.RU

Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознаниясубъекта творческого трудав изобразительной деятельности дошкольника


Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознания
субъекта творческого труда
в изобразительной деятельности дошкольника

(указать, на примере какого вида изобразительной деятельности будет
проводиться исследование - рисование, лепка, аппликация, роспись,
оформительство, декоративно-прикладное творчество и т.д.)


План

Введение.

1. Психологическое содержание труда и возможности его реализации в форме изобразительной деятельности.

1.1. Психологическая структура развитых форм творческого труда.

1.2. Особенности психологической структуры сознания субъекта творческого труда в детском возрасте.

1.3 Характеристика изобразительной деятельности дошкольника.

1.4. Применение алгоритма приписывания признаков субъекта творческого труда изобразительной деятельности.

2. Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий развития сознания субъекта творческого труда в изобразительной деятельности дошкольника.

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2. Характеристика предмета и объекта исследования.

2.3. Методика исследования.

2.4. Результаты констатирующей серии эксперимента.

2.5. Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Актуальность темы связана с необходимостью преодоления существующего противоречия в исследовании проблемы творчества, которое представлено в основном работами, изучающими “творческое мышление”, ”творческое воображение”, т.е. изучаются отдельные познавательные процессы, как правило, в лабораторных исследованиях, тогда, как реальный творческий процесс представляет собой деятельность творческого человека, личности. Иными словами, данное исследование осуществляет практическое движение научной мысли от абстрактного (отдельных познавательных процессов) к конкретному проявлению в конкретной деятельности сознания творческой личности. Вместе с тем, актуальность темы связана с исследованием генезиса сознания субъекта творческого труда на такой деятельности детей, которая традиционно считается хотя и близкой к труду (продуктивный характер), но не является трудом, тогда как такая же деятельность взрослых, бесспорно, относится к труду.

^ Цель исследования - показать психолого-педагогические условия и возможности изобразительной деятельности в развитии полного объема психологических признаков самосознания субъекта творческого труда в дошкольном возрасте.

Задачи. 1. Адаптировать и использовать в исследовании изобразительной деятельности методику диагностики психологических признаков сознания субъекта творческого труда. 2. Осуществить с помощью алгоритма приписывания признаков логико-психологический анализ изобразительной деятельности дошкольников. 3. Определить объект изучения, адекватный предмету исследования - психологическому содержанию творческого труда. 4. Провести исследование в разных возрастных группах и сравнить показатели проявления сознания субъекта труда у детей разных возрастов. 5. На конкретном эмпирическом материале показать ведущую роль творческого труда в развитии личности дошкольника.

Гипотеза: Полный объем психологических признаков самосознания субъекта творческого труда проявляется в изобразительной деятельности на шестом году жизни, если она организована в "логике" личностно-обра­зующих циклов. (Альтернативную гипотезу сформулируйте самостоятельно.)

^ Научная новизна исследования заключается в оригинальном подходе к изобразительной деятельности детей как к “клеточке” труда художника, оформителя, модельера и т.д.

^ Теоретическая значимость работы связана с применением для анализа начальных форм проявления творческого труда детей в изобразительной деятельности психологической структуры сознания субъекта развитых форм творческого труда.

^ Практическая значимость работы в том, что в ней проходит апробацию методика фиксации объективных показателей психологических признаков самосознания субъекта творческого труда в детском возрасте, что может в последующем стать тем методическим "инструментом", с помощью которого процесс становления личности станет “зримым” для практических работников (воспитателей детских садов, руководителей студий, кружков художественного развития детей).

^ Методы – психолого-педагогический эксперимент в “лонгитюдном” варианте, наблюдение, естественный эксперимент, беседа.

Методика фиксации компонентов самосознания субъекта творческого труда представляет собой дневник (см. его описание в теме 1), в котором обозначены компоненты, методы их фиксации и объективные показатели проявления в деятельности ребенка. В такой последовательности и представлено их описание.

1. ^ Потребность в творчестве (мотивационный компонент). Метод фиксации - естественный эксперимент: ребенок ставится в ситуацию выбора, когда ему можно заняться привычным делом или выбрать новое; проводится наблюдение за ходом деятельности, если ребенок действует оригинально и не реагирует на призывы делать “как все”, то в графе ставится знак “+”.

