.RU

Тема № 6 ^ Окислительно – восстановительные реакции - Методическое пособие для самоподготовки для студентов 2-го...


Тема № 6

^ Окислительно – восстановительные реакции


№ п\п

Вопросы

Рекомендуемая

литература

1.

Классификация химических реакций по разным признакам.

А-3 гл. I

§2 стр. 15-19.

2.

Сущность окислительно-восстановительных реакций (теория, основные положения)

А-1 гл. V

§1стр. 109-113.

3.

Классификация окислительно-восстановительных реакций.

А-3 гл. VII

§5 стр. 141-142.

4.

Важнейшие восстановители, окислители.

А-3 гл. VII

§2 стр. 134-135.

5.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом:

а) электронного баланса;

б) (полуреакций) Ионно-электронный


А-1 гл. V

§2 стр. 113-120

§3 стр. 120-125.

6.

Влияние среды на характер протекания реакций (практическая работа – взаимодействие марганцовокислого калия с сульфатом натрия в кислой, щелочной, нейтральной среде).

А-1 гл. V

§3 стр. 121-125.



^ Задание по самоконтролю


№ п\п

Задание

Балл

1.

Терминологический диктант:

а) степень окисления - ……

б) окислительно – восстановительные реакции это - ……

в) окисление это - ……

г) восстановление это - ……

д) окислители - ……

е) восстановители - ……

ж) восстановление всегда сопровождается……

(с. о.) степени окисления

з) окисление всегда сопровождается……

(с. о.) степени окисления.

4 б.

2.

Определите степень окисления элементов в соединениях:

Fe; P2O3; NaNO2; Na2S2O3; K2Cr2O7; K2SO4; CuSO4.

6 б.

3.

Какие из данных реакций относятся к окислительно-восстановитель-ным:

а) MgCO3 → MgO + CO2↑

б) Na + H2O → NaOH + H2↑

в) N2 + H2 → NH3

г) CO2 + KOH → K2CO3 + H2O.

Расставьте коэффициенты где это необходимо .

5 б.

4.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

а) Cu + HNO3→Cu(NO3) + NO + H2O

б) NaCl + KMnO4 + H2SO4→Na2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + Cl2 + H2O.

8 б.

5.

Допишите уравнения, расставьте коэффициенты методом электронного баланс.

а) Zn + HNO3→Zn(NO3)2 + N2↑ + ?

б) K2Cr2O7 + HCl→KCl + CrCl3 + Cl2 + ?

в) MnO2 + KClO3 + KOH→K2MnO4 + KCl + ?

10 б.




ИТОГО

33 балла



Самооценка.


Оценка

% выполнения

Балл

« 5 »

100 – 90

33 – 31

« 4 »

89 – 80

30 – 27

« 3 »

79 – 67

26 – 23

« 2 »

меньше 67

22 и меньше



^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ


Тема №1.

Периодический закон периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.



1.

Период – горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом заканчивающийся инертным газом.

В периодической системе 7 периодов.

1-3 – малые (один ряд элементов); 4-6 – большие; 7 – незаконченный.

В периоде с увеличением заряде ядра металлические свойства убывают, неметаллический – увеличиваются.

Вертикальные ряды, объединяющие элементы с одинаковой степенью окисления в высших оксидах, называются группой. В системе 8групп. Каждая группа делиться на две подгруппы главную и побочную. Главная подгруппа включает в себя элементы малых и больших периодов. Побочные подгруппы состоят только из элементов больших периодов. Например: элементы II периода Li, Be, B, C, N, O F, Ne

Li – щелочной металл, Ne – инертный газ.

I группа главная подгруппа Li, Na, K, Rв, Cs,Fr.

I группа побочная подгруппа Сu, Ag, Au.


2.

Li , C ─ находятся в одном периоде. В периоде с увеличением заряда ядра металлические свойства убывают, поэтому литий, имея меньший заряд ядра обладает большими металлическими свойствами.


3.

Фосфор и висмут находятся в одной группе, одной подгруппе. В подгруппе с увеличением заряда ядра неметаллические свойства убывают, поэтому фосфор, имея меньший заряд ядра, обладает наибольшими неметаллическими свойствами.


