.RU

Тема 12. Формы (источники) права - Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»...


^ Тема 12. Формы (источники) права
Понятие форм (источников) права. Классификация форм права. Правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт.

Основные виды форм российского права. Понятие и виды нормативных актов. Система нормативных актов в России. Понятие, признаки и виды законов. Конституция как основной закон государства.

Подзаконные нормативные акты: их понятие, признаки, виды. Президентские, правительственные, ведомственные, региональные, локальные нормативные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Понятие систематизации нормативно-правовых актов. Учет нормативных актов. Виды учетов. Журнальный учет. Картотечный учет. Автоматизированный учет. Виды систематизации нормативно-правовых актов. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Кодексы, уставы, положения, основы законодательства, свод законов, сборники законов и других нормативных актов. Систематизация российского законодательства.

^ Тема 13. Система права
Понятие и признаки системы права. Основные структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей права. Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права. Понятие института права. Межотраслевой и отраслевой институты права.

Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Соотношение национального и международного права. Система российского права и международное право. Соотношение системы права и системы законодательства. Отрасли российского законодательства.

^ Тема 14. Механизм правового регулирования
Правовое воздействие и правовое регулирование. Понятие механизма правового регулирования. Основные элементы и стадии механизма правового регулирования. Формирование и действие юридических норм. Возникновение правоотношений. Реализация прав и обязанностей. Применение права.

Виды, методы, способы и типы правового регулирования. Общие дозволения и общие запреты. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия. Правовые льготы и поощрения.

Эффективность правового регулирования. Пути повышения эффективности правового воздействия в современной России.

^ Тема 15. Правотворчество
Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Субъекты правотворчества. Виды и принципы правотворчества. Непосредственное, государственное, ведомственное, делегированное, санкционированное, локальное правотворчество. Правотворчество органов местного самоуправления.

Правотворчество и законотворчество. Стадии правотворческого процесса. Стадии законотворческого процесса. Право законодательной инициативы.

Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов. Средства, правила и приемы как элементы юридической техники. Язык и стиль закона.

^ Тема 16. Нормы права
Понятие и признаки нормы права. Представительно-обязывающий характер юридических норм. Структура норм права. Двухзвенная и трехзвенная концепции строения правовых норм. Общая характеристика гипотезы, диспозиции, санкции.

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Нормы права и статьи нормативного акта: их соотношение. Классификация правовых норм. Критерии разграничения норм права. Проблемы определения иерархии правовых норм. Эффективность правовых норм.

^ Тема 17. Правовые отношения
Понятие и признаки правовых отношений. Правоотношения как особая разновидность общественных отношений. Предпосылки возникновения правоотношений. Взаимосвязь норм права и правоотношений.

Состав правоотношения. Понятие и виды субъектов правоотношений. Субъективные права: понятие, элементы. Юридические обязанности: понятие и виды. Фактическое и юридическое содержание правоотношений. Понятие и разновидности объектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность.

Классификация правоотношений. Простые и сложные правоотношения. Общие и конкретные правоотношения.

Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов. Простые и сложные юридические факты. Фактический (юридический) состав. Правовые презумпции. Юридические фикции.

^ Тема 18. Реализация норм права
Понятие реализации норм права. Формы реализации правовых норм. Механизм правореализации. Применение правовых норм как особая форма реализации права. Признаки правоприменения. Основания применения правовых норм. Требования к правоприменению. Стадии применения норм права. Механизм правоприменения. Субъекты и участники правоприменения.

Акты применения права: понятие и виды. Отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых актов. Эффективность правоприменительных актов.

Пробелы в праве, пути их преодоления и устранения. Аналогия закона и аналогия права.

^ Тема 19. Толкование норм права
Понятие толкования норм права. Значение и необходимость толкования норм права. Уяснение, разъяснение и интерпретация содержания правовых норм. Способы толкования правовых норм. Виды толкования норм права. Субъекты толкования: государственные и негосударственные органы, должностные лица и граждане. Буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное толкование.

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Юридическая природа и значение актов официального толкования (интерпретационных актов).

^ Тема 20. Правомерное поведение. Правонарушения
Право и поведение. Правовое поведение. Понятие правомерного поведения. Субъективная и объективная сторона правомерного поведения. Виды правомерного поведения. Правомерное поведение граждан и должностных лиц. Уважение к праву и правовая привычка. Стимулирование правомерных деяний. Правовая активность.

Понятие и признаки правонарушения. Правонарушения как разновидность социальных отклонений. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Причины правонарушений. Профилактика правонарушений. Роль правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

^ Тема 21. Юридическая ответственность
Юридическая ответственность как разновидность социальной ответственности. Позитивная и негативная юридическая ответственность. Юридическая ответственность: понятие и признаки. Отличие юридической ответственности от иных видов государственного принуждения. Основания юридической ответственности. Цели, функции и принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Виды и меры юридической ответственности.

^ Тема 22. Законность и правопорядок
Понятие, природа, содержание, сущность законности. Принципы и требования законности. Гарантии законности. Ее нормативные и социальные основы. Законы и законность. Соотношение законности и целесообразности. Законность и культура. Субъекты законности.

Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Понятие и виды дисциплины. Государственная дисциплина. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
^ Тема 23. Правовые системы мира
Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Характеристика основных правовых семей: романо-германской, англо-саксонской, мусульманской. Правовая система Китая. Правовая система Индии. Правовая система Японии. Правовая система Африки. Российская правовая система.

Национальная правовая система и правовая семья. Национальная система права и международное право, их соотношение и взаимосвязь. Соотношение системы права и правовой системы.

^ Тема 24. Правовое государство и гражданское общество
Идеи правового государства и гражданского общества в истории политико-правовой мысли. Концепции правового государства в современной науке. Признаки и принципы правового государства. Гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы как высшая ценность в обществе. Взаимная ответственность государства и личности.

Понятие и элементы гражданского общества. Условия формирования гражданского общества и правового государства. Взаимодействие правового государства и гражданского общества.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Методические рекомендации по подготовке к семинарским
и практическим занятиям

Овладение основами теории государства и права, как и любой другой учебной дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, для успешной организации которой необходимо:

1. Получить в библиотечном фонде рекомендованную учебно-методи­ческую и научную литературу. При работе с указанными источниками, особенно изданиями прошлых лет, следует иметь в виду, что многие содержащиеся в них положения устарели ввиду динамичных социально-политических перемен, происходящих в нашем обществе. В связи с этим необходимо проявлять вдумчивый, творческий подход к изучаемым темам и вопросам, стараться освоить материал, руководствуясь современными научными концепциями. Этому, безусловно, будет способствовать обращение студентов к периодическим изданиям (журналы «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Юрист» и др.), публикующим материалы по теории государства и права научного характера.