2. ^ Осознание ребенком поддержки его стремления к самостоятельности и оригинальности со стороны взрослых (коммуникативно-рефлексивный компонент). Метод - беседа. Выясняется понимание ребенком того, что ему создаются материальные (например, имеет ли он краски, кисти, цветную бумагу, клей и т.д.) и организационные условия (водят ли его в студию, где профессиональный художник, занимается с ним).

3. ^ Представление будущего оригинального результата (интуитивный компонент). Метод - наблюдение за ходом работы ребенка, анализ продуктов деятельности. Объективные показатели (ОП): если в ходе работы ребенок использует необычные приемы изображения, пользуется необычным материалом, применяет необычные способы нанесения изображения, достигает оригинального результата, то в графе ставится знак “+”. Если действует по образцу, предложенному взрослым, то ставится знак “-”.

4. ^ Понимание основ, по которым деятельность оригинальна (дискурсивный компонент). Метод - беседа. Когда работа закончена и является оригинальной, ребенку задают вопрос: “Чем твоя работа отличается от других?” ОП: если ребенок отмечает основание оригинальности своей работы (материал, средства получения результата, способ действий, оригинальный замысел), то в графе ставится знак “+”. Если ребенок отвечает “не знаю” или молчит, то в графе ставится знак “-”.

5. ^ Аффективное переживание оригинальности деятельности (аффективно-дискурсивный компонент). Метод - наблюдение за выражением лица в момент беседы (см. 4-й компонент). ОП: о наличии компонента свидетельствует радостное выражение лица, если результат оригинальный и огорченное выражение, если не оригинальный.

6. ^ Стремление довести работу до получения оригинального результата (волевой компонент). Метод - наблюдение в условиях естественного эксперимента. ОП: о наличии компонента свидетельствует настойчивое доведение работы до завершения ее получением оригинального результата, отказ прекратить работу, если результат такой, ”как у всех”.

7. ^ Эмоциональное переживание возможности или невозможности получения оригинального результата (аффективно-волевой компонент). Метод - наблюдение за выражением лица при завершении работы. ОП: радостное выражение лица, если результат оригинальный, огорченное выражение, если результат не оригинальный.

8. ^ Знание возможностей средств и предметов труда (гностический компонент). Метод - наблюдение за ходом работы. ОП: правильное применение средств и предметов деятельности.

9. Владение умениями и навыками (моторный компонент). Метод - наблюдение за ходом работы. ОП: точные, уверенные движения.

10. ^ Аффективное переживание наличия или отсутствия знаний, умений (аффективно-гностичекий компонент). Метод - наблюдение за выражением лица. ОП: радостное выражение в случаях наличия знаний, умений; огорченное в случаях их отсутствия (знак “+”).

11. ^ Понимание места результата своей деятельности или способа исполнения (социально-рефлексивный компонент). Метод - беседа: “Ты делаешь как кто-то?”. ОП: “Я сам придумал” и подобные ответы.

12. ^ Аффективное переживание своей индивидуальности (Аффективно-рефлексивный компонент). Метод - наблюдение за выражением лица в момент беседы (11-й компонент). ОП: радостно-гордое выражение лица в момент осознания оригинальности своего результата или способа выполнения.

Творческим трудом может считаться такая деятельность ребенка, результат которой служит удовлетворению потребностей или самого ребенка, или других людей, является оригинальным по какому-то из оснований и ребенок осознает это.

В каждом конкретном виде творческой деятельности объективные показатели определяются студентами самостоятельно в ходе пилотажных исследований и подробно описываются в окончательном варианте текста работы. При обследовании продуктивных видов деятельности при описании объективных показателей проявления творчества надо опираться на результаты деятельности детей. Давать их описание либо в тексте работы, либо в приложении к ней для иллюстрации проявления тех или иных компонентов.

С помощью предложенной методики можно фиксировать целостность психологической структуры самосознания субъекта творческого труда. Однако за пределами внимания исследователя остаются индивидуальные склонности и способности детей. Поскольку на этапе написания курсовой работы цель исследования ограничена констатацией фактического состояния трудового развития детей без педагогических воздействий, то эта констатация должна быть по возможности разносторонней. Поэтому к этой теме и последующим я предлагаю в качестве методики “Творческую книжку дошкольника”, которая предназначена для фиксации успехов детей в различных областях творчества. Эта книжка разработана мной по аналогии с “Творческой книжкой школьника”, которую многие годы успешно использует в своей работе известный педагог-новатор И.П.Волков.

