.RU

Тема: «Что такое СМИ? Анализ газеты» - Методическое пособие по реализации инициативного проекта «Разработка и реализация...


Тема: «Что такое СМИ? Анализ газеты»

Задачи:

  1. Формирование представлений учащихся о роли СМИ в жизни общества и человека.

  2. Обобщение и систематизация знаний учащихся о деятельности СМИ.

  3. Развитие аналитических способностей учащихся.

  4. Формирование литературных, творческих способностей учащихся

Методические рекомендации к организации и проведению занятия.

СМИ – это средства массовой информации. К ним относятся телевидение, радио, пресса. Их цель – донесение достоверной информации и объективный анализ ситуации.

Приготовьте заранее несколько газет и попросите учащихся проанализировать информацию, полученную при их изучении. Используйте для этой работы некоторые из предложенных ниже материалов и форм., заготовленных виде бланков.


Многие статьи и заметки опираются на факты. В этом случае репортер пишет о том, что он видит или слышит. Обычно он отвечает на 5 основных вопросов: кто? когда? что? где? почему?

Подберите статью или заметку, содержащую много фактического материала, и попросите проанализировать ее, опираясь на следующую схему:

1. Укажите тему и автора_______________________________________________

2. Отвечает ли данная статья или заметка на каждый из основных вопросов? Если "да", то дайте короткие ответы

Кто?______________________________________________ Где?______________________________________________ Что?_____________________________________________

Когда? ____________________________________________

Почему? ___________________________________________

3. Почему в свободном демократическом обществе очень важно публиковать в га­зетах точные отчеты, содержащие конкретный фактический материал?

_________________________________________________________________________

4. Вспомните одно из событий, происшедших с вами на прошедшей неделе. Дайте объективное и краткое описание происшедшего эпизода (не забудьте учесть 5 основ­ных вопросов)

_______________________________________________________________________________

Дайте учащимся следующую информацию о подготовке газетных материалов. Обычно новости в газете появляются из двух источников: от собственных коррес­пондентов или из сообщений информационных агентств.

Обычно подготовка статьи проходит несколько основных этапов:

1. Репортер получает задание от редактора.

2. Репортер собирает информацию путем наблюдений, интервью и исследования.

3. Репортер пишет статью или заметку и предоставляет ее на рассмотрение редакто­ру (обычно на этом этапе его работа заканчивается).

4. Статьи или заметки, отобранные для публикации, редактируют (исправляют грамматические и стилистические ошибки, устанавливают размер статьи или заметки).

5. Принимают решение, на какую полосу следует поместить материал. Оформляют иллюстрации (при необходимости).

6. Придумывается заголовок (или оставляется авторский).

7. Статьи и заметки, отобранные для очередного номера, собирают и верстают вместе. 8. Газета готова для печати.

После этого приступите к анализу газеты, используя один из предлагаемых вариантов или все сразу, распределяя задание по группам или учащимися.

Анализ первой полосы.

1. Сколько материалов расположено на первой полосе?_____________________________

2. Сколько статей и заметок, из размещенных на первой полосе, готовили репортеры газеты? _____________________________________________________________________

3. Выпишите заголовок наиболее значимой, по вашему мнению, статьи или заметки, помещенной на первой полосе. В каком месте страницы эта статья или заметка помещена? Почему?____________________________________________________________________

4. Один из материалов, расположенных на первой полосе, необходимо удалить, чтобы освободить место для очень важного сообщения. Которую из них вы удалите? Обоснуйте ваш выбор. ___________________________________________________________________ 5. Найдите самую большую фотографию из всех, которые помещены на первой полосе. Почему, по-вашему, именно эта фотография была выбрана как главная?______________________________________________________________________

6. Перечислите материалы, за исключением фотографий и новостей, помещенные на первой полосе._________________________________________________________________

ЗАГОЛОВКИ

1. Назовите 2 основных назначения заголовков_____________________________________

2. Как могут заголовки помочь Вам читать газету?_______________________________________________________________________

3. Посмотрите на первую полосу газеты. Какой из заголовков на первой полосе привлекает наибольшее внимание? Почему?_______________________________________

4. Прочитайте статью или заметку, заголовок которой вы выбрали. Объясните, почему Вы считаете, что она соответствует или не соответствует данному ей заголовку. _______________________________________________________________________________

5. Длина заголовка и размер используемого шрифта определяются местом, отведенным на статью или заметку в газете. Выберите в вашей газете один из заголовков. Попробуйте изменить его, предлагая другие слова. Не забудьте, что лучше использовать то же количество знаков в заголовке, что и в оригинале. _________________________________________________________________________________ГАЗЕТНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

По целому ряду причин газеты используют фотографии, карты, графики и рисунки. Просмотрите вашу газету, чтобы найти соответствующие примеры. Перечислите цели, которые преследовали авторы и редакция, поместив данные фотографии и иллюстрации.