2. Регулярно посещать лекции и конспектировать их, поскольку в современных условиях именно лекции являются одним из основных источников получения новой информации по изучению данного курса. Для более успешного освоения учебного материала следует использовать «систему опережающего чтения». Имея на руках рекомендованную литературу, студенты могут ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику и другим источникам до лекции. Это позволит заложить базу для более глубокого восприятия лекционного материала. Основные положения темы необходимо зафиксировать в рабочей тетради. В процессе лекции студенты, уже ознакомившись с содержанием, рекомендованных по теме источников, дополняют свои конспекты положениями и выводами, на которые обращает внимание лектор.

3. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внимательно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме курса, перечитать свой конспект и изучить рекомендованную дополнительную литературу. После этого следует попытаться воспроизвести свой возможный ответ на все вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия. Оценить степень собственной подготовленности к занятию помогут вопросы для самоконтроля, которые сформулированы по каждой теме после списка дополнительной литературы. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию остаются какие-либо вопросы, на которые не найдены ответы ни в учебной литературе, ни в конспекте лекции, следует зафиксировать их в рабочей тетради и непременно поставить перед преподавателем на семинарском занятии.

Выступление студентов на семинаре не должно сводиться к воспроизведению лекционного материала. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, закономерностей, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами из политико-правовой жизни, практики современного государства и права, а также достижениями современной юридической науки и иных отраслей знаний. Выступающий должен продемонстрировать знание дополнительной литературы, которая рекомендована к соответствующей теме. В процессе устного выступления допускается обращение к конспекту, но следует избегать сплошного чтения.

4. Большую помощь студентам в освоении учебного курса может оказать подготовка доклада по отдельным проблемам курса. Соответствующая тематика содержится в планах семинарских занятий. Приступая к данному виду учебной работы, студенты должны согласовать с преподавателем тему доклада и получить необходимую консультацию и методические рекомендации. При подготовке доклада следует придерживаться методических рекомендаций, советов и предложений преподавателя, с тем, чтобы работа оказалась теоретически обоснованной и практически полезной. Подготовленный доклад, после его рецензирования преподавателем, может быть использован для выступления на семинаре, на заседании научного кружка, а также при подготовке к экзамену.

Следуя изложенным методическим советам и рекомендациям, каждый студент сможет овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен учебной программой, успешно сдать экзамен, а впоследствии использовать полученные знания в своей практической деятельности.


Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Предмет теории государства и права: понятие, содержание, эле­менты.

2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

3. Методология теории государства и права.

4. Функции теории государства и права.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [49, 58, 60, 83, 90, 105, 124, 136]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое предмет науки?

2. Что является предметом теории государства и права?

3. Какие элементы принято выделять в содержании предмета тео­рии государства и права?

4. В чем особенности предмета теории государства и права?

5. Что такое методология науки?

6. Какие элементы включает в себя методология теории государства и права?

7. В чем заключается связь предмета и метода науки?

8. Какие методы использует теория государства и права для познания своего предмета?

9. Какой наукой является теория государства и права: естественной, общественной или технической?

10. В чем отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук?

11. Почему теорию государства и права называют наукой юридической, общетеоретической, фундаментальной, методологической?

12. Дайте определение науки «Теория государства и права».

13. С какими науками взаимодействует теория государства и права?

14. Какие функции выполняет теория государства и права?

15. В чем значение теории государства и права для науки и практики?


Тема 2. Происхождение государства и права

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Общая характеристика первобытного общества: экономика, структура, власть, управление, нормативное регулирование.

2. Причины разложения первобытнообщинного строя.

3. Общие закономерности и особенности возникновения государства и права у различных народов.

4. Общая характеристика наиболее известных теорий происхождения государства и права: теологической, органической, патриархальной, договорной, психологической, историко-материалистической, теории насилия.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [33, 68, 71, 81, 95, 124, 189]

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется экономика первобытного общества?

2. Какая форма собственности лежит в основе экономики первобытного общества?

3. Что является основной ячейкой первобытного общества?

4. Как осуществляется управление в первобытном обществе?

5. Кому принадлежит власть в первобытном обществе?

6. В чем особенности власти старейшины, вождя племени?

7. Как связаны такие явления, как собственность и власть?

8. Какие правила поведения (нормы) существуют в первобытном обществе?

9. Что такое мононормы?

10. В чем причины разложения родового строя?

11. Что такое протогосударство?

12. В чем отличие общественной власти первобытного общества от государственной власти?

13. Каковы общие закономерности возникновения государства?

14. В чем отличие восточного и западного пути возникновения государства?

15. В чем причины возникновения права?

16. В чем отличие права от социальных норм первобытного общества?

17. Какие основные способы образования права вам известны?

18. В чем особенности развития права на Востоке и Западе?

19. Перечислите известные вам теории происхождения государства и права.

20. Представителями каких теорий являются Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Аквинский, Ф. Энгельс, К. Маркс, К. Каутский?

21. В чем суть следующих теорий происхождения государства: теологической, органической, патриархальной, договорной, психологической, историко-материалистической, теории насилия?


Тема 3. Понятие и сущность государства

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и признаки государства.

2. Сущность и социальное назначение государства.

3. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [33, 37, 68, 95]


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение государства.

2. Перечислите известные признаки государства.

3. В чем сущность государства?

4. В чем суть классового и общесоциального подходов к определению сущности государства?

5. Что представляет собой идея двойственной сущности государства?

6. В чем отличие государственной власти от родоплеменной организации власти и других форм организации власти классового общества?


Тема 4. Типология государства

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и критерии типологии государства.

2. Характеристика исторических типов государства: экономическая основа, характер государственной власти, формирование аппарата управле­ния.

Реферат: Современное Российское и западные государства: проблема типологии.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [33, 76, 150]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое типология?

2. Что такое исторический тип государства?

3. Что положено в основу типологии государства при формационном подходе?

4. Что такое общественно-экономическая формация?

5. Назовите авторов теории формаций.

6. Какие общественно-экономические формации вам известны?

7. Какие типы государств выделяются при формационном подходе?

8. Как связаны общественно-экономическая формация и тип государств?

9. Какие закономерности смены одного типа государства другим были установлены авторами теории формаций?

10. Назовите представителей цивилизационного подхода к типологии государства.

