.RU

Тема №1 Предмет, методология, задачи и методы этнопсихологии - Учебно-методический комплекс по дисциплине «этнопсихология»...


^ Тема №1 Предмет, методология, задачи и методы этнопсихологии
Специфика предмета этнической психологии и других наук; связь этнопсихологии с другими науками; методологические принципы этнопсихологии и изучения национально-психологических особенностей; задачи этнопсихологии как самостоятельной области знаний; особенности и виды этнопсихологического исследования; методы этнопсихологии.

^ Ключевые слова: этнопсихология, национальная психология, национально-психологические особенности, этнолингвистика, этнопедагогическая аксиология, психологическая антропология, кросс-культурная психология, сравнительно-культурные исследования, общественное мнение, респондент, опрос (его виды), тест, биографический метод, метод изучения продуктов деятельности, контент-анализ, семантический дифференциал.


^ Тема №2

История возникновения и становления этнопсихологии

в России и за рубежом

Причины, породившие интерес к этнопсихологическим знаниям; отличия и сходства в этнопсихологических представлениях древности, средневековья, нового времени; современная западная этническая психология и ее школы; становление этнической психологии в России (дореволюционный период); отечественная этническая психология в XX вв.; основные направления этнопсихологических исследований.

^ Ключевые слова: культура, язык, мифы, обычаи, традиции, теория «национального характера», «психология народов», «коллективные преставления», «дух народа», конфигурации культур, релятивизм, абсолютизм, универсализм, коллективная рефлексология, психоаналитическая антропология, когнитивная антропология, аккультурация, теории «основной» и «модальной» личности, пассионарность, этногенез.

^ Тема №3 Сущность и структура этнических общностей
Развитие современного человечества и общность судеб; этносфера земли (племена, народы, нации); социальная группа и индивид; структурообразующая (статическая) и динамическая стороны этнической психики; психологическая основа нации; свойства и функции национальной психики в жизни индивида.

^ Ключевые слова: человечество, социальная группа, референтная группа, раса, популяция, племя, народ, нация, этническая группа, этнодифференцирующие признаки (маркеры), этнофор, этническое сознание и самосознание, этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции, обычаи и привычки, этнические чувства, вкусы, настроения, интересы и ориентации, менталитет, национальная культура, национальный язык, чувство национального достоинства, национальная гордость, национальная независимость.
^ Тема №4 Психологическая характеристика этнической символизации и социализации
Сущность и разновидности этнических символов; символы как средства опознания этнической принадлежности; механизмы этнической символизации; национальная символическая социализация; этнокультурная вариативность социализации; этнография детства; отрочество и «переход в мир взрослых».

^ Ключевые слова: атрибуция, анимизм, знак, символ, архетип, символизация, семиотика, отрицательные символы, символы-жесты, групповые символические действия, общенациональные символы, механизмы психической защиты, ритуал, инициация, социализация, инкультурация, культурная трансмиссия.

^ Тема №5 Этнопсихологические проблемы исследования личности
Личностные черты: универсальность или специфичность; национальный характер или ментальность; этническая идентичность; структура идентичности; формирование этнической идентичности; этническое самосознание: структура и функции; этническая «я-кон­цеп­ция» и социальная обратная связь; пути к разгадке русской души; проблема нормы и патологии личности в различных культурах.

^ Ключевые слова: этничность, этническая идентичность, моноэтническая идентичность, маргинальная этническая идентичность, этническая индифферентность, этническое самосознание, национальный характер, ментальность.


^ Тема №6 Механизмы межгруппового восприятия и детерминанты этнического поведения
Этноцентризм как социально-психологическое явление; этнические стереотипы и процесс стереотипизации; этнические установки, диспозиции и экспектации; социальная каузальная атрибуция.

^ Ключевые слова: этноцентризм, аттитюд, диспозиция, социальная роль, экспектация, социальный контроль, этнический стереотип, гетеростереотип, автостереотип, установка, предрассудок и предубеждение, каузальная атрибуция.
^ Тема №7 Специфика межэтнических отношений
Отношения межличностные, межгрупповые, межэтнические; психологические детерминанты межэтнических отношений; различные типы межэтнических отношений; этническая структура и индикаторы существования субординации; этническая стратификация; развитие межэтнических отношений; этнические меньшинства; последствия межэтнических отношений для групп, этносов и индивидов.

^ Ключевые слова: межэтнические отношения, категоризация, образ мира, субординация, оппозиция, кооперация, страты, этнокультурная адаптация, аккультурация, соперничество, аккомодация, ассимиляция, колониализм, комплиментарность, статус меньшинства, интеграция, сепаратизм/сегрегация, маргинализация, толерантность.

