивших наши 5 семинаров, предоставляют своим коллегам всю необходимую информацию о проекте. Эта программа растет на глазах. .


Вопрос: Дело в том, что мне доводилось самой работать в школе и, работая в гильдии издателей, я работала над созданием сайта, скорее над переводом материалов по проекту «газеты в образовании». Выделилась у вас нацеленность на конкретную аудиторию. Например, спецшколы или частные школы, старшие или младшие классы?

Ответ: Мы работаем для всех типов школ, никакой определенной направленности у нас нет. Все наши программы могут использоваться для детей в возрасте от десяти до шестнадцати лет. Как я уже говорил ранее, главная наша задача – создать связь между газетой и школой и научить детей разбираться в них.


Вопрос: В бюджете ЮНИСЕФА или ЮНЕСКО есть деньги на подобные проекты?

Ответ: Я не могу ответить точно на ваш вопрос сразу, так как, несмотря на то, что у меня с собой есть бюджет, это займет достаточно много времени, чтобы найти все цифры. Но он зависит в основном от тиража издания. Обычно мы издаем от семи до десяти тысяч экземпляров.


Вопрос: Мой вопрос звучал так: кто финансирует данный проект, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ? Какая организация?

Ответ: Фонд Сороса финансировал проект на первом этапе, на его деньги были напечатаны три первые издания, далее финансовую помощь нам оказывал Европейский Союз и другие фонды, относящиеся к Е.С.


Вопрос: Какая сумма была затрачена на запуск этого проекта?

Ответ: Для начала этого проекта была использована достаточно небольшая сумма, т.к. в разработке программы помогали представители газетных ассоциаций Финляндии и Швеции. В основном «людские затраты», но после того как была разработана основная концепция, был разработан и бюджет, в которой мы включили оплату гонораров писателей, дизайнеров и т.д. Эти расходы были покрыты фондом Сороса на начальном этапе, далее другими фондами и организациями.


Вопрос: Оказывало ли государство или сами школы какую-либо нематериальную помощь? Есть ли статистика о количестве детей, задействованных в проекте?

Ответ: Государственная помощь была минимальна. Министр образования с самого начала был настроен достаточно скептически, т.к. мы не могли предоставить результатов проекта, а только показывали примеры других стран. Четыре или пять лет назад министр сказал, что в школьной программе присутствует и так достаточно предметов. Но сейчас изучение медиа – часть эстонской школьной программы. Я думаю, что мы приложили много усилий для достижения этого результата. В Эстонии очень активная ассоциация преподавателей медиа, которые много с нами консультируются. Что касается второго вопроса, я не могу привести точную статистику. Мы лишь знаем количество учителей, присутствующих на всех наших семинарах, но, возможно, это одни и те же люди. На протяжении всех лет на наших семинарах было около 700 учителей. Географически проект охватывает всю страну, во всех районах есть представительства.

^ Эрлин Макмейн
Этот проект входит в сферу интересов WAN. Многие страны готовы помочь в реализации этого проекта, поделится опытом и т.д. Очень важно создать гражданское общество, сформировать читательскую аудиторию «завтрашнего дня», потому что если мы не завоюем думающих подростков, они не будут читателями газет. Приведу два конкретных примера: 14 и 15 апреля в Париже состоится заседание комитета по реализации программы «газеты в образовании». В нем участвуют члены ассоциации со всего мира, особенно Европы. Второе.

У нас налажено партнерство с министерствами образования. Пример, на европейском тесте читательских способностей Бельгия заняла место намного хуже чем ожидалось. Программа «газеты в образовании» там не была развита. Нет ничего лучше для критического анализа, чем положить две разные газеты, описывающие одну и ту же историю, и задать вопрос: что же в них разного. Сейчас министерство образования разрабатывает эту программу, и она пользуется огромной популярностью. Также корпорации, в основном банки, заинтересованы в гражданах, которые умеют считать и, возможно, позже будут вкладывать деньги.

^ Члены ассоциации WAN имеют право назначать кого-либо в этот комитет на постоянной основе. Долгое время мы не видели ни российской, ни чешской, ни словацкой или польской делегаций. Проект «газеты в образовании» развит в Северных странах, Южной Америке, Южной Европе и, поверьте мне, существует огромная разница в осуществлении программы в Южных и Северных европейских странах, законодательство в Северных странах существенно отличается от Южных. Мне кажется, что Эстония во многом похожа на Южные европейские страны, где главной проблемой является – убедить издателей. Дополнительную информацию можете получить на веб-сайте. Я знаю, что российский сайт имеет исчерпывающую информацию.

Одна из лучших программ «газеты в образовании» разработана « Белфаст телеграф», которая объединяет детей католиков и протестантов: они ходят в школы друг к другу, чтобы создать единую газету, вместе работают над этим. Я надеюсь, что это сможет хоть чуть-чуть изменить этих детей. Также в сентябре в Хельсинки будет проходить международная конференция по вопросам «газеты в образовании». У нас пока не предусмотрен перевод на русский язык, но если будет 20 участников из России, мы сможем это предоставить.


Реплика: Я лишь хочу добавить к вопросу о финансировании, что издание газет, создание заданий и сопутствующая конференция в Эстонии стоят около 9.000 долларов, такова как раз и была сумма гранта, который мы получили в самом начале программы.