_____________________________________________________________________________

2. Выберите пример фотографии, которая иллюстрировала бы статью или заметку, сообщающую какую-либо новость. Прочтите статью или заметку. Выделите все детали на фотографии, которые не описаны в статье или заметке.

_____________________________________________________________________________

3. Найдите примеры фотографий или иллюстраций, которые помещены особняком от других материалов. Дают ли они информацию о каком-либо событии? Напишите, какую дополнительную информацию вы хотели бы иметь относительно изображенного предмета._____________________________________________________________________

4. Составьте список всех мест в газете, где используются рисунки.

_____________________________________________________________________________

5. Просмотрите выпуски газеты за несколько дней и соберите статьи или заметки, которые содержат графики или схемы.

Для обсуждения подготовьте следующие материалы:

а) составьте список графиков и схем вместе со статьями и заметками;

б) разбейте собранные материалы на 3 категории:

- статьи или заметки, которые понятны и без графиков;

- графики, которые могли бы быть помещены отдельно от каких-либо статей или заметок;

- статьи или заметки, в которые графики вписываются органично.

Анализ материалов средств массовой информации в более простом виде может со­стоять из ряда последовательных действий учащихся:

1. Предложите внимательно прочитать статью (любую), затем попросите подчерк­нуть красным цветом наиболее важные детали, синим - полезные, зеленым - несущест­венные.

2. Пусть учащиеся выделят событие (или события), описанное в газете, которое ока­зало наибольшее эмоциональное воздействие (взволновало, расстроило, обрадовало и т.п.). Дайте задание написать письмо редактору по поводу этого материала и предположить, что в связи с этим должно произойти.


Справочный материал, который необходимо донести до сведения членов школьной редакции. Можно этот материал поместить на информационный стенд школьной редакции. На основе Закона о СМИ может быть разработан Устав школьной редакции.

Закон о средствах массовой информации

(в ред, Федеральных законов от 13.01.95 N 6-ФЗ. от 06.06.85 N 87-ФЗ, от 19.07.95 №114-ФЗ)

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периоди­ческое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кино­хроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета., журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиови­зуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное, название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-теле-, кинохроникалънои программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм, (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;.

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; .

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающие окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редак­тированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

^ Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать,, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объедине­ний либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; '

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, дублировать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообще­ния или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью, первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предостав­ленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

^ Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1} соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудо­вых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3)удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информа­цию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации я [или] ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданину или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в, известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного, ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостове­рение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Журналист несет также иные обязанности, установлен­ные законодательством Российской федерации о средствах массовой информации.

'При осуществлении профессиональной деятельности жур­налист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществле­нием им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.


^ Тема "Роль СМИ в жизни общества".

В данном блоке представлены три варианта занятия – дискуссия, ток-шоу и конкурс стенгазет, которые можно проводить как по отдельности, так и интегрировано. В зависимости от возраста учащихся материал можно упростить или усложнить. Также данные занятия можно ориентировать на разный год обучения в объединении.

^ Цеди и задачи:

- учащиеся рассматривают роль СМИ в обществе и анализируют различные тео­рии, существующие по этому вопросу;

- в ходе дискуссии расширяется кругозор школьников и углубляется понимание ин­формации, полученной через СМИ;

- развиваются навыки ведения дискуссии и аргументированного выбора собствен­ной позиции.

^ Ход занятия.

Проблема занятия ставится преподавателем в виде короткого сообщения, для кото­рого можно использовать приведенный ниже материал.

