.RU

Тема : Духовная культура Руси. Истоки. Сохранение


Ложникова Ирина Тимофеевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №22 г.Томска

Тема: Духовная культура Руси. Истоки. Сохранение.

Цель: Знакомство с духовной культурой Руси XIV века.

Задачи: - Привитие интереса к истории и культурному наследию своего народа

Оборудование и материалы:

  1. История - сообщение обучающихся на тему «Историческая обстановка на Руси в ХIV-ХV веках» (Учебник истории под ред. Балашова, исторические справочники)

  2. Литература:

-учебник «Литература» под редакцией Курдюмовой Т.Ф.

-литературная энциклопедия

3. Живопись - Нестеров «Явление отроку Ворфоломею» (иллюстрация)

-Рублёв «Троица» (иллюстрация, слайд, сообщение обучающихся)

-«Бой Пересвета с Челубеем»

-Житийная икона Сергия Радонежского. Н.Рерих «Преподобный Сергий» и др.

4. Музыка - Церковное пение, звон колоколов. (Сообщение обучающихся,

аудиозапись, слайды)

5. Архитектура - Музей - заповедник Троице-Сергиева Лавра (сообщение

обучающихся, буклеты, открытки, фотографии, слайды)

  1. Стихотворения в исполнении обучающихся.

  2. ТСО – ПК



^ Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Мы часто говорим «от всей души», «мне это нужно для души», «сделано с душой». А что же такое душа? Подберите однокоренные слова (душевный, одухотворённый, душещипательный, душераздирающий, малодушный, бездушный, воодушевленный, душегуб и др.). Можем ли мы поставить в один ряд слова ДУШЕВНЫЙ и ДУХОВНЫЙ? (запись на доске по итогам обсуждения и работы со словарями)

Тетрадь: Всё, что обогащает наш внутренний мир, и есть духовная культура.

Великий человек 20 века Д.С.Лихачёв сказал следующие слова: «Духовная культура принадлежит прошлому, живёт в настоящем, она в нас самих, она создаётся и продолжаемся. Умейте заметить её, воспринять, поддержать. Любите свою семью, свою память детства, свой дом, свою школу, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар. Любите глубоко и серьёзно, умейте поступиться чем-то ради любимого дела и любимых людей».

Чем больше одухотворён мир, окружающий человека, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Жизнь приобретает для него содержательность. А в холодном, формальном отношении человека к делу, которое он делает, к учителю, к друзьям и близким, к музыке, к искусству духовной культуры нет. Это и есть бездуховность - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Результатом сегодняшней экскурсии - беседы станет ваше эссе, отражающее проблемы духовности, её истоки, пути сохранения. Это не контрольная работа, это ваш творческий взгляд на проблему. Важна не отметка в журнале, а ваша осмысленная оценка этого важного вопроса. Ведь вам жить в этом мире и хранить его ценности.

Ученик:

О, Россия, как Иов по Библии,

Обнажилась ты вся до костей,

И бездонная пропасть погибели

В каждой луже сияет твоей.

Изменились и люди, и ангелы,

Оскверняют и бьют по лицу...

Вот таким, если верит Евангелию,

Блудный сын возвратился к отцу.

Нас не голодом душат, не жаждою,

Но какой-то кромешной тоской,-

Всё трудней нам с минутою каждою...

Что случилось, собратья, сограждане,

Как дошли мы до жизни такой? (Н.Стефанович)

Учитель: Действительно, что же происходит вокруг нас сегодня? Оглянитесь. Снова как нельзя остро встал вопрос о духовных и культурных ценностях. Человек осознаёт своё место в своей стране, в жизни своего народа. Всё чаще устремляет свой взор в прошлое, без которого невозможно настоящее и будущее. Ищет истоки культуры, в которой живёт сам и которую обязан сохранить для потомков. Ведь человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений. Человек - живая связь между прошлым и будущим.

История человеческой культуры - это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощён в созданных им культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя её интеллектуальному и нравственному развитию.

В настоящее время всё чаще говорят о кризисе духовности. О том, что она уходит в прошлое, и о том, что без неё немыслима жизнь человека.