Орл Грюфальд (вице-президент Польской ассоциации региональной прессы)

Я бы хотел рассказать о польском опыте проведения исследований местной прессы. Наш проект был успешно проведен в местных условиях. Я выделяю это потому, что региональные и местные еженедельные и периодические издания обычно проводят достаточно похожие исследования, но разными способами. Я назову свою небольшую презентацию «Вместе или нет». Несмотря на то, что название звучит как политический манифест, наш опыт и проект в целом доказали истинность этих слов. Я уверен, что подобные исследования очень полезны как для ассоциаций, так и для издателей газет. Давайте вкратце обсудим, почему необходимо проводить подобного рода исследования. На мой взгляд, существуют три основные причины:

1. мы должны предоставить рекламодателям объективную информацию о том, кто является читателями тех или иных газет, каков оборот распространяемой продукции, каков доход читателей, их пол, возраст, место проживания и т.д.

2. мы хотим узнать мнения и пожелания читателей, хотя бы для улучшения качества газет.

3. на основании этих исследований можно создать местные совместные предприятия.

Другой вопрос – почему лучше проводить исследования в рамках какой-либо ассоциации? Как правило, у компаний, специализирующихся на опросе общественного мнения, нет четкой методологии исследований нужд местной прессы. Для одной газеты слишком дорого разрабатывать эту методологию, так что члены ассоциаций могут пользоваться ранее созданными вариантами, что существенно снижает затраты на проведение исследования.

При больших исследованиях различные издания могут обмениваться опытом, что существенно улучшает как методологию, так и технику проведения исследований. И последней из причин я бы назвал – только с помощью негосударственных организаций, например, ассоциаций, можно получить финансовую поддержку для исследования читательской аудитории. Нас финансирует Британский фонд Ноу-хау и, благодаря этой поддержке, мы можем выделять субсидии членам нашей ассоциации и оплачивать до пятидесяти процентов стоимости исследования. Давайте обсудим, как лучше организовать исследование читательской аудитории. Самое главное, на мой взгляд, найти компанию по опросу общественного мнения, которая может не только выполнить поставленные задачи, но и согласна сотрудничать с вами на определенных условиях.

Так как самое главное в любом исследовании - разработать методологию, нам пришлось убедить своих партнеров затратить большое количество свободного времени на ее подготовку без гарантий того, что в результате этот проект осуществится. Необходимо рассчитать бюджет и выработать ряд определенных правил в отношениях с такими компаниями. В нашем случае основное правило заключалось в том, что ассоциация имеет все права и является владельцем разработанной методологии. Дополнительное условие – компания не имеет права использовать данную методологию без согласия ассоциации. Далее необходимо выработать стратегию и провести небольшое предварительное исследование. Предварительное исследование было проведено в Рочибуше, месте, выбранном нами и исследовательской компанией. Я бы хотел отметить, что существует два метода проведения исследования: количественный метод, где мы получаем статистически точные ответы на такие же вопросы, проще говоря, мы спрашиваем – что. Другой метод качественный, где в основном спрашивается – почему. Были задействованы интервьюеры, в конечном варианте анкета включала пятнадцать вопросов, разбитые на подвопросы. Были опрошены пятьсот человек, поживающих в Рочибуше и ее окрестностях. Эта область находится на юге Польши, и в ней проживает около ста тысяч человек. Исследование проводилось с учетом демографических особенностей населения данного региона, таких как пол, возраст, уровень полученного образования, длительность проживания в этом районе и т.д. Не буду углубляться в подробности этого исследования, но если кто-нибудь заинтересуется, я могу отправить по E-mail его результаты, слайды и т.д. Стоит обсудить и пользу от проведения таких локальных исследований. Для меня, как для издателя, польза очевидна. Одно из преимуществ – возможность сотрудничества с крупными рекламными агентствами. Другое преимущество – рост доверия рекламодателей, как эффективный канал коммуникаций в области маркетинга.

Исследование читательской аудитории позволило нам усовершенствовать сеть распространения продукции, благодаря тому, что мы узнали, где нас больше или меньше читают и т.д. В анкете присутствовали вопросы о предпочтениях читателей в отношении той или иной рубрики, таких как автомобили, местные новости, спорт, реклама и т.д. Благодаря этим вопросам были увеличены или уменьшены рубрики. В целом же, благодаря этому исследованию, мы смогли узнать все наши сильные и слабые стороны, усовершенствовали технику проведения исследований читательской аудитории различных польских местных газет. В настоящее время готовиться отчет о всех исследованиях, проведенных нашей ассоциацией, мы надеемся, что это будет еще один шаг к сотрудничеству с крупными национальными рекламными агентствами. Спасибо.


Вопрос: Вы сказали, что после проведения исследования вы можете предложить определенные статистические данные рекламным агентствам. Делаете ли вы это бесплатно или за определенную плату?

Ответ: Бесплатно, потому что мы хотим сотрудничать с ними в будущем и убедить, что проводить рекламные кампании в местной прессе также выгодно.


Вопрос: Что дешевле: проводить исследования самим или прибегнув к помощи ассоциаций, специализирующихся на подобных проектах. Проводились ли какие-нибудь подсчеты этого?

Ответ: Проведение нашего исследования было возможным благодаря субсидиям, выделенных Британским фондом Ноу-хау, если есть разработанная методология, то основные затраты – это затраты на составление анкет и оплату интервьюеров. Для получения финансовой поддержки мы должны были детально обсудить методологию исследования, цели, преимущества, социальное значение и т.д.


Вопрос: Считаете ли вы, что 500 респондентов достаточно? Я знаю, что во многих исследованиях были опрошены 1000 – 1200 человек.

Ответ: Кроме компании по опросу мнения, мы сотрудничали с профессором Каминским из Варшавского Университета, и все в один голос согласились, что для области с населением в 100.000 человек 500 опрошенных вполне достаточно.


