.RU

Тема 16. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XIX-начала XX в. (С. И. Танеев)


Тема 16. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XIX-начала XX в. (С. И. Танеев)

Вопросы к теме:

1. Расширение рамок миниатюры а’ сарреllа в творчестве С. И. Танеева до значения и масштабов хоровой поэмы.

2. Стилистические особенности хорового творчества С. И. Танеева.

3. Типы соотношений слова и музыки в хорах С. И. Танеева.

Произведения для анализа:

Танеев С. И. «Восход солнца», «На могиле», «Вечер», «Посмотри, какая мгла», «Прометей», «По горам две хмурых тучи».

Литература:

Основная:

1. Ольхов К. Хоры а’ сарреllа С. Танеева // Хоровое искусство. – Вып. 2. – Л., 1971. – С. 29-53.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Бернандт Г. С. И. Танеев. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

3. Коловский О. П. О песенной основе хоровых форм в русской музыке // Хоровое искусство. – Вып. 3. – Л., 1977. – С. 46-68.

4. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.

5. Левандо П. П. К характеристике фактуры хоровых циклов С. Танеева (ор. 27) и С. Рахманинова (ор. 37) // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 6-21.

6. Савенко С. И. Сергей Иванович Танеев. – М.: Музыка, 1985. – 174 с.

7. Светозарова Е. Д. К вопросу о жанровой классификации русской хоровой музыки а' капелла // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 99-111.


Тема 20. Эволюция кантатно-ораториального жанра в русской музыке ХХ в.

Вопросы к теме:

1. Историческая тема в кантатно-ораториальном творчестве отечественных композиторов первой половины ХХ века.

2. Развитие традиций отечественного симфонизма в музыке Ю. Шапорина.

3. Сочетание традиционных и новаторских черт музыкального языка в кантате С. Прокофьева «Александр Невский».

Произведения для анализа:

Давиденко А. «На десятой версте», «Улица волнуется» из оратории «Путь Октября».

Прокофьев С. Кантата «Александр Невский» (части № 2, 4, 5, 7).

М. Коваль. Хор «Земля-земелюшка» из оратории «Емельян Пугачев».

Шапорин Ю. Симфония-кантата «На поле Куликовом» (хоры вестников, татар, «В ночь, когда Мамай залег с ордою»).

Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина» (части № 1, 2, 4, 7, 8, 10);

«Патетическая оратория» (части № 1, 3, 5, 7); кантата «Курские песни».

Шостакович Д. Поэма «Казнь Степана Разина» (фрагменты), оратория «Песнь о лесах» (часть № 6), «Десять хоровых поэм на стихи поэтов-революционеров» (№ 1, 4, 5, 6, 7).

Салманов В. «Двенадцать» (части № 1, 2, 5, 6).

Литература:

Основная:

1. Алфеевская Г. С. История отечественной музыки ХХ века. С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. – 160 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. – М.: Сов. композитор, 1980. – 302 с.

2. Дмитревская К. Н. Музыкальная драматургия десяти поэм Д. Д. Шостаковича // Русская хоровая культура – Вып. 3: Хоровое искусство и современные проблемы дирижерско-хорового образования: сб. науч. тр. / ред.-сост. Т. Г. Томашевскся. – СПб, 2005. – C. 167-191.

3. Добрынина Е. Ю. Шапорин // Музыкальная жизнь. – 1962. – № 21. – С. 14-15.

4. Коловский О. Черты хорового стиля С. Прокофьева // Национальные традиции русского хорового искусства: сб. науч. тр. – Л.: ЛОЛГК, 1988. – С. 21-30.

5. Мартынов И. О музыке и ее творцах: сб. ст. – М.: Сов. композитор, 1980. – 349 с.

6. Масловская Т. И. «И вновь на поле Куликовом» // Советская музыка. – 1980. - №12. – С. 30-34.

7. Нестьев И. В. «Александр Невский» Прокофьева. – М.: Сов. композитор, 1968. – 50 с.

8. Нестьев И. Прокофьев. – М.: Музыка, 1953. – 528 с.

9. Хохловкина А. Советская оратория и кантата. – М.: Музгиз, 1955. – 147 с.


Тема 23. Хоровое творчество Г. Свиридова

Вопросы к теме:

1. Жанровое разнообразие хорового творчества Г. Свиридова.

2. Роль кантаты «Курские песни» в развитии направления «Новая фольклорная волна».