11. Какие типы государств выделяются при цивилизационном подходе?

12. В чем достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов?

13. Государством какого типа, на ваш взгляд, является современная Россия?

Тема 5. Форма государства

Семинарское занятие (2ч.)

1. Понятие и структура формы государства.

2. Форма правления: понятие и виды.

3. Форма государственного устройства: понятие и виды.

4. Политический режим: понятие и виды.

Реферат: Форма современного Российского государства.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [68, 101, 132, 149, 152, 180]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое форма государства?

2. Какие элементы определяют форму государства?

3. Как соотносятся сущность и форма государства?

4. Что такое форма государственного правления?

5. Какие виды форм правления вам известны?

6. Чем характеризуется монархическая форма правления?

7. Какие разновидности монархии вам известны?

8. Чем характеризуется республиканская форма правления?

9. Какие разновидности республики вам известны?

10. Как соотносятся тип и форма государства?

11. Возможно ли существование разнообразных форм правления в пределах одного и того же типа государства?

12. Что такое форма государственного устройства?

13. Какие формы государственного устройства вам известны?

14. Чем отличается государственное устройство от административно-территориального деления?

15. Назовите характерные черты унитарного, федеративного и конфедеративного государства.

16. Какие виды федераций вам известны?

17. Перечислите принципы построения федерации?

18. В чем отличие федерации от конфедерации?

19. Известны ли вам иные формы государственного устройства?

20. Что такое политический (государственный) режим?

21. Чем характеризуются демократические и антидемократические режимы?

22. В чем отличие авторитарного и тоталитарного режимов?


Тема 6. Функции государства

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и классификация функций государства.

2. Общая характеристика основных функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [144, 145, 152, 180]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое функции государства?

2. По каким основаниям можно классифицировать функции государства?

3. Как взаимосвязаны функции государства и его сущность?

4. Что представляют собой внутренние и внешние функции государства?

5. Что представляют собой постоянные и временные, основные и неосновные функции государства?

6. Как соотносятся функции государства и его тип?

7. Какие формы и методы осуществления функций государства вам известны?


Тема 7. Механизм государства

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и основные черты механизма государства.

2. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

4. Разделение властей в Российском государстве.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [39, 71, 152, 180, 181]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое механизм государства?

2. Перечислите характерные признаки механизма государства.

3. Какова роль механизма государства в осуществлении функций и задач государства?

4. Из каких элементов состоит механизм государства?

5. Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государственный аппарат»?

6. Какова структура государственного аппарата?

7. Что такое орган государства?

8. Какие характерные признаки государственного органа вам известны?

9. По каким основаниям можно классифицировать органы государства?

10. Какие виды государственных органов вам известны?

11. Какие принципы лежат в основе организации и деятельности государственного аппарата?


Тема 8. Государство в политической системе общества

Семинарское занятие (2ч.)

1. Понятие, функции и структура политической системы общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Взаимоотношения государства с другими элементами политической системы.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [27, 29, 33, 91]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политическая система общества?

2. Какова структура политической системы общества?

3. Назовите критерии отбора элементов политической системы общества.

4. Перечислите основные элементы политической системы общества.

5. Что такое политическое сознание?

6. Что составляет нормативную основу политической системы общества?

7. Какие виды политических систем вам известны?

8. Как соотносятся политическая, экономическая, социальная и правовая система в обществе?

9. Какое место занимает государство в политической системе общест­ва?

10. Как государство взаимодействует с другими элементами политиче­ской системы?

11. Какое место занимают представительная и непосредственная фор­мы демократии в политической системе общества?

12. Назовите функции политической системы общества.


Тема 9. Понятие и сущность права

Семинарское занятие (4 ч.)

1. Современные концепции правопонимания и их значение для юридической практики.

2. Понятие и основные признаки права.

3. Сущность права.

4. Принципы права: понятие и виды.

5. Функции права: понятие и виды.

6. Социальная ценность права.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [28, 49, 60, 61, 78, 86, 148, 179]


Вопросы для самоконтроля

1. Какие современные подходы к пониманию права вам известны?

2. Что такое юридический позитивизм?

3. В чем суть нормативного подхода к праву?

4. В чем суть социологического подхода к праву?

5. Что представляет собой психологическая теория права?

6. Что такое теория естественного права (философский подход к праву)?

7. В чем суть интегративного подхода к праву?

8. Что значит ценностный подход к праву?

9. Что представляет собой право в объективном и субъективном смысле?

10. Дайте определение права и назовите его характерные признаки.

11. В чем состоит сущность права?

12. В чем заключается классовая и общечеловеческая сущность права?

13. В чем суть проблемы объективного и субъективного в праве?

14. Можно ли рассматривать право как меру свободы?

15. Чем характеризуется право как государственный регулятор общественных отношений?

16. Какова роль государства в установлении и обеспечении права?

17. Как связано право и государственное принуждение?

18. Каким образом право воздействует на государство?

19. Что такое принципы права?

20. Какие виды принципов права вам известны?

21. Приведите примеры общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов права.

22. В чем значение принципов права для правотворчества и реализации правовых норм?

23. Какие функций выполняет право в общественной жизни?

24. Охарактеризуйте общесоциальные (внешние) и собственно-юриди­ческие (внутренние) функции права.

25. В каких формах реализуются функции права?


Тема 10. Право в системе социальных норм

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Система нормативного регулирования общественных отношений.

2. Социальные нормы, их классификация.

3. Соотношение норм права и иных социальных норм: право и обычаи, традиции, обряды; право и религиозные нормы; право и нормы общественных организаций (корпоративные нормы); право и мораль.

4. Право и технические нормы.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [29, 109, 116, 117]


Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой система социальных норм?

2. В чем особенности и взаимосвязь социальных и технических норм?

3. Что такое технико-юридические нормы?

4. По каким основаниям можно классифицировать социальные нормы?

5. Что такое нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные и корпоративные нормы?

6. В чем их единство, различие и взаимодействие?

7. Как соотносятся нормы права и обычаи?

8. Как соотносятся нормы права и религиозные нормы?.

9. Как соотносятся нормы права и нормы общественных организаций (корпоративные нормы)?

10. Как соотносятся нормы права и нормы морали?

11. Как соотносятся нормы права и технические нормы?

12. Определите место и роль правовых норм в регулировании общественных отношений.


Тема 11. Правовое сознание и правовая культура

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Правовое сознание как одна из форм общественного сознания.

2. Структура и классификация правового сознания.

3. Взаимодействие права и правового сознания.

4. Деформация правосознания: понятие и виды.