Вопрос: Почему различные фонды помогают проведению исследований читательской аудитории? Исходя из личного опыта, могу сказать, что первые ответы на предложения подобного рода достаточно негативны, но когда я показываю им проект «газеты в образовании» или какую-либо другую социальную программу, они начинают менять свою точку зрения. Вы сказали, что получили поддержку от Британского фонда Ноу-хау. Присутствуют ли в этом зале еще представители ассоциаций, получивших субсидии на проведение исследования читательской аудитории? Можете ли вы вкратце рассказать, почему вы получили эти деньги? Ответ: Я бы хотел сказать, что много международных фондов главной своей целью ставят образование гражданского общества, особенно в Польше. А местная пресса играет огромную роль в этом процессе.


Вопрос: Подобного рода исследования – это обязательный элемент для того, чтобы газеты были экономически сильны и развивались, чтобы были независимыми, непартийными.

Ответ: Дело в том, что для организаций и фондов очень важна при поддержке медиа программ система оценки ее эффективности. Очень часто это отчет о количестве проведенных семинаров, обученных журналистов, и, как правило, они не очень содержательны. Но если включить в заявку исследования «до и после», если программа длится два года, а это нормальный интервал, вы можете показать что реально изменилось на рынке за это время. Например, как у конкретной группы компаний увеличилась или снизилась доля на рынке, или лояльность аудитории, в зависимости от тех задач, которые ставились в начале совместной работы.

^ Джоан Маккензи,IREX, Беларусь
Я не являюсь представителем организации-донора, а представляю IREX в Беларуси. В 2000 году мы провели исследование, в котором приняло участие около 5.000 респондентов. В настоящее время мы продолжаем проводить менее масштабные исследования. Одной из главных задач нашей программы является помощь в создании финансовой самостоятельности прессы, потому что только финансово независимая пресса будет действительно независима. Думаю, что эта главная причина поддержки подобных проектов спонсорами.

^ Эрлин Макмейн
Я бы хотела обратить ваше внимание на тот интерес, который организации-доноры проявляют к подобным проектам в настоящий момент, потому что, зная из опыта, этот интерес рано или поздно пройдет. Вы должны убедить рекламодателей, что эти исследования действительно необходимы. Я думаю, что в скором времени деньги доноров будут инвестироваться в Африку и Азию, и людям в этих регионах понадобиться информация. Каждый год мы издаем World Press Strand, многие из ваших стран присутствуют на его страницах. Эта публикация используется рекламными агентствами по всему миру.


Реплика: Проблема так же состоит в том, что, например, в Словакии рекламодатели не признают никаких исследований читательской аудитории, кроме национальных.

Ответ: Конечно же, вы правы. Но у нас нет выбора, мы должны проводить подобные исследования, в основном из-за отсутствия исследований, проводимых на местном уровне. Национальные исследования, проводимые крупными рекламными агентствами исследование, не охватывают местного уровня.


Вопрос: Если местные небольшие издания так малы, что национальные исследования не охватывают их, почему рекламодатели должны быть заинтересованы в том, что происходит на этом микроуровне?

Ответ: Региональным медиа компаниям необходимы эти исследования для планирования проведения кампании. Обычно использование местных газет намного дешевле, чем использование других средств массовой информации.

Вопрос: Кто сейчас финансирует эту программу?.

Ответ: Британский фонд Ноу-хау.


Вопрос: Есть ли у вас зарубежные источники финансирования? Можете ли вы назвать преимущества того, что газеты помогают ассоциациям в проведении таких исследований. Самой заинтересованной в этих исследованиях категорией являются рекламные агентства, которым эта информация просто необходима при работе с крупными компаниями и брендами. А цель газет – показать, что проводить рекламные кампании в различных изданиях полезно.

Ответ: Я думаю, что одним из преимуществ для членов нашей ассоциации является просто быть ее членом. Просто невозможно провести подобное исследование в одиночку. Говоря о международных организациях, следует понимать, что скорее всего им не будут интересны результаты местного исследования. Надо заметить, что 80% клиентов местных изданий – местные предприниматели или компании, которым это исследование нужно.


Реплика. Я бы хотел добавить, что существуют и другие способы проведения исследований. Например, наша ассоциация руководит контролем над распространением печатной продукции, посылая наблюдателей к розничным торговцам в различные регионы и впоследствии собирая необходимую для улучшения сети распространения продукции информацию.


Анна Хэлман.

Я бы хотела объяснить, почему мы решили проводить это исследование. Я работаю в местной прессе Польши около десяти лет и вначале моей деятельности, при обсуждении роли местной прессы в обществе с политиками, бизнесменами и т.д. я слышала одно и тоже: «Они малы и не имеют большого значения». Но сейчас, я могу показать, как они важны. Например, в большинстве регионов издается лишь одна местная газета, читаемость которой превышает читаемость многих общенациональных изданий в конкретном регионе.

Вопрос: Думаете ли вы, что этот проект будет когда-либо развиваться, если сейчас вы не найдете спонсоров?

