.RU

Тематическое планирование по общей экологии ' Класс


Учебно-тематическое планирование

по общей экологии '

Класс : 9

Учитель: Т.М. Калитина

Количество часов:

Всего: 34 часа ; в неделю 1 час.

Административных контрольных уроков 2 ч.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов.

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов

Учебник:

Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

Литература для учителя:

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для10-11 кл.

проф. Шк. - М.: Просвещение, 1998. - 270 с: ил., карт.

Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов - на - Дону: Феникс, 1996.

Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.

Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов,

экспресс-справочник для студентов вузов. Издание 2-е, испр. И доп. -

Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 288 с.

Миркин Б.М. , Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального

комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е,

перераб. И доп. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 272 с: с ил.

Коротнян А.В. Ноосфера: духовный мир человека /Сост. Коротнян А.В. - Л.:

Лениздат, 1987. - 223 с.

Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн.

Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.

Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд-во

Саратов.ун-та, 1995.


Литература для учащихся:

Алексеев СВ. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл.

общеобразовательных учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов

общеобразовательных учреждений разных видов, Спб: СМИО Пресс, 1998.-

352 с; ил.

Величковский Б.Т.Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье .человека и

окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов -на-Дону: Феникс;

М.:3евс,1997.

Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк.

Естеств.-науч. профиля. М.: Просвещение, 1997.

Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учеб.

Заведений / Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. - М.: Дрофа,1995. -

240 с: ил.

Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных

шк./Н.Ф. Винокурова, Г.СКамерилова, В.В.Николина и др. М.:

Просвещение, 1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное

природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М:

Мнемозина, 1995.

Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11

кл.М: Дрофа, 1997.

ЧуйковЮ.С, Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний:

Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань, 1999.

Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский.

М.:Изд-во ACT, 1997.

Кроме того, в целях повышения информационной культуры учащихся

предусмотрены такие средства обучения, как демонстрация и обсуждение

презентаций учителя и учащихся.

^ Образовательные диски:

CD-ROM «1 С: Школа. Экология. 10-11 классы». Учебное пособие. Под
редакцией А.К.Ахлебинина , В.И.Сивоглазов Дрофа, 2004.

CD-ROM «1С: Репетитор. Биология»

CD-ROM «Экология. Учебное электронное издание. Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

^ ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе:

Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. -Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

^ Настоящий календарно-тематический план по экологии для 9 класса ориентирован на использование учебника:

Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

Согласно действующему учебному плану и с учетом естественнонаучной направленности календарно-тематическое планирование предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

В связи с этим реализуется региональная программа по экологии для 9 класса (всего 34часа,), составители Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

^ Основная цель курса: (основного общего образования) - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентации. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1 .Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

  1. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс общая экология включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

  2. Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

  3. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений-высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

^ 7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

^ Программа курса рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Промежуточный контроль проводится в виде тестов. ^ Административных контрольных - 2 часа.

Условные обозначения:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

УПЗУ - урок применения знаний и умений

КУ - комбинированный урок, К - урок контроля


^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;





Наименование разделов и тем

Ко

личе

ст

во

ча

сов

Вид заня тия

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Наглядные

пособия

и технические

средства

Кален дар ные сроки

При

меча

ние

^ ВВЕДЕНИЕ (2часа)

1

Предмет экологии. Ее разделы.

1

УОНМ

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками.

Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии.

Таблицы, слайды

«Методы

«Уровни развития

жизни»

Схема:

«Иерархия

природных

систем» (по

А.А.Горело

ву)







2

История развития экологии

как науки.

Значение экологического

образования в настоящее

время.

1

КУ

тест

Экология как

теоретическая основа

деятельности человека

в природе.

Роль экологии в жизни

современного

общества.

^ Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы.

Портреты ученых Презентации учащихся об ученых







^ ТЕМА№1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов)

3 -

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

УОНМ

Решени е

экологи ческих

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов.

Знать: понятие

«потенциальная

возможность размножения

организмов»;

о зависимости видов от

ДЕМ: схем роста

численности

видов ;

Кривые

выживаемости


















задач

Ограничения их

ресурсами и факторами

среды.

Практическое значение

потенциала

размножения

организмов.

окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности.

различных организмов (акулы, рыбы-луны); Раздаточный материал: плоды с семенами растений (мак, шиповник и т.д.); Это интересно! (из Книги рекордов Гиннеса); Таблицы «Плодовитость рыб»

«Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты».







