.RU

Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе краеведческих материалов как средство повышения мотивации к изучению английского языка»



«Великая цель образования–

это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе краеведческих материалов как средство повышения мотивации к изучению английского языка»

Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Нарьян-Мара».

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1. Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение – «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нарьян-Мара» расположена в части города, именуемой поселок Лесозавод. Микрорайон школы включает в себя ул. Заводскую (дома старой застройки), ул. Комсомольскую (дома частные, старой застройки). Район достаточно удалён от центра города, в непосредственной близости от школы находятся Ледовый дворец Спорта для детей и юношества «Труд».

В школе обучаются в основном дети из рабочих семей со средним достатком или из малообеспеченных семей. Многие дети не заинтересованы в изучении языка, так как не видят перспектив его применения в жизни. Часть детей сталкивается со значительными трудностями при изучении языка в силу своих психологических особенностей (слабая память, внимание, неумение концентрироваться). У других сформировано положительное отношение к языку, однако они не имеют возможности применять свои знания на практике. Кроме того, в некоторых классах менялись учителя английского языка, что также не могло способствовать формированию устойчивой положительной мотивации к предмету.

Необходимо отметить, что кабинет иностранного языка отвечает всем современным требованиям по организации языковой практики учащихся: оснащен современными техническими средствами (мультимедийное оборудование, магнитофон, компьютер), наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью в полном соответствии с действующим Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Российской Федерации по предмету «Иностранный язык».

По результатам первичной диагностики, проведённой по методике Т.Г. Дубовицкой (Приложение 1), выявлено, что 40% учащихся имеют низкий уровень мотивации, 39% - средний и только 13% - высокий. У 68% учащихся присутствует внешняя мотивация к изучению иностранного языка.

2. Актуальность опыта

Основная цель изучения иностранных языков – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. И основное направление – это системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им результата своего труда.

Учащиеся, проживающие в микрорайоне школы, не видят реальных возможностей применения иностранного языка в жизни, поэтому и мотивация к изучению предмета у них невысока и от класса к классу имеет тенденцию к снижению. Проблема повышения мотивации является для школы очень актуальной. Поэтому представляется очень важным найти такие средства повышения мотивации, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что иностранный язык необходим также для выполнения работы в различных сферах человеческой деятельности. Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).

Опыт работы по использованию регионального компонента в проектной деятельности показывает, что данное противоречие может быть решено. Особенно актуально это для предмета «Иностранный язык», способствующего развитию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности, воспитанию качеств гражданина и патриота. Актуальность данной темы состоит в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Данные диаграммы показывают результаты анкетирования учащихся на вопрос: «Что для вас значит Родина?»



Региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем ненецкого народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идет о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

3. Противоречие

Таким образом возникла идея опыта, в котором предпринята попытка разрешить противоречие между широкими возможностями использования современных проектно-исследовательских методик для мотивации  и недостаточным использованием их в работе с детьми.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

В основе опыта лежит идея использования активных форм и методов работы проектно-исследовательской деятельности с учащимися при интеграции регионального компонента в целях повышения их мотивации к изучению иностранного языка. В систему работы были включены технологии проектного обучения, использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а также исследовательские виды деятельности.

5. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2005 года по май 2013 года.

I этап – констатирующий – 2006 год

II этап – основной – 2006 – 2013 г.г.

III этап – контрольный – май 2013 г.

На начальном этапе была обнаружена проблема, подобраны диагностические материалы и выявлен уровень мотивации к изучению иностранных языков у учащихся. На основе полученных данных была разработана система мероприятий для повышения мотивации.

На основном этапе была организована работа по проектной методике, организована исследовательская деятельность с учащимися, в практику работы внедрялось использование коммуникационных технологий.

На третьем этапе была проведена диагностика уровня мотивации учащихся к изучению иностранного языка, показавшая положительную динамику данного параметра.

6. Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта - единая система «урок - внеклассная работа», на которых в системе работы через проектно-исследовательскую деятельность, происходит повышение мотивации учащихся, и как следствие, качество знаний.

7. Теоретическая база опыта

Основными являются идеи личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, что позволяет создавать благоприятные условия для развития личности, способствует повышению мотивации и формированию устойчивых познавательных интересов обучаемых.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает использование учебного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности учащихся. Именно метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Теоретическая база опыта основывается на концептуальных положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Этой проблемой занимались ученые Н. Д. Гальскова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, В.В. Гузеев, А. Маслоу, К. Роджерс, которые рассматривают личность прежде всего как языковую, складывающуюся из овладения вербально-семантическим кодом изучаемого языка, т. е. «языковой картины мира» носителя этого языка и «глобальной» (концептуальной) картины мира, позволяющей человеку понять новую для него социальную действительность.

