.RU

Тема «Эмоции в жизни человека» - Программа интегрированного курса по формированию здорового образа жизни (биология,...


Тема «Эмоции в жизни человека»


Эпиграф:

«Будешь плакать, не плясать -

курица обидит!»


  1. Вводная беседа

- Чем человек отличается от животных?


82

На этот вопрос не так легко ответить. Действительно, животные очень похожи на человека по внешнему и внутреннему строению (органы некоторых животных даже используют для пересадки человеку); человек вскармливает детенышей молоком, как и млекопитающие животные; у обезьян, так же, как у человека 4 группы крови, одинаковые болезни; животные умеют разговаривать (правда, по - своему, но ведь и мы понимаем далеко не все языки); обладают хорошей памятью, элементарной рассудочной деятельностью…

И, все же, есть кое-что, что отличает человека от животных – это умение выражать свое внутреннее состояние, настроение с помощью эмоций.

И уж совершенно точно, ни одно животное не в состоянии управлять своими эмоциями и чувствами – это под силу только человеку.

- А для чего человеку нужны эмоции?

Мы слишком мало используем возможность рассказать другим о своих чувствах. Из-за этого мы часто не можем объяснить свое состояние другим, и люди нас не понимают. Общение с нами становится скучным и сухим. Очень важно уметь говорить о своих чувствах и понимать чувства других.


  1. ^ Игра «Угадай эмоцию»

Учащимся предлагаются схематические изображения различных эмоций (радость, ярость, гнев, удивление, страх), небольшие сюжетные картинки, где герои демонстрируют различные эмоциональные состояния, мини-рассказы, сюжеты-загадки различной эмоциональной раскраски. (Приложение к разделу). Учащиеся по очереди берут карточку и изображают предложенную эмоцию мимикой, жестами, голосовыми интонациями, остальные должны угадать её. Затем проводится конкурс «На самую злую злость», «Самый страшный страх» и т.д.

На доске можно написать следующие слова для подсказки: интерес, радость, вина, удивление, отвращение, стыд, любопытство, испуг, отчаяние, печаль, восхищение, любовь).


  1. ^ Задание «Цветоскоп»

Как вы заметили, у человека могут возникнуть самые разные эмоции, в зависимости от переживаний и настроения. Самая основная эмоция человека – интерес, нам легко говорить о радости, восторге, счастье, но есть и неприятные чувства – печаль, стыд, вина.

- А какого цвета эмоции?

Учащимся предлагается набор цветных карточек (10 цветов: все цвета радуги, а также белый, серый, черный), и карточки с названиями десяти эмоций (количество эмоций может быть различным).

- Попробуйте подобрать к каждой эмоции свой цвет.

После выполнения работы подводится итог:

Обратите внимание, что большинство из вас, к приятным эмоциям (радость, счастье, любовь) подобрали светлые, теплые (приятные для вас) тона, а гнев, стыд, печаль вы окрасили темными, мрачными (неприятными) цветами.


- Всегда ли можно выражать свои эмоции?

В некоторых случаях необходимо помочь, пожалеть, поддержать своего товарища или даже незнакомого человека, важно научиться сопереживать друг другу. Умение сопереживать показывает ваш уровень человечности.


  1. ^ Тест «Прояви сочувствие» (смотри выше)

83


  1. Рефлексия

- Чему я сегодня научился?

- Что узнал сегодня нового о себе самом?


^ VI. Домашнее задание

Для выполнения домашнего задания группа делится на 3-4 команды. Каждая команда должна подготовить инсценировку или пересказ небольшого литературного произведения, в котором по сюжету герой испытывает различные чувства.





27. Занятие 2.

Тема «Как научиться управлять своими эмоциями?»


  1. Вводная часть.

Упражнение «Внутренняя бесконечность»


При выполнении заданий, участники имитируют различные внешние реакции, чем вызывают у себя внутренние изменения. Таким образом, дети приобретают опыт переживаний различных эмоциональных состояний. На выполнение каждого задания должно быть затрачено не менее 1 минуты. Выполнять задания учащиеся могут по одному, группами, все вместе. Количество заданий может быть различным, в зависимости от настроения и времени занятия.



^ II. Проверка домашнего задания


Проверка домашнего задания проходит в два этапа. Сначала просто читается подготовленный текст. После этого текст читается еще раз и сопровождается инсценировкой. Важно следить за тем, чтобы учащиеся правильно использовали мимику, жесты.