4.

Периодическая повторяемость свойств обуславливается периодической повторяемостью структур внешнего электронного слоя.

Например, II период начинается щелочным металлом Li – у него один электрон на внешнем энергетическом уровне, литий легко его может отдать. По мере увеличения заряда ядра в периоде число электронов на внешнем уровне постепенно возрастает до 8 (у Ne), затем начинается III период – элемент Na имеет тоже один электрон на внешнем энергетическом уровне, его свойства похожи на свойства лития. III период заканчивается аргоном – инертным газом, как и у неона его внешний энергетический уровень завершен, поэтому эти элементы инертны ( пассивны) в химических реакциях при обычных условиях.


5.

В атоме хлора на внешнем энергетическом уровне 7 электронов …3s²3p5 , один р-электрон неспаренный, поэтому он может образовать одну электронную пару.

Точками покажем электроны наружного электронного слоя :Cl*(неспаренный электрон).Образование связи можно показать в виде схемы:

. . . . . . . .

:Cl + Cl: → :Cl Cl:

˙˙ ˙˙ ˙˙ ↑ ˙˙

общая электронная пара

Связь ковалентная неполярная, так как образуется между атомами неметалла с одинаковой электроотрицательностью, пара общих электронов в равной мере принадлежит обоим соединяющимся атомам.


6.

Степень окисления – это условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что оно состоит только из ионов.

O20, P2+5О5‾2 , N‾-3 H3 +, Ca+2C+4O3‾2 , Na+N+5O3‾2 , Na+H+C+4O3‾2 .


7.

Оксиды Li2O – основный, Al2O3 – амфотерный, SO3 – кислотный.

С кислотой взаимодействует основный и амфотерный оксид, со щелочью – кислотный и амфотерный.

Li2O + H2SO4 → Li2SO4 + H2O

Al2O3 + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2O

SO3 + 2NaOH → Na2SO4 + H2O

Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2 + H2O.


8.

По правилу Клечковского первым заполняется подуровень, у которого сумма главного и орбитального (ℓ)′ квантового числа наименьшая.
Подуровень 4s 3d. Первым заполняется подуровень 4s.

n 4 3

ℓ 0 2

сумма n + ℓ 4 5


9.

Электронно-графическая формула атома углерода.

↑ ↑ −

↑↓

р

↑↓

↑ ↑
n 2 2 n – главное квантовое число показывает номер периода (II)

ℓ 1 1 ℓ – орбитальное квантовое число, показывает форму электрон- mℓ +1 0 ного облака 8–р – электроны пространственная форма
ms ½ +½
mℓ – магнитное квантовое число показывает ориентацию
электронного облака в пространстве, принимает значение

+е, 0, -е.

ms – спиновое квантовое число характеризует вращение электрона вокруг собственной оси, принимает значение ↑ +½ (по часовой стрелки); –½↓ (против часовой стрелки).


10.

Порядок застройки подуровня подчиняется правилу Гунда: заполнение электронами орбиталей в пределах одного подуровня происходит так, чтобы атом имел максимальное число параллельных спинов, т.е. сумма спинов должна быть максимальной. В данном случае этому правилу соответствует вариант „б ” ↑ ↑ ↑



Тема № 2.

Классы неорганических соединений.


№1 – экспериментальная задача:




пробирки

реактив

лакмус

Среда раствора

Вывод

Уравнение

диссоциации

1

2

3

Фиолетовый

Синий

Красный

Нейтральная

Щелочная

Кислая

Вода

Щелочь

Кислота

H2O→H+ + OH‾

NaOH→Na+ + OH‾

HCl→H+ + Cl‾



№ 2 – осуществите превращение:

1 2 3 5
Mg→MgCl2→Mg(OH)2→MgO→Mg(NO3)2
| 4 ↑

‌‌‌

  1. Mg + 2HCl →MgCl2 + H2 или Mg + Cl2→MgCl2

  2. MgCl2 + 2NaOH→2NaCl + Mg(OH)2↓

  3. Mg(OH)2→MgO + H2O

  4. MgO + 2HNO3→Mg(NO3)2 + H2O

  5. 2Mg + O2→2MgO



№ 3 – предложите все возможные способы получения хлорида кальция:

а) Ca + Cl2 →CaCl2 б) Ca + 2HCl → CaCl2 + H2↑

в) CaO + 2HCl →CaCl2 + H2O г) Ca(OH)2 + 2HCl → CaCl2 + 2H2O

д) CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2CO3

 

CO2↑ + H2O


№ 4 – ответы на диктант:








3










7










11













16




18

1

2




4

5

6




8

9

10




12

13

14

15




17






Тема № 3.