Люди считают, что СМИ служат тому, чтобы отражать окружающий нас мир. В ин­формационных сообщениях говорится о том, что сегодня случилось в мире. Комедий­ные телесериалы отражают ценности, образ жизни и привычки различных слоев обще­ства. Телевизионные мелодрамы и журнальная беллетристика отражают проблемы и вопросы, с которыми зрители и читатели сталкиваются в повседневной жизни. Присут­ствие насилия и низкопробных стереотипов лишь отражают уродливую реальность не­совершенного мира. Реклама отражает наши потребности и желания. С этой точки зре­ния массмедиа - это своего рода окно, через которое мы смотрим на реальный мир.

Существуют иные взгляды на массовую коммуникацию. Возможно, что мы считаем некоторые события и вопросы важными потому, что именно таковыми их представля­ют в новостях. Комедийные сериалы могут пропагандировать определенные ценности, образ жизни и привычки, которые затем подхватываются обществом. Телевизионные мелодрамы затрагивают вопросы, на которые затем обращают свое внимание зрители. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат юных зрителей тому, что пред­ставляют собой различные группы людей, а постоянное присутствие на телеэкране на­силия прививает нам мысль, что мир - жесток. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребите­ля. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности.

Учащимся предлагается обсудить услышанное, и если точки зрения будут различ­ны, то стоит начать дискуссию в одном из ее видов (виды дискуссии перечислены в те­оретическом вступлении).

В качестве научной информации можно предложить учащимся различные теории о роли СМИ в виде следующей таблицы:


Теории


Основные положения


Концепция навязывания повестки дня


СМИ указывают, о чем нам следует думать в первую очередь


Теория социального научения


Человек усваивает поведение, которое пропагандируется СМИ


Теория культивирования


СМИ формируют мировоззрение чел о чека.


Теория использования и удовлетворения


Рассматривает, как человек использует СМИ и какое удовлетворение от них получают


Теория социализации


Анализирует, как знания становятся частью наших представлений о том, что значит быть взрослым членом общества


Предложите учащимся сравнить два высказывания и проанализировать каждое из них: "Министр не должен жаловаться на газеты и даже читать их. Он должен их писать" (Шарль де Голль) и "Если бы пришлось выбирать: иметь правительство без газет или га­зеты без правительства, - я бы не раздумывая выбрал второе" (Томас Джефферсон).

В ходе мозгового штурма составляется список мыслей, которые заключены в приве­денных цитатах. Он может быть примерно таким: средства массовой информации не могут быть полностью независимыми; газеты имеют больше власти, чем правительст­ва; СМИ является первой властью, а не четвертой; СМИ не являются властью вообще, потому что ими руководит правительство; сильное правительство не должно обращать внимание на критику со стороны прессы и т.д. Выберите из всего списка мыслей наибо­лее спорные или те, которые противоречат друг другу. После этого учащиеся могут вы­сказать свое отношение, поспорить друг с другом, провести дебаты.

Другие высказывания могут быть выбраны из рубрики "Гайд-парк" в "Энциклопе­дии материалов".

Наиболее важными темами для дискуссии могут стать следующие:

"Средства массовой информации и частная жизнь человека" (в качестве ситуации для начала обсуждения можно использовать гибель принцессы Дианы, которой косвен­но способствовало преследование папарацци). Вопрос: "Могут ли знаменитости иметь частную жизнь?"; "Почему общество так интересуется личной жизнью знаменитых лю­дей?"; "Должен ли политический деятель быть постоянно на виду у общественности и имеет ли он право на частную жизнь?"; "Где проходят границы частной жизни?".

"Свобода СМИ". Вопросы: "В чьей собственности должны находиться СМИ?"; "Чем определяется степень свободы СМИ?"; "Должна ли быть цензура?"; "В чем должна за­ключаться ответственность СМИ перед обществом?".

Темы для обсуждения:

"За словами не видно человека".

"Что написано пером - не вырубишь топором"

"Когда ошибки СМИ превращаются в преступления?"

"Злой язык страшнее пистолета?"

"Может ли слово убить?"

"Какими качествами надо обладать, чтобы уметь анализировать информацию и не поддаваться пропагандистскому давлению?"

"СМИ и общественные конфликты".

"Является ли в современном мире Интернет средством массовой информации?"

«на каких людей обычно ориентируются СМИ?»

«Какие из видов СМИ действуют на людей сильнее? Почему?»


^ Ток-шоу

"Являются ли СМИ четвертой властью?"

Цель - развитие представлений учащихся о роли СМИ в жизни общества и человека.