^ Примерные тексты для домашнего задания:


Соленый чай

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара положил в чашку две столовые ложки соли. Помешал, сделал первый глоток. «Какой противный чай!» - воскликнул мальчик.


Дюймовочка и майский жук


Майский жук перенес Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке очень не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным. Она совсем не хотела быть его женой! Жук очень рассердился на нее за это, затопал всеми шестью ногами и, слетев с ней с дерева, опустил ее на ромашку.


Два товарища


Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

^ Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, - говорит, -медведь тебе на ухо говорил?» - «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».


^ III. Как управлять своими эмоциями?


Довольно часто в жизни вы и ваши знакомые попадали в самые разнообразные ситуации, иногда довольно неприятные. Как вести себя в подобных случаях?

Обсудите следующие ситуации и назовите эмоции, которые могут у вас возникнуть, объясните, будете ли вы эти эмоции проявлять.

- Вы гость – на вас случайно падает кусок торта, проливается горячий чай….

- Вы ждете автобуса – проезжающая машина забрызгала вас грязью…

- Вы ждете хороших результатов диктанта – получаете два…

- Вы собрались с подругами гулять – воспитатель просит помочь в столовой…

- Дискотека – вам хочется надеть что-то новое, но вещи в вашем гардеробе вас не радуют.

Действительно, эмоции во всех этих случаях «бьют через край», но уместно ли было их проявлять? Некоторые из вас не смогли сдержать напор возникших чувств. А ведь


85

именно умение управлять своими чувствами характерно для человека сильной воли, выдержанного, уравновешенного. Такой человек всеми любим и всем приятен.

А можно ли научиться управлять своими эмоциями?

^ 1. Задание «Пульс»

Найдите на запястье место, где лучше всего чувствуется биение пульса, После моего сигнала сосчитайте пульс за минуту.

А теперь закройте глаза и представьте себе ситуацию, в которой вы испытали большую радость. Через минуту измерьте свой пульс.

Теперь представьте себе ситуации, в которых вы испытывали сильный страх, злились, чувствовали себя виноватыми. Снова измерьте пульс. Если измерения были проведены правильно, то между числами, полученными при разных замерах пульса, есть разница.

Значит, когда жизненная ситуация заставляет нас испытывать сильные чувства, наше самочувствие меняется. То самочувствие, которое у нас бывает, не всегда нам нравится. Вероятно, мы сами можем вызывать у себя различные ощущения и менять состояние так, как нам хочется.


^ 2. Упражнение «Хоровод»

Группа делится на две-три команды. Команды образуют хороводы.

Сейчас хороводы будут двигаться под музыку. Движения самые разные. Каждый предлагает свои, если они нравятся всем, то хоровод танцует именно этот танец. Через 3-5 минут образуется общий хоровод. После танца все благодарят друг друга аплодисментами.

Вы правы, хорошая музыка, веселый танец многим из вас улучшили настроение. Но есть и специальные упражнения, которые могут улучшить настроение, самочувствие.


3. Аутотренинг

Выполнять упражнения можно в любое время дня, 3-4 раза по 15-20 минут.

Необходимо постараться, чтобы ничего не отвлекало вашего внимания (закрыть глаза, приглушить свет, закрыть уши тампонами).

Перед тем, как приступить к занятиям, сделать массаж головы или небольшую задержку дыхания на полувыдохе.

Можно использовать следующую формулу для самовнушения:

«Я хочу быть смелым, сильным, спокойным, терпеливым. Хочу всегда быть здоровым и буду здоровым. С каждым днем мне будет становиться лучше и лучше!».

В этой формуле перечислены все самые важные, жизненно необходимые положительные качества. (Текст формулы может быть другим, в зависимости от настроения и ситуации).

Если человек испытывает большие эмоциональные нагрузки, у него может возникнуть состояние, которое называют «стресс». С помощью стресса организм мобилизует себя на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. При этом улучшаются внимание, память, мышление. Но если человек живет в постоянном напряжении, стрессе, то возникает упадок сил, апатия, которое обозначается как «дистресс». Дистресс – невыносимое напряжение, он выматывает человека, может стать причиной многих болезней. Поэтому очень важно научиться управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях.

- Что можно для этого предпринять? Как поступают в этом случае взрослые?




  1. Закрепление


Программированные задания

(Выберите правильный ответ)


  1. Эмоции – это:

А – аппетит;

Б – отношение к учебе;

В – различные состояния человека, связанные с его переживаниями.