Ответ: Я думаю, что будет, потому что, как я говорил ранее, основные затраты уже проведены. Я имею в виду методологию, компьютерное обеспечение и т.д. Также я полагаю, что в данный момент издатели заинтересованы, более чем когда-либо, в проведении подобных исследований из-за растущей конкуренции. Приведу пример, в Рачибуше наша газета получила 81% всей опрошенной читательской аудитории. На втором месте находится газета «Viborcha», которая является крупнейшим Польским ежедневным изданием. Рекламодатели часто полагают, что объявления в местной газете не принесут им ожидаемого результата, но, на мой взгляд, это в первую очередь зависит от того, на какой рынок ориентируется предприниматель: на национальный или местный. Конечно, если предприниматель работает в масштабе всей страны, мы не можем быть посредником между ним и рынком, но если он работает на местном уровне, в той же области, нет смысла вкладывать огромные средства в рекламу национальных изданий, это ведет к большим расходам и не оправдывает затраченных средств.


^ Эрлин Макмейн

Я расскажу о сотрудничестве Всемирной газетной ассоциации с другими ассоциациями по защите независимости и свободы прессы, о том, как лучше информировать мировую общественность о проблемах, возникающих в этой области во многих странах. Буду кратка, поскольку многие из вас уже знают, что собой представляет Всемирная газетная ассоциация, какие действия принимаются Международной федерацией журналистов по защите основ свободы прессы. Я лишь хотела напомнить, что полезно в дополнение к вашему протесту иметь протест Всемирной Ассоциации Издателей. Мы и подобные организации, такие как IPI (Всемирный Институт Прессы), IFJ (Международная федерация журналистов) всегда готовы оказать помощь и направить протест.

Мы были поражены тем, насколько эффективными эти письма могут быть, особенно если они адресованы людям, привыкшим к получению писем подобного содержания. Например, дело Тудимана, он получал эти письма каждые три минуты, и я уверена, что тут же их выкидывал, но чиновники местного уровня отнесутся к этому серьезнее, потому что организация, представляющая 18.000 газетных изданий по всему миру направляет им те или иные заявления. Наши ассоциации готовы оказывать помощь в создании законов о прессе. У всех них есть опыт лоббирования и проведения подобных законов. Например, когда в Югославии хотели принять закон о налоге с непроданных тиражей, мы разослали запрос всем членам ассоциации в Европе, чтобы выяснить, как обстоят дела там по этому вопросу, и каждая из них отправила письмо правительству Югославии, заявляя, что непроданные экземпляры не должны облагаться налогом, что это неприемлемо для Европейских стран.

Наши интересы в Европе лоббирует Европейская Ассоциация газетных издателей, находящаяся в Брюсселе. Это их главная задача, и как член нашей ассоциации вы можете на это рассчитывать. Каждый год мы помогаем газетам объяснять читателям, насколько необходима свобода прессы и слова. На протяжении десяти лет 3 мая считается Днем независимости прессы, и к этому Дню мы готовим специальное досье, которое может пригодиться многим странам. Обычно оно появляется на нашем веб-сайте к 15 марта, так есть возможность его перевести. Оно включает эссе о свободе прессы, статистические данные, мультфильмы на данную тему. Мы также разработали кит «газеты в образовании», который полезно использовать постоянно в газете, т.к. он содержит различные задания и упражнения для всей семьи. Итак, в основном 3 мая – это однодневная кампания, некоторые местные организации проводят фестивали, посвященные свободе прессы. Самое интересное мероприятие, на мой взгляд, было организовано в Монголии, где небольшая по численности ассоциация, провела национальный конкурс на лучший постер о свободе прессы. На самом деле, эта проблема очень серьезна для нас и наших членов. Мы исключили Тунис, за то, что Ассоциация этой страны не прикладывала особых усилий к освобождению журналистов, оказавшихся в тюрьме по воле государства. Некоторые из вас спрашивали – как вступить во Всемирную газетную ассоциацию?

Я отвечу на этот вопрос сейчас. Очень простая процедура – вы должны прочитать наш Устав, обсудить его с членами вашей ассоциации и согласиться с концепцией, изложенной в нем. Далее вы отправляете нам письмо о том, что ваша ассоциация поддерживает идеи Всемирной газетной ассоциации, посылаете нам список членов с контактными данными, оцениваете состояние свободы прессы в вашей стране. Также необходимо оплатить вступительный взнос, зависящий от тиража ваших газет. Исходя из опыта, могу сказать, что Генеральный директор Ассоциации Тимоти Балдин не настаивает на том, чтобы вновь принятые члены из небольших стран или стран с существующими экономическими проблемами, оплачивали сразу весь вступительный взнос. Обычно дается три года. Я забыла упомянуть о IFEX, в буклете, который вам раздали. IFEX – лучшая организация, куда можно направить тревожный сигнал, непосредственно занимающаяся координированием действий организаций по защите свободы слова. Если вы отправите туда свою информацию, то она тут же станет известна широкой мировой общественности. Направить тревожный сигнал – все равно, что написать новую историю: самое главное использовать больше фактов и подробных описаний.


Реплика. В Хорватии мы начали практиковать это несколько лет назад, проводя специальные акции во всех редакторских коллективах страны. В настоящее время мы готовим проекты трех новых законов: закон о медиа, телевидении и радиовещании.. Для составления этих законов мы объединились с Союзом журналистов, Ассоциацией издателей и Министерством Культуры, которое и дало нам основные тезисы. У нас дважды были бурные обсуждения, и мы надеемся получить стандарты в Европейском Союзе.


Реплика. Возможно в странах, где не существует подобных проблем в настоящий момент, День независимости прессы проходит незамеченным, потому что издатели полагают, что читателям будет неинтересно, сколько журналистов было арестовано или подверглось насилию в Африке, или где-нибудь еще. В Эстонии мы нашли выход из этой ситуации, потому что всегда существуют законодательные проблемы. Распространение недостоверной информации всегда относилось к уголовному кодексу, и Всемирная газетная ассоциация провела резолюцию, в которой говорилось, что клевета – это правонарушение, но из области гражданских прав. Несколько лет назад, как раз перед 3 мая, мы подняли большую шумиху вокруг этой проблемы, собирая пресс-конференции, делая заявления для прессы, радио и телевидения, комментируя, почему это скажется положительно на медиа в целом. Итак, месяц спустя закон был принят.