5. Правовая культура: понятие и виды.

6. Правовое воспитание как средство формирования правового сознания и правовой культуры.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [30, 79, 85, 137, 167]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правовое сознание?

2. Почему правосознание определяют как одну из форм общественно­го сознания?

3. Как связано правосознание с иными формами сознания?

4. Как взаимодействует право и правосознание?

5. В чем состоят функции правосознания в процессе правотворчества и правореализации?

6. Какова структура правосознания?

7. Что такое правовая идеология и правовая психология?

8. Можно ли выделить уровни правосознания?

9. По каким основаниям можно классифицировать правосознание?

10. В чем особенности профессионального правосознания юристов?

11. Что такое деформация правового сознания?

12. Какие виды деформации правового сознания вам известны?

13. Что такое правовой нигилизм, правовой идеализм, перерождение личности?

14. Что такое правовая культура?

15. В чем отличие правового сознания и правовой культуры?

16. Какова структура правовой культуры общества и отдельной личности?

17. Какие виды и уровни правовой культуры принято выделять в юридической науке?

18. По каким показателям можно оценить уровень правовой культу­ры общества и личности?

19. Что такое правовая активность личности?

20. В чем состоят задачи правового воспитания?

21. Какие формы и методы правового воспитания вам известны?


Тема 12. Формы (источники) права

Практическое занятие (2ч.)

Задание

Изучить рекомендованные источники, выполнить следующие задания:

1. Определите, к какому виду (видам) источников права относятся рекомендованные акты?

2. Составьте схему, которая бы отражала иерархию рекомендованных источников права по юридической силе.

3. Определите, какие из приведенных источников являются систематизированными нормативно-правовыми актами и охарактеризуйте соответствующий способ (способы) систематизации.

4. Приведите статьи указанных источников, в которых закреплены правила их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Составьте таблицу, в которой бы нашли отражение общее и особенное в процедуре опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Источники

  1. Гражданский кодекс РФ

  2. Законы Тюменской области (1994-2004 гг.). Том 1. Тюмень, 2004.

  3. Конституция РФ;

  4. Уголовный кодекс РФ;

  5. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. (в редакции от 13 августа 1998 г.). Собрание Законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 1663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.

  6. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. Собрание Законодательства РФ. 1994.
    № 8. Ст. 801.


Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие источника и формы права.

2. Понятие и система нормативно-правовых актов

а) закон: понятие, признаки, структура и виды.

б) подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, виды, особенности.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Систематизации нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [42, 46, 72, 77, 92, 93]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое источник права?

2. Что представляют собой материальные, идеальные и формально-юриди­ческие источники права?

3. Что такое форма права?

4. Как соотносятся понятия «форма права» и «источник права»?

5. По каким основаниям принято классифицировать формы права?

6. Что такое правовой обычай?

7. Что такое юридический прецедент?

8. Какие существуют разновидности юридического прецедента?

9. Что такое нормативный договор?

10. Что такое нормативно-правовой акт?

11 .В чем особенности нормативно-правового акта как формы права?

12. По каким основаниям можно классифицировать нормативно-правовые акты?

13. Что такое закон?

14. Какие виды законов вам известны?

15. Что такое подзаконные акты, в чем их особенности?

16. Какие иные формы права вам известны?

17. Как формы права соотносятся между собой?

18. Что является основными формами российского права?

19. С какого момента нормативно-правовые акты вступают в силу?

20. С какого момента нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу?

21. Что такое обратная сила закона?

22. Как действуют нормативно-правовые акты в пространстве?

23. Как действуют нормативно-правовые акты по кругу лиц?

24. Что такое систематизации нормативно-правовых актов?

25. Почему возникает необходимость в систематизации нормативно-право­вых актов?

26. Какие способы систематизации нормативно-правовых актов вам известны?

27. Что такое кодификация?

28. Какие виды кодификации вам известны?

29. Приведите примеры кодифицированных актов.

30. Что такое инкорпорация?

31. Какие виды инкорпорации вам известны?

32. Приведите примеры инкорпорированных актов.

33. Что такое консолидация?

34. Какие виды консолидации вам известны?

35. Приведите примеры консолидированных актов.


Тема 13. Система права

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие, структура и основные черты системы права. Система законодательства.

2. Основания деления системы права на отрасли.

3. Отрасли, подотрасли и институты права.

4. Право частное и публичное, материальное и процессуальное.

5. Соотношение внутригосударственного и международного права.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [67, 96, 176, 158]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система права?

2. Назовите характерные признаки системы права.

3. Перечислите основные структурные элементы системы права.

4. Что представляет собой предмет правового регулирования?

5. Что такое метод правового регулирования?

6. Какие методы правового регулирования вам известны?

7. Охарактеризуйте императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

8. Что такое отрасль права?

9. По каким основаниям в системе права выделяются отрасли права?

10. Какие отрасли российского права вам известны?

11. Что такое институт права?

12. Приведите примеры межотраслевых и отраслевых институтов пра­ва.

13. Что представляет собой частное и публичное право?

14. Что такое материальное и процессуальное право?

15. Что представляет собой система законодательства?

16. Как соотносятся система права и система законодательства?

17. Приведите примеры отраслей российского законодательства.


Тема 14. Механизм правового регулирования

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Правовые средства: понятие, признаки и виды.

2. Правовое воздействие и правовое регулирование.

3. Механизм правового регулирования: основные элементы и стадии.

4. Виды, методы, способы и типы правового регулирования.

5. Эффективность правового регулирования.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [31, 50, 112, 114]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правовые средства и какие их виды вам известны?

2. Что такое правовое воздействие?

3. Что такое правовое регулирование и как оно соотносится с правовым воздействием?

4. Что представляет собой механизм правового регулирования?

5. Перечислите основные элементы механизма правового регулирования.

6. Перечислите стадии правового регулирования.

7. Какие виды правового регулирования вам известны?

8. Какие существуют методы, способы и типы правового регулирования?

9. Дайте общую характеристику общедозволительному и разрешительному типам правового регулирования.


Тема 15. Правотворчество

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Содержание, цели и субъекты правотворчества.

2. Виды и принципы правотворчества.

3. Правотворческий процесс: понятие, стадии и соотношение с законодательным процессом.

4. Юридическая техника.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [46, 54, 55, 59, 88, 122]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правообразование?

2. Что такое правотворчество?

3. В чем состоит содержание и цель правотворчества?

4. Кто является субъектом правотворчества?

5. Какие виды правотворчества вам известны?

