.RU

Тема 17. Искусство стран Северной и Южной Америки. – 2 часа - Учебно-методический комплекс по дисциплине «История...


Тема 17. Искусство стран Северной и Южной Америки. – 2 часа.

Искусство индейских племён Северной Америки и Канады. Тотемы и священные колонны. Древние культуры ацтеков и майя. Дворцово-храмовые архитектурные ансамбли потерянных городов. Декоративно-прикладное искусство. Латиноамериканские песни и танцы. Культура Миссиссипи.

Литература обязательная:

  1. Всеобщая история искусств

  2. История искусства зарубежных стран в 3-х томах. М., 1980.

  3. Мириманов В. Б. Первобытное и традици­онное искусство. Москва - Дрезден, 1974

Литература дополнительная:

  1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

  2. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972

  3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

  4. Яковец Ю.Я. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.

Неделя 24,25:

Лекция №18. Русское искусство X - XVII вв.

Возникновение Киевского государства. Художественное искусство IX - XIII. вв. Устное и письменное искусство. "Пейзажное" мышление древнерусских зодчих. Русские иконы: характер древнерусских икон, иконописная техника, приемы, религиозная символика. Христианские святые и их символика. Иконописные школы. Новгородская школа (XII-XVI в.) - первичная школа русской иконописи. Самобытность, фольклорность, демократизм новгородской иконописи. Расцвет новгородской иконописи в XIV-XV. Возникновение житийных икон. Связь иконописного сюжета с реальными жизненными интересами. Иконография новгородских святых. Московская школа иконописи. Феофан Грек. А.Рублев и его роль в развитии древнерусской иконописи. Киевская и Московская Русь. Строительство Московского Кремля. Книгопечатание, первая библиотека греческих книг. Художественное искусство XIV-XVII вв. Царская школа иконописи. Симон Ушаков. Городское и монастырское монументальное строительство. Русское "Ренессанское барокко".

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. Лихачев Д.С. Искусство русского народа Х-ХVII вв. М., 1961.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  6. Тихомиров М.Н. Русская культура Х-ХVIII в. М., 1968.

Литература дополнительная:

  1. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 26,27:

Лекция №19. Искусство Возрождения.

Основные принципы Возрожденческого мировоззрения: пантеизм, антропоцентризм, эпикуреизм, опти­мизм и жизнелюбие, культ природы, чувственной красоты и грации. Возрожденческий идеал "универсального" человека. Осознание достоинства и ценности безграничных воз­можностей личности (Пико делла Мирандола). Проблема ренессансного индивидуализма.

Возрастающая роль искусства в жизни общества. Изменение природы искусства. Открытие прямой перспективы. Учение о пропорции. Изменение статуса художника - признание художественной образованности важной стороной развития знатного человека, условием хорошего воспитания. Осваивание античных (мифологических и исторических) сюжетов в искусстве. Философское осмысление ветхозаветных и новозаветных тем в искусстве. Культ Богоматери и ее изображение.

Основные этапы расцвета искусства в Италии, представители. Гуманизм (XIV-XVBB.) - Петрарка, Бокаччо. Творчество Джотто. Искусство Раннего Возрождения. Ф.Брунеллески - родоначальник и новатор архитектуры Нового времени, создания новых архитектурных типов и жанров, центрально-купольных композиций, базилик, палаццо. Творчество Донателло, Мазаччо, Боттичелли.

Высокое Возрождение - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Венецианская школа. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторентто. Театр Возрождения.

Специфика Северного Возрождения (Нидерланды, Франция, Германия). Творчество Иеронима Босха, Рембрандта, А.Дюрера, Питера Брейгеля старшего.

Музыка эпохи Возрождения. Мадригал, шансон, месса. Музыкальные инструменты.

Литература обязательная:

  1. Аллем Г.фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.

  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

  3. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

  4. Буркгард Я. Искусство Италии в эпоху Возрождения в 2-х томах. СПб., 1905-1906.

  5. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

  6. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.

