.RU

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - Курс лекций. В 4 ч. Ч. III-IV / Н. С. Щекин [и др.] / под Ф56


^ ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


Лекция 10. Познание как деятельность. Проблема истины в познании. Особенности научного познания

Основные понятия:

деятельность; цель; средства; ценность; идеал; норма; чувственное; рациональное; практика; истина (объективная, абсолютная, относительная); принцип конкретности; научное знание; критерии научности знания (основные, производные); научное исследование и его структура; научный метод и его структура; практические (эмпирические) методы; теоретические методы; научный факт; теория; задача; проблема; гипотеза.

^ Понятие деятельности

Деятельность – специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется, в конечном счете, преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, или ее субьект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, или ее обьекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт.

Многообразны виды деятельности, Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) – это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с преобразованием этого бытия лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества.

Один из «вечных» философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, ценность, норма, идеал и др.

^ Цель и средство

Целью называется идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней проектирование деятельности – специфическое качество человека, его исключительное достояние. Показателем важнейших характеристик цели, в частности необходимым критерием ее реальности, является отношение к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые используются в ходе достижения этой цели. Если средства не достаточны, то, естественно, невозможно продвижение к намеченному результату, и субъект попадает в проблемную ситуацию. Использование средств, которые не являются необходимыми для достижения поставленной цели, дает, как правило, побочный результат, обнаруживая расхождение с нею. Случайные открытия в науке, неожиданные эффекты многих изобретений в технике хорошо иллюстрируют такого рода результаты.

Отношение цели и средства является особой, наиболее сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызывает некоторое следствие, средство обусловливает идеально положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства – важнейший, хотя и не единственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою «земную» основу.

Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама становится основой деятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можно выделить, с одной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда средства обусловливают цели, с другой, - процессы целесообразной деятельности, при которой цели направляют анализ, выбор и создание средств.

Формирование и достижение цели зависит не только от средств. Многое определяется предметом, преобразуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Цель может оказаться беспредметной, если содержащийся в ней образ желаемого предмета – фикция, вымысел, ничего общем не имеющий с обьективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею деятельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно ре-продуцированная в истории техники идея создания «вечною двигателя» – непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды эапущенной, совершала бы работу без получения энергии извне, – противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития.

В научных исследованиях, художественном творчестве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и недостаточно оформленном виде, что сказывается на содержании цели, которая так же расплывчата и иеоднозначна, существует лишь в виде первичном замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели происходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархически упорядоченных промежуточных задач.

Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интересами человека, которые, будучи зафиксированы его сознанием, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постолько одному и тому же мотиву могут соответствовать разные, альтернативные цели. Раскольниковым, героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий – заработать уроками, взять в долгу своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный – убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхождение результата с первоначально намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потребность оказывается настолько сильным, что грозит рассогласованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть «разумной». Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к «подстегиванию» событий, навязыванию им умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис «цель оправдывает средства», допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности, Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Бывает и так, что конечные цели человеческой деятельности заслоняются средствами, более того, именно они становятся ее действительными целями. Мир средств, живущий по своим особым законам, начинает навязывать людям свою логику. В условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно - и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К.Ясперс обозначил данное явление как “парализующий триумф средств над целями». Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия.

Подобную метаморфозу претерпела практика социалистического строительства в СССР. В 30-е годы конкретные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материалов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозримое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущностных сил, а по темпам обобществления собственности, вытеснения рынка планом, индивидуального крестьянского труда – коллективным и т.д.

Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Уси­лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Вос­точной Европы, из средства социального прогресса пре­вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности.

Итак, любая цель связана с вопросами:

^ Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется предметный аспект цели. Его решение предполагает пре­образование предмета в продукт, получение конечного результата.

^ Как и на основе чего нужно действовать? Здесь отчетливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между со­бой при их движении в процессе преобразования предмета. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.