Реплика. 3 мая для тех стран, которые никогда его не отмечали, может стать очень значительным днем. Это произошло несколько лет назад, когда мы получили информацию о том, что Кучма был объявлен международным врагом прессы № 6. В качестве аргумента было написано, что он использует судебную власть и судебный процесс для того, чтобы «задушить» свободу слова и т.к. Подобные заявления для нашего президента были крайне непривычны, он абсолютно неадекватно отреагировал: обратился к нации со словами, что он на эти международные ассоциации подаст в суд за клевету. На следующий год он опять попал в эту десятку, но на этот раз от комментариев воздержался.

На Украине статьи о диффамации уже переведены из Уголовного Кодекса в Гражданский. Что же касается помощи журналистам, то Айрекс разработала достаточно сильную правовую программу, на которую опирались в случае подачи исков к газетам. Ассоциация также предоставляла юриста для рассмотрения хозяйственных вопросов, корпоративного права, т.к. оказалось, что газеты наиболее уязвимы именно при налоговых проверках, а не при исках по диффамации. Работа такого юриста в течение года позволила привести в порядок бухгалтерию у наших членов и провести ряд семинаров для редакторов и бухгалтеров газет, где им объясняли, как правильно вести налоговый учет.


Реплика. Мне хотелось бы еще добавить, что налоговую инспекцию Украины власти часто используют как сильнейший бич против газет. Давление со стороны мирового сообщества привело к тому, что теперь в начале каждого года составляется список редакций, которые налоговая инспекция будет проверять, поэтому у нас появилась возможность подготовиться к этой проверке.


Реплика. Беларусь – это страна, в которой свободы слова нет на государственном уровне, на котором свобода прессы востребована обществом. Наша ассоциация ко Дню свободы прессы даже делала специальную газету, проводила обсуждения в газетах – читательский круглый стол. Многие наши редакторы говорили, что читатели довольно плохо реагируют на напоминания о нарушении свободы слова.


Реплика. Если позволите, добавлю о ситуации вокруг свободы слова в Беларуси. К сожалению, проблема свободы слова и защиты журналистов у нас очень актуальны. В Уголовном кодексе Белоруси действительно есть сразу несколько статей, по которым журналиста можно привлечь к уголовной ответственности за клевету на президента, за оскорбление его чести и достоинства. Сейчас отбывает наказание редактор закрытой ныне Гродненской газеты и один из корреспондентов. Уже был судебный процесс, но не определено место отбывания наказания редактору другой газеты Рабочеву. Мы недавно провели такую акцию – сбор подписей читателей для отмены этих уголовных статей. Собрано уже более 3.000 подписей, и помощь Всемирной газетной ассоциации нам могла бы быть очень полезна.


Реплика. Небольшой комментарий по поводу аудита, который становится все более сильным оружием по всему миру. Я рада слышать о проводимых семинарах по обучению бухгалтеров способам защиты газеты. Мы начинаем все более разбираться в том, о чем и о ком действительно заботиться правительство. Благодаря нашим контактам в сфере бизнеса, можно оказывать давление и посредством больших международных компаний или даже правительств других стран. Например, Канада – главный инвестор газопровода в Камеруне, и мы можем попросить канадское правительство оказать давление на чиновников Камеруна, чтобы они выпустили издателей из тюрем. Другой проблемой могут быть пожарные службы. Они могут прийти с проверкой в офис газеты, полный бумаги, и заявить, что помещение не отвечает нормам пожарной безопасности, нет нужного количества выходов и т.д.


Реплика. Я очень рад, что вы обратили внимание на экономическую сторону проблемы. Издание газет мы начали в 1995 году, в Грузии тогда проходила налоговая реформа. Был опубликован проект и, проанализировав его, стало ясно, что эта реформа погубит всю грузинскую экономику и прессу. Тогда мы начали работать совместно с правительством над внесением изменений в этот проект, но ничего не получилось. Мы начали лоббировать процесс, чтобы оградить прессу от опасности, удалось освободить печатную прессу от налога на добавочную стоимость и это, в какой-то степени, помогло прессе сохранить свою независимость. В Грузии свобода прессы на официальном уровне не ограничена, но существует другая проблема – реакции правительства и общества на критику почти нет.


Реплика. Я хочу рассказать о Дне независимости прессы, проводимом в Молдове. У нас в этот день проводится фестиваль с целью пополнения и расширения знаний людей о прессе, о ее задачах. Это необходимо, потому что часто люди не знают и не понимают, почему так важна независимая пресса. Фестиваль проводится в парке, где медиа организации демонстрируют публике свои достижения и рассказывают о своей деятельности. Читатели встречаются с корреспондентами, теле- ведущими. У нас также проводится конкурс на лучший постер, семинары, круглый стол по вопросу законов о медиа. Фестиваль длится несколько дней. Для его организации мы используем много материалов Всемирной газетной ассоциации, и я очень рада, что теперь они переведены и на русский язык.