В полной мере природа духа была осознана в ХРИСТИАНСТВЕ. И вот уже более двух тысячелетий духовное учение Иисуса Христа служит истинным источником духовного в каждом из нас. Духовность есть направленность души человека на постижение абсолютных ценностей: Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного, абсолютного и относительного. Духовный человек стремится к соединению с чем-то истинным, идеальным. РЕЛИГИЯ есть единение людей в Боге. При этом сохраняются народные системы ценностей: преданность, самоотверженность, бескорыстие, милосердие, уважение к авторитетам, чувство справедливости, доброты.

^ Очень важным признаком духовной культуры личности является самоотдача и самопожертвование. Но, чтобы отдавать, надо сначала обогатить свой духовный мир.

Нигде не встретим мы конкретных дат начала зарождения духовной культуры Руси, чисел, указывающих на даты её развития. ^ Духовная культура Руси складывалась веками, обогащалась, но при этом стремилась к главному: победе светлого и чистого над мраком - Добра над Злом.

Не случайно для сегодняшней беседы мы выбрали XIV век. Интересен он и с точки зрения истории, и с точки зрения религии, и с точки зрения духовной культуры в целом.

Итак, перенесёмся на 7 веков назад...

^ Ученик: сообщение «История Земли Русской ХIV-ХV веков» (приложение 1)

Учитель: К числу наиболее характерных черт средневековой культуры, вообще, и русской, в частности, относится сильное влияние религии на все её сферы.

Издавна любимым чтением наших предков была АГИОГРАФИЧЕСКАЯ литература - ЖИТИЯ святых. Жития рассказывали о жизни людей, достигших святости, представляли образцы праведной жизни, убеждая, что прийти к такому христианскому идеалу может человек, лишь проверяя свои дела евангельскими заповедями. (Жанр жития и его особенности подробно рассматривались на предыдущем уроке)

Именно таким произведением является житие известного религиозного деятеля ^ Сергия Радонежского (приложение 2), составленного его учеником Епифанием Премудрым, который провёл сам более 30 лет в Троице-Сергиевом монастыре. О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений, посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о великом старце, как называли Сергия современники, содержится главным образом в его житии, написанным Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах. Насколько это было возможно в рамках избранного им жанра, Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ сведениями, полученными из летописей и других источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.

В середине 15 века этот труд был отредактирован другим известным книжником - ^ Пахомием Сербом (Лагофетом) и лишь в таком виде дошёл до наших дней.

Развитие литературной и художественной традиции, связанной с Сергием, продолжается до сих пор. В 19 веке в круг литературы о преподобном Сергии входит книга Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (1924 г.)

Чтение книги Зайцева и составление краткой биографии Сергия сопровождается демонстрацией наглядного материала, подобранного учениками. Иллюстрации картин Нестерова. (приложение 3)

Согласно житию, Варфоломей уже с детства был отличён Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в «богоизбранности» их среднего сына.

Незадолго до рождения Варфоломея его мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в саамы важные моменты литургии (церковной службы) младенец прокричал во чреве матери.

В первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели - среду и пятницу.

Около 1328 года боярин Кирилл со своим семейством был принудительно переселён в Московские земли в с.Радонежское.

Покинув отцовский дом, братья выстроили в лесу бревенчатые кельи и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в 3-х лицах Бога: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух святой) служил в ту эпоху символом любви и единения. Всю жизнь Радонежский подвижник стремился к установлению евангельских, братских отношений между людьми. И потому ученики с полным основанием называли его «учеником Святой Троицы». Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублёвым «в похвалу Сергию» и находилась над гробницей великого старца.

^ В 1354 году живший в Переяславле - Залесском епископ Волынский Афанасий поставил Сергия во игумены (настоятель) и одновременно рукоположил его в сан священника.

Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размерена и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Маковец и совершать миротворческие походы, с тем, чтобы вразумить князей и заставить их прекратить губительные для страны усобицы.

Чувствуя огромную духовную ответственность за всё, что происходит на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утвердить правду Евангелия перед лицом ожесточившегося мира. Следуя советам других христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком - порой с риском для жизни, среди войн и мировых поветрий - ходил с призывом к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь.

Посылая своих иноков (Пересвета и Ослаблю) на бой с «погаными», Сергий нарушал церковные каноны, запрещающие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным «спасением души». Однако Сергий был готов понести и эту, самую тяжкую для монаха жертву.

Победа на ^ Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника - Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле.

Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь иноческий путь Сергия. На его родине, в Ростове, главный храм города был посвящен Успению Богородицы. Любимой келейной иконой подвижника была «Богоматерь Одигитрия». Согласно житию, он каждый день пел ей хвалебную песню. (приложение 4)

Игумен наяву видел ангелов и райских птиц, неземное сияние и небесный огонь. Но вершиной богосозерцания, которого удостоился святой, стало чудесное явление Богородицы - событие, отозвавшееся далеко за пределами Троицкого монастыря. (приложение 5)

Вечер жизни Сергия был тихим и ясным. Окружённый многочисленными учениками, горячо почитаемый всем народом - от великого князя до последнего нищего, - он неуклонно совершал свой иноческий труд на Маковице. До наших дней сохранился выполненный в первой четверти 15 века шитый покров с изображением Сергия (хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры) (приложение 6)

^ Он изображён в рост, в монашеских одеждах, шитых неяркими коричнево-вишнёвыми, жёлтыми и светло-голубыми шелками. Выделяются только красные голгофские кресты на схиме. Необычно выразительное скуластое худощавое лицо, обрамлённое копной густых рыжеватых волос и широкой, уже изрядно тронутой сединой бородой. Отсутствующий, устремлённый «внутрь себя» взгляд слегка раскосых глаз. Образ аскета, отшельника подчёркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру старца.

Завещание его - каким оно сохранилось в тексте жития - просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и заботу о нищих и бездомных.

^ 25 сентября 1392 года Великий старец отошёл в мир иной. Уже вскоре после кончины Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В 1422-23 годах над могилой Сергия выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы. (приложение 7)

Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Согласно преданиям, его чудесным «явлением» были отмечены взятие Казани русским войском в 1552 году, борьба с интервентами в смутное время. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа. «Строителем духовной культуры» назвал Преподобного художник Н.Рерих.

^ В тетрадь: Заветы Сергия - христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путём множественного самоотречения - стали светлыми идеалами русской культуры.

^ Виртуальное путешествие в Троице-Сергиеву Лавру. Экскурсоводы - дети. Возможно использование фотографий, открыток, слайдов и слайдовой презентации. (приложение 7)

Архитектурный ансамбль «Троице-Сергиева Лавра» - музей-заповедник, который обладает одним из самых крупных в мире собраний шедевров древнерусского искусства. Произведения выдающихся живописцев, а также творения сотен безызвестных мастеров кисти, резца, чеканки, вышивальщиц, миниатюристов представлены в его экспозиции.

Осматривая бесценный сокровища национальной культуры, невольно думаешь о тех, кто сохранил эти богатства для потомков. Работы реставраторов, историков, искусствоведов и археологов вернули подлинное лицо этим древним памятникам, заставили их говорить, чтобы они передали для грядущих поколений национальные особенности и достижения русского народа.

^ Ученик: сообщение по живописи, изобразительному искусству средних веков, иконописи. А. Рублёв «Троица» (приложение 8)

Ученик:

Сквозь листву неудержимо

Тихо льёт церковный звон,

Уносясь куда-то мимо

В бесконечность всех сторон.

Сквозь большие непорядки

Душ людских добро скользит...

Где и в чём его зачатки?

И какой влечёт магнит?

Дивной силой притяженья

Кто-то должен обладать,

Чтобы светлые явленья

В тьме кромешной вызывать. (К. Случевский)

^ Ученик: сообщение «Музыка храма. Колокольный звон на Руси» (приложение 9). Звучит колокольный праздничный перезвон.

Учитель подводит итоги проведённого урока:

В тетрадь. «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею. Для современников Сергий стал «светильником» - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия.» В.О.Ключевский

Не о продленье дней молю,

Не перед тёмной бездной трушу –

Спаси, о Господи, мою

В соблазнах гибнущую душу!

В конце столетья на Руси

В лихую дерзостную пору

Мне душу, Господи, спаси

И дай надежду и опору.

Хочу узнать, как слово «Русь»

Опять взойдёт на небосклоне.

О том, Всевышний, и молюсь.

Не оттолкни мои ладони.