“Творческая книжка дошкольника” имеет вид дневника (его можно изготовить из обычной ученической тетради), в котором по предложенной схеме отмечают успехи ребенка в различных видах деятельности:




Вид деятельности

Название работы

Дата

1

Изобразительная

Рисунок

7.09.90

2

Изобразительная

Рисунок

10.09.90

3

Музыкальная

Песня (исполнил)

20.09.90

4

Словесная

Стихотворение (сочинил)

20.09.90

6

И т.д.







7











Записи в книжке делают родители, воспитатели, учителя, руководители кружков. Через определенное время (4-6 месяцев) проводится подсчет видов деятельности, в которых имелись успехи. Высчитывается процентное соотношение успехов ребенка в тех или иных видах деятельности, что позволяет сделать наглядными склонности и первые проявления способностей ребенка в конкретных областях. Определив такие виды деятельности, взрослые могут создать более эффективные условия для их развития.


^ Инструкция
по использованию “Творческой книжки дошкольника”


1. В книжку записывается работа, выполненная ребенком от начала до конца самостоятельно.

2. Одна и та же работа должна быть записана тут же: нельзя откладывать запись, так как она воспринимается ребенком как внимание к его результатам и поощрение.

3. Ребенок должен знать о записях его успехов в книжку. Они должны обговариваться и поощряться похвалой. Постепенно инициатива записей должна переходить к ребенку: он должен сообщать о своих успехах и просить взрослого записать их.

4. Если работа выполнена не достаточно качественно, то надо помочь ребенку довести ее до хорошего качества (иногда просто советом, подсказкой, поощрением) и записать ее.

5. Творческой деятельностью следует считать всякую деятельность, выполненную оригинально, а не только общественно значимую, ребенок многое делает впервые, многое у него получается оригинально. Книжка поможет собрать эти “изюминки” и дает возможность увидеть процесс творческого развития ребенка в результатах его деятельности. В книжке фиксируются творческие успехи в самообслуживании, хозяйственно-бытовых делах, ручном труде с различным материалом, огородничестве, цветоводстве, кулинарии, физической культуре, (спорте), музыкальной, художественной, интеллектуальной (математика, шахматы и т.п.), литературной (стихосложение, проза, пересказывание и т.п.), театральной и др. видах деятельности.


ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

2. Давыдов Г.А. Творчество и диалектика. - М., 1976.

3. Детское творчество /Отв. Ред. Н.Н.Конина. - М, 1970.

4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., 1986.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1989.

6. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М., 1986. - № 3.

7. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии /Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 1984.

9. Левин С. Т. Ваш ребенок рисует. - М., 1979.

10. Максимов Ю.В. Родник творчества. - М., 1988.

11. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

12. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. - СПб., 1901.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т. 2, глава “Труд”.

14. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1968.

15. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной и др. - М., 1980.

  1. Тютюнник В.И. Деяния как личностно-образующие циклы и единицы анализа человеческой жизни /Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 1997. - № 6.

17. Тютюнник В.И. О методах исследования творчества /Новые психологические исследования /Сост. В.И.Тютюнник. - Великий Новгород. 1999. - С. 71-94.

18. Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлу­гиной. - М., 1974.

19. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.

20. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. - М., 1985.

Дополнительная литература к теме 4 дана в разделе “Темы дипломных работ”.


Тема V. Музыкальное творчество дошкольников
как начальный этап труда музыканта

(указать какое творчество изучается - исполнительское
или сочинительское)


План

Введение.

1. Психологическое содержание труда и возможности музыкального творчества в его реализации.

1.1. Психологические признаки субъекта творческого труда.

1.2. Психологические особенности детского труда и творчество.

1.3. Работа музыканта в ее развитых формах.

1.4. Музыкальная деятельность детей и возможности реализации в ней психологической структуры самосознания субъекта творческого труда.

2. Экспериментальное изучение музыкального творчества детей.

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2. Характеристика объекта экспериментального изучения.

2.3. Методика исследования.

2.4. Результаты исследования и их анализ.