Реплика. Я бы хотел рассказать о Российском опыте, который может быть полезен. Несколько лет назад со стороны властей была предпринята попытка «поглотить» нашу газету «Челябинский рабочий», несмотря на то, что мы соблюдали все законы, но в наших документах нашлась одна неточность, и это послужило поводом для начала жесткой кампании против газеты, но мы отстояли свою независимость. С тех пор мы тщательнейшим образом следим за всей документацией, и после прохождения специальных программ дополнительного обучения наш юрист выступает экспертом, помощником для всех других редакций Урала.


Реплика. В Белоруссии проводится похожая на украинскую программа семинаров для аудиторов, мы также помогаем и с делопроизводством. Наши юристы посещают редакции и изучают все бумаги, относящиеся к законодательству. Это практикует IREX совместно с Белорусским союзом журналистов.


Анна Хэлман (директор Ассоциации независимых газет. Польша)

До конца 200О года печатные издания и продажи в Польше облагались 0% НДС. В 2001 году был введен НДС на печатные издания 7%. Одновременно Закон предусматривал 0% НДС на периодические издания, которые соответствуют определенным требованиям, например, имеют тираж до 15000 экземпляров и выходят не чаще одного раза в неделю. Был создан список на основании Постановления министра финансов специальных периодических изданий, имеющих 0% НДС.

Издатели независимой местной прессы были убеждены, что упомянутые статьи Закона были внесены для защиты ежедневных газет и не спешили вносить свои титулы в министерский список специальной периодики. Тем временем только несколько титулов были включены в список выпущенного министром финансов Постановления. Несмотря на это, наша Ассоциация и многие индивидуальные издатели обращались к министру финансов с просьбой подтвердить 0% НДС. Почему это было так важно для издателей независимой местной прессы?

Первое. Целью упомянутых статей в Законе являлась защита местной прессы, а Постановление министра финансов противоречило закону. Второе. 7% НДС вместе с введением новых 22% на печатные услуги значительно увеличило стоимость издания газет. В результате уменьшилось количество газет, многие из них закрылись.

Перед лицом такой ситуации наша Ассоциация решила бороться за установление 0% НДС на печатание, скажем, местных газет. Кампания развернулась в нескольких направлениях:

  1. Лоббирование среди политиков. Мы устанавливали контакты, писали письма, встречались с представителями правительства, Парламента, Комитета за гражданские права, рисуя драматическую ситуацию, в которую попали местные газеты после введения 7% НДС и 22% налога на печатные издания. Мы отмечали роль, которую играет местная независимая пресса в построении гражданского общества, в предоставлении информации местному населению, в основном в сельской местности, куда национальная и региональная пресса не распространяется. Мы доказывали, что такая пресса заслуживает хотя бы минимальной поддержки правительства. Мы также использовали веб.сайт Ассоциации для ведения кампании лоббирования среди депутатов Парламента, членов Парламента от регионов.

  2. Совместно с другими организациями, такими как Польская палата издателей прессы, Польская книжная палата, боролись за удерживание 0% НДС. В результате наших совместных усилий 22% НДС на печать не был введен во второй половине 2001 года.

  3. Кампания в прессе. Под знаком нашей Ассоциации были напечатаны статьи в ежедневных газетах, в специальных изданиях, на нашей веб.странице.

  4. Подача апелляций в Конституционный суд, который решает, не противоречит ли закон конституции страны.

  5. Мы также обращались в Комитет по защите гражданских прав.

В результате, Конституционный суд вынес решение о том, что постановление министра финансов противоречит Конституции. Это была наша победа, но не совсем то, чего мы добивались. Но радость нашей Ассоциации и издателей местной прессы по поводу 0% НДС длилась недолго. В данном случае, сначала наше правительство, а за ним и парламент были необычайно настойчивы и последовательны в урегулировании вопроса НДС, и в решение Конституционного суда несколько месяцев спустя были внесены изменения. Был упразднен прежний список периодических изданий с 0% НДС и введено более точное определение «периодической прессы». Это значило, что те газеты, которые подпадают под условия нового определения, могут рассчитывать на 0% НДС. К сожалению, новое определение специальных изданий местной прессы не только обтекаемо, но содержат статьи, которые перечеркивают все преимущества местных издателей. Это ограничение площади помещения рекламы до 33% от площади всей газеты. С одной стороны, это дает местным издателям возможность получения 0% НДС, но с другой стороны, создает многочисленные трудности. Например, издатель теряет 0% НДС, если успешно издает ежедневные газеты.

С одной стороны, издатель получает 0% НДС, с другой, в законодательстве не предусмотрены гарантии того, что любая налоговая проверка не поставит под сомнение твое право на эти 0%. Никто ничего не знает. В настоящий момент издатели стоят перед лицом нескольких финансовых кризисов в результате уплаты налогов и дополнительных штрафов. Поэтому деятельность нашей Ассоциации и ее членов направлена на получение подробного разъяснения принятых инструкций. Для многих членов наша победа немало стоила, но не принесла желаемого результата. Правительство приводит совершенно разную аргументацию. Сначала они говорили о необходимости повышения НДС, в связи с приведением законов в соответствие с требованиями Европейского сообщества. Сейчас приводятся совершенно иные аргументы. В конечном счете, эти 7% не так важны для больших и преуспевающих газет, как для местных маленьких изданий.


Реплика. Мы в Беларуси в этой ситуации живем давно, только она хуже, потому что газеты, которые имеют статус информационной общественно-политической газеты, не имеют право публиковать рекламы больше чем 30% от содержания в каждом номере. Если газета публикует больше чем 30% по площади рекламы, то это является основанием для предупреждения, а то и закрытия газеты.