Задачи:

раскрыть возможности влияния СМИ на общественное мнение и общест­венное сознание;

обосновать принципы деятельности СМИ;

• развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование - видеокассета с записью информационной программы.

Подготовительный этап:

• Участникам диспута заранее сообщается тема. Аудитория делится на три сек­тора.

Выбор 2-х ведущих шоу, отстаивающих противоположные позиции.

^ Ход мероприятия

ВСТУПЛЕНИЕ

1-й ведущий. Что такое четвертая власть? Так принято называть средства массовой информации. К ним относятся: радио, телевидение, газеты, журналы и др. Действительно, СМИ являются властью, так как могут в условиях демократического общества критиковать законодательную, исполнительную и судебную власть. Именно СМИ формируют общественное мнение. Получая информацию, мы, опираясь на нее, осуществляем свой выбор:

- голосовать за данного кандидата или не голосовать;

- отклонять (осуждать) или принимать (одобрять) действия правительства и т.д.

Только с помощью СМИ мы получаем информацию о событиях, знакомимся с мнениями специалистов. Независимые СМИ позволяют получать объективную информацию. Телевидение и пресса (отчасти Интернет) стали частью нашей новой реальности. Со всей очевидностью можно констатировать: голубой экран "Panasonic" или компьютера оказались прочно "вмонтированы" в головы и души наших граждан, Они стали нашим окном в Европу, в мировое сообщество.

^ 2-й ведущий. Есть небезызвестный афоризм "Мысль изреченная есть ложь". Его можно использовать как определение СМИ - средств массовой информации. Их цель-донесение достоверной информации и объективный анализ ситуации, т.е. ПРАВДА о происходящих событиях, снабженная ПРАВДИВЫМ КОММЕНТАРИЕМ. Но во всей преподносимой СМИ информации присутствует ЛОЖЬ, преднамеренная или неосознанная. Из ряда фактов или событий (пусть даже достоверных), по мнению авторов программы, выбираются ключевые. Что является критерием этого выбора? Только мнение авторов? Вы когда-нибудь видели, чтобы на экране шел список фактов или событий? Каждый факт или событие требует пояснения или трактовки. А если факт можно трактовать по-разному, то где верная трактовка?

Есть СМИ, которые представляют и транслируют СВОЕ ВИДЕНИЕ, СВОЕ ПОНИМАНИЕ ситуации. Телевидение и Интернет стали нашей новой родиной, нашей новой землей обетованной, на которой мы, наконец, как в счастливом раю, поселились все вместе и которую уже никогда не отдадим контролю правительства, И что бы ни происходило за окном, они - единственные, кто расскажет нам всю "ПРАВДУ": кто мы, чего мы хотим, каким должен быть и будет наш новый "свободный выбор", кого мы снова оскорбили и обидели, кто оскорбил и обидел нас.

1 -и ведущий. Мы собрались в этой аудитории, чтобы обсудить следующие вопросы;

1. Как реализуют СМИ свои функции "четвертой власти"?

2. Могут ли СМИ быть абсолютно независимыми?

3. Возможно ли, на ваш взгляд, объективное освещение событий в СМИ?

4. Каким принципам необходимо следовать СМИ, чтобы им полностью доверяли?

5. Если не доверять СМИ, тогда откуда получать информацию?

6. Как определять достоверность получаемой информации?

7. Какова роль СМИ в вашей жизни (положительное и отрицательное воздействие).

Основная часть

Участники диспута делятся на три сектора по своему отношению к СМИ как к «четвертой власти» и по оценке достоверности передаваемой СМИ информации:

ДА

НЕТ

СОМНЕВАЮСЬ

Далее представители различных секторов высказывают свое мнение. По ходу осуждения ведущие могут задавать участникам диспута дополнительные вопросы (в соответствии со своим "амплуа").

Затем всем участникам диспута предлагается посмотреть отрывок информационной программы ("Вести", "Время", "Сегодня" и др.), посвященной какому-либо митральному" событию.

Различным секторам предоставляется возможность осветить данное событие так, чтобы зрители:

а) восприняли данную информацию негативно (1 сектор) - 3 минуты;

б) одобрили ее (2 сектор) - 3 минуты;

или беспристрастно изложить события, факты, не делая каких-либо акцентов (3 сектор) - 3 минуты.