^ 2. Основной эмоцией человека является:

А – радость;

Б – интерес;
В – печаль.

3. Воспитанный человек должен уметь:

А – управлять своими эмоциями;

Б – все время скрывать свои эмоции.

4. У человека должны быть:

А – только одни и те же эмоции;

Б – разные эмоции, в зависимости от причин, их вызывающих.

5. Чувства – это:

А – переживания человека;

Б – внешний облик человека.

6. О каких чувствах легче говорить:

А – о печали, гневе, боли;

Б – о радости, восторге, счастье.

^ 7. Какое чувство нравится тебе больше других?

А – печаль, гнев;

Б – радость, счастье;

В – стыд, вина.


  1. Рефлексия.

- В каких жизненных ситуациях необходимо владеть своими эмоциями, уметь их сдерживать?

- Где может пригодиться сила воли, сдержанность, чувство юмора, смелость, ответственность и другие качества и чувства?

Верно, они нужны для того, чтобы быть красивым, успешным, чтобы многого добиться в жизни, получить хорошую профессию. Найти добрых и верных друзей.

Для этого вы должны понять, что каждый человек может управлять собственными эмоциями и должен бережно относиться к чувствам и переживаниям других людей.


87



Гнев




Грусть





Злоба




Радость


89

Приложение 28

К разделу «В здоровом теле – здоровый сон»


Ничто не говорит о тебе

так много, как твои сны!


Фридрих Ницше




Задачи и содержание раздела:


28. Рекомендации и упражнения для улучшения сна



90


При соблюдении всех условий нормального сна:



Не открывая глаз, сделайте в постели следующие упражнения:


Эти упражнения усиливают кровообращение, активизируют жизнедеятельность всех клеток.


Не открывая глаз, сделайте для них следующие упражнения:

  1. круговые движения вверх – вниз – 3 раза, вправо – влево – 3 раза;

  2. круговые движения глаз по часовой и против часовой стрелки - 3 раза;

эти упражнения можно повторять в течение всего дня.


Массаж головы поможет настроиться на работу:

  1. положите три пальца в выемку затылка и массируйте эту точку круговыми движениями;

  2. положите ладони на темя и массируйте вперед – назад обеими руками с умеренным напряжением. Пальцы и ладони должны двигаться вместе с кожей. Дышите ровно и тихо.



Академик

Александр Дерябин


91

Приложения (29 -30)

К разделу «Где хранится память?»


Что память – компас?

Или старый слайд?

Плодоносящий или мертвый сад?

Очаг с золой иль факел, что зажжен

На связи поколений и времен?


Н. Грибачев




Задачи и содержание раздела:




92

29. Занятие 1.

«Виды памяти, или у кого память лучше?»


«Память – это сильнейшее оружие»


  1. Подготовка к восприятию темы

- Ребята, попробуйте повторить за мной стихотворение:

Широка и глубока

Под мостом текла река.

Под корягой

Под мостом

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне

Часами,

Шевелил во сне

Усами.


- А теперь следующее задание:

На столе разложены различные предметы, хорошо рассмотрите их в течение 1 минуты и постарайтесь запомнить. Один учащийся выходит из класса, в это время предметы на столе необходимо поменять местами. Ученик должен определить, какие изменения произошли. (Это задание можно повторить несколько раз, чтобы увидеть разный результат у разных учащихся).

Почему не все смогли выполнить мои задания правильно? (память плохая)

- А что такое память?

Включив магнитофон, мы уверены, что сможем записать на магнитную ленту любимую песню, концерт, беседу. И машина запомнит все быстро и надежно: включай и слушай любое количество раз. У человека тоже есть живой магнитофон – это наш мозг, «хранилище памяти» и самое удивительное создание природы. Он способен запоминать не только отдельные звуки и слова, но и целые образы и хранить их в течение многих месяцев, лет, иногда всю жизнь. Научившись в детстве кататься на велосипеде, коньках, лыжах, человек сохраняет эти навыки многие десятилетия.

Память человека творит самые настоящие чудеса. Она может запечатлеть зрительные картины после одного просмотра, как фотоаппарат. «Фотографическая» память особенно развита у первобытных племен, у отсталых народов, а также у детей, но с возрастом она ухудшается, и только у художников и людей творческих она может сохраняться всю жизнь. Представьте себе, что стадо животных, насчитывающее до 5 тысяч голов скота, сторожат пятьдесят пастухов – африканцев. Пастухи не умеют ни читать, ни писать, но стоит хоть одному животному затеряться в джунглях, как они сразу замечают его исчезновение.

