.RU

Тема 10. Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики. Лекция- 1 ч


Тема 10. Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-1 ч.)


Вопросы:

  1. Вакцины как средства предупреждения инфекционных болезней.

  2. Национальный прививочный календарь.

  3. Организация прививок и оценка их эффективности.


Литература:

1.Несевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей.: учебник.- М.: Медицина, 1990.

2.Шувалов В.П. Инфекцинные болезни.- М.: Медицина, 1996.


Тема 11. Туберкулез как социально-значимое заболевание.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Эпидемиология туберкулеза, формы его проявления.

  2. Организация специализированной противотуберкулезной службы в РФ.

  3. Медико-социальные проблемы, связанные с заболеваемостью населения туберкулезом.


Литература:

1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.:Академический проект, 2005.

2. Мосин В.Г., Нечипоренко П.И. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: учебное пособие. – СПб, 1995.

3. Проблема туберкулеза не дает покоя//Медицинская газета. М., 2003.№48.

4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник. – М.: Мастерство, 2002.

5. Шайхаев Г.О. Туберкулез – проблема не только социальная//Природа. М., 1999. №1.


Тема 12. Синдром приобретенного иммунодефицита человека – СПИД.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч. (ИФ-1 ч.)


Вопросы:

  1. Эпидемиология и профилактика СПИДа. Группы риска.

  2. Принципы диагностики и лечения, оказание медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированному.

  3. Государственная программа профилактики СПИДа. Центры профилактики и борьбы со СПИДом.


Литература:

1.Абрамкин В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика и места заключения в постсоветском пространстве. М.: Права человека, 2002.

2.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М.: академический проект 2005.

3.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999.

4.Сепиашвили Г.И. СПИД.- Цхалтубо, 1987.

5. Черносвитов Е.В.: учебник для ВУЗов. – М, 2003.


Тема 13. Социально-медицинские аспекты планирования семьи.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Определение «планирование семьи». Уровни государственной службы планирования семьи.

  2. Центры планирования семьи и репродукции, основные направления деятельности ЦПС и Р.

  3. Участие социального работника в деятельности учреждений служб планирования семьи.


Литература:


1.Артюнина Г.В. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.- М., 2005.

2.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007.

3. Половое воспитание: учебник для ВУЗов.- Ростов-на-Дону, 2001.

4.Федорова М.Ю. Медицинское право: учебное пособие для ВУЗов.-Владос, 2003.


Тема 14. Аборт как социально-медицинская проблема.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Характеристика абортов.

  2. Социальные и медицинские последствия абортов.

  3. Бесплодный брак.


Литература:


1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное посоюбие для ВУЗов.-М.: Академический проект, 2005.

2. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2007.

3.Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник – М.: Мастерство, 2002.


Тема 15. Основы психического здоровья.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Психическое здоровье и психические расстройства.

  2. Организация психиатрической и наркологической служб.

  3. Социально-значимые заболевания (алкоголизм, токсикомания, наркомания): основные принципы и методы лечения их.


Литература:


1.Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии:, учебное пособие.- М, 2001.

2.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учебное пособие для ВУЗов. – М, 1999.

3.Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007.


Тема 16. Основы реабилитации инвалидов.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Понятие о реабилитации. Основные принципы реабилитации.

  2. Виды реабилитации.

  3. Медико-социальная экспертиза, ее роль в реабилитации инвалидов.

  4. Индивидуальные и целевые программы реабилитации.


Литература:


1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие для ВУЗов.-М., Академический проект, 2005.

2.Блинков Ю.А. с соавт. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» 2002.

3.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. – М., 2006.


Тема 17. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.(ИФ-3 ч.)


Вопросы:

  1. Основные задачи при оказании неотложной доврачебной помощи.

  2. Реанимация: последовательность действий, признаки эффективности реанимационных мероприятий.

  3. Схемы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях (травматический шок, ожоги, отморожения и т.д.).


Литература:


1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для ВУЗов. – М,: Академический проспект 2005.

2.Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. АСТ., 2000.


3.Галинская Л.А., Романовский В.Е. Первая помощь в ожидании врача. – Ростов-на-Дону:, ФЕНИКС, 2000.


4. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – М.: НЦЭНАС, 2000.


Тема 18. Биомедицинская этика.


Лекция- 1 ч.

Семинар – 3 ч.


Вопросы:

  1. Понятия «этика», «профессиональная этика», «деонтология» Основные этические принципы.

  2. Основные положения профессионально-этического кодекса работников социальных служб.

  3. Важнейшие проблемы современно этики.


Литература:


1.Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебной пособие для ВУЗов.- М.:, академический проект, 2005.

2.Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

3.Энциклопедия социальной работы: ВЗТ., перв. с англ./под ред. Л.Э.Кунельского, М.С. Мацковского.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.