2-й ведущий. Наше вхождение в новый период использования технологий public relations и политической рекламы означает усиливающееся применение в обществе процессов проработки общественного сознания и манипулирования им. При этом сознание обнаруживает такую природу, которую можно изменять и преобразовывать, обиваясь внешних политических результатов.

^ 1-й ведущий. Что мы можем противопоставить СМИ как "оружию массового сражения"? Ведь не все же хотят быть послушными баранами "четвертой власти"! Ведь е всем же нравится тот сумасшедший дом, в который зазывают нас СМИ!

СМИ могут противостоять только подлинно независимые СМИ, которые должны быть рефлексивными, проблемными и позиционными.

- Итак, какие выводы можно сделать из увиденного и услышанного?

- Одно и то же событие можно представить по-разному.

Необходимо обратить внимание на то, что правдивость и объективность получаемой нами информации зависит от профессионализма людей, работающих в СМИ, а также от их независимости от каких-либо политических структур.

Заключение

1-й ведущий. Когда телевизионные каналы не будут испытывать на себе давление со стороны государства, когда нам предоставят возможность самостоятельно анализировать информацию, тогда СМИ будут доверять, и они будут выполнять свою главную задачу - знакомить людей (объективно) с происходящими в мире и стране событиями.

^ 2-й ведущий. Смотри на все с открытыми глазами, думай, анализируй! Не впадай в сладкий сон, отдавая свой мозг на откуп добрым дядям из СМИ, которые решат за тебя все вопросы, будут твоими постоянными советниками по всем случаям жизни и сделают тебя послушной игрушкой в руках искусных манипуляторов. Помни: «Сон разума рождает чудовищ»


^ Конкурс стенгазет

"СМИ в моей жизни"

Цель - осознание роли СМИ в жизни человека.

Задачи:

• развитие творческих (литературных и др.) способностей учащихся;

• определение учащимися личных интересов в СМИ.

Подготовка: Учащиеся разбиваются по желанию на творческие группы или| работают индивидуально. Каждая группа заранее оформляет стенгазету.

^ Ход мероприятия:

Каждая творческая группа готовит презентацию своей стенгазеты. Рассматриваются все презентации стенгазет (выступающим пре­доставляется по 2-3 минуты).

Можно предложить учащимся работать и по другим темам или аспектам темы:

- "Мои любимые телепередачи";

- "Источники информации";

- "Если бы не было СМИ".

(Написать сочинение, изобразить на ватмане в виде плаката и др.)

^ Подведение итогов

Итоги может подводить детское жюри и/или смешанное жури, состоящее из детей, учителей и родителей.

Представленные на конкурс стенгазеты можно оценить по следующим критериям:


Тема: Освоение системной среды Windows

Содержание:

Теория (1 час): Назначение основных устройств компьютера. Правила ра­боты за компьютером. Сопоставление роли и назначения компьютерного и реаль­ного рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Представление об окне как объекте графического интер­фейса

^ Практика (1 час): Освоение приемов работы с мышью. Освоение технологии ра­боты с меню. Технология запуска программ из главного меню и заверше­ния работы программы. Технология работы с окном. Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.


^ Учащиеся должны знать:

• назначение основных устройств компьютера;

• правила работы за компьютером;

• назначение Рабочего стола;

• понятие графического интерфейса;

• назначение компьютерного меню и Главного меню;

• роль окна при работе в системной среде Windows;

• назначение служебных клавиш на клавиатуре.

^ Учащиеся должны уметь:

• работать мышью;

• запускать программу и завершать работу с ней;

• изменять размеры и расположение окна.


Для проведения данного занятия можно использовать стандартные учебники информатики или готовые поурочные разработки по информатике. Главное, чтобы материал был доступен для понимания обучающихся, ведь в школьной редакции занимаются дети разного возраста. Поэтому важно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход на всех занятиях. Обучение работе на компьютере важный момент на начальном этапе работы юнкоров, т.к. компьютер в дальнейшем станет постоянным техническим средством обработки их информации. Часы, отведённые на обучение компьютерной грамотности можно увеличить, в зависимости от состава группы.


^ Тема: Простейшая технология работы с текстом(4 часа)

Содержание:

Теория (1 час): Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора Word. Назначение основного меню. Команды основного меню тек­стового редактора. Назначение буфера обмена.