^ Тема №8 Этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования
Определение и классификации этнических конфликтов; предпосылки (причины и факторы) возникновения этнических конфликтов; специфика протекания и основные стадии этнических конфликтов; регулирование и разрешение этнических конфликтов.

^ Ключевые слова: конфликт, этнический конфликт, межнациональный конфликт, социально-экономический конфликт, этнотерриториальный конфликт, этнодемографический конфликт, насильственный и ненасильственный конфликты, геноцид, шовинизм, расизм, депортация, террор, конфликтная ситуация, стадии конфликта, инцидент, межэтнический компромисс, надгрупповая идентичность.

^ Тема №9 Профессионализм в межнациональных отношениях
Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях; сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений; подготовка к межкультурному взаимодействию; культура межнационального взаимодействия; деятельность специалиста в области межнациональных отношений.

^ Ключевые слова: профессионализм, этносоциальная компетентность, этнопси­хологическая готовность (установка), гуманизм, кооперация, этнопсихологический релятивизм, культура межнационального общения, культурно-специфичный тренинг, культурные ассимиляторы, межкультурная сензитивность.
^ Тема №10 Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
Актуальность проблемы образования и воспитания в полиэтнической среде; мультикультурное образование; влияние национально-психо­ло­ги­ческих особенностей на восприятие и оценку воспитательных воздействий в многонациональном коллективе; организация и осуществление воспитательной работы с учетом национально-психологических особенностей учащихся; анализ социальных и политических факторов, влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы; психолого-педагогическая работа с мигрантами.

^ Ключевые слова: многонациональный коллектив, актив, полиэтническая среда, этнические микрогруппы, мультикультурное образование и воспитание, воспитательное воздействие, стиль воспитания, педагогические мероприятия, культура межнациональных отношений.

^ Планы практических занятий для очного и заочного отделений


Практическое занятие №1.

Тема: Введение в этнопсихологию. Этнический парадокс современности.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Этносфера Земли: племена, народы, нации.

  2. Этническое возрождение второй половины ХХ века. Этнический парадокс современности.

  3. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.

  4. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 16-22.

  2. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: "Речь", 2001, Часть1.

  3. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70.

  4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.12-34.


Практическое занятие №2.

Тема: Предмет, методология и задачи этнопсихологии.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Этнопсихология и другие науки.

  2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии.

  3. Методология этнической психологии как науки.

  4. Основные разделы этнопсихологии и задача создания синтетической науки.

  5. Основные задачи этнопсихологии, вытекающие из современного состояния национальных отношений в нашей стране.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 4-17.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 33

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.46-50.


Практическое занятие №3.

Тема: Историческое развитие взглядов на национально-психологи­чес­кие явления в России и за рубежом.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Причины, породившие интерес к этнопсихологическим знаниям. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения.

  2. Этнопсихологические идеи в европейской науке (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В.Вундт и др.).

  3. Развитие этнопсихологии в России (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.Г. Шпет, Л.Н. Гумилев и др.)

  4. Психологическое направление в американской этнологии (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Хонигман и др.).

  5. Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.

  6. Основные направления этнопсихологических исследований.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 24-59.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 42-89.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.46-50.


Практическое занятие №4.

Тема: Психологическая характеристика этнических общностей.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Понятия «этнос» и «этничность». Этнодифференцирующие признаки (маркеры) этнической группы.

  2. Психологическая основа нации.

  3. Психологические предпосылки целостности нации.

  4. Содержание психологии нации (системообразующая и динамическая стороны).

  5. Свойства и функции национальной психики в жизни индивида.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 70-119.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 25-29; 238-243.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.12-36.


Практическое занятие №5-6.

Тема: Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Этнические символы и механизмы этнической символизации.

  2. Своеобразие проявления национальных установок.

  3. Психологические особенности этнической стереотипизации.

  4. Причины образования и последствия предрассудков.

  5. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

  6. Этническое самосознание: структура, функции и основные закономерности проявления и развития.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 125-144.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 272-291.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.138-178; 192-268; 276-373.


Практическое занятие №7.

Тема: Исследование социализации и этнопсихологических проблем личности.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Социализация, инкультурация, культурная транмиссия.

  2. Влияние культуры на развитие ребенка и национальная символическая социализация.

  3. Этапы становления этнической идентичности. Отрочество и «переход в мир взрослых».

  4. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность?