  7. Вся история искусства. М., 2006.

  8. Вся история искусства. М., 2006.

  9. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

  12. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Культура Возрождения и Средние века. М., 1993.

  2. Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. пр-я. М-Л., 1953.

  3. Пейтер У. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей / Под ред. Б.Р.Виппера и Т.Н.Ливановой. М., 1966.

  4. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 28,29:

Лекция №20. Искусство Нового Времени (XVII в.)

Расширение тематики в изобразительном искусстве, разработка новых самостоятельных жанров. Активизация национальной культуры стран Европы.

Искусство Италии. Возникновение барокко - стиль контрастов и неравномерного распределения композиционных элементов. Барокко в архитектуре. Барокко и синтез искусств. Основные этапы развития барокко в Италии. Лоренцо Бернини. Творчество Караваджо.

Фламандское искусство XVII в. Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Эйк, голландский натюрморт.

Голландское искусство. Становление станковой живописи, распространение группового портрета. Франс Хальс. Рембрандт. Проблема светотени. Пейзажная живопись. Ани­малисты. Маринисты. Жанровая живопись. Ян Вермеер.

Испанское искусство. Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран, Веласкес, Мурильо.

Французское искусство. Никола Пуссен, Клод Лорен. Развитие архитектуры. Ансамбль Версаля. Живопись второй половины 17 в. Шарль Лебрен. Портретная живопись. Скульптура. Никола Жирардон.

Музыка XVII-XVIII вв. Оратория, кантата, опера-серка, опера-буффа, партесное пение, инструменты, маски. Г.Ф.Гендель, И.С.Бах. Венская классическая школа: К.В.Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.в.Бетховен. Симфония, большой симфонический оркестр, сонатная форма, реквием, струнные инструменты.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. История зарубежной музыки. М., 1989.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Берковский Я.М. Эстетика романтизма. М., 1973.

  2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

  4. Пейтер У. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей / Под ред. Б.Р.Виппера и Т.Н.Ливановой. М., 1966.

  5. Руссо Ж.Ж. Исповедь. // Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки.. М-Л., 1959. ЗСК Европейский романтизм. М., 1973.

  6. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 31,32:

Лекция №21. Искусство Просвещения (XVIII в.)

Просветительство: углубление противоречий между "старым порядком" и "новыми экономическими отношениями". Новое понимание сущности человека и его предназначения, смысла его жизни.

Роль искусства в культуре Просвещения. Особенности английского Просвещения. Классицизм в искусстве и в теории. Спор о древнем и новом искусстве. Возникновение портретной живописи. Творчество Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнольде, Томаса Гейнсборо.

Борьба направлений в художественной культуре Франции (классицизм, барокко, рококо, реализм). Классицизм. Основные эстетические принципы. Характерные черты французского классицизма в живописи, садовопарковом искусстве и архитектуре.

Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Симеона Шардена, Жан Баттиста Греза, Жан Оноре Фрагонара. Французская скульптура - Гийом Кусту, Жан Баттист Пигаль, Эть-ен Фальконе, Жан Антуан Гудон. Искусство Германии в эпоху Просвещения.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. История зарубежной музыки. М., 1989.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Берковский Я.М. Эстетика романтизма. М., 1973.

  2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

  4. Пейтер У. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей / Под ред. Б.Р.Виппера и Т.Н.Ливановой. М., 1966.

  5. Руссо Ж.Ж. Исповедь. // Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки.. М-Л., 1959. ЗСК Европейский романтизм. М., 1973.

  6. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 33,34:

Лекция №22. Искусство романтизма, искусство XIX в.

Основные черты культуры романтизма: историзм, культ "дикой" природы, увлечение мифом и символом. Субъективизация природы. Антирационализм и культ чувства, провозглашение свободы творчества. Проблема интерпретации произведений искусства у романтиков.

Понимание искусства и его роли в обществе. Искусство как воссоздание материального мира и его познание. Проблема синтеза искусств. Культ музыки.