4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины.


№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1.

Основные понятий и категории социальной медицины.

27

2.

Социально-медицинские аспекты основных заболеваний.

27

3.

Место и роль социального работника при оказании медико-социальной помощи в специфических сферах деятельности.

27

Всего

81



^ 5. Интерактивные образовательные технологии.


В соответствии с требования ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров Социальной работы в ходе изучения тем предусматривается использование активных и интерактивынх форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий составляет 20 % от общего числа аудиторных занятий, т.е. 14 часов по Основам социальной медицины.


^ Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях.




Тема

Вид занятия (Л, ПР, ЛР, С)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

2

Здоровье как комплексная категория и личностная ценность.

С (2 ч.)

Групповая дискуссия по теме

2 ч.

3

Демографический показатель в оценке здоровья населения

С (2 ч.)

Работа малыми группами соревновательного плана по оценке здоровья населения

2 ч.

4

Современные подходы к укреплению здоровья

С (2 ч.)

Выступления студентов в виде монологов с элементами диалога по предложенной теме

2 ч.

5

Системы здравоохранения в России. Организация лечебно-профилактической помощи населению.

С (2 ч.)

Для выявления уровня владения материалом – составление экспромт-вопросов (3-5) работающими вдвоем студентами (один спрашивает, другой отвечает)

2 ч.

9

Основные неинфекционные заболевания

С (1 ч.)

Групповая дискуссия по теме с уточнением смысловых нагрузок, специфических терминов

1 ч.

10

Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики

С (1 ч.)

Регламентированные доклады-выступления по заданной тематике

1 ч.

12

СПИД

С (1 ч.)

Сократов-диалог

1 ч.

17

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

С (3 ч.)

Деловые и ролевые игры в «созданных» ситуациях до оказания доврачебной помощи

3 ч.




Итого

14




14



^ 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.


6.1. Комплексные задания и контрольные вопросы к самостоятельной работе, а также образцы оценочных средств, определяемые степень сформированности компетенций.


^ 6.1.1. Вопросы для проведения текущего контроля.


Раздел (модуль) 1.


  1. Основные понятия и категории социальной медицины.

  2. Основные этапы в развитии социальной медицины в России.

  3. Взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины.

  4. Задачи социальной медицины в современной России.

  5. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Компоненты здоровья.

  6. «Третье состояние»: сущность, значение.

  7. Факторы, определяющие здоровье.

  8. Группы риска заболеваний.

  9. Профилактика заболеваний: виды, социально-экономическое значение профилактических мероприятий.

  10. Основные принципы охраны здоровья граждан в РФ.

  11. Здоровье индивидуальное, критерии оценки индивидуального здоровья.

  12. Общественное здоровье: сущность, оценка общественного здоровья.

  13. Демографические показатели в оценке здоровья населения, источники получения информации о здоровье населения.

  14. Демографическая ситуация в современной России.

  15. Показатели естественного движения населения, их характеристика.

  16. Механическое движение населения, виды, значение.

  17. Методы изучения заболеваемости.

  18. Комплексная оценка состояния здоровья, группы здоровья.

  19. Характеристика структуры смертности населения России.

  20. Инвалидность и инвалидизация как важнейшие показатели общественного здоровья.

  21. Системы здравоохранения в современной России.

  22. Организация лечебно-профилактической помощи населению.

  23. Отрасли российского здравоохранения.

  24. Решение проблем здравоохранения, путем международного сотрудничества. ВОЗ: структура, деятельность.

  25. Понятие и сущность ЗОЖ. Пути формирования ЗОЖ.

  26. Организация, содержание и формы гигиенического воспитания.

  27. Рациональное питание.

  28. Двигательная активность, ее значение для здоровья.

  29. Экология и здоровье человека.

  30. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как государственная задача.

  31. Основное назначение и содержание ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  32. Назначение и деятельность центров санитарно-эпидемиологического надзоров.

  33. Влияние условий и характера труда на здоровье работающих.

  34. Категории образа жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

  35. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

  36. Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан.


Радел (модуль) 2.


  1. МКБ (классификация болезней).

  2. Основные методы диагностики и лечения заболеваний.

  3. Современная структура заболеваемости населения.

  4. Ишемическая болезнь сердца как «величайшая эпидемия».

  5. Злокачественные новообразования, распространенность, факторы риска.

  6. Травмы, их социально-медицинская значимость.

  7. Инфекционные болезни, управляемые средствами иммунопрофилактики.

  8. Прививочный календарь. Требования к проведению вакцинации.

  9. Туберкулез, как социально-значимое заболевание.

  10. Комплексный подход в решении проблем туберкулеза.

  11. Болезни, передаваемые половым путем. Медико-социальные последствия ИППП.