Системно-деятельностный подход - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного подходов (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. При системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долгa, интересы и т. п. И.А. Зимняя называет мотивацию “запускным механизмом” всякой человеческой деятельности [3].

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе [4].

Как утверждает Г. В. Рогова, интерес к процессу обучения по ИЯ держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения» [11].

К сожалению, современные психологи и педагоги, в частности, Маркова А.К., Фридман Л.М. констатируют ее снижение от класса к классу. Пассов Е.И. в процентном соотношении показывает ее спад при изучении иностранного языка: пропадает желание и интерес у 16% учащихся; желание сохраняется, но становится неинтересно у 60% учащихся, и только у 24% желание и интерес сохраняются и возрастают [7]. Поэтому и возникает необходимость применения таких технологии повышения мотивации, которые поддерживали бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и были бы основой его самообучения и самосовершенствования.

Решить эту актуальную проблему могут помочь метод проектов, использование ИК технологий в учебном процессе и исследовательская деятельность. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России. Основными понятиями теории проектного обучения являются понятие «проект» и «проектная деятельность».

Проект  – это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ. Важные факторы, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора данного исследования, являются наличие интереса к выполнению проекта всех его участников и связь идеи проекта с реальной жизнью.

Метод проектов – это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной, надпредметной основе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированный знаний и приобретении новых (порой и самообразования) для активного включения в проектируемую деятельность, освоение новых способов деятельности учащихся в социокультурной среде на основании теоретических позиций метода проектов.

Изучая теоретическую литературу по проектной методике [5, 8, 9, 10, 14], можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации (Приложение № 2), а также соответствуют основным принципам системно-деятельного подхода. Таким образом, организация процесса обучения по проектной методике будет наилучшим образом способствовать решению поставленных задач.

«Мотивация лежит в самом проекте, так как ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях» (Е. Полат).

Научно-практическая и научно-исследовательская деятельность учащихся интегрирует в себе элементы многих технологий (метод проектов, портфолио учащихся, педагогическое консультирование, развитие критического мышления через чтение и письмо) и обеспечивает формирование у учащихся ключевых компетентностей. Кроме того, этот вид деятельности наилучшим образом готовит детей к обучению в высших образовательных учреждениях, способствует популяризации ценности интеллектуальной составляющей образования, ориентирует детей в мире профессий. Организация исследовательской деятельности с учащимися была основана на трудах педагогов-практиков Булдаковской М.А., Неустроевой Н.А., С. Сырицыной, Ткачевой Н.Н. [2, 6, 12, 13].

Заметим, что учебный проект и исследовательская работа учащихся отличаются по конечным целям. Конечной целью любого проекта является определённый продукт, который может быть реализован в практической деятельности. Конечной целью информационно-исследовательской работы является познание истины. В то же время в проектном обучении ценны не только результаты, но и сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

8. Новизна опыта

В своей работе автор работы использует сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, и информационно-коммуникативную технологию и др.) Сочетание традиционных и инновационных технологий обучения позволяет назвать работу авторов репродуктивно-рационализаторской.

Новизна опыта заключается

- в комбинировании авторами нескольких методик (метод проектов, коммуникационные технологии и исследовательская деятельность) для достижения положительного результата;

- в создании системы работы по формированию исследовательских навыков учащихся при работе над проектом на протяжении всего периода обучения английскому языку;

- в создании банка ресурсов (новых пособий) для осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся.

9. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Опыт работы может быть интересен учителям английского языка, работающим по УМК К.И. Кауфман “Happy English.ru” (авторская программа) на базовом уровне на средней и старшей ступенях обучения. В опыте показана последовательность работы над проектом, представлен список проектных работ по классам по К.И. Кауфман (Приложение 3), представлены формы работы по формированию исследовательских навыков учащихся с 5 по 9 классы; приложения к опыту могут быть использованы в качестве дополнительных упражнений для работы на уроке на этапах формирования и совершенствования навыков чтения, аудирования, грамматических и лексических навыков, а также для проведения контроля навыков по различным видам речевой деятельности. Учащиеся могут почерпнуть дополнительный материал для подготовки собственных проектов по предмету.

Для реализации проектного обучения нет возрастных ограничений, ограничений в использовании учебно-методического комплекса на уроке, уровня обучения (базовый или профильный). Опыт может быть успешно использован любым педагогом с разным опытом работы.

РАЗДЕЛ II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель: повышения уровня мотивации учащихся через использование проектной методики и организацию исследовательской деятельности на основе краеведческих материалов.

Поставленную цель можно достичь, решив ряд задач:

  1. Создать условия для вовлечения учащихся в творческую работу.

  2. Способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.

  3. Разработать банк проектных заданий и исследовательских работ по годам обучения.