2.5. Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Актуальность темы связана, с одной стороны, с особой чувствительностью дошкольного возраста к развитию музыкальных способностей (в том числе и способностей к сочинению музыки), а с другой стороны с тем, что к детскому музыкальному творчеству взрослые относятся скорее как к игре, чем к труду, хотя примеры развития таких гениев, как Моцарт, Чайковский, Прокофьев показывают, что их музыкальное становление имело характер серьезного труда. Каков же характер этого труда современных детей? Можно ли его сравнить с трудом профессиональных музыкантов? Не убивает ли такой труд музыкальных дарований в детском возрасте? Все это вопросы, ответы на которые имеют не только теоретическое, но и практическое значение, что делает исследование этой проблематики весьма актуальным.

^ Цель исследования - показать в сравнении психологическое содержание музыкальной деятельности дошкольников и труда взрослых музыкантов.

Задачи: 1. Адаптировать и применить методику фиксации компонентов самосознания субъекта творческого труда для изучения музыкальной деятельности взрослых музыкантов и детей. 2. Провести теоретический анализ возможности проявления в музыкальной деятельности взрослых и детей полного объема психологических признаков самосознания субъекта творческого труда.

Гипотеза: В музыкальной деятельности детей может быть реализована полная психологическая структура самосознания субъекта творческого труда (Альтернативную гипотезу сформулируйте самостоятельно).

^ Предмет исследования - полный объем психологических признаков самосознания субъекта творческого труда в музыкальной деятельности дошкольника - “клеточка” творческого труда композитора (исполнителя) в момент ее возникновения в онтогенезе.

^ Объект изучения - взаимодействие ребенка с педагогом-музыкантом в процессе музыкального творчества.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые осуществлен подход к музыкальной деятельности как к начальному этапу в трудовом развитии будущего профессионального музыканта.

^ Теоретическая значимость работы в том, что в ней реализовано изучение начальных этапов развития творческих способностей музыканта с использованием психологической структуры самосознания субъекта творческого труда в качестве предмета исследования.

^ Практическое значение работы в том, что в ней предложена апробированная методика диагностики творческих музыкальных способностей детей, которая может использоваться в качестве рабочего инструмента музыканта-педагога.

Методика исследования (см. ее описание в теме 4, включая и “Творческую книжку дошкольника”).


ЛИТЕРАТУРА

1. Аберт Г. Моцарт. - М., 1987.

2. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора //Методологические проблемы искусствознания. - М., 1975. - С. 125-140.

3. Барышева Т.А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам /Автореф. дис. канд. психол. наук. Л. 1964.

4. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей /Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

5. Буасье А. Уроки Листа. - Л., 1964.

6. Вейс Д. Возвышенное и земное. - К., 1984 (о творчестве Моцарта).

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991.

8. Григорян Л.А. От трех до семи: Музыкально-психологическое исследование. - Ереван, 1986.

9. Климов В.А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

10. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М., 1986. - № 3.

11. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии /Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

12. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.3. - М., 1985.

13. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1979.

14. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 1977.

15. Нюрнберг М.В. Вольфганг Амадей Моцарт. - М., 1957.

16. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника /Вопросы психологии. - 1986. - № 1.

17. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

18. Попова Т.В. Моцарт. - М., 1967.

19. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. - СПб., 1901.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М., 1989. - Т. 2, глава “Труд”.

21. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности /Психологи­ческий журнал. - 1988. Т. 9. - № 5.

22. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей /Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1987.

23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /Избранные труды: В 2-х т. - М., 1985. - Т. 1.

24. Тютюнник В.И. О методах исследования творчества /Новые психологические исследования /Сост. В.И.Тютюнник. - Великий Новгород, 1999. - С. 71-94.

25. Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник... - Будапешт, 1963.

26. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. - М., 1977.

Дополнительная литература к теме дана в разделе “Темы дипломных работ”.


Тема VI. Театрализованные игры дошкольников
как труд начинающего актера


План

Введение.

1. Психологическое содержание труда и возможности театрализованных игр детей в его реализации.

1.1. Психологические признаки субъекта труда.

1.2. Психологические особенности труда дошкольника.

1.3. Работа актера.

1.4. Театрализованные игры детей и игра актера: общее и особенное.