  12. СПИД: социальные проблемы связанные с болезнью. Законодательство РФ по вопросам ВИЧ-инфекции (профилактика, права и ответственность ВИЧ-инфицированных).


Раздел (модуль) 3.


  1. «Планирование семьи»: определение ВОЗ, факторы, влияющие на планирование семьи.

  2. Организация служб планирования семьи. Учреждения, обслуживающие женщин и детей.

  3. Аборт, как социально-медицинская проблема.

  4. Профилактика непланируемой беременности. Современные средства контрацепции.

  5. Бесплодный брак. Роль социальных работников в профилактике бесплодия, их взаимодействия с другими специалистами.

  6. Значение психического здоровья для жизнедеятельности человека.

  7. Основные категории нарушений психической деятельности.

  8. Социально-обусловленные психические нарушения (неврозы, психогении).

  9. Медицинские и социальные проблемы пациентов с психическими расстройствами.

  10. Организация психиатрической помощи в РФ.

  11. Реабилитация инвалидов: основные термины, принципы, виды, методы реабилитации.

  12. Комплексная оценка здоровья и степени ограничения жизнедеятельности инвалидов.

  13. Группы инвалидности, критерии установления группы инвалидности.

  14. Роль МСЭ в реабилитации инвалидов, ее организация.

  15. ИПР, принципы формирования и исполнения, оценка эффективности.

  16. Медицинские меры реабилитации инвалидов.

  17. Социальные меры реабилитации инвалидов как основа их интеграции в общество.

  18. Профессиональная реабилитация инвалидов.

  19. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

  20. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

  21. Остановка сердца, возможные причины, основные признаки. Непрямой массаж сердца.

  22. Первая медицинская помощь при отравлениях.

  23. Хосписы: назначение, принципы деятельности.

  24. Эвтаназия – как проблема современной биоэтики.



Оценочные средства для текущего контроля (образцы тестов).


Раздел (модуль) 1.

1. Социальная медицина - это


2.Предмет социальной медицины


3. Проблема, ситуация, здоровье - основные составляющие области интересов


4. Специальность "специалист по социальной работе" введена в России


5. Индивидуальное здоровье


6.Групповое здоровье


7. Здоровье популяции, здоровье населения


8. Понятийный аппарат клинического врача


9.Понятийный аппарат социального врача


10.Признаки здоровья


11.Зависимость здоровья от наследственных факторов составляет в %


12.Зависимость здоровья от образа жизни в %


13.Зависимость здоровья от здравоохранения составляет в %


14.Зависимость здоровья от внешней среды составляет в %


15.Индивидуальное здоровье оценивают но


16.Валеология


17.Третье состояние расценивают как


18.В "третьем состоянии" пребывает


19. Профилактика бывает


20.Медицинская активность - деятельность, зависящая от


21."Профилактика" в медицине означает


22.Статика населения характеризуется


23.Методы изучения демографических событий

24.Данные всеобщей переписи населения используют для


25.Соотношение численности мужского и женского населения влияет на уровень образования


26. Фертильным считается возраст женщины

27.Рождаемость и смертность - показатели, характеризующие


28. Основные источники информации о заболеваемости данные комплексных социально- гигиенических исследований


29. Тип населения считают прогрессивным, если


30.Показатели естественного движения населения


31.Системы современного здравоохранения


32. Организованный процесс воздействия на человека физических упражнений для обеспечения физического развития - физическое


33.Состояние среды обитания, когда отсутствует вредное влияние факторов на человека - санитарно-эпидемиологическое


34.Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принят


35.Третичная профилактика

заболевания


36. Эпидемиология - область медицины, изучающая


37.Функции санэпидслужбы


38.Первичной профилактике соответствует


39. X пересмотр МКБ состоялся в


40. Виды заболеваемости по обращаемости


41. Материнская смертность


Раздел (модуль) 2.


1.Факторы риска ИБС (ишемическая болезнь сердца)

2.Основное звено онкологической службы


3. Первую базовую маммографию следует проводить


4.Повреждения бывают


5. СПИД распространяется по законам


6. Самая многочисленная группа вич-инфицированных


7. Ранний признак СПИДа


8. Признаки, требующие обследования на ВИЧ


9. Путь(и) передачи СПИДа


10.Системы современного здравоохранения


11. Частную систему здравоохранения РФ - представляют

12. Основной бесплатный вид мед обслуживания


13. Внебольничная акушерско-гинекологическая помощь оказывается в


14. Основной метод работы женской консультации


15. В медицинской практике применяют методы диагностики, профилактики,

лечения, лекарственные средства


16. Комплексное страхование здоровья предполагает


17. Страхователи для неработающего населения


18. Страхователи для работающих


19. Добровольное медицинское страхование может быть


20. Медицинское страхование осуществляется ради


21. Самой крупной и значимой из международных медицинских организаций

является


22. Устав ВОЗ ратифицирован в Нью-Йорке


23. Международный день здоровья отмечается


24. Штаб-квартира ВОЗ расположена во "дворце здоровья"