Миф как высший вид познания, сверхобраз того, что содержит природа и история. Миф и фантастика, любовь к чудесам и волшебству.

Романтизм в Англии. Возникновение "романтической субъективности", нового поэтического идеала, развитие лирического начала. Стремление к большей индивидуальности в искусстве и субъективности выражения своего "я" в произведении. Пантеистическое понимание природы ранними английскими романтиками. Влияние этого понимания природы на романтическое изображение пейзажа. Пейзажная живопись. Джон Констебль, Уильям Тернер. Культ ландшафта ("вольной природы"), противопоставление его "цивилизованному пейзажу" - переход от геометрического "французского" сада к "английскому" саду.

Романтизм во Франции. "Романтическая битва" 1820 года. Расширение сферы искусства через включение гротескного, безобразного. Романтизм в живописи. Теодор Жерико, Эжен Делакруа. Возникновение импрессионизма. Э.Мане, Эдвар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Камилл Писарро, Альфред Сислей. Неоимпрессионизм. Жорж Сера. Поль Синьяк. Постимпрессионизм. Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Скульптура. Огюст Роден.

Романтизм в Германии. Лозунг наивности искусства. Прекрасное как новое, необычайное, странное, неизведанное. Понятие романтической иронии.

Зарубежная музыка XIX в.: Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Ф.Лист, Й.Брамс, Дж.Верди, итальянская опера, Дж.Мейербер, французская опера, Ш.Гуно, Ж.Массне, лирическая опера, Ж.Бизе, Б.Сметана, А.Дворжак, Э.Григ, И.Альбенис, Ж.Оффенбах, И.Штраус.

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. История зарубежной музыки. М., 1989.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Берковский Я.М. Эстетика романтизма. М., 1973.

  2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

  4. Пейтер У. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей / Под ред. Б.Р.Виппера и Т.Н.Ливановой. М., 1966.

  5. Руссо Ж.Ж. Исповедь. // Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки.. М-Л., 1959. ЗСК Европейский романтизм. М., 1973.

  6. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 35,36:

Лекция №23. Русское искусство XVIII - ХIХ в.

Петровские реформы и утверждение светской темы в искусстве, усиление личного начала.

Художественная жизнь и эстетические принципы XVIII - ХIХ вв. Искусство эпохи барокко и классицизма (XVIII - первая половина Х1Хв.): общеевропейские и национально-русские черты.

Утверждение гуманистического нравственного идеала в искусстве, понимание искусства как общественного служения.

Эстетическая система русской реалистической школы живописи. "Товарищество передвижных художественных выставок". Культурный ренесанс конца XIX -начала ХХ в. Символизм. Русское искусство стиля модерн. Художественные искания 1910-х годов. "Серебряный век" русской поэзии. "Русские сезоны" в Париже (1909-1914.).

Русское классическое музыкальное искусство ХIХ в. Старинный русский романс, А.А.Алябьев, А.В.Варламов, А.Л.Гурилев, А.Н.Верстовский. Рубинштейн и первая русская консерватория. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.И.Танеев. Содружество «Могучая кучка».

Литература обязательная:

  1. Вся история искусства. М., 2006.

  2. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  4. История русской музыки. М., 1990.

  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Неделя 37,38:

Лекция №24. Искусство ХХ в.

Открытие иррационального человека (З.Фрейд) и интуитивизм А.Бергсона. Новый символический язык искусства.

Модернистские направления в западноевропейском искусстве начала XX в. «Дикие» (фовисты). Морис Вламинк, Андре Дерен, Анри Матисс, Амадео Модильяни. Кубизм. Ж.Брак, Пабло Пикассо. Футуризм. Метафизическая живопись Джордже де Кирико.

Предшественники экспрессионизма. Эдвард Мунк. Группа «Голубой всадник».

Василий Кандинский. Сюрреализм. Ив Танги, Хуан Миро, Сальвадор Дали.