Комплексные соединения.


№ 1 – составьте формулы комплексных соединений



а) К4+ [Cd2+(CN)6 ]4‾ б) [Pt4+(NH3)6 ]4+Cl4‾

а) гексациано (II) кадмиат калия; б) хлорид гексааминплатины (IV)


№ 2 – назовите комплексные соединения, составьте уравнение диссоциации:


а) Ca [ PtCl6 ] Ca2+ + [ PtCl6 ]2‾

гексахлоро (IV) платинат кальция


б) K[Sb(OH)6 ] K+ + [Sb(OH)6 ]‾

гексагидроксо (V) стибиат калия


в) [Co(NH3)6 ] (NO3)3 [Co(NH3)6 ]3+ + 3NO3‾

нитрат гексааминкобальта (III)


г) [Ag(NH3)2 ] OH [Ag(NH3)2 ]+ + OH‾

гидроксид диаминсеребра


д) [Pt(NH3) 5Cl ] Br3 [Pt(NH3)5Cl ]3+ + 3Br‾

бромид хлоропентаминплатины (IV)


е) Na3 [Co(NO2)6 ] 3Na+ + [Co(NO2)6 ]3‾

гексанитро ( III ) кобальтат натрия.


№ 3 – напишите химические формулы комплексных соединений:


а) дицианоаргентат калия K [Ag(CN)2 ]

[Ag(CN)2 ] – внутренняя координационная сфера

K – внешняя координационная сфера


б) гексациано(III) кобольтат натрия Na [Cr(CN)6 ]

Na – внешняя координационная сфера

[Cr(CN)6 ] – внутренняя координационная сфера


в) хлорид гексааминкобальта (III) [Со(NH3)6 ] Cl3

[Со(NH3)6 ] – внутренняя координационная сфера

Cl – внешняя координационная сфера


г) сульфат диакватетраамин никеля (II) [Ni (NH3)4 (H2O)2 ] SO4

[Ni (NH3)4 (H2O)2 ] – внутренняя координационная сфера

SO42‾ – внешняя координационная сфера


д) трифторогидроксобериллат кальция Ca [Be(OH) F3]

[Be(OH) F3] – внутренняя координационная сфера

Са – внешняя координационная сфера.


№ 4 – определите величину и знак заряда:

а) [ Co3+(NH3)5Br ]2+ ; [ Ni2+( NН3)5 Br ]+

б) [ Pt 4+Cl6 ]2‾ ; [ Cu2+(CN)4 ]2‾ ; [ Be2+(NH4)4 ]2+ ; [ Co3+(NH3)4(H2O)2 ]3+


№ 5 – составьте уравнение реакции:


3FeSO4 + 2K3 [Fe(CN)6 ] → Fe32+[Fe (CN)6 ]23‾↓ + 3K2SO4

3Fe2+ + 3SO4 2‾ + 6K + + 2[Fe(CN)6 ]3 →Fe3 [Fe (CN)6 ]2↓ + 6K+ + 3SO42‾

синий

3Fe2+ + 2[Fe(CN)6 ]3‾ → Fe3 [Fe (CN)6 ]2↓ (турнбулева синь).