На небосклоне, как всегда,

Других собой не затмевая,

Пусть воссияет, как звезда,

Душа отечества живая. Б.Сиротин


Домашнее задание (по выбору в соответствии с подготовленностью обучающихся и класса в целом):

teksti-lekcij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-moskva-2001.html
teksti-lekcij-po-elementarnoj-matematike-izbrannie-razdeli-dlya-slushatelej-fakulteta-dovuzovskoj-podgotovki.html
teksti-lekcij-po-predmetu-grazhdanskoe-pravo-respubliki-uzbekistan-stranica-5.html
teksti-na-anglijskom-yazike.html
teksti-podgotovili-o-andzhej-shchensnij-stranica-2.html
teksti-pritch-s-metodicheskim-apparatom-metodika-raboti-nad-izlozheniyami-s-kompleksnim-analizom-teksta-posobie-dlya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-podbora-vin-k-blyudam.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uroki-33-34-struktura-zhanra-poslovica-ugadajku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-vladimirskogo-arhiva-v-1999-g-rasskazat-ne-umeet.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-uchebnoe-posobie-izd-2-e-pererab-i-dop-petrozavodsk-izdatelstvo-petrgu-2006.html
  • college.bystrickaya.ru/1410-visokochastotnoe-indukcionnoe-karotazhnoe-izoparametricheskoe-zondirovanie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-sitroniks-kod-emitenta-stranica-41.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-dnej-nauki-katanovskie-chteniya-2010-abakan-2010-poryadok-provedeniya-dnej-nauki-katanovskie-chteniya-2010-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankrotstvo-kreditnih-organizacij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-organizacij-uchastnikov-konferencii-reshetnevskie-chteniya-2008.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-sekcii-mo-gumanitarno-matematicheskogo-cikla-za.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-v-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-inostrannij-yazik.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gruppi-dlya-detej-ot-8-mes-do-3-let-rabotayushej-s-ispolzovaniem-montessori-metoda.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-razrabotani-v-sootvetstvii-s-rabochej-programmoj-soderzhanie-metodicheskih-rekomendacij-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-mdk-01.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-socialnoj-otvetstvennosti-biznes-nikto-ne-osvobozhdal-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • studies.bystrickaya.ru/krizis-konca-98-goda-ekonomiko-politicheskij-aspekt.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-pervaya-stanovlenie-esteticheskoj-nauki-filosofsko-kulturologicheskie-i-metodologicheskie-osnovaniya-sovremennoj-estetiki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vi-mozhete-poluchat-gorazdo-bolshe-udovolstviya-ot-zhizni-allen-karr-legkij-sposob-brosit-pit.html
  • klass.bystrickaya.ru/762-informacionnoe-obespechenie-regionalnih-i-municipalnih-organov-vlasti.html
  • report.bystrickaya.ru/grecheskaya-istoriografiya-epohi-ellinizma-marina-yurevna-istoriya-istoricheskogo-znaniya-repina-lorina-petrovna-zvereva.html
  • college.bystrickaya.ru/20-metodi-empiricheskogo-issledovaniya-nablyudenie-opisanie-izmerenie-eksperiment.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektami-sovnet-stranica-7.html
  • essay.bystrickaya.ru/defekt-mass-i-energiya-svyazi-yader-chast-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zalozhniki-lzhi-moskovskij-komsomolec-gridneva-marina-maetnaya-elizaveta-14092004-206-str-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-en-trudovoe-pravo-dlya-specialnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sdokladom-o-vliyanii-podema-urovnya-vodi-na-vozmozhnost-aktivizacii-karstovih.html
  • institute.bystrickaya.ru/ev-timashev-sovetskij-narod-rukovodimij-kommunisticheskoj-partiej-dobilsya-v-proshedshem-1952-godu-novih-uspehov.html
  • books.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-inzhenera-po-pozharnoj-bezopasnosti-utverzhdayu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/47istochniki-i-prichini-zasoreniya-rechi-darya-golovanova-ekaterina-mihajlova-russkij-yazik-i-kultura-rechi-kratkij-kurs.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-fiziki-po-teme-reaktivnoe-dvizhenie-v-prirode-i-tehnike.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-priznaniyu-mnogih-vse-to-luchshee-chto-zalozheno-v-nas-mi-mnogim-obyazani-svoim-predkam-tak-ili-ne-tak-v-etom-pridetsya-razbiratsya-nam-samim-ili-sudit-po-dela.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mnogoprofilnie-sedmaya-ramochnaya-programma-es-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-7rp-novostnaya-lenta.html
  • school.bystrickaya.ru/krim-rossiya-ili-ukraina-chast-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-marketingovoj-deyatelnostyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobitiya-vedomosti-ispolzovana-informaciya-interfaksa-ria-novosti-i-prajm-tass-02122005-227-str-a3.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-studencheskom-fotokonkurse-cveti-balashovskogo-muzikalnogo-uchilisha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.