Массовое искусство. Факторы, формирующие массовую культуру. Феномен кича. Рок-музыка. Искусство на телевидении, кинематограф, компьютерные и информационные технологии в искусстве. Проблемы пассивности в восприятии произведений видеокультуры.

Зарубежная музыка конца XIX- XX вв.: Р.Штраус, Г.Малер, К.Дебюсси, М.Равель, Дж.Пуччини, П.Хиндемит, Б.Бриттен, Б.Барток, Дж.Гершвин, Э.Вила-Лобос, джаз, авангард, рок, поп и др.

Музыка России XX в.: С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Г.В.Свиридов и др.

Литература обязательная:

  1. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

  2. Вся история искусства. М., 2006.

  3. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  5. Западное искусcтво XX в. М., 1978.

  6. История зарубежной музыки. М., 1989.

  7. История русской музыки. М., 1990.

  8. Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

  9. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Литература дополнительная:

  1. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

  2. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  3. Хейзинга Й. Homo lundens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.

Неделя 39:

Лекция №25. Современное искусство

Проблемы постмодернизма. Сущность «современного искусства». Основные течения современного искусства. Неформальное искусство. Ташизм. Живопись действия. Новая фигурация. Гиперреализм. Новые дадаисты. Новый реализм. Поп-арт. Знак и кинетическое искусство. Энвайромент. Оп-арт и виртуальное искусство. Виртуальное движение. Мобили. Минимализм. Концептуализм. Арте-повера. Боди-арт. Хеппенинг. Ленд-арт. Флюксус. Перфоманс. Акция. Абстрактный экспрессионизм. Ассамбляж. Граффити. Нет-арт. Орфизм. Трансавангард. Гиперманьеризм.

^ Литература обязательная:

  1. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М.: 2000

Литература дополнительная:

  1. Фрай Макс. Азбука современного искусства.


Тематика семинарских занятий

Неделя 1,2:

Семинар №1. Сущность и происхождение искусства. Принципы художественного творчества. Аудитория и художник: особенности взаимодействия. различные точки зрения. Искусство как вид творческой деятельности. Функции искусства. Понятие эстетического. Проблемы интерпретации. Авторский пафос и катарсис. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 3,4:

Семинар №2. Искусство и другие формы общественного сознания. Искусство в системе массовых коммуникаций. Искусство в работе специалиста по связям с общественностью. Классификация видов искусства. Взаимодействие искусств. Концепции происхождения искусства. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 5,6:

Семинар №3. Искусство шумеров, аккадцев, хеттов и хурритов. Искусство Древнего Египта. Значение памятников и произведений искусства данных эпох в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 7,8:

Семинар №4. Индийская культура и искусство. Искусство Древнего Китая. Значение памятников и произведений искусства данных эпох в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 9,11:

Семинар №5. Искусство Древней Греции: периодизация и значение античности для мировой культуры. Значение памятников и произведений искусства данных эпох в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 12,13:

Семинар №6. Специфика эллинистического искусства. Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима. Значение памятников и произведений искусства данных эпох в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 14,15:

Семинар №7. Раннехристианское искусство. Искусство Византии. Значение памятников и произведений искусства данных эпох в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 16,17:

Семинар №8. Искусство Западноевропейского Средневековья. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 18,19

Семинар №9. Искусство Японии. Классическое мусульманское искусство. Искусство арабских стран. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 21,22:

Семинар №10. Искусство народов Африки, Австралии и Океании. Искусство народов Северной и Южной Америки. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 23,24:

Семинар №11. Русское искусство X-VII вв. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 25,26:

Семинар №12. Искусство Итальянского Возрождения. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 27,28:

Семинар №13. Искусство Стран Северного Возрождения. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 30,31:

Семинар №14. Искусство Нового времени. Искусство эпохи Просвещения. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 32,33:

Семинар №15. Искусство Западной Европы XIX в. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 34,35:

Семинар №16. Русское искусство XVIII-XIX вв. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 36,37:

Семинар №17. Искусство XX в. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.