2. Экспериментальное изучение актерского труда дошкольника в театрализованных играх.

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2 Характеристика объекта экспериментального изучения.

2.3. Методика исследования.

2.4. Результаты исследования и их анализ.

2.5. Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Актуальность исследования определяется тем, что театрализованная игра детей, будучи по содержанию очень близка к развитым формам игры актеров, не получила психолого-педагогического анализа с точки зрения ее возможностей в развитии личности ребенка. Данное исследование ставит своей целью восполнить этот пробел.

^ Цель исследования - показать общее и особенное в театрализованных играх детей и актерской игре взрослых; раскрыть возможности театрализованных игр дошкольников в развитии личности ребенка.

Задачи: 1. Проанализировать игру актера с точки зрения ее соответствия психологическому содержанию творческого труда. 2. Сравнить театрализованную игру детей с психологическим содержанием труда актера (теоретический анализ). 3. Адаптировать методику фиксации психологических признаков самосознания субъекта творческого труда для изучения театрализованных игр детей.

Гипотеза: В театрализованных играх детей возможна реализация полного объема психологических признаков самосознания субъекта творческого труда. (Альтернативную гипотезу сформулируйте сами).

^ Предмет исследования - психологическая структура самосознания субъекта творческого труда в театрализованных играх дошкольников - “клеточка” творческого труда будущего актера в момент ее возникновения в онтогенезе.

^ Объект изучения - взаимодействие ребенка с исполнителями ролей в театрализованных играх и зрителями.

Научная новизна - в исследовании впервые изучается театрализованная игра как генетически исходная форма труда актера, где развитое содержание творческого труда актера служит ключом для анализа его начальных форм.

^ Теоретическое значение работы в том, что в ней предложен перспективный подход к изучению начальных форм детского творчества в театрализованных играх с позиций психологии творчества актеров.

Методика исследования (ее описание см. в теме 4, включая и “Творческую книжку дошкольника").


ЛИТЕРАТУРА

1. Актерское искусство сегодня: Рекомендательный библиографический указатель. - М., 1982.

2. Актеры Малого театра о своем театре и труде: Рекомендательный список литературы 1967-1976. - М., 1977.

3. Актеры о своем труде: Рекомендательный список литературы 1972-1976. - М., 1976.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. - М., 1991.

5. Диагностика и развитие актерской одаренности /Под ред. Н.К.Черка­совой, Н.В.Рождественской. - Л., 1986.

6. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (взаимодействие людей в жизни и на сцене). - М., 1972.

7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1969.

8. Ильинский И. Сам о себе. Изд. 2-е, доп. - М., 1973.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1999.

10. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М., 1986. - № 3.

11. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии /Вопросы психологии. - 1984 - № 4.

12. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. - Вып. 1. - М., 1970. - Вып. 2. - М., 1971.

13. Пансо В.Х. Труд и талант в творчестве актера. - М., 1972.

14. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

15. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. - СПб., 1901.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М., 1989. - Т. 2, глава “Труд”.

17. Станиславский К.С. Работа актера над собой (любое издание).

18. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. - М., 1967.

19. Тютюнник В.И. О методах исследования творчества /Новые психологические исследования /Сост. В.И.Тютюнник. - Великий Новгород. -1999.- С. 71-94

20. Ульянов М. Моя профессия. М.,1976.

21. Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя. М., 1979.

22. Эфрос А.В. Профессия - режиссер. М., 1979.

Дополнительная литература к теме 6 дана в разделе “Темы дипломных работ”.


Тема VII. Психолого-педагогические условия развития сознания
дошкольника как субъекта труда в спорте

(Указать вид спорта:
фигурное катание, художественная гимнастика, теннис и т.п.)


План

Введение.

1. Психологическое содержание труда и возможности спорта в его реализации.

1.1. Психологические признаки субъекта труда.

1.2. Особенности детского труда.

1.3. Психологическое содержание труда спортсмена.

1.4. Детский спорт как начальный этап трудового развития ребенка.

2. Экспериментальное изучение начальных этапов трудового развития спортсмена.

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2. Характеристика объекта изучения.

2.3. Результаты исследования и их анализ.

Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Актуальность исследования связана с тем, что на практике уже давно сложилось такое положение, что профессиональная подготовка спортсменов в некоторых видах спорта фактически начинается уже в дошкольном возрасте. Тренеры ошарашивают родителей 7-летних детей известием, что они опоздали с серьезной подготовкой, что их ребенок уже стар для того, чтобы считаться перспективным в спорте. Но такое фактическое положение ставит вопрос о правомочности такого подхода. По-видимому, трудно в таком вопросе полагаться только на интуицию тренеров, которые сами, как правило, хорошие спортсмены, но так ли они хороши как психологи и педагоги?

^ Цель исследования - показать общее и особенное в труде спортсмена и спортивных занятиях дошкольника, младшего школьника.

Задачи: 1. Применить для анализа деятельности спортсменов психологическую структуру самосознания субъекта творческого труда. 2. Осуществить теоретическое сравнение спортивной деятельности взрослых и детей. 3. Адаптировать и применить в исследовании детского спорта методику фиксации психологических признаков самосознания субъекта творческого труда.

Гипотеза: в спорте ребенка-дошкольника может быть реализован полный объем психологических признаков самосознания субъекта творческого труда. (Альтернативную гипотезу сформулируйте самостоятельно).

^ Предмет исследования - полный объем психологических признаков самосознания субъекта творческого труда в спортивной деятельности детей - “клеточка” труда профессионального спортсмена в момент ее возникновения в онтогенезе.

^ Объект изучения - взаимодействие ребенка с взрослыми спортсменами-профессионалами.

Научная новизна исследования в том, что в ней впервые реализован подход к спортивной деятельности детей как к начальному этапу развития профессионального спортсмена.

^ Теоретическое значение работы в том, что в ней положено начало оригинального подхода к изучению первых этапов развития спортсмена в процессе взаимодействия детей со спортсменами-профессионалами и устанавливается связь между структурой самосознания взрослого и структурой самосознания ребенка как субъекта творческого труда.

^ Практическое значение работы в том, что в ней применяется адаптированная методика диагностики самосознания субъекта творческого труда начинающего спортсмена, которая может использоваться тренерами в работе с детьми.

Методика исследования (см. ее описание в теме 4, включая и “Творческую книжку дошкольника”).


ЛИТЕРАТУРА

1. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте. - М., 1967.

2. Волков В.М., Николаев А.П., Романов А.В., Спортивные способности детей: Биол. основы. - Смоленск, 1981.

3. Волков И.П. Рекомендации по введению системы внеклассной работы, направленной на выявление, развитие и учет склонностей и способностей школьников. - М., 1987.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. - М., 1991.

5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

6. Государев Н.А. Так становятся чемпионами. - М., 1989.

7. Дмитриев Н. Детский спорт: задачи, опыт, достижения /Спорт за рубежом. - 1987. - № 12. - С. 4-7, 15.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1999.

9. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М., 1986. - № 3.

10. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии /Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

11. Кондратьев М.М., Таборко В.А. Дети и спорт в СССР. - М., 1978.

12. Кривич М., Ольгин О. Щит и мяч хоккеиста: Для дошкольного возраста. - Рига, 1966.

13. Крумина Э. Мы тоже можем так! Гимнастика для детей дошкольного возраста. - Рига, 1966.

14. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Ме­тодика психодиагностики в спорте. - М., 1984.

15. Методика исследования личностных особенностей спортсменов младшего школьного возраста. - М., 1985.

16. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.

17. Психофизиология спортивных и трудовых особенностей человека. - М., 1974.

18. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. - СПб., 1901.

19. Роднина Н. Негладкий лед. - М., 1978.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. - М., 1989. Т. 2, глава “Труд”.

21. Тютюнник В.И. О методах исследования творчества /Новые психологические исследования /Сост. В.И.Тютюнник. - Великий Новгород, 1999. - С. 71-94

Дополнительная литература к теме 7 дана в разделе “Темы дипломных работ”.



