.RU

Тема урока: «В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - План выполнения проекта и отдельных его этапов Промежуточные отчеты


Тема урока: «В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Цель: знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обучение пересказу художественного текста; комментированное чтение текста.

Продолжить развитие художественной речи учащихся.

Оборудование: учебник – хрестоматия, карта с изображением таежной сибирской местности.

План урока:

1. Слово о писателе. Биографическая основа рассказа.

2. Работа с текстом.

3. Обучение аналитическому пересказу.

4. Итоговая беседа.

Словарная работа: автобиографическая проза.

Ход урока

Урок начинаю со знакомства с личностью писателя и историей создания рассказа.

I. Слово о писателе

«...Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924г., в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище — гробовозы... Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни...»

Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе. «.. .Любил я и люблю родных моих гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то, хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще пели очень здорово, пели и плакали... Но на войне мои земляки не были в хвосте. Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта...».

«...Памятны мне летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами, ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

Ну а как забыть осенние дни...».

Виктор Астафьев всю жизнь пишет о себе. Ему досталась непосильная судьба - как всему русскому народу. Он вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода... Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка», покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие...

Впечатления детства положены в основу многих его рассказов.

С одним из таких рассказов «Васюткино озеро» мы сегодня и познакомимся. Виктор Петрович писал: Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна».

В городе Игарке преподавал когда–то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю; свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.

Так вот и получилось «Васюткино озеро» - первый мой рассказ для детей».

II Работа с текстом

На следующем этапе урока мы читаем рассказ вслух, сопровождая чтение необходимыми комментариями. Выразительное чтение учителя, предваряющее разбор произведения, является, по точному выражению М.А.Рыбниковой, «ключом» к освоению его содержания.

III. Обучение аналитическому пересказу

После прочтения рассказа я предлагаю учащимся ответить на вопросы по содержанию, с целью выявления впечатлений, появившихся у ребят.

Для работы возьмем эпизод на с. 126—127. Начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!»

1. Беседа по тексту

Рассказ прочитан, давайте поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.

- Сколько дней длилась робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался в самой трудной обстановке.

- Почему, как вам кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.

- Какой старинный порядок при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.

- Найдите и зачитайте в тексте с какого события началась робинзонада Васютки?

- Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.

- Ребята, а как бы вы стали себя вести в этой ситуации?

- Опишите первую ночь в лесу, второй день, вторую ночь... На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

- Что же помогло Васютке не пропасть в тайге?

- Прочитайте, как мальчик добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы.

- Как встретили пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.

Мы видим, что вся семья переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых трудных ситуациях остаться человеком.

- найдите описание раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.

Когда это случилось?

Васютке пришлось пережить много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет впереди.

Но мы с уверенностью можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.

Ведь герой рассказа – это известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.

2. Словарная работа

Этот рассказ дает хорошую возможность для словарной работы.

Следует обратить внимание на слова и выражения, характерные для стиля

В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило. Следует пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.

Можно выполнить с учащимися следующие задания:

-Внимательно вчитываясь в текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.

Рассолодели от безделья

Нету фарту

Осенняя путина

Привыкли парнишкой помыкать

Посадить на мушку птиц

-Выпишите из текста диалектные слова.

Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).

IV. Итоговая беседа

В конце урока заключительное слово учителя.

— Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?

— Происходили ли с вами подобные истории в лесу?

VI. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.

-Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.

^ Сценарий внеклассного мероприятия «Прикоснись ко мне добротой»

 Задачи:

формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;

 воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты»; костюмы и декорации для постановки сказки «Кривое зеркало», карточки со словами, грамзапись «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Ход мероприятия.

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

О каком качестве пойдет речь?

Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта…Добро…Что же это такое?

Прочитаем два высказывания.

 Ученики (читают плакаты)

 «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». (Л.Толстой)

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В.Розов)

Ведущий. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске. По ходу праздника учащиеся находят нужные пословицы, объясняют их смысл.

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

От добра добра не ищут.

Доброе слово – половина счастья.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело дороже богатства.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Ведущий. А как много слов образовано от слова добро!

На доске изображен «цветок доброты».

 Ученики рассматривают цветок, читают слова на его лепестках, знакомятся с высказыванием А.Грина, которое оформлено в виде эпиграфа: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

Вспомним о волшебном цветке из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Ответы детей) Доброта
Добро
Добродушный
Добропорядочный
Добронравный
Добродетель
Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Девочка поет песню «Доброта» (сл. Н.Тулуповой, муз. И.Лученка).

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться земля быстрей,

Если мы будем с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Доброта, как солнце, светит.

Радуются взрослые и дети.

Ведущий.

Выберите пословицу, отражающую смысл песни. Ученики объясняют смысл пословицы «Красоту уносят годы, доброту не унесут».

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?

Ученик читает стихотворение Л.Татьяничевой.

Достается недешево Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего.

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся Все земные труды,

Может, вырастил деревце

 Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасешь кому?

Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

Ведущий.

Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? («Добрые дела красят человека», «Жизнь дана на добрые дела» и др.) Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Ответы детей) Надо стремится всегда и во всем быть полезным людям.

Ученик читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рванутся на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Ведущий.

Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно.

1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2. Когда старушка- соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

Проанализируйте эти ситуации и скажите, почему совершались добрые дела? Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы можно отнести к этим рассказам? Где и как вы проявляете доброту?

(Ответы детей) Добрый человек- это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках. Ученики разыгрывают инсценировку «Кривое зеркало» ( по мотивам сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»)

А.П.Чехов, обращаясь к молодым, писал: «Пока мы молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Добрый сердца – это сады,

 Добрые слова – это корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрый дела – плоды.