3. Жанр камерной кантаты и кантаты для хора а’ сарреllа в творчестве Г. Свиридова («Гимны Родине», «Ночные облака»).

4. Творчество различных поэтов в хоровых произведениях Г. Свиридова.

Произведения для анализа:

Кантаты «Курские песни», «Гимны Родине», «Ночные облака».

Концерт для хора «Пушкинский венок», «Концерт памяти А. Юрлова».

«Поэма памяти Сергея Есенина» (части № 1, 2, 4, 7, 8, 10).

«Патетическая оратория» (части № 1, 3, 5, 7).

Литература:

Основная:

1. Музыкальный мир Георгия Свиридова: сб. ст. / сост. А. Белоненко. – М.: Сов. композитор, 1990. – 224 с.

2. Сохор А. Георгий Свиридов: жизненный и творческий путь. – М.: Сов. композитор, 1972. – 319 с.

3. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. – М.: Музыка, 1991. – 80 с.

2. Живов В. Л. "Патетическая оратория" Г. Свиридова. – М.: Сов. композитор, 1973. – 70 с.

3. Книга о Свиридове: Размышления, высказывания, статьи, заметки / сост. А. А. Золотов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 261 с.

4. Кручинина А. Древнерусское в искусстве мастера (о творчестве Г. Свиридова) // Советская музыка. – 1981. – № 12. – С. 32-35.

5. Леман А. О стиле и направленности творчества Свиридова // Советская музыка. – 1985. – № 12. – С. 18-24.

6. Полякова Л. Курские песни Г. Свиридова. – М.: Сов. композитор, 1970. – 68 с.

7. Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве Свиридова // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 10. – М., 1971. – С. 60-100.


Тема 25. Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX в.

Вопросы к теме:

  1. Традиции и новаторство оперно-хорового творчества отечественных композиторов XX века.

  2. Трагедийные, жанровые и гротескные хоровые сцены в операх отечественных композиторов XX века.

  3. Значение хоровых сцен в операх Д. Шостаковича, С. Прокофьева, С. Слонимского.

Произведения для анализа:

Шостакович Д. 9-я картина, хор каторжан «Эх, вы степи необъятные» из оперы «Катерина Измайлова».

Прокофьев С. Эпиграф «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию», заключительный хор «За отечество шли мы в смертный бой» из оперы «Война и мир».

Слонимский С. Хоровые антракты «Метель», «Трепак» из оперы «Виринея».

Литература:

Основная:

1. Келдыш Ю. История русской музыки в 10 томах. – Т. 3. – М.: Музгиз, 1954. – 531 с.

2. Назарова В. Т. Зарубежная и отечественная музыка ХХ века: учебное пособие. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 280 с.

3. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Богданова А. Оперы и балеты Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, 1979. – 208 с.

2. Волков А. И. «Война и мир» С. Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы. – М.: Музыка, 1976. – 134 с.

3. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. – М.: Сов. композитор, 1980. – 302 с.

4. Земцовский И. Об опере С. Слонимского «Виринея» // Фольклор и композитор. – М., 1978. – С. 142-145.

5. Нестьев И. В. Прокофьев. – М.: Музыка, 1957. – 528 с.

6. Отечественная музыкальная литература: 1917-1985: учебник для муз. училищ. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1996. – 376 с.

7. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. – М.: Сов. композитор, 1991. – 276 с.

8. Чернышева Т. А. У истоков формирования хорового стиля Д. Шостаковича. Хоры и ансамбли оперы «Нос» // Национальные традиции русского хорового искусства. – Л., 1988. – С. 31-45.

9. Шахов В. «Леди Макбет Мценского уезда» Леского и Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. – СПб.: Композитор, 2000. – С. 243-294.

10. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / пер. Е. Гуляевой. – СПб.: Композитор, 1998. – 559 с.


Задания для самостоятельной работы студентов


Раздел 1. Зарубежная хоровая литература

Тема 1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Жанекен К. «Битва при Мариньяни», «Пение птиц».

Жоскен Депре. «Incarnatus».

Лассо О. «Эхо», «Мой муженек», «Ангелочек».

Палестрина Дж. «В синем небе», «Месса Папы Марчелло».

Монтеверди К. Мадригалы «Кто душу изливает», «О, я хотел бы умереть от любви».