  5. Проблема нормы и патологии личности.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 94-151; 243-272.

  2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.186-190.

  3. Агеев В.С. Социальная идентичность личности / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. С. 349–356.


Практическое занятие №8.

Тема: Специфика межэтнических отношений.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Типы и этапы развития межэтнических отношений.

  2. Концепция Л.Н. Гумилева о межэтнической комплиментарности.

  3. Психологические детерминанты межэтнических отношений.

  4. Этнические меньшинства.

  5. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологи­чес­кие проблемы. М., 1990. С. 135–152.

  2. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 120-125.

  3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 226-233

  4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.54-106.


Практическое занятие №9.

Тема: Психологическая специфика этнических конфликтов.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Определение и классификации этнических конфликтов.

  2. Предпосылки (причины и факторы) возникновения этнических конфликтов.

  3. Специфика протекания и основные стадии этнических конфликтов.

  4. Регулирование и разрешение этнических конфликтов.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 218-234.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 300-324.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.268-273.

  4. Психология национальной нетерпимости. Сост. Черняковская Ю.Л./ Хрестоматия. Минск: «Харвест», 1998.


Практическое занятие №10-11.

Тема: Национально-психологические особенности народов Волго-Уральского региона.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Различные классификации деления народов Земли.

  2. Этнорегиональные группы народов России (по В.Г. Крысько).

  3. Волго-Уральская историко-этногеографическая область.

  4. Своеобразие психологии финно-угорских народов.

  5. Своеобразие психологии тюркских и алтайских народов.

  6. Своеобразие психологии восточнославянских народов.

  7. Малые этнические группы Волго-Уральской ИЭО: немцы, латыши, евреи, поляки и др.

  8. Появление новых малых этнических групп, вследствие миграций.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 144-162.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 226-233

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.54-106.


Практическое занятие №12.

Тема: Методы изучения и коррекции национально-психологических особенностей людей.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Логика и принципы этнопсихологических исследований.

  2. Основные методы этнопсихологических исследований.

  3. Модели измерения этнической идентичности.

  4. Составление национально-психологической характеристики личности.

  5. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей.
^ Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002, с. 280-300; 246-259.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998, с. 264-272.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004, с.43-54.



При подготовке к занятиям студенты собирают и систематизируют информацию о национальной психологии конкретных этнических общностей. В ходе занятия они составляют национально-психологическую характеристику под руководством преподавателя.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Психический склад и его особенности у славянских народов.

  2. Этнопсихологические особенности народов Поволжья и Дальнего Востока.

  3. Национально-психологические характеристики народов Кавказа и Закавказья.

  4. Специфика психического склада представителей этнических общностей Средней Азии, Казахстана.

  5. Национальное своеобразие психологии представителей Прибалтики.

  6. Национально-психологические особенности некоторых народов дальнего зарубежья.

  7. Анализ социальных и политических факторов, влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы.

  8. Работа с вынужденными мигрантами.

  9. Процедуры и методики этнопсихологических исследований.

  10. Методика составления национально-психологической характеристики.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

(основная и дополнительная литература)

Основная:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

  3. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  4. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2005.

  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академический проект, 1998.

  6. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.

  7. Психология национальной нетерпимости. Сост. Черняковская Ю.Л./ Хрестоматия. Минск: «Харвест», 1998.


Дополнительная:


  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.

  3. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб., 1994.

  4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН; Издательство “КСП+”, 1998.

  6. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. №4, 1997.

  7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  8. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

  9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

  10. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М.: Наука, 1984.

  11. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1997.

  12. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

  13. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

  14. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: “Когито-Центр”, Издательство “Институт психологии РАН”, 1997.

  15. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.

  16. Российская ментальность. Материалы “круглого стола” // Вопросы философии. 1994. № 1. С.25-53.


Методические рекомендации для преподавателя


С давних времён в силу географической обособленности зон Земли различные группы стран жили и развивались независимо друг от друга. У каждой обособленной группы стран сформировались своя культура, своя религия, но активные члены различных культур стояли и стоят перед одними и теми же проблемами. Перед проблемами управляемости народами, перед проблемами организации лучшего образа жизни своего сообщества.

Поиск конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества, преодоления конфронтации и вражды народов и государств из-за их национально-этнических, религиозных, политических, экономических различий, несовместимости жизненных ценностей, мировоззренческих, нравственных, ментальных приоритетов. Есть ли для современной цивилизации задача более важная, чем эта? Этнопсихологические знания помогают взаимопониманию людей из разных социальных и культурных систем, и следовательно, способствуют разрешению этой сверхзадачи, стоящей перед человечеством, - задачи его выживания (процесс общения должен строиться с учетом этнопсихологического фактора).

Интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, а не как к субдисциплине какой-либо одной науки (общей, возрастной или социальной психологии, этнологии или культурной антропологии) позволяет сохранить ее целостность, несмотря на отсутствие устоявшейся методологии, методов исследования и даже терминологии.

Во второй половине прошлого столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции. Прежде всего, обеспечение социального комфорта в рамках культурно-однородных сообществ. В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

Значение и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференциирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническая общность – это, прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количество этнодифференциирующих неуклонно сокращается. Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.

Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ (точнее с 60-70 гг.) века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

^ Методические указания для студентов


Цель данного курса – показать, что представляют собой этнические различия с точки зрения психологической науки и как они влияют на межнациональные отношения.

Для этого необходимо было решить определенные задачи:

Этнопсихология — одна из самых молодых и перспективных наук. Человечество вступило в XXI в., однако проблемы межнациональной розни и конфликтов до сих пор не разрешены. А ведь новое тысячелетие, согласно достаточно распространенной точке зрения, знаменует собой начало эпохи стирания различий между социальными группами. И произойти это без учета национально-психологических особенностей не может.

^ Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Примерные темы для рефератов

  1. Психология этнического возрождения во второй половине XX века.

  2. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

  3. Зарождение этнопсихологии в истории и философии.

  4. В. Вундт о главных областях и спорных вопросах психологии народов.

  5. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека.

  6. Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии.

  7. Межэтнические отношения и межгрупповые отношения: сущность и

  8. особенности понимания.

  9. Психологические закономерности развития этнического самосознания в разных культурах.

  10. Межэтническая напряженность как социально-психологический феномен.

  11. Фазы межэтнической напряженности и психологические защитные механизмы.

  12. Этнические образы и границы межкультурного понимания.

  13. Этнопсихологические проблемы исследования личности.

  14. Личность в контексте культур.

  15. Культурно-специфические аспекты общения.

  16. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

  17. Психологические детерминанты этнических конфликтов.

  18. Способы урегулирования этнических конфликтов.

  19. Межличностные отношения в межкультурном общении.

  20. Социокультурная и психологическая адаптация мигрантов к иной географической среде.

  21. Этнопсихология семейных отношений.

  22. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и многонациональном коллективе.

  23. Этнические проблемы в практике психолого-педагогической работы.



Контрольные вопросы к зачету (для студентов очного отделения)


  1. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Предмет, структура и задачи этнопсихологии как науки.

  2. Методологические принципы подхода к сущности этнопсихологических явлений.

  3. Методы этнопсихологических исследований.

  4. Понятия «этноса» и «этничности». Этнодифференцирующие признаки.

  5. Этнопсихологические представления в древности, Средневековье и эпоху Просвещения.

  6. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Г. Лебон о психологии народов и масс. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.

  7. "Дух народа", "душа народа" и "народный характер": сущность и значение этнопсихологических понятий.

  8. Исторические аспекты становления и развития этнопсихологии в России.

  9. Психологическое направление в американской этнологии.

  10. Теория базовой и модальной личности.

  11. Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания.

  12. Свойства и функции национальной психики в жизни индивида.

  13. Этнические символы и механизмы этнической символизации.

  14. Своеобразие проявления национальных установок.

  15. Психологические особенности этнической стереотипизации.

  16. Причины образования и последствия предрассудков.

  17. Социальная каузальная атрибуция.

  18. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

  19. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерения.

  20. Маргинальная этническая идентичность и ее специфика.

  21. Психологическая структура и функции этнического самосознания.

  22. Влияние культуры на развитие ребенка и национальная символическая социализация.

  23. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей.

  24. Проблемы межкультурной адаптации. Методы подготовки к межкуль-турному взаимодействию.

  25. Определение и классификации этнических конфликтов. Предпосылки (причины и факторы) возникновения этнических конфликтов.

  26. Регулирование и разрешение этнических конфликтов.

  27. Различные классификации деления народов Земли.

  28. Логика и принципы этнопсихологических исследований.

  29. Техники повышения межкультурной компетентности.

  30. Основные методы этнопсихологического исследования. Специфика его проведения.



Вопросы к зачету/коллоквиуму (для студентов заочного отделения)



  1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологических знаний и исследований в современных условиях.

  2. Дайте определение этнопсихологии как науки.

  3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихологии.