6. Поясните следующие понятия:

а) непосредственное правотворчество;

б) государственное правотворчество;

в) ведомственное правотворчество;

г) делегированное правотворчество;

д) санкционированное правотворчество;

ж) локальное правотворчество.

7. Перечислите принципы правотворчества.

8. Как соотносится правотворчество и законотворчество?

9. Перечислите стадии законотворческого процесса.

10. Что такое юридическая техника?

11. Дайте характеристику элементам юридической техники.

12. Что такое язык и стиль закона?


Практическое занятие (2 ч.)

Задание

Изучить рекомендованные источники, ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Кто является субъектом правотворчества в Российской Федерации?

2. Кто обладает правом законодательной инициативы в Российской Федерации?

3. Определите момент начала и окончания законотворческого процес­са.

4. С какого момента федеральные законы вступают в силу?

5. Составьте тестовые задания по данной теме.

Источники

  1. Конституция РФ. Глава 5;

  2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801;

  3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. М., 1995;

  4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 655.


Тема 16. Нормы права

Практическое занятие (2 ч.)

Задание

Изучить рекомендованные источники, ответить на вопросы и выпол­нить задания:

1. Найдите в указанных источниках и приведите 2-3 примера право­вых норм, имеющих двух и трехзвенную структуру.

2. Найдите и приведите по 2-3 примера различных видов гипотезы, диспозиции и санкции.

3. Приведите примеры различных способов изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта.

4. Найдите в тексте указанных источников и приведите 2-3 примера следующих видов правовых норм:

Источники

  1. Конституция РФ;

  2. Гражданский кодекс РФ;

  3. Законы Тюменской области (1994-2004 гг.). Том 1. Тюмень, 2004;

  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ;

  5. Семейный кодекс РФ;

  6. Уголовный кодекс РФ;

  7. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 801.


Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Логическая структура правовой нормы.

3. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов.

4. Классификация правовых норм.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [38, 48, 53, 184]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое норма права?

2. Какие признаки отличают норму права от других социальных норм?

3. Что значит предоставительно-обязывающий характер правовых норм?

4. Из каких элементов состоит норма права?

5. Что такое гипотеза правовой нормы?

6. Какие виды гипотезы вам известны?

7. Что такое диспозиция правовой нормы?

8. Какие виды диспозиции вам известны?

9. Что такое санкция правовой нормы?

10. Какие виды санкции вам известны?

11. В чем суть двухзвенной и трехзвенной концепций строения правовых норм?

12. Какие существуют способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов?

13. Как соотносятся норма права и статья нормативно-правового акта?

14. Какие классификации правовых норм вам известны?

15. Как определяется иерархия правовых норм?

16. По каким критериям, можно оценить эффективность правовых норм?


Тема 17. Правовые отношения

Семинарское занятие (4 ч.)

1. Понятие, признаки и состав правовых отношений (правоотношений).

2. Предпосылки возникновения правоотношений.

3. Субъекты правоотношения: понятие и виды. Свойства субъектов правоотношения.

4. Содержание правоотношения.

5. Объекты правоотношения: понятие и виды.

6. Юридические факты: понятие и классификация.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [32, 48, 62, 69]


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение правовых отношений.

2. Перечислите признаки правоотношений, отличающие их от иных видов общественных отношений.

3. Что является предпосылками возникновения правоотношений?

4. Как взаимосвязаны нормы права и правоотношения?

5. Что такое состав правоотношения?

6. Кто является субъектом правоотношения?

7. Поясните, кто такие индивидуальные и коллективные субъекты правоотношения?

8. Дайте определение физического и юридического лица.

9. В чем особенности государства, как субъекта правоотношений?

10. Что такое правосубъектность?

11. Что такое правоспособность, дееспособность, деликтоспособность?

12. Может ли дееспособность быть ограниченной?

13. Что является объектом правоотношения?

14. Какие виды объектов правоотношения вам известны?

15. В чем отличие фактического и юридического содержания правоотношения?

16. Что такое субъективное право?

17. Что такое юридическая обязанность?

18. По каким основаниям можно классифицировать правоотношения?

19. Что такое простые и сложные, общие и конкретные правоотношения?

20. Что такое юридические факты?

21. Что такое простые и сложные юридические факты?

22. Чем отличаются факты-события и факты-действия?

23. Чем отличаются юридические акты и юридические поступки?

24. Что такое фактический (юридический) состав?

25. Что такое правовые презумпции?

26. Что такое юридические фикции?


Тема 18. Реализация норм права

Практическое занятие (2 ч.)

Задание

Изучить рекомендуемые источники, выполнить следующие задания:

1. Найдите в указанных источниках статьи, которые закрепляют нормы права:

а) предоставляющие возможность использовать право;

б) обязывающие соблюдать правовые предписания;

в) обязывающие исполнять правовые предписания;

г) указывающие на необходимость правоприменения.

2. Найдите в тексте указанных источников и приведите примеры ста­тей, указывающих на субъектов и акты правоприменения.

Классифицируйте правоприменительные акты по:

3. На примере уголовно-процессуального кодекса, в схематичной форме, покажите стадии правоприменительного процесса.

4. Опираясь на представленные к изучению источники, назовите общие и специальные требования к правоприменительной деятельности.

5. Определите различия между актами применения права и нормативно-правовыми актами.

6. Определите, какие отрасли права допускают применение аналогии закона и/или права, как способа преодоления пробелов в законодательстве (праве), а какие – не допускают.

7. Каким образом достигаются устранения пробелов в законодательст­ве (праве)?

Выбранный вариант ответа аргументируйте.


Источники

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. ст.: 2, 15, 18, 19-62, 90, 123.

  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г. Ст. ст.: 5-11, 13, 33, 38, 44.

  3. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. Ст. ст.: 5-7, 9, 10, 12, 14, 16; Часть 1. Раздел 3. Гл. 22; Часть 2 (от 26 января 1996 г.).

  4. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1960 г. Ст. ст.: 1, 4-14, 30-32, 43, 91.

  5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. Ст. ст.: 4, 5; Раздел 3. Гл. 6.

  6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. Ст. ст.: 8, 37-42; Особенная часть.

  7. Закон о милиции РФ от 18 апреля 1991 г. Ст. ст.: 5, 10-15, 19.

  8. Закон о прокуратуре РФ от 17 января 1992 г. Ст.: 1, 5, 6, 22-25.1.

  9. Указ Президента РФ от 14 июня 1999 г. «Об изменении состава Совета Безопасности РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 2967.


Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и формы реализации норм права.