Музыкально-нотная литература:

Лассо О. Эхо; пер. М. Улицкого; перелож. Л. Бартенева // Композиторы-классики для детского хора. – М., 2004. – Вып. 1. – С. 10-12.

Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие для дирижерско-хоров. отд. муз. вузов. – М.: Музыка. – 1964. – Вып. 1 / С. Лаппо, Д. Локшин. – М., 1964. – 223 с.

Хрестоматия для хорового класса: Зарубежная хоровая музыка XVI-XVII вв.. – Вып. 1 / В. Минин, З. Казак. – М.: Музыка, 1974. – 140 с.

Монтеверди К. Мадригалы // Библиотека студента-хормейстера. – М.: Музыка. – 1966. – Вып. 17.

Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века: без сопровожд.; сост. И. Журавленко; пер. М. Павловой. – 1980. – 48 с.

Палестрина Д. Произведения для хора без сопровождения // Хрестоматия по чтению хоровых партитур: в 5 вып.: ср. муз. учеб. заведения / сост.: Д. Д. Семеновский, М. Королева. – М.: Музыка. – 2005. – Вып. 1.


Аудиозаписи:

KD-120. Лассо О. «Добрый день», «Эхо».

KD-340. Лассо О. Мотет, мадригал. Палестрина «Ave Maria».

МК-26. Жанекен К. Пение птиц.


Тезаурус

Возрождение

Нидерландская школа

Венецианская школа

Римская школа

мотет

мадригал

месса

канцона

шансон

вилланелла

фротолла

контрапункт

cantus firmus

Палестрина Д.

Лассо О.

Монтеверди К.


^ Тема 2. Возникновение оперы. Итальянские оперные школы.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Монтеверди К. Хоры из оперы «Орфей».

Люлли Ж. Хоры из оперы «Альцеста».

Перселл Г. Хоры из оперы «Дидона и Эней» (песня матросов и финальный хор «Скорбя, поникли два крыла»).


Музыкально-нотная литература:

Монтеверди К. Хор «Славен труд человека» из оперы «Орфей» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 3-8.

Люлли Ж. Хор «Споем, споем» из оперы «Альцеста» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 9-13.

Перселл Г. Хор «Светлый хор облаков» из оперы «Дидона и Эней» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 26-30.

Перселл Г. Хор «Скорбя, поникли два крыла» из оперы «Дидона и Эней» // Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. – Вып. 5. – М., 1984. – С. 31-34.


Аудиозаписи:

KD-340. Монтеверди К. Хор нимф из оперы «Орфей».

KD-341. Монтеверди К. Хор турок.

KD-549. Перселл Г. Опера «Дидона и Эней»

МК-25. Перселл Г. Дидона и Эней: фрагменты; Ария Дидоны (3 д.); Заключительный хор.


Видеозаписи:

DVD-20. Монтеверди К. «Орфей»: сценическая постановка.


Тезаурус

камерата

опера

музыкальная драма

лирическая трагедия

Пери Я.

Монтеверди К.

Люлли Ж.

Перселл Г.


^ Тема 3. Романтическая миниатюра а’ сарреllа

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Шуберт Ф. «Любовь», «Ночь», «Хоровод», «Тишина».

Мендельсон Ф. «Лес», «Охотничья песня».

Шуман Р. «Привет весне», «Ночная тишина», «Доброй ночи».

Брамс И. «В ночной тиши», «О, погоди», «Лесная ночь», «Розмарин».


Музыкально-нотная литература:

Шуберт Ф. «Любовь» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 41-42.

Шуберт Ф. «Ночь» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. М., 1963. – С. 141-142.

Шуберт Ф. «Хоровод» // Детский хор. – Вып. 8. – М., 1989. – С. 31-32.

Шуберт Ф. «Тишина» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 140.

Мендельсон Ф. «Лес» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 199.

Мендельсон Ф. «Охотничья песня» // Хоры зарубежных композиторов. – М., 1974. – С. 18-26.

Шуман Р. «Вечерняя звезда» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 177.

Шуман Р. «Привет весне» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 75-76.

Шуман Р. Доброй ночи // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. Красотина. – Вып. 2.

Шуман Р. «Ночная тишина» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. И. Полтавцев, И. Светозаров. – Ч. 1. – М., 1963. – С. 194.

Брамс Й. «В ночной тиши» // Хрестоматия по Чтению хоровых партитур / сост. Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 12.