Давайте вернемся к нашему «цветку доброты».

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

Школьники выходят на сцену с цветами, которые они приготовили заранее. В центре цветка написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети танцуют. Затем прикрепляют свои цветы рядом с «цветком доброты».

Какая чудесная получилась цветочная поляна! Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества: это милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!

 Ученики поют песню «Дорога добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

 Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

 Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

 Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

 Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба ведет

Себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

 Сомнений и соблазнов!

 Не забывай, что это жизнь –

 Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

 Иди, мой друг, всегда иди

 Дорогою добра!


Заключение


Итак, размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном - русской словесности на умы, сердца и души наших воспитанников, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»

Лозунг технократического общества «Знания важнее нравственности» неприемлем для России. «Духовность есть определяющее, светоносное значение человека, главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он должен быть. Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности, значит полностью извратить его назначение и суть» (В.Распутин).

Таким образом, духовность, нравственность, толерантность – важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».

Те зерна толерантности и духовности, отношения к другому человеку, к стране, к своей роли в завтрашнем дне, которые мы сегодня зароним в души наших детей, завтра прорастут и дадут плоды… Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. «Нет в саду цветов негодных, некрасивых, неприродных, хуже трав или плодов. Нет в саду таких цветов. Нет в саду цветов-лентяев, у заботливых хозяев нет неряшек, лежебок, грубый не найти цветок. Жизни сад благоухает, красотою восхищает, если в нем живут труды, если много доброты, то и знание растет и любви чудесный плод. С незапамятных времен в мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнешь».


Использованная литература:


  1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  2. Васильева Ф.И. Будь человеком, человек!- Чебоксары, 2005.

  3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2007.

  4. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2.

  5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.

  6. Нравственное воспитание в средней школе / сост. И. А. Тисленкова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Е. В. Васильева. - Волгоград: Учитель, 2008.

  8. Рожков А.С., Байбородова Н.В., Ковальчук С.В. Воспитание толерантности у школьников. Академия развития, 2005.

  9. Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. академик РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004.



territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-13.html
territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-18.html
territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-stranica-5.html
territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god.html
territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2007-godu.html
territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-v-2010-godu-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-klienta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-uchetnoj-politiki-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2007-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotchik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplina-himiya-specialnosti-260901-65-tehnologiya-shvejnih-izdelij-260902-65-konstruirovanie-shvejnih-izdelij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-07-instrukciya-ukazat-odin-pravilnij-otvet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uslovnie-rekomendacii-gto-20-kriterii-ocenki-20-stranica-29.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prozrachnie-buloni.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-rossijskoj-federacii-o-polozhenii-i-pravah-voennosluzhashih-status-voennosluzhashih-stranica-20.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-vvedenie-lekciya-1.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dejstviya-naseleniya-pri-stihijnih-bedstviyah-opasnih-prirodnih-yavleniyah-faktori-opasnosti-opovesheniya-dejstvie-naseleniya-pri-z.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-neftepererabativayushej-promishlennosti-rossii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-elektivnomu-kursu-istoriya-sovetskoj-diplomatii-dlya-specialnosti-032600-istoriya-utverzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • grade.bystrickaya.ru/obobshenie-znanij-ob-elektroliticheskoj-dissociacii-sreda-vodnih-rastvorov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezhde-vsego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovoj-proekt-po-uchebnoj-discipline-mikroprocessornie-sredstva-na-temu-sistema-ohrannoj-signalizacii-stacionarnogo-promishlennogo-obekta-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/odna-iz-glavnih-dostoprimechatelnostej-san-marino--geograficheskaya-harakteristika-evropi.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelya-pravleniya-ao-agrarnaya-kreditnaya-korporaciya-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-i-istochniki-sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-s-mezhdunarodnim-uchastiem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proverka-funkcionirovaniya-trendov-dlya-analogovih-signalov-a-e-romanenko-20-iyulya-2009-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vusloviyah-realizacii-programmi-razvitiya-shkoli-dostizhenie-visokih-obrazovatelnih-rezultatov-kazhdim-uchenikom-realizuetsya-za-schet-sochetaniya-preemstvennosti-na-razlichnih-etapah-obucheniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izuchenie-summatorov-teoriya-diskretnih-ustrojstv-chast-ii-odobren-metodicheskimi-komissiyami-fakulteta-bezotrivnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-mou-sosh-26.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustojchivoe-upravlenie-stochnimi-vodami-v-kirgizstane.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-anglijskij-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-sovremennoe-sostoyanie-ovcevodstva-v-mire-po-kontinentam-i-stranam-sostoyanie-ovcevodstva-i-kozovodstva-v-rossii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-korrekcionno-razvivayushego-zanyatiya-v-4-m-klasse-tema-oposredovannaya-pamyat-ponyatijnoe-mishlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/astronomicheskie-dostizheniya-v-uchenii-kopernika.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-semya-i-deti-na-2012-2015-godi-i-pasport-stranica-17.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-finansovih-rezultatah-29-10-2009-g-228-12-f.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-glazov-2008.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomna-rabota-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/za-rubikonom-tajna-na-dne-kolodca.html
  • report.bystrickaya.ru/harakteristika-gruppovih-processov-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/311-uslugi-perevoda-deneg-ili-cennostej-specialnaya-rekomendaciya-vi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-povishayushih-koefficientov-instrukciya-o-poryadke-ischisleniya-zarabotnoj-plati-rabotnikov-municipalnih-uchrezhdenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.