^ Ради чего нужно действовать? Этот вопрос фиксирует мотивационный аспект цели.


stroitelstvo-promishlennogo-zdaniya-chast-2.html
stroitelstvo-sooruzhenij-i-setej-inzhenernoj-infrastrukturi-po-ulice-nikiforovskoj-stranica-2.html
stroitelstvo-sportkompleksa-vo-vladivostoke-nabiraet-oboroti-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam.html
stroitelstvo-stroitelnie-materiali-i-d-dolgij-avtomatika-svyaz-informatika-2010-c-25-27.html
stroitelstvo-v-kadashah-prodolzhitsya-pri-utverzhdennih-granicah-lgotnie-krediti-dlya-studentov-spbgu.html
stroitelstvo-vooruzhennih-sil-rossijskoj-imperii-v-period-gosudarstvenno-pravovih-preobrazovanij-vo-vtoroj-polovine-xix-veka-istoriko-pravovoe-issledovanie-stranica-8.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-voobrazheniya-v-nauke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-istoricheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/krizis-i-modernizaciya-rossii-trinadcat-teorem-2010.html
  • institute.bystrickaya.ru/forum-posvyashennij-godovshine-osvobozhdeniya-osvencima-projdet-v-krakove-perechen-vseh-statej-po-forumu-v-krakove-na-russkom-yazike.html
  • desk.bystrickaya.ru/pomoshnik-nachalnika-nizhegorodskoj-sisknoj-policii-kollezhskij-asessor-blagovo-gromko-chertihnulsya-opyat-razgromili-kvartiru-iopyat-s-zabelennimi-oknami-kazhduyu-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-vospitatelnoj-rabote-za-pervuyu-chetvert-2009-2010-uch-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/syuzen-viggz-stranica-13.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-direktora-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-17-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-dokumenti-reglamentiruyushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa-pri-realizacii-oop-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-ekonomika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/210pb-v-atmosfere-promishlennogo-centra-v-holodnij-period-goda.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-po-otraslyam.html
  • studies.bystrickaya.ru/kultura-ta-mistectvo-turechchini.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij-vtoroe-nacionalnoe-soobshenie-po-sohraneniyu-bioraznoobraziya-tadzhikistana-stranica-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-techenie-odnogo-dnya-akcii-mozhet-bit-tolko-odin-pobeditel-dozvonivshijsya-pervim-pravilno-nazvavshij-kodovoe-slovo-i-otvetivshij-pravilno-na-vopros-operatora.html
  • books.bystrickaya.ru/dnevnik-raboti-vracha-interna-poyasnitelnaya-zapiska-5-rukovoditel-bazi-internaturi-obespechivaet-v-predelah-svoej.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-detskogo-literaturno-hudozhestvennogo-konkursa-posvyashennogo-godu-rossijskoj-istorii-tema-nedarom-pomnit-vsya-rossiya-pro-den-borodina.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-zaklyuchenie-i-prekrashenie-kreditnogo-dogovora-novoe-v-zakonodatelstve.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/r-e-c-e-n-z-i-ya-programmi-i-rekomendacii-metodicheskoe-posobie-ivanovo-2003-ministerstvo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yuv-zobnin-vestnik-baltijskoj-pedagogicheskoj-akademii-vip-92-2009-g-sovremennij-medicinskij-vuz-vazhnejshie.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagadochnie-sverhvozmozhnosti-cheloveka-stranica-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/territorialnij-organ-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-po-respublike-bashkortostan-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/hotite-perejti-v-mara-dzhill-simion-klyuchi-k-evolyucii-dushi-chennelingovie-poslaniya-iz-sedmogo-izmereniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26-otnosheniya-s-mestnimi-organami-vlasti-doklad-po-globalnoj-ocenke-statisticheskoj-sistemi-kazahstana.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakazchik-mchs-rossii-ispolnitel-zakritoe-akcionernoe-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/taktika-ochnoj-stavki-chast-13.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-znamenatelnie-i-pamyatnie-dati-po-yaranskomu-rajonu-na-2006-god.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-aspekt-misticheskij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-resursi-predpriyatiya-ocenka-sostoyaniya-i-effektivnosti-ispolzovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/kredit-ego-funkcii-i-vidi-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofiya-kak-shematizm-obraznogo-mishleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-fityutchev-i-religiozno-poeticheskaya-formula-russkoj-kulturi-lekciya-religioznoe-obosnovanie-kulturi-4.html
  • school.bystrickaya.ru/byudzhetnaya-politika-mezhbyudzhetnie-otnosheniya-nalogi-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-glave-7-andrej-andreevich-ulanovdmitrij-vladimirovich-shein-poryadok-v-tankovih-vojskah-kuda-propali-tanki-stalina.html
  • doklad.bystrickaya.ru/udk-3301236-kamnska-tetyana-mihajlvna-problemi-funkconuvannya-rinku-medichnih-poslug-v-ukran.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-18-revizionnaya-komissiya-statya-obshie-polozheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.