Брамс Й. «О, погоди» // Хоровая миниатюра. – Вып. 4. – М., 1979. – С. 24-25.

Брамс Й. «Лесная ночь» // Произведения для смешанного хора / сост. В. Куликов. – М., 1965. – С. 23-24.

Брамс Й. «Розмарин» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур / сост.: Д. Д. Семеновский, О. И. Романова. – Вып. 3 – М., 2008. – С. 39-40.


Аудиозаписи:

KD-120. Шуман Р. «Вечерняя звезда». Брамс Й. «В ночной тиши».

КD-682. Брамс Й. Хоровые произведения: «Лесная песня», «Колыбельная», «Горбатый уличный скрипач», «Розмарин», «Прощай»;

КD-682. Шуман Р. Хоровые произведения: «В лесу», «Грезы», «Вечерняя звезда», «На Боденском озере», «Ночная тишина».


Тезаурус

романтизм

хоровая миниатюра а’ сарреllа

лидертафель

Шуберт Ф.

Мендельсон Ф.

Шуман Р.

Брамс И.


^ Тема 4. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XIX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Бах И. С. «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 47, 72, 78); «Страсти по Иоанну» (№ 1, 21), Магнификат (№ 1, 10, 11, 12); духовные кантаты (№ 4, 6, 21, 106); светские кантаты: «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»), «Умиротворенный Эол» (хоровые номера).

Гендель Г. Ф. Оратория «Мессия» (хоры № 12, 22, 42).

Перголези Дж. «Stabat Mater» (№ 1, 11, 12, 13).

Гайдн Й. «Времена года» (№ 1, 2, 19).

Моцарт В. А. Месса с-moll, Реквием (№ 1, 2, 6).

Бетховен Л. Девятая симфония (Финал – Ода к радости). Торжественная месса (Kyrie).

Брамс Й. «Немецкий реквием» (№ 2).

Верди Дж. Реквием (№2).


Музыкально-нотная литература:

Бах И. С. Магнификат. – Лейпциг, б.г. – 52 с.

Бах И. С. Месса си минор. – Лейпциг, б.г. – 163 с.

Бах И. С. «Страсти по Матфею». – Лейпциг, б.г. – 175 с.

Бах И. С. «Страсти по Иоанну». – Лейпциг: Бреткогф, 1971. – 129 с.

Бах И. С. Кантата № 4 «Христос лежал в оковах смерти». – Лейпциг, б.г. – 35 с.

Бах И. С. Кантата № 6. – Лейпциг, б.г. – 27 с.

Бах И. С. Кантата № 21 «Я много познал страданий». – Лейпциг, б.г. – 86 с.

Бах И. С. Кантата № 106 «Божье время – лучшее время». – Лейпциг, б.г. – 32 с.

Бах И. С. Кантата «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»). – Лейпциг, б.г. – 62 с.

Гендель Г. Оратория «Мессия». – Лейпциг, б.г. – 204 с.

^ Перголези Дж. «Stabat Mater». – Б.м. – Б.г. – 35 с.

Гайдн Й. Оратория «Времена года». – Лейпциг, б.г. – 203 с.

Моцарт В. Реквием для солистов, хора и оркестра / перелож. для пения с ф-но. – М.: Фонд молодежи за Россию, 1993. – 80 с.

Бетховен Л. Симфония № 9. Заключительный хор из оды Шиллера «К радости». – Лейпциг: Брейткопф. – 276 с.

Бетховен Л. «Kyrie» и «Agnus Dei» из «Торжественной мессы» // Локшин Д. Л. Зарубежная хоровая литература. – Вып. 2. – М., 1965. – С. 201-240.

Брамс И. «Немецкий реквием»: для солистов, хора и оркестра / перелож. для пения и ф-но. – Лейпциг, б.г. – 95 с.

Верди Дж. Реквием. – Лейпциг, б.г. – 144 с.


Аудиозаписи:

CD-110. Бах И. С. Магнификат. Месса. Пассионы.

CD-114. Бах И. С. Кантата № 4, 11, 106

KD-344, СD-138. Бах И. С. Месса си минор

KD-105. Бах И. С. «Страсти по Матфею».

KD-343. Гендель Г. Оратория «Мессия» (фрагменты).

CD-17, КD-341. Перголези Дж. Stabat mater.

KD-347. Гайдн Й. Оратория «Времена года» (фрагменты).