^ Неделя 38,39:

Семинар №18. Современное искусство. Значение памятников и произведений искусства данной эпохи в современном сознании массовой аудитории. Место произведений искусства данных эпох в пиар-деятельности. Обзор интернет-источников по теме.


Учебно-методические материалы

Используемые для реализации курса на обеспечивающей кафедре


Обязательная литература

  1. Аллем Г.фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.

  2. Арабское средневековое искусство и литература. Сб.статей зарубежных ученых. М., 1978.

  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

  4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

  5. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней. М., 1986.

  6. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

  7. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.

  8. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

  9. Буркгард Я. Искусство Италии в эпоху Возрождения в 2-х томах. СПб., 1905-1906.

  10. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

  11. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.

  12. Вся история искусства. М.,2007.Тимофеев Д.А. Xenia или Последовательный процесс. – М., 2007.

  13. Гамбрих Э. История искусства. М., 1998.

  14. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

  15. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1,2. М., 1986-1990.

  16. Западное искусcтво XX в. М., 1978.

  17. Искусство Византии, ч.1. М., 1984.

  18. Искусство Византии, ч. II. М., 1989. И.

  19. Искусство Византии, ч. III. М., 1991 г

  20. Искусство Древнего Египта. М., 1976.

  21. Искусство Древнего Рима. Т.1, П. М., 1985.

  22. Искусство Древней Индии. М., 1976.

  23. История зарубежной музыки. М., 1989.

  24. История русской музыки. М., 1990.

  25. Каган М. Морфология искусства. М.,1972.

  26. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1987.

  27. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  28. Лихачев Д.С. Искусство русского народа Х-ХVII вв. М., 1961.

  29. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

  30. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

  31. Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

  32. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

  33. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

  34. Тихомиров М.Н. Русская культура Х-ХVIII в. М., 1968.

  35. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.

  36. Флиттнер Н.Д. Искусство и искусства Двуречья и соседних стран. М-Л., 1958.

  37. Фрай Макс. Азбука современного искусства.

  38. Шестаков В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве в 2-х томах. М., 1937.

  2. Аристотель. Поэтика. Л., 1957.

  3. Берковский Я.М. Эстетика романтизма. М., 1973.

  4. Гегель Г. Эстетика, т.4, М., 1973.

  5. Крачковский И.Ю. Арабская поэзия. М.-Л., 1956.

  6. Культура Возрождения и Средние века. М., 1993.

  7. Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. пр-я. М-Л., 1953.

  8. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

  9. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., 1967.

  10. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

  11. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

  12. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

  13. Пейтер У. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей / Под ред. Б.Р.Виппера и Т.Н.Ливановой. М., 1966.

  14. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи: система художественных видов. М., 1979.

  15. Руссо Ж.Ж. Исповедь. // Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки.. М-Л., 1959. ЗСК Европейский романтизм. М., 1973.

  16. Сорокин ILA. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  17. Хейзинга Й. Homo lundens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.



Методические указания и рекомендации по выполнению письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)

Список тем письменных творческих работ (эссе) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль -14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть не менее от 8 до 12 страниц.

Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной категорией теории или истории декоративно-прикладного искусства. Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» разнообразных произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие собственно степень знакомства и понимания студентами теоретического и исторического материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к практике анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Объем контрольной работы, включая творческие задания, - 2 академических часа.


^ Академическая этика

Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.


^ Комплект индивидуальных занятий (рефератов, эссе) по дисциплине, тематика курсовых работ (проектов).

  1. Проблемы понимания национальной культуры через произведения искусства (на примере конкретного произведения).

  2. Национальное и интернациональное в конкретном произведении искусства.

  3. Шедевры мирового искусства в их восприятии представителями определённого народа, этноса, государства, региона (на примере конкретного произведения).

  4. Современное восприятие произведения искусства прошлого (например, «Троица» А.Рублёва и её современное восприятие).

  5. Библейские мотивы в живописи / в музыке / в скульптуре / в архитектуре / в театре и т.д. (конкретное произведение искусства).