2. Применение права как особая форма реализации правовых норм: понятие, субъекты, основные стадии.

3. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды, соотношение с нормативно-правовыми актами.

4. Требования к правоприменению.

5. Пробелы в праве, пути их преодоления и устранения.

Реферат: Правоприменительные акты в деятельности органов внутренних дел.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [32, 44, 57, 61, 64, 102, 103]


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение реализации норм права.

2. Какие формы реализации правовых норм вам известны?

3. В чем заключается механизм правореализации?

4. Почему применение правовых норм называют особой формой реа­лизации?

5. В чем особенности правоприменения?

6. Как отличить субъектов от участников правоприменения?

7. Что является основанием применения правовых норм?

8. В каких случаях возникает необходимость в правоприменении?

9. Перечислите стадии применения норм права.

10. Какие существуют требования к правоприменению?

11. Что такое акт применения права?

12. Какие виды правоприменительных актов вам известны?

13. В чем отличие правоприменительных актов от нормативно-правовых актов?

14. Как определяется эффективность правоприменительных актов?

15. В чем причины ошибок в правоприменении?

16. Как устраняются ошибки в правоприменении?

17. Что такое пробелы в праве?

18. Какие существуют способы преодоления и устранения пробелов в праве?

19. В чем различие аналогии закона и аналогии права?

20. Что такое юридические коллизии?

21. Какие существуют способы разрешения юридических коллизий?


Тема 19. Толкование норм права

Практическое занятие (2 ч.)

Задание

Изучить рекомендуемые источники, выполнить следующие задания:

1. Приведите примеры различных способов толкования правовых норм.

2. Назовите субъектов неофициального толкования и дайте характеристику формам их деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых предписаний.

3. Приведите по 2-3 примера буквального, ограничительного и распространительного толкования (статей указанных НПА).

4. Приведите примеры актов легального, аутентического и правопри-менительного толкования норм права.

5. Из представленных источников приведите примеры казуального и нормативного толкования.

6. В чем значение актов толкования норм права для юридической практики?

Источники

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.

  3. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании положения статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ от 6 июля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 3773.

  4. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области от 14 июля 1997 г., т. II. Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

  5. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 г.// Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. 2000.

  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4. 2000.

  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июля 1999 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. 1999.

  9. Решение Верховного Суда от 17 марта 1999 г. // Российская газета (Ве-домостное приложение). № 159. 14. 08. 1999.

  10. Решение Верховного Суда от 25 декабря 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 1999.

  11. Письмо ГТК РФ от 18 декабря 1994 г. с Комментариями по сертификации ввозимых в Россию товаров, подлежащих обязательной сертификации (Утверждено Письмом Госстандарта РФ от 15 сентября 1994 г.) // «Экономика и жизнь». № 5. 1994.


Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие толкования норм права. Уяснение, разъяснение и интерпретация содержания правовых норм.

2. Способы и виды толкования правовых норм.

3. Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды и значение для юридической практики.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [34, 56, 169, 178]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое толкование норм права?

2. Почему возникает необходимость в толковании норм права?

3. Какие существуют способы толкования правовых норм?

4. Какие виды толкования норм права вам известны?

5. Кто является субъектом толкования?

6. Что значит буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное толкование?

7. Что такое акты толкования норм права?

8. В чем особенности актов толкования норм права?

9. Какие виды актов толкования норм права вам известны?

10. В чем значение актов официального толкования для юридической практики?


Тема 20. Правомерное поведение и правонарушение

Семинарское занятие (4 ч.)

1. Понятие и виды правомерного поведения. Правовая активность личности.

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения.

4. Причины правонарушений в обществе.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [84, 98, 129, 130]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правовое поведение?

2. Что такое правомерное поведение?

3. Что составляет субъективную и объективную стороны правомерного поведения?

4. Какие виды правомерного поведения вам известны?

5. Что такое конформистское, маргинальное, привычное поведение?

6. Что такое правовая активность личности?

7. Как можно стимулировать правомерное поведение?

8. Что такое правонарушение?

9. Перечислите необходимые признаки правонарушения.

10. Что такое юридический состав правонарушения?

11. Что является объектом правонарушения?

12. Что составляет объективную сторону правонарушения?

13. Кто является субъектом правонарушения?

14.Что составляет субъективную сторону правонарушения?

15. Какие виды правонарушений традиционно выделяются в юридической науке?

16. Чем отличаются преступления и проступки?

17. Какие виды проступков вам известны?

18. В чем причины правонарушений в обществе?


Тема 21. Юридическая ответственность

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и признаки юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная юридическая ответственность.

2. Цели, принципы и функции юридической ответственности.

3. Основания юридической ответственности.

4. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [36, 45, 47, 66, 99, 108]


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое юридическая ответственность?

2. В чем отличие юридической ответственности от иных видов государственного принуждения?

3. Что такое меры защиты?

4. В чем отличие юридической ответственности от мер защиты?

5. Что является формально-юридическим основанием юридической ответственности?

6. Что является фактическим основанием юридической ответственности?

7. Что является процессуальным основанием юридической ответственности?

8. Поясните понятия «позитивная ответственность» и «негативная ответственность».

9. Какие цели преследует юридическая ответственность?

10. Какие функции выполняет юридическая ответственность в механизме правового регулирования общественных отношений?

11. Перечислите принципы юридической ответственности.

12. Какие обстоятельства исключают противоправность деяния и юридическую ответственность?

13. Какие виды юридической ответственности вам известны?


Тема 22. Законность и правопорядок

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие, сущность и содержание законности.

2. Принципы и требования законности.

3. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [40, 43, 44, 45, 47, 94]


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение законности.

2. В чем сущность законности?

3. Кто является субъектом законности?

4. Как соотносятся понятия: законы и законность?

5. Что представляют собой принципы и требования законности?

6. Что такое гарантии законности?

7. Что такое правопорядок?

8. Как соотносятся законность и правопорядок?


Тема 23. Правовые системы современности

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие, содержание и классификация правовых систем (семей) современности.

2. Характеристика англо-саксонской правовой системы.

3. Характеристика романо-германской правовой системы.

4. Характеристика мусульманской правовой системы.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [38, 42, 65, 119, 159, 160, 166]


Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под правовой системой?

2. Что такое правовая семья?

3. Как соотносятся понятия «система права» и «правовая система»?

4. Какие элементы входят в содержание правовой системы?

5. Назовите наиболее известные классификации правовых систем мира. Что выступает главным критерием классификации правовых систем на англо-саксонскую, романо-германскую, мусульманскую?