KD-50, 280. Моцарт В. Реквием.

КD-352. Бетховен Л. Симфония № 9.

KD-106-107. Верди Дж. Реквием.

CD-146. Брамс И. Немецкий реквием.


Тезаурус

барокко

контрапункт

полифония

фуга

магнификат

месса

реквием

пассион

кантата

оратория

протестантский хорал

Гендель Г. Ф. 

Бах И. С. 

Перголези Д.

Гайдн Й.

Моцарт В. А.

Бетховен Л.

Брамс И.

Верди Дж.


^ Тема 5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVIII-XIX вв.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Глюк Х. Вступительный хор из оперы «Орфей».

Моцарт В. «Хор спит безмятежно море», «Спасайтесь, скрывайтесь» из 2 действия оперы «Идоменей»; «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро»; заключительный хор «Только храбрым слава!» из 2-го действия оперы «Волшебная флейта».

Россини Д. Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль».

Вебер К. Хор охотников из оперы «Вольный стрелок».

Вагнер Р. Хор прях, хор «Слава искусству» из оперы «Тангейзер»; Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Верди Дж. Хор иудеев из оперы «Набукко»; финал II действия из оперы «Аида»; Интродукция, кипрский хор из оперы «Отелло».

Гуно Ш. Сцена вальса с хором. Хор солдат из оперы «Фауст».

Бизе Ж. Хор табачниц, хор контрабандистов из оперы «Кармен».

Сметана Б. Хоры «Как же нам не веселиться», «Кто пиво с нами пьет» из оперы «Проданная невеста».


Музыкально-нотная литература:

Глюк Х. «Орфей и Эвридика»: опера в 3-х действиях. – Лейпциг: Брейткопф, 1974. – 139 с.

Моцарт В. Хоры из опер / сост. А. Александров. – М.: Музыка, 1981. – 63 с.

Моцарт В. «Свадьба Фигаро»: комическая опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1981. – 383 с.

Моцарт В. «Волшебная флейта»: опера в 2-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1971. – 224 с.

Моцарт В. «Идоменей»: опера в 3-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка. 1989. – 422 с.

Россини Д. Хор тирольцев из оперы «Вильгельм Телль» // Оперные хоры. – Киев, 1984. – С. 45-47 // Окно в природу. – М, 1997. – С. 30-33.

Вебер К. «Вольный стрелок»: опера. – Б.м., б.г. – 194 с.

Вагнер Р. Хоры из опер. – М.: Музыка, 1988. – 64 с.

Верди Дж. «Риголетто»: опера в 3-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музгиз, 1934. – 317 с.

Верди Дж. «Трубадур»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1966. – 252 с.

Гуно Ш. «Фауст»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1976. – 399 с.

Бизе Ж. «Кармен»: опера в 4-х действиях / перелож. для пения с ф-но. – М.: Музыка, 1981. – 407 с.

Сметана Б. Избранные хоры. – М.: Музгиз, 1960. – 62 с.


Аудиозаписи:

СD-39. Глюк Х. «Орфей и Эвридика».

СD-380. Глюк Х. «Орфей и Эвридика»; Бетховен Л. «Фиделио».

KD-343. Глюк Х. «Орфей и Эвридика» (фрагменты).

KD-542. Глюк Х. Фрагменты из опер.

СD-8. Моцарт В. Оперы.

СD-116. Моцарт В. Оперы «Идоменей», «Волшебная флейта».

СD-120-121. Моцарт В. Хоры из оперы «Волшебная флейта».

СD-116. Моцарт В. «Идоменей» (фрагменты), «Свадьба Фигаро» (фрагменты).

KD-350. Моцарт В. «Дон-Жуан». Заключительная сцена. «Свадьба Фигаро».

KD-509/1-2. Вебер К. М. «Волшебный стрелок»: романтическая опера.

^ KD-58. Вагнер Р. Хор пилигримов из оперы «Тангейзер».

KD-690. Вагнер Р. Фрагменты из опер.

КD-705. Верди Дж. Фрагменты из опер.

КD-677. Верди Дж. Хоры и увертюры.

СD-30. Верди Дж. Оперы: «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Сила судьбы».

^ СD-255. Верди Дж. Оперы: «Навуходоносор», «Макбет», «Корсар».

СD-256. Верди Дж. Оперы: «Дон Карлос», «Аида», «Фальстаф».