  6. Древнегреческая мифология в живописи / в музыке / в скульптуре / в архитектуре / в театре и т.д. (конкретное произведение искусства).

  7. Литературные или фольклорные сюжеты в живописи / в музыке / в скульптуре / в архитектуре / в театре и т.д. (конкретное произведение искусства).

  8. Произведение искусства как бренд.

  9. Использование произведений искусства в пиар-деятельности.

  10. Произведение искусства в современных процессах массовой коммуникации.

  11. Роль произведения искусства в межкультурном диалоге.

  12. Особенности функционирования искусства в современном обществе.

  13. Образ времени и общества в произведении искусства.


Контролирующие материалы

Вопросы для работы на семинарах и самостоятельной работы

  1. Представления о назначении искусства в культурных системах Запада и Востока.

  2. Орнамент. Его возникновение и место в изобразительном искусстве.

  3. Мегалитические комплексы эпохи неолита и ранней бронзы.

  4. Специфика канонического искусства Древнего Востока.

  5. Пирамиды как символ религиозного мировоззрения египтян.

  6. Значение периода архаики для древнегреческого искусства.

  7. Специфика крито-микенского периода.

  8. Архитектура эпохи древнегреческой классики.

  9. Древнегреческая скульптура.

  10. Особенности иллюзорно-символической практики видения миров у этрусков.

  11. Исторический рельеф – специфический римский скульптурный жанр.

  12. Проблемы заимствования в искусстве Древнего Рима.

  13. Быт и нравы Византийского общества в произведениях изобразительного искусства.

  14. Особенности романской архитектуры.

  15. Средневековый замок: искусство архитектуры и фортификации.

  16. Готическая скульптура и архитектура.

  17. Древнерусская храмовая архитектура.

  18. Живопись итальянского Ренессанса

  19. Микеланджело Буонарроти. Скульптор, архитектор, живописец и поэт.

  20. Рафаэль Санти – носитель гармонии Высокого Возрождения.

  21. Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения.

  22. Французские замки долины Луары XVI столетия.

  23. Караваджо, «караваджизм», «караваджисты»…

  24. Феномен голландского искусства эпохи Северного Возрождения.

  25. Эль Греко: «божественный соперник Прометея».

  26. Диего Веласкес. «Troppo vero!»

  27. Живопись стиля барокко – Корреджо, Н. Пуссен, П.П. Рубенс.

  28. Рембрандт Харменс ван Рейн. Художник, переступивший черту.

  29. Русские архитекторы барокко: М.Г. Земцов, В.В. Растрелли, Д.В. Ухтомский.

  30. И. Никитин, А. Антропов, А. Матвеев, Ф. Рокотов – первые русские портретисты.

  31. К. Брюллов, А. Иванов, А. Венецианов и другие русские художники XIX века.

  32. Проявления рококо в архитектуре.

  33. Градостроительное искусство классицизма.

  34. Илья Репин – «визитная карточка» русского реализма.

  35. Василий Суриков: историческая живопись.

  36. И. Левитан – певец русской природы.

  37. Художники Товарищества передвижных художественных выставок.

  38. Искусство импрессионистов: О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Б. Моризо.

  39. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген: искусство постимпрессионизма.

  40. Творчество П. Пикассо – как яркий пример кубизма.

  41. Русский авангард: Кандинский, Малевич, Филонов и другие.

  42. Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени.

  43. Андрей Рублёв и «золотой век» русской иконописи.

  44. Н. Рерих, А. Бенуа, Б. Кустодиев и другие «мирискуссники».

  45. Фотография: искусство или массовая культура.

  46. «Исчезающие города» американца Ф.Л. Райта.

  47. Ле Корбюзье: урбанистическая архитектура.

  48. Сальватор Дали. Кульминация сюрреализма.

  49. Поп-арт или массовая культура ХХ века.

  50. Абстракционизм: беспредметное искусство.


Контрольные вопросы для подготовки к аттестациям

  1. Происхождение искусства, его предназначение, природа искусства.