  4. Назовите имена тех ученых, которые в 19 в. впервые в нашей стране организовали изучение национально-психологических особенностей различных этнических общностей.

  5. Сравните взгляды российских и зарубежных психологов на специфику формирования и функционирования национально-психологических особенностей людей.

  6. Дайте определение понятию “нация”.

  7. Подумайте над проблемой соотношения понятий “общечеловеческое” и “общенациональное”.

  8. Что составляет психологическую основу нации.

  9. Объясните разницу между системообразующей и динамической сторонами психологии нации. Почему раньше существовало столько путаницы в объяснении структуры психологии нации.

  10. Сравните национально-психогогические особенности представителей славянской и тюркско-алтайской этнорегиональных групп .

  11. Дайте определение этническому конфликту.

  12. Назовите факторы и условия, способствующие возникновению этнического конфликта.

  13. Перечислите явления и процессы, которые лежат в основе функционирования этнопсихологических феноменов.

  14. Что представляет собой национальный (этнический) стереотип.

  15. Что представляет собой национальная (этническая) установка

  16. Составьте программу-схему бесконфликтного общения и взаимодействия представителей двух национальностей, наиболее знакомых вам.

  17. Опишите механизмы функционирования национальных установок и стереотипов.

  18. На какие элементы структуры многонационального коллектива и какие социальные процессы, проходящие в нем, в первую очередь должны воздействовать руководитель, педагог, психолог.

  19. Составьте схему своеобразия национально-психологических особенностей своей этнической общности и необходимых направлений их учета в воспитательной работе.

  20. Разработайте модель психологической помощи и психокоррекции семейных отношений в моно- и разноэтнической семьях.

  21. Охарактеризуйте понятие “этносоциальная компетентность”.

  22. Составьте программу стандартного этнопсихологического исследования

  23. Сформулируйте критерии для сравнения и сопоставления следующих национально-психологических особенностей: национального самосознания, национальных чувств.

  24. Охарактеризуйте виды этнопсихологических исследований.

^ Словарь основных терминов


Автостереотипы - устойчивые представления этноса о своих качествах.

Адаптация этническая - приспособление индивида или группы к условиям этнической среды.

Аккомодация - термин, близкий термину "адаптация" и применяемый в определенных случаях.

Аккультурация - процесс приобретения одним этносом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Анимизм - вера в духовные существа, души и духов, одна из первичных форм религии.

Антропогенез - учение о происхождении человека.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека (антропогенезе), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Апартеид - принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

Архетип - неосознаваемая базовая схема представлений, тенденция к образованию общих для людей представлений независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития и т.д.

Ассимиляция - тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Может происходить как естественным, так и насильственным путем.

Атрибуция – приписывание социальным объектам характеристик не представленных в поле восприятия.

^ Атрибуция каузальная – интерпретация человеком воспринятого и приписывание причин и мотивов поведения другим людям.

Аттитюд - (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия.

Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Гетеростереотип – устойчивые представления этноса о другой этнической группе или нации.

Гомогенность - однородность этноса по составу населения.

^ Готовность к межэтническому взаимодействию и общению – состояние, испытываемое представителем конкретной этнической общности, позволяющее ему осуществлять эффективные контакты с людьми других наций и народов. Оно формируется в процессе длительной подготовки, которая включает в себя несколько этапов: 1 этап – просвещение, в ходе которого людей знакомят с историей, государственным устройством, обычаями, традициями конкретных народов; 2 этап – ориентирование, цель которого – ознакомление с новым для человека этническим окружением, его основными национальными и моральными ценностями, позволяющее смягчить культурный шок и повысить эффективность этнической адаптации; 3 этап – инструктаж, который обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы и фокусируется на отдельных аспектах приспособления к новому этническому окружению; 4 этап – тренинг, обеспечивающий практическое ориентирование на непосредственное взаимодействие с членами других национальных групп; обучение, когда индивид получает конкретные навыки налаживания межличностных контактов в новом для себя этническом окружении, вырабатывает умения овладевать ценностями, нормами ролевыми структурами чужой культуры.

Демография - наука о народонаселении, изучающая воспроизводство населения, численность, структуру и расселение населения, происходящие в них изменения, причины и последствия этих изменений.

Депортация - насильственное переселение населения в пределах страны или за пределы страны или выселение определенной группы.

Диспозиция – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности, обусловленных его предшествующим опытом.

Диаспора - часть населения города, проживающая вне страны своего происхождения. Диаспоры образовывались в результате насильственного выселения, угрозы геноцида и других социальных причин.