6. Опишите историю становления англо-саксонской правовой системы.

7. Назовите характерные черты англо-саксонской правовой системы.

8. Раскройте понятие судебного прецедента как основного источника права в странах англо-саксонской правовой системы.

9. Опишите историю становления романо-германской правовой системы.

10. Выделите и охарактеризуйте отличительные черты романо-германской правовой системы.

11. Раскройте специфику мусульманской правовой системы.

12. Какие тенденции наблюдаются в развитии мусульманской правовой системы на современном историческом этапе?


Тема 24. Правовое государство и гражданское общество

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Понятие и элементы гражданского общества.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Причины и условия становления гражданского общества и правово­го государства.

Реферат: Проблемы формирования правового государства в совре­менных условиях.

Литература основная: [1-26]; дополнительная: [30, 35, 39, 40, 51, 164]


Вопросы для самоконтроля

1. Кто из представителей мировой политико-правовой мысли развивал идею правого государства?

2. Какие идеи правового государства и гражданского общества нашли отражение в политико-правовых учениях?

3. Что понимается под правовым государством в современной науке?

4. Чем отличается гражданское общество от общества вообще?

5. Наличие каких условий необходимо для становления гражданского общества и правового государства?

6. На каких принципах строится и функционирует правовое государство?

7. Что означает примат права над государством?

8. Что означает разделение властей в правовом государстве?

9. Как обеспечивается взаимная юридическая ответственность государства и личности?

10. Что значит гарантированность прав и свобод человека и гражданина?

11. Что составляет экономическую, политическую, социальную и нравственную основы правового государства?

12. Какие существуют проблемы формирования правового государства в современных условиях?


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


1. Общие указания

Учебным планом специальности, предусматривается написание курсовой работы по теории государства и права. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам, выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается кафедрой. Работа выполняется под руководством научного руководителя – преподавателя кафедры.

Курсовая работа – самостоятельный исследовательский труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала и даёт ему возможности проявить аналитические способности, аргументировать свою позицию по дискуссионной проблеме, позволяющий сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства и практике его применения. Эти критерии лежат в основе оценки работы.

Данная работа помогает овладеть элементами исследовательского подхода и является своеобразной пробой навыков и умений для написания дипломного проекта.

^ Цель выполняемой работы: получить глубокие знания выбранной темы.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

4) выявление способностей к научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Весь процесс написания курсовой работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы, консультация и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом;

д) уточнение плана работы;

е) оформление курсовой работы, представление её на кафедру для регистрации и рецензирования;

ж) работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

з) защита курсовой работы.

Темы курсовых работ выбираются студентом с учётом перспективы проведённого исследования с последующим выходом на дипломный проект. Тематика курсовых работ разрабатывается соответствующей кафедрой.

Подготовку курсовой работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке курсовой работы по соответствующей дисциплине, ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к работам данного вида, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему (См. Приложение 2). После составления плана необходимо показать его научному руководителю и проконсультироваться по методике изложения вопросов темы.


^ 2. Требования к содержанию курсовой работы

В содержании курсовой работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной юридической литературы можно использовать любую дополнительную юридическую литературу, которая необходима для раскрытия темы курсовой работы. Если в период написания курсовой работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

В конце курсовой работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной юридической литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).

2. Учебники, учебные пособия.

3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

4. Периодическая печать.

Первоисточники 2, 3, 4 даются по алфавиту.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания (допускается сокращение названия только таких городов: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб).

4. Год издания.

5. Общее количество страниц в работе, например: Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. – М.: ВШ МВД СССР, 1972. – 88 с.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты. Например: Куликов А. Глобальная угроза XXI века // Юрист. 2001, № 12, С. 8-10; Иванов В. Кто допустил Дудаева к российским арсеналам // Российская газета, № 52 (1163) от 15 марта 1995.

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ. Например: Закон Российской Федерации № 150-ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. ст. 5681; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., вступил в силу 18 августа 1995 г. // Российская газета, № 71 (1254) от 18 августа 1995.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник. Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице, либо быть сплошной.

Правила оформления внутритекстовых ссылок:

а) цитаты:

Так, А.М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и «попытки разделения верховной власти между различными социальными силами»[1].

б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе. (Например, автор в тексте употребляет цитату Беккариа Ч.М., взятую из работы Решетникова Ф.М. «Беккариа Ч.М.». М., 1981.)

…В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: «чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее»[2].

1. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 4.

2. Цит. по кн.: Решетников Ф.М. Беккариа Ч.М. М., 1981. С. 123.

Во внутритекстовой ссылке должен быть точно указан номер страницы, откуда взята цитата, идея, фрагмент текста. При наличии разных точек зрения, существующих в специальной юридической литературе по вопросам раскрываемой темы, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать своё мнение либо аргументированно поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из истории развития вопроса, настоящей действительности и юридической практики. К ним можно отнести материалы конкретных уголовных дел (наиболее интересные протоколы осмотра места происшествия, допроса, постановления о назначении судебных экспертиз, фото-таблиц и т.п.). По ряду тем спецкурса обязателен анализ материалов практики деятельности правоохранительных и судебных органов, органов государственной власти.

Недопустимо механическое переписывание текста из какого-либо источника, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных.


^ 3. Порядок выполнения курсовой работы

Курсовая работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Каждая работа обязательно должна иметь титульный лист (см. Приложение 1). Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе даётся план курсовой работы. План включает в себя: введение, название всех разделов и параграфов, заключение, список литературы, приложения.

Введение должно быть кратким (1-2 страницы). В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, идентичного плану, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей курсовой работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

В конце работы ставится подпись студента и дата.

Страницы курсовой работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы ставится вверху посредине, либо в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём курсовой работы 35-40 страниц рукописного текста или 25-30 страниц машинописного текста (размер шрифта № 14 на компьютере, полуторный интервал) на стандартных листах формата А4 (210*297мм), поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 20мм, левое – 30мм, правое – 15мм.

В тексте курсовой работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых). Дополнительно курсовая работа может иметь приложения (схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.)

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к своему научному руководителю. Срок выполнения курсовой работы определяется соответствующей кафедрой. Срок проверки курсовой работы не более 7 дней.


^ 4. Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа подлежит обязательной защите. Получив проверенную работу, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, пометками на полях и выполнить все указания научного руководителя. Если работа не допущена до защиты, необходимо ознакомиться с рецензией, доработать курсовую работу, устранив все недостатки, указанные научным руководителем, и в новом варианте сдать на проверку.