tema-16-obshee-ravnovesie-konkurentnih-rinkov-kratkij-konspekt-lekcij-dlya-inostrannih-studentov-vseh-form-obucheniya.html
tema-16-osnovi-kvalifikacii-prestuplenij-protiv-zdorovya-naseleniya-i-obshestvennoj-nravstvennosti.html
tema-16-ponyatie-sushnost-gosudarstva-osnovnie-problemi-sovremennogo-ponimaniya-gosudarstva-2chasa.html
tema-16-pravovie-osnovi-konkurencii-i-konspekt-lekcij-batichko-vik-t-taganrog.html
tema-16-priemka-tovarov-i-ekspertiza-ih-kachestva-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya.html
tema-16-proizvodstvennaya-i-socialnaya-struktura-selskogo-hozyajstva-zadachi-izuchit-predmet-metod-i-strukturu.html
  • spur.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-upravlenie-prostranstvennim-razvitiem-gorodov-grafik-zashiti-kursovih-rabot-1-kurs-gruppa-2171m111.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-2004-god-noyabr-barnaul-2004.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvoznanie-ucheb-posobie-dlya-shkolnikov-st-kl-i-postupayushih-v-vuzi-a-v-klimenko-v-v-ruminina-4-e-izd-stereotip-m-drofa-2004-480-s-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-20-02-2006-evteev-08-43-06-38-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-biologii-7-klassa-tema-mnogoobrazie-nasekomih.html
  • crib.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-ou-v-tekushem-uchebnom-godu-informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego.html
  • education.bystrickaya.ru/1-ekspluataciya-sistem-elektrosnabzheniya-gornih-predpriyatij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-studentu-po-izucheniyu-disciplini-lingvostranovedenie-i-stranovedenie-velikobritanii-rabochaya-programma-po-discipline-lingvostranovedenie-i-stranovedenie-velikobritanii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-velikih-zagadok-prirodi-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rabota-s-tekstom-hudozhestvennogo-proizvedeniya-resheniem-pedagogicheskogo-soveta-mou-starochukalinskaya-srednyaya-shkola.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-volkanov-domashnij-konditer-chast-17.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-kompleksnaya-ocenka-sostoyaniya-zdorovya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disicplini-valeologi-yadlya-studentov-specialnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-celi-banka-rossii-i-ego-rol-v-bankovskoj-sisteme-soderzhanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-k-glave-1-stranica-17.html
  • turn.bystrickaya.ru/podrabotka-narkokontrol.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tatarsko-russkij-slovar-okolo-000-slov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-konstitucionno-pravovoj-otvetstvennosti.html
  • education.bystrickaya.ru/-na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov-ivse-zhe-mi-govorim-ne-tolko-o-yazikah-no-takzhe-o-yazike-chelovecheskom-yazike-kak-o-chem-to-edinom-mi-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/1-fiziko-himicheskie-i-geodinamicheskie-svojstva-porod-i-rasplavov-pri-visokih-davleniyah-i-temperaturah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zayavki-na-uchastie-v-turnirah-pervenstva-rossii-prinimayutsya-do-1-marta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-vi-eshe-obo-mne-ne-slishali-tak-ya-i-znal-vprochem-chego-eshe-mozhno-zhdat-ot-stol-primitivnih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednesutochnoe-pulsovoe-ad-klinicheskie-i-strukturno-funkcionalnie-osobennosti-sostoyaniya-serdca-i-sosudov-elasticheskogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-24-yanvar-2012-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-dalnevostochnim-regionalnim-uchebno-metodicheskim-centrom-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tabl2stroenie-uglevodorodov-mou-licej-4-g-cheboksari-pochetnij-rabotnik-obshego-obrazovaniya-rf-pobeditel.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tur-v-sbornoj-gruppe-dusha-peterburga-standart-6-dnej-po-sredam-sankt-peterburg-pushkin-ili-pavlovsk-petergof-menshikovskij-dvorec-isaakievskij-sobor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-6-duhovnoe-razvitie-chelovechestva-uchebnij-kompleks-po-russkomu-yaziku-kak-inostrannomu-ii.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-neustojka-uchebnik-2-e-izdanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zvonkov-22.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/veber-av-danilov-ad-shifrin-si-knowledge-tehnologii-ss-18-23-m-k-rumizen-ss-10-14-27-39-44.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstvo-i-prodazha-kosmeticheskoj-i-farmacevticheskoj-produkcii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nemnogo-istorii-kniga-pervaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/oamni-leumettk-rilimi-zhospari-oamni-leumettk-rilimi-zhajli-im-leumettk-top-zhne-oni-trler.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-bibliograficheskij-ukazatel-publikacij-professora-gubareva-vasiliya-vasilevicha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.