Дискриминация - ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.

Знак - одно из средств управления при осуществлении тех или иных психологических процессов. Характеризуется символической формой своего существования.

Идентификация – неосознаваемое перенесение личностных качеств другого человека (группы, нации) на себя, стремление актуализировать в своей личности те же качества, которым обладает выбранный образец.

Иммиграция - въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания и, как правило, получения ее гражданства.

Инициация - посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

Инкультурация – вхождение индивида в культуру своего народа.

Истеблишмент - система ключевых социальных, культурных и политических статусов, обеспечивающая реальное и символическое существование государства.

^ Историческая память этноса- важнейший компонент духовной культуры этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность культуры этноса и передавать ее последующим поколениям.

Комплиментарность - взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на "своих" и "чужих".

Консолидация - упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

Контент-анализ - в психологии метод выявления и оценки информации, содержащейся в документах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.

^ Конфликт этнический - разновидность социального конфликта; внеправовая разрядка напряженной ситуации, созданной крайней формой политизации этничности, когда в сознании этнической группы сливаются воедино опасения за свое экономическое и социальное благополучие, страх за национальные права, за атрибуты неповторимой самобытности, культуры и, в особенности языка.

Конфессиональный - связанный с определенным вероисповеданием.

^ Коренной этнос - аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни.

Космополитизм - отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.

^ Кросскультурное этнопсихологическое исследование - изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям, этническим общностям.

Ксенофобия - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п.

^ Культурный релятивизм - утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей.

Культура межнациональных отношений – культура отношений между государствами, народами, нациями. Она базируется на признании суверенитета государства и принципов мирного сосуществования, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения человеческого достоинства. На уровне межличностных отношений говорят о культуре межнационального общения, в основе которого лежит культура чувств, гуманизм, взаимное уважение, доброжелательность, терпимость, независимость от этнических различий.

Магия - общее обозначение обрядов, в основании которых лежит вера в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и других людей; неразрывно связана с мифологией.

Маргинальность - социокультурологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к.-л. социальными группами, этническими культурами, что накладывает определенный отпечаток на его психику (беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность).

^ Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Мифы - повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.

^ Метис - потомок от брака между представителями разных человеческих рас.

Народ - субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.

Народность - этническая общность людей, исторически следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и утверждения частнособственнических отношений.

Национализм - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.

^ Национальная психология - стихийно возникающая совокупность чувств, настроений, потребностей, реализуемых преимущественно внутри этнической общности.

^ Национальное самосознание - осознание индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности.

Национальное сознание - сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальность – многозначное понятие, обобщенное обозначение таких понятий, как нация, народность и т.п. В научной литературе более корректным является понятие «этническая принадлежность».

^ Национальный вкус - исторически сложившееся своеобразное понимание прекрасного и безобразного большинством представителей нации.

Национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

Нация - исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Общество - результат распада общинных образований. В отличие от общины, принципиально делимо на атомарных членов (индивидов), регулируется традицией.

^ Образ мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности.

Общественное мнение – компонент общественной психологии; воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно активирует, воспитывает, перевоспитывает.

Обычаи - категория этнографии, социально-психологический аспект которой понимается как исторически сложившаяся группа привычек, свойственная определенной общности людей.

Пассионарии - индивидуумы, импульс поведения которых значительно превышает импульс инстинкта самосохранения.

^ Пассионарное напряжение - количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деленное на количество индивидов, составляющих этническую систему индивидуумов (термин Л. Н. Гумилева).

Пассионарность - способность и стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этнического сообщества.

Племя - исторический тип этноса, внутренняя структура которого создается по принципу кровного родства; имеет небольшую численность, что вызвано слабым развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории.

Поколение - совокупность людей, родившихся в один и тот же период, находящихся в любой момент в равном или почти равном возрасте.

Популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. В современной биологии популяция рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда.

Промилле - единица измерения демографических процессов. Означает количество тех или иных демографических событий (рождений, смертей, браков и т.д.) на 1000 чел населения.

^ Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.

Психологическая культура этноса - характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики.

^ Предрассудок (предубеждение) - иррациональный компонент общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

Раса - исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.

Расизм - идеология и общественная психология, сущностью которой являются представления о биологическом превосходстве либо, наоборот, неполноценности тех или иных этносов.

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину.

^ Род - кровно-родственная группа людей, связанная единым происхождением по материнской или отцовской линии.

Ритуал - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т.ч. речевых). Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).