KD-58. Верди Дж. Хор цыган из оперы «Трубадур».

СD-376. Гуно Ш. «Фауст».

KD-362. Бизе Ж. «Кармен» (фрагменты).

KD-58. Сметана Б. Хор из 1-го действия оперы «Проданная невеста».


Видеозаписи:

DVD-21. Глюк К. «Орфей и Эвридика»: фильм-опера.

DVD-23. Моцарт В. «Свадьба Фигаро»: фильм-опера.

DVD-96. Вагнер Р. Оперы: «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан и Изольда».

ВD-366. Верди Дж. «Отелло»: экранизация.

^ ВD-372. Верди Дж. «Аида», «Риголетто»: фильм-опера.

ВD-353. Верди Дж. «Травиата»: фильм-опера.

ВD-361. Гуно Ш. «Фауст»: фильм-опера.

ВD-368. Бизе Ж. «Моя Кармен»: фильм-опера.


Тезаурус

опера

оперные реформаторы

классицизм

опера buffa

опера seria

зингшпиль

немецкая романтическая опера

французская лирическая опера

драматургические функции хора

бельканто

Глюк Х.

Моцарт В.

Россини Д.

Вебер К.

Вагнер Р.

Верди Дж.

Гуно Ш.

Бизе Ж.

Сметана Б.


^ Тема 6. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов ХХ в.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Пуленк Ф. «Грусть», «Белый снег», «Мари».

Барток Б. «Словацкие народные песни», «Тоска», «Эй, скрипач, играй», «Беглец», «Узник», «Деревенские сцены».

Кодаи 3. «К Листу», «Вечерняя песня», «Ел цыган соленый сыр», «Ночью в горах».

Дворжак Б. Цикл «О природе».


Музыкально-нотная литература:

Пуленк Ф. Хоры: для смешан. голосов без сопровожд. / сл. Г. Аполлинера, П. Элюара. – М.: Музыка, 1968.– 36 с.

Барток Б. «Свадьба» из «Трех деревенских сцен» // Библиотека хормейстера. – Вып. 21. – М., 1991. – С. 36-46; Хрестоматия по дирижированию / сост. К. Птица. – Вып. 2. – М., 1973. – С. 155.

Барток Б. «Словацкие народные песни» // Библиотека хормейстера. – Вып. 12. – М., 1965. – С. 29-39.

Барток Б. «Тоска» // Хоровая миниатюра. – Вып. 9. – М., 1984. – С. 22-23; Хоры композиторов Венгрии. – М., 1975. – С. 9-10.

Барток Б. «Эй, скрипач, играй» // Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. – М., 1988. – С. 162-166.

Барток Б. Смотрины девушек // Метрические трудности в хоровой литературе. – М., 1998. – С. 50-52.

Барток Б. Хоры // Куликов Б. И. Хрестоматия по дирижированию. – Вып. 7: Сложно-несимметричные и переменные размеры в сочинениях композиторов ХХ века: для хора без сопровожд. – М.: Музыка, 2004. – 76 с.; Шелков Н. В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур: начальный курс. – Л.: Учпедгиз, 1963. – 446 с.

Кодаи 3. «Ночью в горах» // Библиотека хормейстера. – Вып. 20. – М., 1966. – С. 25-26.

Кодаи З. «Вечерняя песня» // Русская и зарубежная хоровая миниатюра. – Л., 1974. – С. 9-11; Хрестоматия по дирижированию хором. – Вып. 2 / сост. Е. Красотина. – М., 1980. – С. 63 // Библиотека хормейстера. – Вып. 9. – М., 1969. – С. 28.

Кодаи З. «Ел цыган соленый сыр» // Вперед, заре навстречу / сост. Т. Овчинникова. – М., 1971. – С. 37-39.

Кодаи З. Птичий хор / сл. К. Алемасовой // Каноны для детского хора. – СПб., 1998. – С. 27.

Дворжак Б. Цикл «О природе»: хоры без сопроводж. на слова В. Галека. – М.: Музыка, 1985. – 23 с.


Аудиозаписи:

KD-564. Пуленк Ф. Семь песен на ст. Аполлинера и Элюара. Восемь французских песен на народные тексты для смешанного хора. Застольные песни для мужского хора.

KD-120. Кодаи З. «Ел цыган соленый сыр»


Тезаурус

французская «Шестерка»

фольклоризм

хор а' капелла

Пуленк Ф.