Память – это сложный процесс, который складывается из запоминания, хранения и воспроизведения информации или собственного опыта.

- Для чего человеку нужна память?

Рождается человек, начинает познавать окружающий мир, узнает мать, отца, бабушку, сестер и братьев. Легко отличает своих от чужих. Учится говорить, идет в школу, изучает много разных предметов. Затем становится специалистом. И все это благодаря памяти. Благодаря памяти художники пишут картины, композиторы – музыку, инженеры создают новые машины. Память сделала возможным полет человека в Космос, позволила открыть тайны Океана.

Наполеон говорил: «Голова без памяти – что крепость без гарнизона»

93

Человек, лишенный памяти, подобен новорожденному ребенку. После тяжелых травм люди могут потерять память полностью или частично. Им приходится заново учить буквы, знакомиться со своими родственниками, друзьями. Потеря памяти – это тяжелая психологическая травма. Плохая память мешает хорошо учиться, работать, жить полноценной жизнью.


^ II. Беседа.

  1. Виды памяти.

Существует довольно много видов памяти.

Художники в состоянии воспроизводить по памяти целые пейзажи и картины, шахматисты способны вести одновременную игру со многими партнерами, не глядя на доски. Шахматист А. Алехин в 1943 году играл с фашистскими офицерами одновременно на 32 досках. При этом два раза сыграл вничью и 30 раз выиграл. Такой вид памяти получил название зрительной.

Четырнадцатилетний Моцарт «похитил» секрет одного музыкального произведения, ноты которого монахи держали в секрете. Ему было достаточно один раз прослушать это произведение, чтобы возвратившись домой, самому переложить его на ноты без единой ошибки. Секрет прост: Моцарт обладал прекрасной слуховой памятью.

Вы, наверное, замечали, что одним людям легко дается обучение катанию на лыжах, коньках, велосипеде. Здесь мы можем сказать, что у них хорошо развита двигательная память.

Если вы легко запоминаете большие тексты или, как древнеримский философ Сенека можете повторить до 2 тысяч слов, то у вас хорошая словесно-логическая память.

Есть люди, которые легко перемножают в уме восьмизначные цифры на восьмизначные, причем делают это за несколько секунд. Это не чудо, просто у них прекрасная механическая память.

Некоторые виды памяти имеются у человека с рождения и заданы ему от природы. В дошкольном возрасте развита непроизвольная память, к моменту обучения у вас начинает развиваться механическая память, так как приходится заучивать много новой информации. Большинство видов памяти развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека. С возрастом некоторые виды памяти постепенно ухудшаются, это связано со старением мозга, как главного органа памяти, а также потому, что человек с возрастом начинает все меньше пользоваться видами памяти, данными ему природой.

Память – хорошая помощница человека, но, чтобы пользоваться ею продуктивно, надо знать особенности своей памяти.


  1. ^ Исследование типов памяти.

Сейчас с помощью несложных тестов, вы попробуете определить преобладающий у вас тип памяти.

Слуховая память.

Вам необходимо прослушать и после десятисекундного перерыва записать предложенные слова (слова читаются с перерывом 4-5 секунд):

^ Перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

После 10 минутного перерыва предлагается второй тест.

Зрительная память.

Внимательно прочитайте слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишите их.

^ Поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок, крыса, кустарник, сказка.

Моторно-слуховая память

Сейчас я буду читать слова, а вы вслед за мной будете записывать их в воздухе пальцем. Затем запомнившиеся слова нужно будет записать на листе.

94

^ Тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка.


Зрительно - моторно - слуховая память.

Сейчас я вам буду читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем запишите слова, которые запомнили.

^ Река, сажа, телега, козел, учитель, трава, апельсин, волк, карта, гриб.

Обработка полученных данных: (обработку данных проводит учитель)

Прежде всего, подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем, для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле:

С = п/10, где С – коэффициент типа памяти, п – количество правильных ответов.

В норме коэффициент должен быть равен 0,6 – 0,8. При сравнении результатов можно определить ведущий тип памяти, а также форму запоминания, которая развита у ребенка хуже всего.


III. Рефлексия

  1. Что вы узнали сегодня нового?

  2. Какой тип памяти является у вас ведущим?