В Беларуси НДС у нас составляет 20%. Но у нас другая экономическая проблема, с которой приходится бороться нашим журналистским организациям. Это неравное отношение к разным формам собственности. Широко применяется практика, когда тарифы для государственных изданий и тарифы для частных изданий отличаются в несколько раз. Это тарифы на распространение, на печать и т.д. Для развития не остается ничего.


Реплика. В Армении, все газеты имеют 0% НДС. Но все равно денег газетам не хватает. Поэтому перед нами сейчас стоит проблема снижения НДС на газетную бумагу.


Реплика. В Молдове уже третий год газеты не платят НДС, но большинство газет все же платит. По нашему закону НДС не облагается подписка газет, типографические услуги, газетная бумага. А рекламные услуги облагаются налогом 20%. Поэтому выгоднее платить за все 20%, чем только за рекламу.

^ Польша


Вопрос: В докладе вы упомянули о различных условиях, которые должна соблюдать газета для получения 0% НДС. Что это за условия?

Ответ: Определено несколько условий:

- общий объем тиража не должен превышать 15.000 экземпляров

- периодичность издания, начиная с еженедельного

- содержательная сторона должна отражать политическую и экономическую жизнь местного общества. Должна быть насыщена информацией, а и не содержать развлекательной части, кроссвордов, например. Ну, естественно, порнографию, скандалы и т.д.

Тарму Таммек (исполнительный директор Эстонской газетной ассоциации)

Сейчас мы поговорим о том, что такое самоуправление в прессе, что может сделать Газетная ассоциация, какую роль она может сыграть. Я начну с примера Эстонии. Возможно, это кому-то послужит уроком.

В течение 10 лет у нас действовал Совет по прессе, иначе говоря ,Совет по журналистской этике. Он был организован в 1991 году по инициативе Газетной ассоциации. Мы также пригласили к участию в нем и другие организации. В Совет входило 6 редакторов газет и 5 представителей телевидения, радио, общественности. Эта организация разрасталась, и уже в 1997 году в нее помимо Эстонской газетной ассоциации входило несколько других организаций, таких как Ассоциация телевидения и радиовещания, Совет церквей, Совет покупателей, и другие. Число жалоб распределялось таким образом: 95% - газетный сектор и 5% - остальные. Почему? Когда у людей возникают претензии к газете, они ее читают и перечитывают, она лежит у них перед глазами, и в конце концов они пишут жалобу.

Надо очень разгневать человека, чтобы он пошел на радио или телевидение выяснять отношения. Во многих странах, я знаю, Совет по прессе создается на базе Союза журналистов. Но дело в том, что в Эстонии, так исторически сложилось, Союз журналистов, который был организован еще в советские времена, является очень слабой организацией. Ассоциация газетных издателей создавалась после получения независимости на основе модели Всемирной газетной ассоциации. Что же произошло?

В 2001 году произошел взрыв. В Эстонии существует поговорка: приведи попрошайку в сауну, будешь в конце мыть ему спину. Итак, Ассоциация была очень сильной организацией, и нам не было необходимости приглашать других. Но хотелось быть благородными. Мы забыли одну вещь. Мы-то считали, что являемся организацией с самоуправлением и что живем в мире джентельменских соглашений. Мы никогда до конца внимательно не читали статьи Устава. Некоторые организации, которые мы пригласили участвовать в Совете, неожиданно решили, что они больше не соблюдают соглашения с Газетной ассоциацией, В то время мы требовали отставки председателя, так как его жена – журналист и профессор университета, использовала конфиденциальные документы, предоставленные в Совет, для своих лекций. Организация раскололась. Одни встали на сторону Газетной ассоциации, другие на сторону Председателя.

Мы решили выйти из Совета и организовать собственную структуру. На этот раз мы не приглашали сторонние организации, а только индивидуальных людей, журналистов, писателей, критиков. Нам был преподнесен хороший урок. Хорошо подумай, прежде чем брать кого-то в партнеры. Затем несколько главных редакторов газет сказали: « Мы больше не уважаем эту организацию», и один за другим повернулись к ней спиной. Они больше не отвечали ни на какие запросы. Тогда организации, принадлежащие Совету, приняли соответствующее решение, но ни одна газета его не напечатала и, следовательно, никто о нем не узнал. Вот почему мы создали новый Совет по прессе, потому что даже главные редакторы - самые ярые противники с саморегулирования, пришли к выводу, что это их единственный шанс противостоять государственному регулированию.

Это сейчас газетный сектор набрал силу. В новую организацию, новую структуру входят представители общественности, люди, к чьему голосу прислушиваются, и кого никто не может обвинить в заигрывании с прессой. Вот такой урок нам был преподнесен в смысле учредительной структуры организации с самоуправлением. Теперь мне понадобиться помощь в раздаче буклета.

Вы видите, что этот буклет издан на двух языках: с одного конца – на русском, с другого – на эстонском. Так что выберите язык, на котором вам удобнее говорить. Если мы возьмем буклет и посмотрим с русской стороны, то название будет звучать «Не в ладу с прессой» с подзаголовком «Как разрешить конфликты журналистской этики?» Это то, что мы называем жалобами. Если у человека возникли проблемы с прессой, его имя было неправильно напечатано, или его речь была перефразирована, или кто-то его оклеветал, он вынимает буклет - справочник и шаг за шагом находит рекомендации, как поступить. Откроем буклет на странице 4 с заголовком «Как решить проблемы» и находим три пункта:

  1. Подумай прежде, чем жаловаться в Совет по прессе

  2. Если у вас действительно возникли проблемы, попросите журналистов исправить ошибки без скандала, но если контакта не возникает, и газета не прислушивается к жалобе, тогда обращайтесь в Совет по прессе.