  4. Формировать у учащихся навыки работы с электронными средствами поиска и обработки информации.

  5. Осуществлять мониторинг результатов проводимой работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Эмпирические (анкетирование учащихся, наблюдение за учащимися в процессе выполнения заданий, анализ результатов работы).

  2. Теоретические (анализ уже имеющегося теоретического и практического опыта использования проектной методики и опыта организации исследовательской деятельности).

  3. Практические (организация работы учащихся по проектной методике; организация исследовательской деятельности; использование информационно-коммуникационных технологий).




tema-8-intellekt-vrozhdennie-i-priobretennie-formi-narusheniya-organicheskoe-porazhenie-golovnogo-mozga-epilepsiya.html
tema-8-istochniki-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-shifr-i-nazvanie.html
tema-8-kapitalnie-vlozheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-r-02-investicionnij-menedzhment-kod.html
tema-8-konkurenciya-mehanizm-sovershennoj-i-nesovershennoj-1-predmet-i-metodi-ekonomicheskoj-teorii-ponyatie-predmet.html
tema-8-korrupciogennie-faktori-i-ih-likvidaciya-1-instituti-grazhdanskogo-obshestva-po-protivodejstviyu-korrupcii.html
tema-8-lichnie-nalogi-podohodnij-nalog-s-grazhdan-konspekt-lekcij-po-discipline-sistema-nalogooblozheniya-tema.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennie-elektronnie-smi-i-professionalizm-zhurnalista.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/agroekologicheskaya-ocenka-selskohozyajstvennih-kultur-agrobiocenoticheskie-osnovi-zemledeliya.html
  • essay.bystrickaya.ru/eksperti-predrekayut-rossijskim-regionam-turisticheskij-bum-i-kolossalnie-investicii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-socialnoj-kompetentnosti-budushih-specialistov-zheleznodorozhnogo-transporta-v-vuze-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-antarova-dve-zhizni.html
  • writing.bystrickaya.ru/finansovie-vlozheniya-chast-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/materinskaya-smertnost-v-severo-zapadnom-regione-rossii-v-kratkij-ocherk-istorii-razvitiya-studencheskogo-nauchnogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-ot-03.html
  • urok.bystrickaya.ru/prazdnik-obsheniya-vestnika-kosmosa-kniga-vtoraya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-tehnologii-na-2008-2009-uch-god-dlya-5-9-klassov-20-chasov-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/dazhe-farmacevtu-nelegko-zhivetsya-v-novom-svete-razmishlyal-mister-starki-kotorij-v-nachale-xvii-veka-emigriroval-iz-anglii-v-ameriku-stranica-5.html
  • literature.bystrickaya.ru/erih-mariya-remark-tri-tovarisha-stranica-74.html
  • school.bystrickaya.ru/formuvannya-fnansovo-zvtnost-slskogopodarskogo-pdprimstva.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sinhronistichnost-akauzalnij-svyazuyushij-princip.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-napravleniyu-podgotovki-magistrov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-obrazovatelnoj-oblasti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommercheskie-sdelki-ponyatie-vidi-tehnologiya-zaklyucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/princ-i-otshelnik-predislovie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-200-g-rabochaya-programma-po-istorii-pedagoga-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/ah-eti-strannie-anglichane-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-metodi-reformirovaniya-organizacii-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-doc-litaeva-m-a-doc-ulyanova-e-s-st-prep-husnutdinova-l-n-trebovaniya-k-studentam.html
  • university.bystrickaya.ru/g-moskva-200-g-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-ercog.html
  • literatura.bystrickaya.ru/severnaya-osetiya-otkapivaetsya-iz-pod-snega-informacionnoe-agentstvo-rosbalt-14042011.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-i-kommentarii-iv-tolstogo-m-iskusstvo-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rozhdestvenskij-spisok-bessporno-chernij-spisok-stranica-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-polevaya-praktika-po-botanike-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • grade.bystrickaya.ru/minfin-rossii-stranica-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-b-momishli-zhauingerd-tlasi-anmen-zhazilan-ktap-zhinainan.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomika-litvi.html
  • studies.bystrickaya.ru/3-celi-i-zadachi-regionalnoj-programmi-ob-utverzhdenii-regionalnoj-programmi-v-oblasti-energosberezheniya-i-povisheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spasenie-svoej-dushi-snachalom-goda-v-16-regionah-rossii-startovali-pilotnie-proekti-po-sozdaniyu-centrov-dlya-socializacii.html
  • desk.bystrickaya.ru/pogovori-so-mnoyu-mama-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-87-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-problema-soznaniya-v-klinike-204-programma-fundamentalnih-issledovanij-prezidiuma-ran-fundamentalnie-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.