  3. А что делать людям с плохой памятью?

Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии.


^ IV. Домашнее задание:

Выучить отрывок любого стихотворения, прозы, используя свой ведущий тип памяти.


30. Занятие 2.

«Как тренировать память?»


^ I. Проверка выполнения домашнего задания.


Учащиеся по желанию рассказывают отрывки выученных произведений.

- Ребята, у кого из вас задание не вызвало больших затруднений?

- А кто совсем не справился с заданием?

Плохой памятью не стоит гордиться, но и расстраиваться, тоже не стоит. Память нужно тренировать с самого раннего возраста, ведь она напрямую связана с мышлением.

Есть много полезных рекомендаций, касающихся развития памяти.


^ II. Основные правила запоминания.

  1. Чаще старайтесь запоминать различного рода информацию (факты, даты, имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т. д.) устно, не прибегая к записи.

  2. Старайтесь запомнить новую информацию сразу же, как только она воспринимается органами чувств, и сохранять ее в голове через повторение время от времени.

  3. Используйте для запоминания, сохранения и воспроизведения информации схемы, символы, условные знаки, составьте план пересказа.



95

  1. При восприятии и запоминании нового материала чаще обращайтесь к его осмыслению, образному представлению.

  2. Всегда старайтесь во вновь запоминаемом материале находить что-либо интересное, необычное, способное вызвать эмоциональную реакцию.

  3. Внушите себе необходимость усвоения материала, и это сократит время на его запоминание.

  4. Более эффективно один раз прочитать текст и несколько раз его повторить, чем наоборот.


III. Упражнения для развития зрительной памяти.


Упражнение 1. В течение какого-либо времени (от одной до трех недель ежедневно, утром, днем и вечером) сделайте следующее: посмотрев внимательно на окружающую вас обстановку, закройте глаза и назовите все предметы, которые вас окружают. Откройте глаза и проверьте правильность своего ответа.

Упражнение 2. Возьмите сложный объемный предмет, по-разному воспринимаемый с разных сторон. Осмотрите его с двух сторон, затратив на осмотр одной стороны от 10 до 15 секунд. Отложите предмет в сторону и, не глядя на него, воспроизведите в рисунке. Затем задание можно усложнить, осматривая и зарисовывая предмет со всех сторон.

Упражнение 3. Взгляните последовательно на фотографии двух людей, затратив на рассматривание каждой фотографии от 30 секунд до 1 минуты. Отложите фотографии в сторону. Ответьте на следующие вопросы: одинакова ли форма лица у этих людей? Если нет, то чем их лица отличаются? Одинаковы ли форма и выражение глаз у этих людей? Если нет, то в чем состоит отличие? Одинаковы ли губы у этих людей? Чем они отличаются? Есть ли в лицах этих людей другие особенности, которые отличают их друг от друга?


  1. ^ Упражнения для развития слуховой памяти.


Упражнение 1. Внимательно следите за тем, что и как говорят люди, выступающие по радио или по телевидению. Поставьте перед собой задачу, услышав наиболее интересные их высказывания, научиться говорить то же самое и так же хорошо, как они. Для этого, следя за речью говорящих, повторяйте вслух или про себя наиболее интересные фразы, причем, старайтесь их воспроизвести точно так же, как они были сказаны.

Упражнение 2. Упражнение аналогично первому, но запомнить и повторить нужно будет музыкальные записи (песни), которые воспроизводятся вслед за певцом, с музыкой и без нее.

Упражнение 3. Попробуйте подражать голосом длинным сериям звуков, отличным от речевых и музыкальных, например звукам, производимым животными и птицами. Если это ритмические звуки, то можно их воспроизводить постукиванием.


  1. ^ Упражнения для развития двигательной памяти.


Упражнение 1. Зрительно восприняв изображенную где-то кривую или ломаную линию, попробуйте точно воспроизвести её на листе бумаги. Сравните эталон с тем результатом, который у вас получился.

Повторите это упражнение несколько раз с различными линиями.

Упражнение 2. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия танцами. Старайтесь чаще разучивать новые танцевальные движения.

Упражнение 3. Если вы занимаетесь спортом или же регулярно делаете физическую разминку, зарядку, то и здесь вы найдете для себя хорошую возможность для

96

совершенствования двигательной памяти. Условие то же, что и при выполнении упражнения 2: чаще разучивайте, запоминайте и воспроизводите новые движения.