  3. Если вы неудовлетворенны решением Совета по прессе, у вас есть конституционное право обратиться в суд.

Буклет полезен не только для читателей, но и для журналистов, людей, работающих в средствах массовой информации еще и потому, что не каждый журналист знает, как психологически разрешить конфликт с рассерженным читателем. Этот буклет распространяется на публичных мероприятиях, которые Газетная ассоциация проводит довольно часто. Ранее, я отмечал, что Всемирная газетная ассоциация не была вовлечена в содержательную часть. Я считаю, что в мире существует два типа ассоциаций: одна, уже изначально называется Ассоциацией издателей газет, а другая, как наша, Эстонской газетной ассоциацией. Поэтому согласно общей концепции, мы работаем как для издателей, так и для редакторов, корреспондентов, журналистов. Например, на следующей неделе мы будем проводить семинар для журналистов, пишущих на тему окружающей среде. Мы все вовлечены в вопрос журналистской этики. Совет по прессе, ежемесячно рассматривает поступающие жалобы, и вам не нужно годами ждать решения суда. Как вы знаете, в журналистской этике нет вещей черных и белых, еще и поэтому нам нужен Совет по прессе. Суд выносит решение: виновен – не виновен, но не виновен в какой-то малой степени.

В журналистской этике у нас существуют закулисные правила. Скажем, благополучию общества грозит опасность, и вы не совсем честным путем добываете документ, который подтверждает это. Но вы не можете прийти в суд и сказать:» У меня есть право украсть, потому что общественные интересы выше». Вы никогда так не выиграете дело. Новый Совет по прессе стал так популярен, что Интернет-издания, распространяющие газеты в онлайновой системе, просят нас принимать к рассмотрению и их жалобы. Сейчас мы думаем, как это сделать. Ведь этический код журналиста остается тем же, только средство информации другое. Так почему нет? Благодарю за внимание.


statya-zakonodatelstvo-ob-obrazovanii-stranica-2.html
statya-znakomit-s-genealogiej-koncepcii.html
statya1-k-russkomu-perevodu-knigi-k-byulera-ocherk-duhovnogo-razvitiya-rebenka.html
statya13ustanovlenie-usherba-otrasli-ekonomiki-gosudarstv-storonvsledstvie-dempingovogo-importa.html
statya18-doklad-predstavlyaetsya-komitetu-po-pravam-cheloveka-kpch-oon-v-svyazi-s-rassmotreniem-komitetom-pyatogo.html
statya31osobennosti-provedeniya-antidempingovogo-rassledovaniya-statya1-1.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-uchebno-tematicheskij-plan-rimskoe-chastnoe-pravo-na-2009-2010-uch-god-cel-oznakomlenie-studentov.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-profilaktiki-vich-infekcii-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-respubliki-belarus.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-otrazhaet-sostoyanie-del-v-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-i-rezultati-ego-deyatelnosti-za-poslednij-otchetnij-period-2010-2011-uchebnij-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voda-i-ee-primenenie-v-sovremennih-tehnologiyah-chast-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-16.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-literature-v-9-klasse-tema-m-a-sholohov-sudba-cheloveka.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-seminara-mezhdunarodnoe-razdelenie-faktorov-proizvodstva-mirovoj-rinok-i-mezhdunarodnoe-dvizhenie-tovarov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-literaturnomu-chteniyu-umk-shkola-2000-razrabotchiki-yakovenko-i-p.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/elementarnie-chastici-v-kosmicheskih-luchah.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-predpriyatiya-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlozheniya-na-budushee-vekonomike-stran-s-nizkim-dohodom-selskoe-hozyajstvo-igraet-centralnuyu-rol-na-dolyu-selskogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-25-ot-17-09-10-soglasovano-zamestitel-direktora-po-uvr-mou-krasnozerskoj-sosh-2-zagorujko-l-k-ot-15-09-10-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-ekspertiza.html
  • student.bystrickaya.ru/2kak-i-kogda-otkrivali-hettov-zagadki-drevnih-vremen.html
  • composition.bystrickaya.ru/planiruemie-rezultati-vospitaniya-i-razvitiya-mladshih-shkolnikov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-raschetnogo-zadaniya-po-kursu-osnovi-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-novogo-tovara.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnijdokla-d-direktor-a-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/48-upr439-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-kursa-disciplini-modulya-mou-kamskopolyanskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/2-hazarskij-kaganat-682-georgij-vladimirovich-vernadskij-mihail-mihajlovich-karpovich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/melihov-o-m-melihova-v-k-m48-tajnaya-okkultnaya-medicina-o-m-melihov-melihova-v-k-stranica-18.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamen-marketingovie-tehnologii-doc-kuznecov-s-yu-mart.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bdali-valentina-zhmabajizi.html
  • institut.bystrickaya.ru/that-mr-travis-pointed-is-the-jungle-of-sixty-million-two-thousand-and-fifty-.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-osnovi-marketinga-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080111-65.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-ukraini-po-voprosam-chrezvichajnih-situacij-ot-19-oktyabrya-2004-goda-n-126-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poznavatelnie-processi.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-den-bibliografii-db-den-bibliografii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektami-sovnet-stranica-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-kursti-masati.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-otkritogo-akcionernogo-obshestva-vostochnij-port-obshie-svedeniya-ob-obshestve.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendaciya-dlya-letnego-chteniya-v-6-klasse.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-10-statya-obshie-svedeniya-10-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.