^ Практика (3 часа): Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Учащиеся должны знать:

• основные правила набора текста;

• назначение основного меню;

• основные операции редактирования;

• назначение буфера обмена.

Учащиеся должны уметь:

• вводить и редактировать текст;

• копировать, перемешать, удалять фрагмент текста.

Текстовый редактор – прикладной программный продукт, использующийся для создания и обработки текстовых документов. Выделяют несколько режимов работы с текстовым редактором:

  1. создание (нового документа);

  2. сохранение (резервной копии при работе и длительного хранения);

  3. открытие (сохранённого документа);

  4. ввод и редактирование данных.

Окно Word

При работе в редакторе Word перед пользователем находится экранное изображение листа документа в обрамлении множества панелей, кнопок, надписей и проч., то есть всего того, что называ­ется экранным интерфейсом. В верхней части окна расположен заголовок, который содержит название документа и имя программы (Microsoft Word). Правее за­головка находится стандартная группа из трех кнопок управления окном (Свернуть, Развернуть или Восстановить, Закрыть). Справа от заголовка вы видите пиктограмму приложения Word; если щелкнуть по ней, то попадете в системное меню, которое управляет размерами и положением окна.

Под заголовком окна размещается меню, состоящее из опций: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Таблица, Окно, Справка. Содержание каждой опции вам станет ясным по мере изучения программы. В выпадающих подменю скрыты до поры до времени опции, к которым пользователь пока не обра­щался. Вызвать такую опцию можно, если навести указатель мыши на двойную стрелку в нижней части подменю и в выпавшем списке выбрать нужную опцию. Раз выбранная опция отображается и в дальнейшем.

В нижней части окна имеется строка состояния, в которой можно прочесть, на какой странице, в какой строке и в какой пози­ции находится курсор. В эту же строку выводится и другая полез­ная информация: о раскладке клавиатуры (русская, украинская, английская или какая-либо другая), о том, включены ли режим вы­деления и режим замещения.

Центральную и наибольшую по площади часть окна занима­ет рабочая область документа. Для перемещения по документу служат полосы прокрутки. Они размещены по границам рабочей области: справа (прокрутка по вертикали) и снизу (прокрутка по горизонтали). Перемещаться по документу можно также с помощью клавиш PageUp, PageDown и клавиш управления курсо­ром


^ Параметры страниц

Приступая к созданию своего документа, нужно продумать, ка­кой размер будут иметь страницы и как они будут выглядеть. Стандартными размерами страниц являются А5 (148 х 210), А4 (210 х 297), АЗ (297 х 420) и т. д. (в скобках даны ширина и вы­сота листа в миллиметрах). Такие форматы имеет писчая бумага, продаваемая в пачках. На такие же форматы (А4, А5) рассчитано большинство современных принтеров.

Страница может быть ориентирована широкой стороной по вертикали (книжная ориентация) или по горизонтали (альбомная ориентация).

Между текстом и краями страницы документа располагаются пустые области, называемые полями. На странице имеются верх­нее, нижнее, левое и правое поля.

Часто в документах страницы печатаются в разворот, как в книгах. В этих случаях различают четные и нечетные страницы, в которых поля соответствуют друг другу, как зеркальные отображе­ния. На страницах, печатаемых в разворот, вместо левого и правого полей определяют внутренние и внешние поля.

Еще одним важным элементом страниц является колонтитул.

Колонтитулы - это повторяющиеся элементы документа, ко­торые расположены в верхней или нижней части страницы.

Верхняя или нижняя часть страницы называется областью ко­лонтитула. В области колонтитула обычно располагается и номер страницы. Например, верхний колонтитул может содержать назва­ние главы, а нижний колонтитул - номер страницы.

^ Установка параметров страниц

Чтобы установить параметры страниц в создаваемом вами до­кументе, выполните команду меню Файл - Параметры страницы. В ответ откроется диалог, который состоит из четырех вкладок. Названия этих вкладок говорят сами за себя.

Вкладка ^ Размер бумаги позволяет задать размер листа, на который будет при печати выводиться документ, а также опреде­лить ориентацию листа - книжную или альбомную.