Упражнение 4. Хорошо развивает двигательную память копирование букв, слов, текстов, написанных на иностранных языках.


teleportaciya-proishozhdenie-i-zachatie-9.html
teleradiomarafon-est-pervij-million-nekommercheskij-sektor-v-rossii-smozhet-razdelit-socialnie-obyazatelstva.html
teleskop-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
telest-e-mail-kollekciya-113-g-moskva-ul-roslovka.html
televidenie-i-turne-igra-v-vizhidanie-chernoe-i-beloe.html
televidenie-mezhsetevogo-protokola.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/babkozakidatelskie-nastroeniya-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-chitatelej-v-tom-chisle-ne-imeyushih-specialnih-znanij-po-politicheskoj-ekonomii-ksozhaleniyu-po-vine-avtorov-inih-uchebnikov-i-knig-vstrechaetsya-u-nas-stranica-16.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-opita-sostavleniya-etnograficheskogo-slovarya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sravnitelnie-harakteristika-rezultatov-kachestva-obrazovaniya-ou-po-ustavu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veroyatno-vse-eshyo-pomnyat-uzhasnij-snegopad-razrazivshijsya-dvadcat-vosmogo-dekabrya-proshlogo-goda-srazu-posle-obeda-nenaste-obrushilos-togda-sovershenno-vnezapn.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-g-puchko-biolokaciya-dlya-vseh-stranica-14.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-sovremennih-tehnologij-i-tehnicheskih-sredstv-po-napravleniyu-issledovaniya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme.html
  • credit.bystrickaya.ru/podderzhka-molodih-semej-vospitivayushih-detej-s-otkloneniyami-v-razvitii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pohmele-dezha-vyu-huan-bas.html
  • studies.bystrickaya.ru/deti-31-sidnej-istoriya-pyati-pokolenij-semi-dulcinih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-takoe-socialnaya-reklama.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-predstavleniya-o-vselennoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-chisla-istoriya-sorokaletnego-stranstvovaniya-izrailya-po-pustine.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-rostransnadzora-v-2010-godu-i-zadachah-na-2011-god.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-razrabotki-kompyuternoj-programmi-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sledovatelej-itogi-raboti-za-2009-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-gosudarstvennoj.html
  • school.bystrickaya.ru/kompyuternoe-modelirovanie-dvizheniya-tel.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskaya-adresnaya-programma-energosberezhenie-v-mnogokvartirnih-zhilih-domah-raspolozhennih-na-territorii-respubliki-dagestan-stranica-25.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-chast-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/pobeda-proigravshego-vremya-novostej-ekaterina-butorina-eduard-lomovcev-09122008-228-str-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sodejstviyu-zanyatosti-socialno-nezashishennih-kategorij-grazhdan-prioritetnoe-vnimanie-eleev-lukyan-temirkanovich-sabanov-ruslan-kadirovich.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-l-uchebnoe-posobie-po-vipolneniyu-vipusknih-rabot-dlya-specialnostej-420740-tehnologiya-produktov-obshestvennogo.html
  • control.bystrickaya.ru/dmitrij-kalinin-dyadishev-teni-chernobilya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-razmeshenie-proizvodstvennih-sil-na-temu-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-offshornie-centri.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-pervij-obshie-polozheniya-sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-19967.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-nauchno-issledovatelskih-rabot-pedagogov.html
  • essay.bystrickaya.ru/budet-aif-molotkova-polina-07022007-06-str-5-gosduma-rf-monitoring-smi-7-fevralya-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/andrej-belij-mezhdu-dvuh-revolyucij-vospominaniya-v-3-h-knigah-stranica-13.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-specializacii-predshkolnoe-obrazovanie-razvitie-u-detej-predshkolnogo-vozrasta-predstavlenij-o-cheloveke-i-vselennoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezident-associacii-kinoobrazovaniya-i-mediapedagogiki-rossii.html
  • write.bystrickaya.ru/gazovaya-hromatografiya-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-proektu-so-ran-5-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-5-proektirovanie-sistem-vvoda-potokov-vhodyashih-dokumentov-uchebnoe-posobie-po-kursu-proektirovanie-sistem.html
  • institut.bystrickaya.ru/srazu-sleduet-ogovoritsya-nikogda-ne-ekonomte-na-monitore-monitor-nelzya-modernizirovat-on-pokupaetsya-odin-raz-dlya-dolgovremennogo-ispolzovaniya-imenno-ch.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.