Сакральный - священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

Самоидентификация - социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких-либо признаков), а отдельным индивидом - своей принадлежности к определенной группе.

Сегрегация - принудительное разделение населения на группы по определенному социальному признаку, чаще всего расовому и этническому; вид расовой дискриминации.

Сепаратизм - социально-политические и идеологические устремления группы людей к отделению одной части государства от другой.

Сепарация - отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем в самостоятельный этнос.

Символ – важнейшая подгруппа знаков; такой предмет, образ, действие или духовная ценность, который воспринимается нами в качестве заместителя или представителя какого-либо другого явления. К.Г. Юнг различал индивидуальные, национальные и общечеловеческие символы.

Символизация – необходимый и неотвратимый социально-психологический процесс.

^ Социальная установка - состояние психики, характеризующееся готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией.

^ Социальный контроль - система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения.

Социальный стереотип - схематизированный, упрощенный образ какого-либо явления социальной действительности, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные, черты.

Социум - большая группа людей, объединенных на основе общности территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нормы) к различным сторонам жизни.

Стереотип - схематизированная модель, программа поведения; упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные, черты.

Субэтнос - этническая система как часть этноса (термин Л. Н. Гумилева)

Суперэтнос - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном регионе, связанных экономически, идеологически и политически (термин Л. Н. Гумилева).

^ Титульный этнос - этнос, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.

Тотемизм - первичная форма религии, отождествляющая род или племя с животным или растением, верящая в происхождение своего народа от тотема.

^ Террор (терроризм) - насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, особо необходимая по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; моральное качество, характеризующее отношение личности к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Является формой уважения к другому человеку.

Традиция – элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.

^ Трансмиссия культурная – социально-психологический механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. На групповом уровне включает в себя процессы инкультурации и социализации.

Шовинизм - крайне агрессивная форма национализма.

Эмиграция - выезд из страны в другое государство с целью постоянного жительства, получения его гражданства

^ Этническая антропология - отрасль научного знания на стыке этнологии и антропологии, занимающаяся изучением вопросов происхождения этносов, роли условий социальной жизни народов, их образа жизни в различных регионах мира.

^ Этническая идентификация - причисление себя к группе людей определенной национальности.

Этническая общность - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

^ Этнические обычаи и традиции - компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.

^ Этнические чувства - эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам.

Этнические экспектации - ориентации человека как члена этнической группы, в основе которых лежат ролевая и нормативная регуляции социального взаимодействия людей.

^ Этнический гомеостаз - (или гомеостатический уровень этноса, или статическое состояние этноса) - устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором пределы колебания "энергии" ограниченны, что определяет этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

^ Этнический стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

^ Этнический темперамент - внешнее выражение национального характера. Наиболее ярко проявляется в особенностях общения (темп речи, движения, жесты, дистанция и пр.).

^ Этнический характер - целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого.

Этничность - совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.

Этногенез - процесс развития этнической системы от ее возникновения до исчезновения.

Этнолингвистика - научная дисциплина на стыке этнологии и лингвистики, изучающая взаимоотношения этнической культуры и языка.

Этнография - часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и прежде всего отличия неевропейских народов от европейских.

Этнология - наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза.

Этноним - самоназвание, а также и название, этноса которое ему дают другие народы.

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).

Этносоциология - междисциплинарная наука на стыке этнологии и социологии, занимающаяся сравнительными исследованиями социальных проблем жизнедеятельности этносов.

Этнопсихология - научная дисциплина на стыке этнологии и психологии, изучающая психологические и психические особенности этноса.

Этносфера - совокупность племен, народов и наций, населяющих Землю. Этнофор - индивид как носитель этнического сознания.

Этноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей собственного этноса.

Язык – система знаков, предназначенная для оформления мыслей человека, аккумуляции и передачи информации. Язык – один из важнейших атрибутов этноса; именно классификация этносов по языковому родству является наиболее распространенной в науке. Язык – это важнейшее средство человеческого общения. Реализуется и существует в речи. Языков народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар от 2,5 до 5 тыс. (точную цифру установить невозможно, т. к. различие между разными языками и диалектами одного языка условно). Языки мира по родственным генетическим связям группируются в семьи языков: индоевропейскую, алтайскую, афразийскую и др.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

имени Зайнаб Биишевой»


^ Конспекты лекций по дисциплине:

«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»


Стерлитамак 2008

Тема 1. Предмет, методология, задачи и методы этнопсихологии.