С помощью вкладки ^ Поля определяются размеры полей. Значения полей вводятся в счетчики Верхнее, Нижнее и т. д. В счетчиках От края колонтитула устанавливаются расстояния от края листа до верхнего и нижнего колонтитулов. Если вы предпо­лагаете работать с документом с разворотом страниц, установите флажок Зеркальные поля. В правой нижней части вкладки име­ются два переключателя, отвечающие возможным положениям пе­реплета (корешка книги) - слева или сверху.

Вкладка Макет используется для задания некоторых пара­метров макета страницы. Прежде всего это касается колонтитулов: они могут быть одинаковыми для четных и для нечетных страниц, а могут различаться.

Все установленные параметры страниц можно сделать ис­пользуемыми по умолчанию, то есть применить к последующим создаваемым документам. Для этого после настройки страницы, находясь на любой из вкладок окна Параметры страниц, щелкни­те по кнопке По умолчанию. Появится предупреждающее сооб­щение о том, что вносимые изменения будут отражены во всех до­кументах, создаваемых на основе выбранного шаблона. Вы можете подтвердить или не подтвердить изменения, вносимые в шаблон.

^ ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА

Ниже полосы меню вы видите панели инструментов Стан­дартная и Форматирование. Панели инструментов обес­печивают быстрый доступ к часто используемым командам.

Основные элементы панели Стандартная:

Создать - создать новый текстовый документ.

^ Открыть - открыть созданный текстовый документ.

Сохранить - сохранить на одном из носителей набранный до­кумент.

Печать - печать документа на принтере,

Предварительный просмотр - просмотр набранного текста для определения его расположения на бумаге.

Правописание - проверка текста на правописание.

Вырезать, Копировать, Вставить - действия с фрагментами текста или со всем текстом.

^ Отменить, Вернуть - возможность отменить выполненное действие или восстановить отменённое.

Масштаб - установка масштаба представления текста в окне процессора.

Справка по Microsoft Word - полная справочная информация по текстовому процессору.

^ Буфер обмена

Буфер обмена в Windows - это специальная область памяти, служащая для временного размещения информации. Информация, помещенная в буфер обмена, доступна всем работающим программам. Таким образом, буфер об­мена используется для переноса каких-либо данных между разными прило­жениями и документами. В приложениях имеются два метода занесения ин­формации в буфер обмена: копирование и вырезание. Для этой цели исполь­зуются команды Правка/Копировать и Правка/Вырезать соответственно. Данные, заносимые в буфер обмена, должны быть предварительно выделе­ны. Доступные способы выделения зависят от конкретного приложения.

Для помещения в документ информации из буфера обмена используется команда Правка/Вставить. Конкретное место вставки определяется в раз­ных приложениях по-разному. Если данные были помещены в буфер обме­на в одном приложении, а вставка производится в другом, возможным ока­зывается создание комбинированных документов. Работать с буфером обмена с помощью клавиатуры намного удобнее, чем с помощью мыши. Осо­бенно удобно то, что одни и те же клавиатурные комбинации работают практически в любых обстоятельствах: в самых разных приложениях, в диалоговых окнах, в окнах справочной системы и т. д. Есть два альтерна­тивных набора эквивалентных команд:

• копирование — Сtrl + С или CtrL + Ins;


Примечание: в практической части учащиеся осваивают элементы текстового редактора, клавиатуру, набирают небольшие тексты (до 100 знаков). Главная задача- помочь сориентироваться в инструментах текстового редактора.


В качестве домашнего задания попросите юнкоров написать небольшое сочинение «Я расскажу вам о себе». Дайте установку, что сочинение должно быть интересным для окружающих, в него можно включить примечательные события из своей жизни, автор должен рассказать о себе как можно полнее: о своих увлечениях, любимых занятиях, о чертах своего характера, об отношениях с друзьями и родителями и т.д. Это сочинение будет использоваться в дальнейшем для практической работы в текстовом редакторе и для творческой работы при оформлении страницы при прохождении темы «Моя первая страничка»