4FeCl3 + 3K4 [Fe(CN)6 ] → Fe4 [Fe(CN)6 ]3↓ + 12KCl

синий

4Fe3+ + 12Cl‾ + 12K+ + 3[Fe(CN)6 ]4‾ →Fe4 [Fe(CN)6 ]3↓ + 12K+ + 12Cl‾


4Fe 3+ + 3[Fe(CN)6 ]4‾ →Fe4 [Fe(CN)6 ]3↓ (берлинская лазурь)


3ZnCl2 + 2K3 [Fe(CN)6 ]→Zn3 [Fe(CN)6 ]3↓ + 6KCl

коричнево-желтый

3Zn2+ + 6Cl‾ + 6K+ + 2[Fe(CN)6 ]3‾ →Zn3 [Fe(CN)6 ]2↓ + 6K+ + 6Cl‾


3Zn2+ + 2[Fe(CN)6 ]3‾ →Zn3 [Fe(CN)6 ]2↓


Тема № 4.

Р а с т в о р ы



№ 1.

Дано:

mр-ра = 600 г

ω = 5% или 0,05

Решение:

ω =

mр.в.

· 100%




mр.в. =

ω · mр-ра




mр-ра




100%





m(Н2О) = mр-ра – mр.в.


mр.в.=

5 · 600

= 30 г




m(Н2О) = 600 – 30 = 570 г

100










Найти:

mр.в. - ?

m(Н2О) - ?



Ответ: для приготовления 600 г 5% раствора нужно взять 30 г соли и 570 г Н2О.

Разновес 20 г и 10 г.


  1. № 2.

  2. Дано:

М(FeSO4 ·7H2O)=

mр-ра = 200 г

ω = 2%

Решение:

ω =

mр.в.

· 100%




mр.в. =

ω · mр-ра




mр-ра




100%





1)Найдем mFeSO4 (безводной соли) в 200 г раствора



m =

2 · 200

= 4 г

100

2) Проведем расчет на кристаллогидрат FeSO4 ·7H2O , содержащий 4 г безводной соли

М(FeSO4 ·7H2O) = 56 + 64 + 7(18) = 278 г/моль

m(FeSO4 ·7H2O) = 278 г/моль · 1 моль = 278 г

mFeSO4 = 152 г

1 моль FeSO4 ·7H2O 278 г содержит 152 г FeSO4

х г 4 г FeSO4


х =

278 · 4

≈ 7,32 г

152

3) Найдем m(Н2О) = 200 – 7,32 = 192,68 г

4) Найдем V (Н2О).

 Н2О =1 г/мл




V=

m

V =

192,68 г

= 192,68 мл ≈ 192,7 мл






1 г/мл





Найти:

m(Н2О) - ?

m (FeSO4 ·7H2O)=?



Ответ: для приготовления 200 г 2% раствора необходимо взять 7,32 г FeSO4 ·7H2O и 192 мл воды. Разновес 7 г (5 г + 2 г), 300 мг (200 мг + 100 мг), 20 мг.


№ 3.

Дано:

m1(10%) = 400 г

ω1 = 10%

ω2 = 80%

 = 1,7 г/мл

Решение:

Чтобы приготовить 10% раствор из 80%, его нужно разбавить. При этом масса кислоты в растворе остается неизменной.

  1. Выразим m кислоты в каждом растворе




ω1 =

m1 к-ты

ω2 =

m2 к-ты



m1 к-ты = ω1 · m1 р-ра ,

т.к m1 к-ты = m2 к-ты

m1 р-ра

m2 р-ра

m2 к-ты = ω2 · m2 р-ра




ω1 · m1 р-ра = ω2 · m2 р-ра

отсюда

m2р-ра.=

ω1 · m1 р-ра

ω2




Найдем m2р-ра кислоты




m2р-ра =

10 · 400

= 50 г




80

  1. m(Н2О) = 400 – 50 = 350 г

m · (Н2О) = 17 г/мл V(Н2О) = 350 мл


  1. Т.к. растворы кислот взвешивать нельзя, рассчитаем объем 50 г 80% серной кислоты

V =

m

V =

50 г

= 29,4 мл



1,7 г/мл





Найти:

m2 (80% H2SO4)- ?

m(Н2О) - ?



Ответ: Для приготовления 400 г 10% раствора из 80% раствора нужно взять 29,4 мл 80% раствора серной кислоты и 350 мл воды



№ 4.