Барток Б.

Кодаи 3.

Дворжак Б.


Тема 7. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов ХХ в.

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Бриттен Б. Хоры из опер «Питер Граймс», «Поворот винта», «Блудный сын».

Барток Б. Хоры из оперы «Замок герцога Синяя Борода».

Кодаи 3. Хоры из оперы «Хари Янош».

Гершвин Д. Хоры из оперы «Порги и Бесс» («Как тут усидеть»).


Музыкально-нотная литература:

Бриттен Б. Хор рыбаков из оперы «Питер Граймс» // Библиотека хормейстера. – Вып. 11. – М., 1974. – С. 14.

Гершвин Дж. «Как тут усидеть?»: хор из 2 действия оперы «Порги и Бесс» // Хрестоматия по чтению хоровых партитур в сопровожд. / сост. Л. Андреева, В. Попова. – Вып. 2. – М., 1972. – С. 77-86.

Гершвин Дж. Фрагмент из 1 действия оперы «Порги и Бесс» / перелож. для женского хора Л. Кузьминой // Репертуар хорового класса : учеб. пособие для студентов специализации 053005 "Академический хор"; сост. Л. А. Кузьмина. – Пермь: РИО ПГИИК, 2001. – С. 76-88.

Хоры на бис. Американская тетрадь №1: в сопровожд. фортепиано и без сопровожд. / сост. и вступ. ст. А. Алексеевой. – СПб.: Нота, 2004. – 59 с.


Аудиозаписи:

KD-32. Гершвин Дж. «Порги и Бесс» (фрагменты).

МК-124. Гершвин Дж. «Порги и Бесс» (фрагменты).

^ KD-565. Пуленк Ф. «Груди Терезии»: опера-буфф в 2-х д.


Тезаурус

опера

французская «Шестерка»

неофольклоризм

английская камерная опера

американская национальная опера

Бриттен Б.

Барток Б.

Кодаи 3.

Гершвин Д.


^ Тема 8. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века

Прослушать и сделать анализ следующих произведений:

Орф К. Сценическая кантата «Кармина Бурана» (№ 1, 2, 5, 14)

Пуленк Ф. Кантата «Лик человеческий» («Страшна мне ночь»)

Бриттен Б. «Военный реквием» (№ 2)

Онеггер А. Оратория «Жанна д’ Арк на костре»


Музыкально-нотная литература:

Орф К. «Кармина Бурана»: Мирские песнопения: для певцов. хора, оркестра и для представления на сцене. – М.: Музыка, 1977. – 104 с.

Пуленк Ф. «Опустевшая деревня» из кантаты «Засуха» // Хоры композиторов Франции. – Вып. 3. – М., 1970. – С. 48-55; Хрестоматия по ЧХП в сопровождении. – Вып. 2 / сост. Л. Андреева, В. Попов. – Вып. 2. – М., 1972. – С. 107-117.

Пуленк Ф. Месса: соль мажор: для смешан. хора без сопровожд. – Б.м., 1937. – 24 с.

Бриттен Б. Военный реквием: для солистов, смешанного хора, хора мальчиков, симфонического и камерного оркестров: клавир. – М.: Музыка, 1971. – 232 с.

Онеггер А. Финал оратории «Жанна д’ Арк на костре» // Хрестоматия по дирижированию. – Вып. 2 / сост. К. Птица, В. Куликов. – М., 1973. – С. 3.


Аудиозаписи:

KD-255. Орф К. «Кармина Бурана».

KD-121. Пуленк Ф. Четыре рождественских мотета. Четыре покаянных мотета.

KD-563. Пуленк Ф. Лик человеческий: кантата для двойного смешанного хора.

^ KD-564. Пуленк Ф. Избранные произведения для хора а' капелла.

МК-117. Пуленк Ф. Stabat Mater.


Видеозаписи:

DVD-24. Орф К. «Кармина Бурана»: сценическая кантата.


Тезаурус

кантата

оратория

реквием

Орф К.

Пуленк Ф.

Бриттен Б.

Онеггер А.