В установленный кафедрой срок исполнитель обязан явиться на защиту курсовой работы, имея с собой последний вариант, рецензию на первый вариант с замечаниями руководителя и зачётную книжку.

При защите студент должен быть готов ответить на вопросы научного руководителя по всей теме курсовой работы.

Оценка работы производится по четырёхбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». После защиты положительная оценка выставляется в зачётную книжку. Защищённые курсовые и контрольные работы не возвращаются и хранятся в фонде кафедры.


^ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ К НИМ


Тема 1. Предмет теории права и государства

План

Введение

1. Понятие и структура предмета теории государства и права.

2. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

3. Функции теории государства и права как науки.

4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Заключение


Тема 2. Методология теории государства и права

План

Введение

1. Понятие и классификация методов научного познания

2. Общенаучные методы изучения государства и права.

3. Специальные методы изучения государства и права.

4. Частнонаучные методы изучения государства и права.

Заключение


Тема 3. Правовой эксперимент

План

Введение

1. Понятие и виды правовых экспериментов.

2. Этапы организации и проведения правового эксперимента.

3. Эффективность правового эксперимента.

Заключение


Тема 4. Происхождение государства и права

План

Введение

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения государства. Отличие государства от других институтов власти, действующих в социально неоднородном обществе.

3. Возникновение права. Его отличие от социальных норм первобытного общества.

Заключение


Тема 5. Современные подходы к пониманию государства

План

Введение

1. Основные подходы к пониманию государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Государственность: понятие и закономерности развития.

Заключение


Тема 6. Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала

План

Введение

1. Понятие государства.

2. Методологические подходы при анализе сущности государства.

3. Социальное назначение государства и его функции.

Заключение

^ Тема 7. Государство и общество: соотношение понятий

tematika-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-strategicheskij-menedzhment-080507.html
tematika-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatijdlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-celi-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe.html
tematika-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-12-tematika-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-14.html
tematika-seminarskih-zanyatij-po-istorii-srednih-vekov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-vseobshaya-istoriya.html
tematika-seminarskih-zanyatij-po-uchebnomu-kursu-novejshaya-istoriya-stran-zapada.html
tematika-seminarskih-zanyatij-tema-i-evropejskoe-pravo-ponyatie-struktura-osobennosti-evropejskoe-pravo-kak-osobaya-pravovaya-sistema-struktura-evropejskogo-prava.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-origen-filosofiya-est-lyubov-k-mudrosti-bog-zhe-est-istinnaya-mudrost-posemu-istinnaya-filosofiya-est-lyubov-k-bogu.html
  • control.bystrickaya.ru/boris-aleksandrovich-ribakov-stranica-38.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-chelovecheskij-faktor-i-raspredelenie-rolej-mezhdu-klientom-i-konsultantom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/soznanie-i-iskusstvennij-intellekt.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-ejnomiya-smertplanetchiki-strugackij-stazheri.html
  • tests.bystrickaya.ru/kprf-kak-centr-konsolidacii-oppozicionnih-sil-i-massovogo-protesta-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-istini.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obucheniya-i-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-virazhennoj-umstvennoj-otstalostyu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-e-eremeeva-chast-1-ekonomicheskie-i-politicheskie-processi-v-sovremennom-obshestve-omsk-nou-vpo-omga-2011-stranica-16.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-dinamika-etnicheskoj-identichnosti-uchebnoe-posobie-dopusheno-uchebno-metodicheskim-obedineniem-vuzov-rossii-po.html
  • composition.bystrickaya.ru/podgotovka-kadrov-visshej-kvalifikacii-dlya-modernizacii-i-innovacionno-tehnologicheskogo-razvitiya-malih-gorodov-severa-problemi-i-perspektivi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-zashita-prav-avtora-avtorskij-dogovor-ponyatie-i-vidi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovke-k-zachetu-ekzamenu-uchebno-metodicheskijj-kompleks-specialnost-021100-yurisprudenciya-moskva-2005g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-krizis-motiva-dostizhenij-pervaya-teoreticheskie-aspekti-odarennosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/my-idea-on-where-the-heck-life.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-22-metodi-ucheta-zatrat-i-kalkulirovaniya-sebestoimosti-po-obektam-ucheta-zatrat.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-preddiplomnoj-praktike-dlya-studentov-profilya-menedzhment-ispolnitelskih-iskusstv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tradicionnaya-kultura-moskovskogo-gosudarstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mob-tel-38050360-5788-38067692-1038-stranica-13.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-npr-gou-vpo-samgtu-informacionno-kommunikacionnaya-kompetentnost-i-upravlenie-informaciej-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-osnovnie-tehniko-ekonomicheskie-pokazateli-poyasnitelnaya-zapiska-obosnovanie-proekta-generalnogo-plana-generalnij-direktor.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rastoropsha-kazyava-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/413-proverka-rabochej-tormoznoj-sistemi-organizaciya-i-planirovanie-rabochego-mesta-dlya-vipolneniya-to-2-i-tr-avtotransportnogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tarasov-v-iskusstvo-upravlencheskoj-borbi-tehnologii-perehvata-i-uderzhaniya-upravleniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-medicinskie-aspekti-problemi-li-kerroll-dzhen-touber.html
  • lecture.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem-chast-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/71-resursi-i-statistika-otchet-vzaimnoj-ocenki-po-protivodejstviyu-otmivaniyu-deneg-i-finansirovaniyu-terrorizma-dekabr-2008-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-6-j-otdelnoj-morskoj-strelkovoj-brigadi-brigadi-morskoj-pehoti-kbf.html
  • letter.bystrickaya.ru/molodih-ispolnitelej-na-narodnih-instumentah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarifa-za-taksite-koito-se-sbirat-ot-organite-na-drzhavniya-zdraven-kontrol-i-nacionalnite-centrove-po-problemite-na-obshestvenoto-zdrave-po-zakona-za-zdraveto-zagl-dop-dv-br-38-ot-2011-g-stranica-8.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-podarite-detyam-skazku-i-otkrojte-novij-mir.html
  • composition.bystrickaya.ru/onekotan-delaverskij-zaliv-peru.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/respublikanskaya-celevaya-programma-18-razvitie-zdravoohraneniya-respubliki-buryatiya-18-na-2009-2011-godi-i-na-period-do-2017-goda-18-neprogrammnaya-deyatelnost-26.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-po-istorii-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1613-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-plan-nachalo-greko-persidskih-vojn-ionijskoe-vosstanie-pervoe-vtorzhenie-persov-v-greciyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.