Дано:

mр-ра = 300 г

ω1 = 20%

ω2 = 5%

ω3 = 12%


Решение:

Составим диагональную схему:

20 7

12

5 8

В центре концентрация, которую нужно приготовить (12);

Слева – исходные концентрации (20% и 5% - процент не пишем);

Справа – из большей величины вычитаем меньшую.

12 – 5 = 7; 20 – 12 = 8. Результат вычитания соответствует диагонали. Общее число весовых частей 8 + 7 = 15.

Найдем массу 1 в.ч. 300 : 15 = 20 г

20% 7 в.ч. m1(20%) = 20 · 7 = 140 г

5%  8 в.ч. m2(5 %) = 20 · 8 = 160 г


Найти:

m1- ?

m2 - ?



Ответ: Для приготовления 300 г 12% раствора требуется 140 г 20% и 160 г 5% растворов.


№ 5.

Дано:

Vр-ра = 250 мл

СМ = 0,05 моль/л

Решение:


CM =

n (количество вещества)




n = CM · V

V (объем раствора)







  1. Найдем количество вещества, которое содержится в 250 мл раствора (250 мл составляет 0,25 л)


n = 0,05 моль/л · 0,25 л = 0,0125 моль



  1. Найдем массу 0,0125 моль NaCl

m = М · n М(NaCl) = 23 + 35,5 = 58,5 г/моль

m = 58,5 г/моль · 0,0125 моль = 0,73 г.


Разновес 0,73 500 мг, 200 мг, 20 мг, 10 мг

Мерная колба на 250 м

Найти:

m(NaCl) - ?



№ 6.

а) МЭ [1/2 H2SO4] =

1 · 2 + 32 + 16 · 2

=

92

= 49 г/моль

2

2




б) МЭ [1/6 Fe2(SO4)3] =

56 · 2 + 32 · 3 + 64 · 3

=

400

= 66,66 г/моль

6

6




в) МЭ [1/2 Ca(OH)2] =

40 + 17 · 2

=

74

= 37 г/моль

2

2




г) МЭ [HNO3] =

1 + 14 + 16 · 3

=

63

= 63 г/моль

1

1




д) МЭ [KOH] =

39 + 16 + 1

=

56

= 56 г/моль

1

1




е) МЭ [AlCl3] =

27 + 35,5 · 3

=

133,5

= 44,5 г/моль

3

3




№ 7.

Дано:

Vр-ра = 200 г

CЭ = 0,5 моль/л

Решение:

CЭ =

nЭ.



Рассчитаем число эквивалентов соли в 200 мл раствора (200 мл = 0,2 л)

V


nЭ = CЭ • V ; nЭ = 0,5 моль/л • 0,2 л = 0,1моль


МЭ [1/3 Al(NO3)3]

=

213

= 71 г/моль

3

m = n • M m = 71 г/моль • 0,1 моль = 7,1 г


Найти:

m[Al(NO3)3]



Ответ: Для приготовления 200 мл 0,5 моль/л раствора нужно 7,1 г соли.


№ 8.


а) Растворами можно назвать физико-химические дисперсные системы, состоящие из двух или нескольких веществ и их непрочных соединений.


б) Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора, выраженное в процентах.

ω =

mр.в.

•100%

mр-ра


в) Молярная концентрация – это отношение количество растворенного вещества к общему объему раствора.



СМ =

n

моль/л

V


г) Чтобы вычислить молярную массу эквивалента кислоты, нужно молярную массу этой кислоты разделить на её основность (фактор эквивалентности)


МЭ [1/2 Н2СО3 ] = 62/2 = 31 г / моль


д) Чтобы вычислить молярную массу эквивалента основания, нужно молярную массу этого основания разделить на степень окисления металла ( фактор эквивалентности )



МЭ [1/3 Fe(OH)3] = 107/3 = 35,66 г / моль.