^ Раздел 2. Русская хоровая литература


testi-dlya-samostoyatelnoj-podgotovki-studentov-k.html
testi-dlya-vipolneniya-na-laboratornih-zanyatiyah-po-kursu-akusherstvo-ginekologiya-i-biotehnika-razmnozheniya-zhivotnih.html
testi-dlya-vnutrisemestrovih-attestacij-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-koncepcii-sovremennogo.html
testi-dlya-zacheta-slovar-terminov-i-opredelenij-uchebnik.html
testi-ent-2012-po-istorii-kazahstana-s-otvetami-po-sbornikam-avtonomii-obrazovannie-na-territorii-kazahstana-v-noyabre-dekabre-1917-goda-stranica-5.html
testi-fepo-kurgan-testi-fepo-atiso.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyat-svyatogo-svyashennomuchenika-karteriya-zhitiya-svyatih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhenko-av-pihalov-i-p-95-velikaya-obolgannaya-vojna.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-tvoj-luchshij-drug.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-kaspijskogo-sotrudnichestva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-psihoterapii-1-socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskie-problemi-prepyatstviya-i-bareri-kotorie-sushestvuyut-v-strane-v-svyazi-s-degradaciej-zemel-i-opustinivaniem.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-na-soiskanie-stepeni-bakalavra-bogosloviya-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/72-rezultati-deyatelnosti-uchetno-operacionnaya-i-analiticheskaya-rabota-v-banke.html
  • school.bystrickaya.ru/eksperimentalnoe-podtverzhdenie-dvojstvennosti-svojstv-magnitnogo-polya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sistemnoe-programmnoe-obespechenie-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnostiej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-konceptualnie-osnovi-radiacionnoj-bezopasnosti-rekomendacii-mezhdunarodnoj-komissii-po-radiologicheskoj-zashite.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morfologicheskie-osobennosti-bzibskogo-dialekta-ocherki-po-abhazskoj-dialektologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-apparatnie-sredstva-sistem-upravleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rozroblennya-planu-produktivnost-prac.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sootnoshenie-dlini-zdanij-i-ih-kolichestva-v-gorode-tema-tipologiya-landshaftov-zhilih-rajonov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tamozhennoe-delo-v-rossii.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-vivodi-elektronnoe-uchebno-metodicheskoe-posobie-19-opisanie-osnovnih-funkcij-yazika-html-19-vibor-instrumentariya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-cel-proverki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretego-rima-istoriya-est-politika-obrashennaya-v-proshloe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podsekciya-anglijskogo-yazika-i-programma-64-j-studencheskoj-nauchnoj-konferenciposvyashennoj-80-letiyu-bryanskogo-gosudarstvennogo.html
  • letter.bystrickaya.ru/oboronnij-potencial-dalnego-vostoka-sssr-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni-1941-1945-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-po-nalichiyu-i-sostoyaniyu-materialnoj-i-uchebnoj-bazi-o-merah-po-uluchsheniyu-organizatorskoj-raboti-komandirov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vcp-212-okazanie-gosudarstvennih-uslug-v-chasti-predostavleniya-vozmozhnosti-osushestvleniya-inostrannimi-grazhdanami-trudovoj-deyatelnosti-na-territorii-rossijskoj-federacii.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zhidkost-v-uskorenno-dvizhushemsya-sosude-kinematika-peremeshenie-put-ravnomernoe-dvizhenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opisanie-programmi-obrabotki-belkovih-frakcij-sivorotki-krovi-8-opisanie-programmi-obrabotki-dannih-elektroforeza-lipoproteidov-16-opisanie-programmi-obrabotki-dannih-elektroforeza-frakcij-ldg.html
  • institut.bystrickaya.ru/strugackij-dyavol-sredi-lyudej-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-tendencij-razvitiya-polnoprivodnih-avtomobilej-klassa-ural.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rech-i-mishlenie-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-zhuchkov-a-g-prikosnovenie-k-tajne-ili-ob-osnovah-filosofii-edinstva.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yuridicheskij-fakt-i-pravootnosheniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/iv-konferenciya-razvitie-rinka-strahovih-posrednikov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-i-soderzhanie-kursa-matematiki-1-klassa-mi-moro-i-dr.html
  • writing.bystrickaya.ru/48-mesto-dlya-bolshih-naborov-vzaimosvyazannih-dannih-v-rsubd-40-ustanovi-menya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplin-tehnika-i-tehnologiya-pechatnih-izdanij-radioveshanie-i-televideniya-dlya-napravleniya-030600-62-zhurnalistika-podgotovki-bakalavra.html
  • assessments.bystrickaya.ru/erih-mariya-remark-tri-tovarisha-stranica-71.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.