tema-malchiki-geroi-rasskaza-i-s-turgeneva-bezhin-lug.html
tema-marketingovaya-strategiya-dlya-telekommunikacionnoj-kompanii-segmentaciya-rinka-optovaya-i-roznichnaya-prodazha-uslug-elektrosvyazi.html
tema-matematicheskie-razvlecheniya-obrazovatelnaya-programma-nachalnoj-shkoli-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
tema-medicina-v-drevnem-rime-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060105-stomatologiya.html
tema-medicinskaya-protistologiya.html
tema-merkantelizm-i-fiziokratiya-razlichiya-i-teorii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-tema-tnved-rossii-i-ee-prakticheskoe-primenenie-v-rabote-tamozhennih-organov.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovie-predpriyatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-chehov-priznan-masterom-maloj-formi-korotkogo-rasskaza-pisatel-ne-sozdaval-bolshih-epicheskih-romanov-kak-dostoevskij-i-tolstoj-naprotiv-ego-proizvedeniya-otlichayutsya-prostotoj-syuzheta-i-lakonichnostyu-i.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narusheniya-serdechnogo-ritma.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/52-realizaciya-prioritetnih-napravlenij-razvitiya-nauki-regiona-i-respubliki.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-proizvodstvennogo-travmatizma-i-zabolevaemosti-medicinskih-rabotnikov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanimayushiesya-nauchno-issledovatelskoj-rabotoj-v-nashej-shkole-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/kareliya-gpetrozavodsk-2007-god-sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-03-08-09.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-obekti-obrazovaniya-i-nauki-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-kulturi-i-sporta-s-massovim-prebivaniem-lyudej-stranica-13.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/leonteva-ekaterina-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kontrolnoj-rabote-po-discipline-tehnologiya-stroitelnogo-proizvodstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-po-napravleniyu-552900-tehnologiya-oborudovanie-i-avtomatizaciya-mashinostroitelnih-proizvodstv-kod-okso-150900.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zasedanie-25-marta-2009-g-6-zasedanie-28-maya-2009-g-9.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-prihodskogo-duhovenktsva-pri-ekaterine-v-d-yudin-istoriya-russkoj-cerkvi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-reshenie-kvorum-est.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovetskij-soyuz-vo-vtoroj-mirovoj-vojne-19391945-gg-n-v-trubnikova-a-n-pershikov-s-a-shpagin-v-v.html
  • literature.bystrickaya.ru/burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3-stranica-13.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-a-martinsena-idei-a-shopengauera-1788-1860-okazali-znachitelnoe-vliyanie-na-kulturu-xix-i-hh-veka-rihard-vagner-nazival-filosofiyu-muziki-mislitelya-svetozarnoj-on-pisal-v-mirnoj-tishine-moego-doma-ya-poznakom.html
  • write.bystrickaya.ru/finansovaya-deyatelnost-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-harabalinskij-rajon.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-akmeologiya-uchebnoe-posobie-a-derkach-v-zazikin-spb-piter-2003-256-s.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-programmirovanie-i-chislennie-metodi-v-konstruirovanii-i-proektirovanii-detalej-iz-plastmass-dlya-specialnosti-240502-tehnologiya-pererabotki-plasticheskih-mass-i-elastomerov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozheniya-monografiya-opublikovana-pri-finansovoj-podderzhke-granta-kgpu-01-04-1fn.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudnie-ili-odarennie-li-kerroll-dzhen-touber-deti-indigo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-13-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-kabineta-ministrov-respubliki-uzbekistan-16-08-2001-g-n-343-ob-utverzhdenii-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-visshego-obrazovaniya-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-tekstovij-processor-microsoft-word-plan-konspekt-uroka-prezentaciya-k-uroku-dopolnitelnij-material.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-i-zadaniya-vtorogo-moskovskogo-turnira-yunih-biologov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trifluoperazin-reabilitacionnoj-programmi-prilozhenie-primernij-plan-shema-odnogo-dnya-reabilitacionnoj-programmi.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-izuchit-pravila-povedeniya-v-prirode-poznakomit-s-cvetami-i-babochkami-luga-pokazat-ih-krasotu.html
  • college.bystrickaya.ru/39-3000-8-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-uchrezhdenie-str-finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-uchrezhdeniya-str.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-kulturnih-gorodskih-sobitij-na-2012-god-data.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-sliyanii-i-prisoedinenii-sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-izdatelstvo-norma-moskva-2002-udk.html
  • writing.bystrickaya.ru/kurs-nachalo-sessii-okonchanie-sessii-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.