е) Чтобы вычислить молярную массу эквивалента соли нужно молярную массу соли разделить на степень окисления металла и число его атомов (фактор эквивалентности)

МЭ [1/6 Al2(SO4)3] =

54 + 288

=

342

= 57 г/моль

3 • 2

6






sumarukov-g-v-1997.html
sumerki-stefani-majer.html
sumerki.html
summa-p-pervih-chlenov-arifmeticheskoj-progressii-27.html
summa-tehnologii.html
summarnaya-matrica-uchastiya-metodicheskoe-posobie-po-teme-ocenka-programm-s-uchastiem-obshestvennosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dejstvij-po-uluchsheniyu-uslovij-i-ohrani-truda-na-2008-2010-godi.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-kulturi-psihicheskojdeyatelnosti-vdaosizme-n-v-abaev-chan-buddizm-i-kultura-psihicheskoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-dlya-uchashihsya-1-klassov-zanimatelnaya-orfografiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/hirugicheskoe-otedelenie-programma-modernizaciya-zdravoohraneniya-rostovskoj-oblasti-na-2011-2012-godi.html
  • report.bystrickaya.ru/i-90-istoriya-russkogo-yazika-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-filologicheskogo-fakulteta-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassicheskoe-uchenie-vilgelma-gegelya-o-cheloveke-stranica-9.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zloupotreblenie-pravom-teoriya-problemi-s-tochki-zreniya-primeneniya-stati-10-grazhdanskogo-kodeksa-rf-v-arbitrazhnom-processe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-zanyatij-po-discipline-fizika-razdel-atomnaya-i-yadernaya-fizika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/advokatskogo-byuro-ekspert.html
  • turn.bystrickaya.ru/ostalis-pri-svoih-novie-izvestiya-07042008-59-gosduma-rf-monitoring-smi-5-7-aprelya-2008-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-studentov-sokrashennih-srokov-obucheniya-na-baze-vpo-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo.html
  • reading.bystrickaya.ru/mebbm-azastan-resej-nuo-kazahstansko.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozrastnaya-psihologiya-celyu-izucheniya-disciplini-yavlyaetsya-razvitie-navikov-chteniya-audirovaniya-govoreniya-i-pisma.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-30-prestupleniya-v-sfere-ekonomicheskoj-deyatelnosti-rabochaya-programma-disciplina-ugolovnoe-pravo-specialnost.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshestvoznanie-ob-utverzhdenii-federalnih-perechnej-uchebnikov-rekomendovannih-dopushennih-k-ispolzovaniyu-v-obrazovatelnom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/text-6-read-the-text-and-say-how-tunneling-methods-have-changed-by-now-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klyuchevie-aspekti-poslaniya-prezidenta-respubliki-belarus-a-glukashenko-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu-respubliki-belarus.html
  • abstract.bystrickaya.ru/251-osnovnie-napravleniya-logopedicheskoj-raboti-s-detmi-tatarami-obrazovatelnaya-programma-professionalnoj.html
  • report.bystrickaya.ru/istochniki-finansirovaniya-respublikanskaya-adresnaya-programma-energosberezhenie-v-mnogokvartirnih-zhilih-domah-raspolozhennih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochniki-erenzhen-hara-davan-chingishan-kak-polkovodec-i-ego-nasledie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-151-revitalizaciya-stagniruyushego-rinka-novie-rinki-rostov-na-donu-ekaterinburg-samara-novosibirsk.html
  • student.bystrickaya.ru/143-obrabotka-rezultatov-opitov-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-ballistika.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-chast-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-obzhivaet-kosmos-metodiko-bibliograficheskoe-posobie-k-60-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pervogo-kazahstanskogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-analiz-pogreshnosti-kontrolya-razmerov-povrezhdenij-i-parametrov-tehnicheskogo-sostoyaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/centralnaya-ploshadka-festivalya-nauki-budet-rabotat-7-oktyabrya-s-12-00-do-21-00-8-i-9-oktyabrya-s-10-00-do-18-00.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-soderzhaniya-obrazovatelnoj-oblasti-muzika-prikaz-ot-2011-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatr-vstuplenie-stanislavskij-konstantin-sergeevich-stati-rechi-zametki-dnevniki-vospominaniya-1877-1917.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2-klassifikaciya-sau.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-dotaciya-pensionnomu-fondu-rf-sostavit-18-trln-rublej-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-39.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-mezhsessionnoj-kontaktnoj-gruppi-po-dsosa-istoriya-voprosa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-mirovoj-kulturi-specialnost.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-promishlennosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.