  2. Виды искусств, проблема классификации видов искусств.

  3. Происхождение искусства, его истоки. Памятники искусства палеолита и неолита.

  4. Основные тенденции развития искусства Древнего мира.

  5. Искусство Древнего Египта, его связь с религиозными верованиями.

  6. Искусство древнегреческой архаики, отражение античной демократии в древнегреческом искусстве.

  7. Развитие искусства в классический и эллинистический периоды Древней Греции.

  8. Искусство Древнего Рима. Упадок античного искусства, внутренние причины этого процесса.

  9. Искусство Византии, сочетание античной традиции и раннехристианской религии.

  10. Искусство средних веков - романский стиль в искусстве Западной Европы.

  11. Готический стиль в искусстве средневековья в Западной Европе.

  12. Искусство Древней Руси XII - XVI вв.

  13. Школы древнерусской иконописи.

  14. Искусство итальянского Возрождения - архитектура, скульптура, живопись, театр.

  15. Северное Возрождение - национальные школы в искусстве Западной Европы XVI-XVIII вв., жанровая тематика.

  16. Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.: стили барокко и рококо.

  17. Эпоха классицизма в искусстве Западной Европы XVII - XVIII вв.

  18. Искусство Европы XIX в.: эпоха романтизма.

  19. Импрессионизм в искусстве Западной Европы XIX в.

  20. Искусство России XIX века, романтизм в живописи русских художников.

  21. Реализм в русском искусстве XIX в, художники Товарищества передвижных художественных выставок.

  22. Искусство рубежа XIX — XX вв.: стиль модерн, национальная романтика, неоклассицизм.

  23. Искусство первой половины XX в.: примитивизм, кубизм, авангардные течения.

  24. Современное искусство XX в.: дадаизм и антиискусство, сюрреализм, искусство С. Дали.

  25. Эпоха постмодерна и феномен массовой культуры в искусстве XX в.


Примеры тестовых заданий

1. Художественное направление в живописи, отражающее идею передачи художественного впечатления, называется:

А.Абстракционизм

Б.Дадаизм

В.Импрессионизм

Г.Сюрреализм

2. Какой из видов искусств доминировал в эпоху Античности:

А. Скульптура

Б.Живопись

В.Музыка

Г.Кинематограф

3. Какое искусство запрещало изображать человека на картинах:

А. Африканское

Б. Античное

В. Средневековое

Г. Исламское


^ Материально-техническое обеспечение и перечень используемого программного обеспечения дисциплины

Технические средства обучения и контроля.

Применение раздаточного материала в виде цветных и черно-белых ксерокопий.

Использование DVD-плеера, видеомагнитофона, телевизора для просмотра фото- и видеоматериала по темам данного курса.


^ Материальное обеспечение курса.

Фотографии в цифровом формате (JPEG).

Видеофильмы в формате DVD и VHS.

Иллюстрации, репродукции работ художников, творчество которых затрагивается в дисциплине.


^ Образцы студенческой продукции

  1. Доклады на тему: «История одной картины», «История одной скульптуры», «История одной мелодии», «История одной иконы», «История одного здания» и т.д.

  2. Реферативные обзоры интернет-источников по отдельному разделу истории мирового искусства.

  3. Творческие отчёты об участии в проведении литературно-музыкального салона «Музыкальная планета»

  4. Отчёты о посещении музея, выставки или памятно-исторического места.