tema-vipusknoj-kvalifikacionnoj.html
tema-vistupleniya-iz-opita-raboti-nad-vnutrishkolnimi-mezhshkolnimi-i-mezhdunarodnimi-proektami.html
tema-vizantiya-pri-yustiniane-borba-imperii-s-vneshnimi-vragami.html
tema-vliyanie-sikhizma-induizma-i-islama-na-formirovanie-i-razvitie-narodnoj-kulturi-severo-zapadnoj-indii.html
tema-vnedrenie-fgos-vtorogo-pokoleniya-problemi-i-perspektivi-zasedaniya-kluba-rukovoditelej.html
tema-vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-rossii-i-sostoyanie-platyozhnogo-balansa-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebniki-izdatelstva-drofa-voshedshie-v-federalnij-perechen-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-stranica-7.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-5-nv-gogol-kafedra-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dnevnik-3ritual-prizivanie-solnca-kniga-pervaya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-stranica-16.html
  • control.bystrickaya.ru/dogovor-faktoringa-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/genrih-ii-korol-francii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xxvi-biogennaya-migraciya-gumilevskij-l-i-vernadskij-3-e-izd.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-zanyatij-diethelm-kleiner-p-rofessora-mikrobiologii-universiteta-bajresa-dlya-studentov-2-kursa-v-ramkah-disciplini-mikrobiologiya-tema-lekcii.html
  • grade.bystrickaya.ru/monin-m-a-ovidij-v-tomah-voprosi-filosofii-2002-6-s-163-177.html
  • doklad.bystrickaya.ru/volteryanci-i-volteryanki.html
  • studies.bystrickaya.ru/kostromskaya-oblast-v-2011g-napravila-pochti-700-mln-rub-na-remont-dorog-zasedanie-molodezhnoj-palati-9-socialnaya-podderzhka-10.html
  • education.bystrickaya.ru/--1-informatika-kak-nauchnaya-disciplina-ponyatie-informacii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-masterskaya-tema-chichikov-i-chichikovshina.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sho-blm-basarmasini-shiis-rlk-ortalii-regionalnij-centr-shiis-upravleniya-obrazovaniya-vko.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-talantov-aleksandr-petrovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • shkola.bystrickaya.ru/raschyot-i-proektirovanie-malomoshnih-bipolyarnih-tranzistorov.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-prezidentskaya-programma-molodezh-rossii-napravleniya-realizacii-predislovie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-mikrosredi-rekomendacii-35-makro-uroven-36-otraslevoj-uroven-39-mikro-uroven-44-monitoring-i-ocenka-47.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tridcat-vosmaya-kniga-pervaya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-109-ocr-rock-mover-posvyashaetsya-s-a.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-98-iz-proekta-revizovavshego-zakavkazskij-kraj-senatora-ei-mechnikova-o-preobrazovanii-sistemi-upravleniya-v-zakavkaze-i-kolonizacii-kraya-mezhdu-1830-g-20-yanvarya-1831-g.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-k-dokumentacii-ob-aukcionestroitelstvo-federalnoj-avtodorogi-m-27-dzhubga-sochi-do-granici-s-gruziej-na-uchastke-adler-veseloe-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchitel-nachalnih-klassov-trofimenko-n-a.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-transportnaya-logistika-dlya-studentov-5-kursa-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-47-municipalnie-zaimstvovaniya-statya-pravovoj-status-mo-konevskoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/babushka-otsidit-za-rodnogo-vnuka-zakonoproekt-soderzhit-normi-kotorie-v-sovremennih-usloviyah-mogut-stat-ugrozoj-dlya-semi.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihodelicheskaya-utopiya-istochniki-citat-stranica-12.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvenno-politicheskaya-gazeta-krimskoe-vremya.html
  • control.bystrickaya.ru/dvoryanskoe-gnezdo-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-nikolas-sparks-nezabivaemaya-progulka.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-veterinarii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-trudoemkost-disciplini-sostavlyaet-3-zachetnie-edinici-108-ch.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-dlya-otcheta-zaochnikov-2005-2006gg-ponyatie-o-gosudarstve-priznaki-gosudarstva-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-1013-osvobozhdenie-ot-zahvata-za-kisti-ruk-ponyatiya-i-opredeleniya-ispolzuemie-v-medicinskoj-podgotovke.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/put-k-zhiznestroyu-razumnogo-chelovechestva-dobroj-voli-teoreticheskaya-platforma-i-rukovodstvo-k-dejstviyu-vseh-dobronravnih-lyudej-stranica-30.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.