tehnika-pozharnaya-nasosi-centrobezhnie-pozharnie-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-metodi-ispitanij.html
tehnika-provedeniya-besedi-tipi-besed-biografiya.html
tehnika-razrabotki-ustojchivih-form-predstavleniya-kontenta-v-seti-internet-makarov-v-v.html
tehnika-setevih-atak.html
tehnika-sorevnovatelnogo-rivka.html
tehnika-svyazannaya-s-morehodstvom-w-montgomery-watt-the-influence-of-islam-on-medieval-europe-edinburgh-university.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-dialog-annotaciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/511-raspahivanie-dveri-1-a-vi-genij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sochinskij-filial-rossijskoj-mezhdunarodnoj-akademii-turizma.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-torgovie-posredniki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-logisticheskoj-cepi-v-deyatelnosti-predpriyatij-neftegazovoj-otrasli.html
  • spur.bystrickaya.ru/korporaciya-ural-promishlennij-ne-budet-viplachivat-dividendi-za-2010-god-ia-interfaks-ural-30062011.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-elektronnie-izdaniya-po-specialnosti-030901-65-izdatelskoe-i-redaktirovanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-t-trofimov-rodilsya-v-moskve-v-seme-vipusknikov-biologicheskogo-fakulteta-mgu-ego-otec-bil-starshim-nauchnim-sotrudnikom-zaveduyushim-dendrariem-botanicheskogo-sada-mgu-a-mat-uchitelem-himii-v-srednej-shkole-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sozdavaya-emocionalnoe-predpriyatie-kniga-perevedena-bolee-chem-na-25-yazikov-mira-i-izdaetsya-v-25-stranah.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-070801-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-redrik-shuhart-28-let-zhenat-bez-opredelennih-zanyatij-strugackij-piknik-na-obochine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-gosudarstvennoj-programme-informatizacii-respubliki-belarus-na-20032005-godi-i-na-perspektivu-do-2010-goda-elektronnaya-belarus.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezdok-voznica-povozka-i-loshad-abbatstvo-19-yanvarya-1923-g-samonablyudenie-nyu-jork-13-marta-1924-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-viiosobennosti-prosodicheskoj-storoni-rechipri-stertoj-dizartrii-vivodi-25-uchebnie-voprosi-i-zadaniya-25.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-professionalnih-kompetencij-v-processe-provedeniya-delovih-igr.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzogennie-keratiti-n-s-yarceva-a-o-ismankulov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-24.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/titulnij-spisok-programme-po-uluchsheniyu-arhitekturnogo-oblika-blagoustrojstva-soderzhaniya-gorodskogo-okruga.html
  • shkola.bystrickaya.ru/organizaciya-tehnologicheskogo-processa-i-vzaimosvyaz-s-ustrojstvom-i-planirovkoj-optovogo-sklada.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-perelomi-konechnostej-i-taza-ognestrelnaya-travma-perelomi-konechnostej-i-taza-ognestrelnaya-travma.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-tretya-uchimsya-obshatsya-kak-krutie-malchiki-i-devochki-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-politicheskij-rezhim-a-yu-melvil-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • institut.bystrickaya.ru/studencheskaya-vesna-solovinogo-kraya-s-1-marta-po-26-aprelya-2012-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/belgl-borish-nemese-bolasha-tlem-esebnen-aldin-ala-berletn-ashalaj-zat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-razrabotal-prof-i-v-shturc.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-analiza-29-6-algoritm-postroeniya-pokrivayushego-dereva-30-primer-ispolzovaniya-apparata-setej-petri-pri-razrabotke-imitacionnih-modelej-31.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-i-metodi-raboti-shl-lesnaya-zastava-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/okno-informacii-instrukciya-po-ustanovke-cifrovoj-sputnikovij-priemnik-s-podderzhkoj-signala-visokoj-chetkosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dds-01-prakticheskij-kurs-inostrannogo-yazika-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-prisposobleniyu-stancij-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-postov-moek-avtotransporta-na-stancii-obezzarazhivaniya-avtotransporta-grazhdanskoj-oboroni-podgotovleni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-acyukovskij-d-a-burkovich-nauku-spasut-diletanti-moskva-stranica-13.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-finansovo-stroitelnoj-korporacii-lider-otmechena-rossijskim-i-moskovskim-fondami-zashiti-prav-potrebitelej.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-kak-pravilo-sostoit-iz-sleduyushih-rubrik-tema.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-nauchnih-i-tvorcheskih-rabot-studentov-kafedri-informacionnie-tehnologii-it-kreatiff.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-skazka-lozh-da-v-nej-namyok-dobrim-molodcam-urok-mne-chto-v-lyuboj-skazke-est-chto-to-to-chemu-mozhno-nauchitsya-naprimer-ekonomike.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.