  5. Творческие пиар-проекты с использованием произведений искусства.

tezisi-dokladov-50-j-nauchnoj-konferencii-molodih-uchenih-bgmi-ufa-1985-s-44.html
tezisi-dokladov-dlya-otbora-i-priglasheniya-k-uchastiyu.html
tezisi-dokladov-i-vistuplenij-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-razvitie-mestnoj-infrastrukturi.html
tezisi-dokladov-konferencii-privlechenie-klientov-v-rieltorskie-kompanii-25-maya.html
tezisi-dokladov-moskovskoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-posvyashennoj-80-letiyu-so-dnya-izobreteniya-radio-a-s-popovim-sekciya-avtomatiki-i-vichislitelnoj-tehniki-m-sov-radio-1975-s-33-34.html
tezisi-dokladov-nauchno-prakticheskoj-stranica-9.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-24-26-marta-2007-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/boevoj-ustav-suhoputnih-vojsk-chast-3-chast-25.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-modulya-naimenovanie-disciplini-modulya-stilistika-osnovnogo-izuchaemogo-yazika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/at-the-inquiry-office-uchebnoe-posobie-po-razvitiyu-navikov-ustnoj-rechi-dlya-studentov-i-ii-kursov-tehnicheskih-specialnostej.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-obshie-osnovi-pedagogiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-050706-031000-pedagogika-i-psihologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskih-materialov-dlya-patrioticheskih-klubov-i-obedinenij-yaroslavl-2003-stranica-6.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-vii-andrej-vladimirovich-klimenko-veronika-viktorovna-ruminina.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-biologi-i-mediki-gruppa-busheva-s-a-20102011-uch-god-stranica-17.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-otchet-ne-predstavlyayut-mikroorganizacii-kommercheskie-organizacii-so-srednej-chislennostyu-rabotnikov-za.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-orajonnom-tvorcheskom-konkurse-pedagogicheskih-idej-v-sfere-informacionnih-tehnologij-infoshkola-2012-i-obshie-polozheniya.html
  • books.bystrickaya.ru/chast1-elektrodinamika-2trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/41-zemelnij-fond-voronezhskoj-oblasti-doklad-o-gosudarstvennom-nadzore-i-kontrole-za-ispolzovaniem-prirodnih.html
  • shpora.bystrickaya.ru/x-poeziya-proza-sgushenie-misli-v-s-stepin-predsedatel-s-s-averincev-g-a-ashurov-a-i-volodin-v.html
  • studies.bystrickaya.ru/formirovanie-psihologicheskoj-gotovnosti-studentov-vuza-k-predprinimatelskoj-deyatelnosti-prediktori-i-tehnologii.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-150402-metallurgiya-cvetnih-metallov-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazov-soderzhanie-absolyutnaya-pustota-predislovie-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-f-14-detskaya-literatura-ud-04-13-025-d.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-pod-familiej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-laboratornoj-diagnostiki-ornitoza.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koshelek-ili-vlast-kommersant-gorodeckaya-natalya-14112006-212-str-2-boris-grizlov-monitoring-smi-14-noyabrya-2006-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/66proceduri-soglasovaniya-proektnih-otchetov-ot-zakazchika-utverzhdayu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-proektirovaniyu-dvuhstupenchatih-beskompressornih-sistem-kondicionirovaniya-vozduha.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vsocialno-psihologicheskie-problemi-etnichnosti-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-aspekt-press-moskva-1999.html
  • write.bystrickaya.ru/gigienicheskie-trebovaniya-instrukciya-po-ustanovke-programmi-7-harakteristika-programmi-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoriya-inflyacii-strela-vremeni.html
  • spur.bystrickaya.ru/lukan-mark-annej-literaturi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-nedvizhimosti-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b9-bazovij-uroven-vremya-3-min-tema-vichislenie-informacionnogo-obema-soobsheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-na-nadzemnuyu-chast-stroitelstva-strojgenplan-na-nadzemnuyu-chast-stroitelstva.html
  • klass.bystrickaya.ru/86-proishozhdenie-gosudarstva-voprosi-i-otveti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-sociologiya-kak-nauka-obshij-kurs-izdanie-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-rekomendovano-ministerstvom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korrupciya-v-stranah-centralnoj-azii-i-uralo-sibirskogo-regiona-rossii-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamen-vsego-110-tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-dlya-studentov-1-kursa-odo-.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassnij-chas-novij-god-kak-eto-bilo-kak-eto-budet.html
  • write.bystrickaya.ru/godishen-doklad-za-dejnostta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.