4

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

КУ

Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон

ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической

Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов;

ДЕМ: таблиц по

охране природы,

графиков,

слайдов;

Комнатные

растения,

гербарные

Или живые

экземпляры

растений

светолюби

вых и



















деятельности человека.




теневыносливых,

теплолюби

вых и холодостой

ких,

влаголюбивых и

засухоустойчивых

и т.д. ; рис. и фото

с изобр. животных

дневных, ночных,

теплолюби

вых и холодостой

ких.







5

Основные пути приспособления организмов к среде.

1

КУ

Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий.

Использование явлений анабиоза в практике.

^ Знать: об основных путях приспособления организмов к среде.

Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде.

ДЕМ: таблиц «Приспособ ления организмов к среде» (спячка, миграции, и.т.д.)







6

Основные среды жизни.

1

КУ

Основные среды жизни.

^ Знать: основные среды

жизни.

Уметь: доказывать, что

условия среды обитания

«диктуют» наличие

определенных

экологических

приспособлений у

организмов, ее населяющих.

ДЕМ: таблиц «Основные среды жизни»

Аквариум с рыбками, слайды с изображением животных, населяющих различные среды обитания.

щ.




7

Пути воздействия организмов на среду

1

КУ

Л/Р№1

Газовый и водный обмен, Пищевая

Знать: пути воздействия организмов на среду

Рисунки, фото кротовин,













обитания.




Почвен

ные

обитате

ли и их

средооб

разую

щая

деятель

ность.

активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности.

обитания.

Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений

жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей.

сурчиных нор, бобровых хаток.







8

Приспособительные формы организмов.

1

КУ

Л/Р№2

Жизнен

ные

формы

животн

ых.

Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.

Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция.

ДЕМ: фото, рисунков, слайдов. Жизненные формы растений и животных, карта природных зон.







9

Приспособительные ритмы жизни.

1

КУ

Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха.

^ Знать: о приспособительных ритмах жизни.

Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание,

ДЕМ: фото, рисунков, слайдов дневных, сумеречных и ночных животных, птиц и млекопитающих в летнем и зимнем «наряде».

Таблица «Центры






















Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов понятие сигнального фактора (фотопериода).

многообразия и происхождения культурных растений»







10

Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда»

1

УПЗУ

Геометрическая прогрессия

размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

^ Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Слайды с задачами

«Организм и среда»







11

Обобщение по теме «Организм и среда»

1

УО

Геометрическая прогрессия

размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов,. их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

^ Знать: материал по теме «Организм и среда»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

таблицы «Приспособ ления организмов к среде»

«Основные среды жизни»

фото, рисунки, слайды










12

Урок контроля и коррекции по теме «Организм и среда»

1

К

тест

Геометрическая прогрессия

размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов.

Знать: материал по теме «Организм и среда»

Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать.

Гесты

«Организм и

среда»







^ ТЕМА №2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов)

13

Типы взаимодействия организмов.

1

УОНМ

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений.

Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей.

^ Знать: типы взаимодействия

организмов.

Уметь: характеризовать

биотические связи (прямые,

косвенные, односторонние,

двусторонние).

Фото, слайды, таблицы «Типы взаимодействия организмов»







14

Законы и следствия пищевых отношений.

1

КУ

Типы пищевых отношений. Пищевые

Знать: законы и следствия пищевых отношений.

Таблицы, рисунки, фото, слайды



















сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов.

Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе.

«Типы пищевых отношений»;

Таблица

«Зависи

мость

численности

хищника от

численности

жертв»







15

Законы конкурентных отношений в природе.

1

КУ

Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества.

Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные

Знать: законы

конкурентных отношений в

природе.

Уметь: объяснять понятие

конкуренция и ее роль в

природе.

Таблица

«Виды

конкуренции»






















отношения и

экологическая

инженерия.













16

Популяции.

)

КУ

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека.

Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности.

Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения.

Таблица «Популяция»







17

Демографическая структура популяций.

1

КУ Реше ние задач

Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание

Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности.

Возрастные пирамиды различных видов организмов.

*■



















оптимальной структуры природных популяций.













18

Рост численности и плотность популяций.

1

КУ Реше ние задач

Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями (ресурсами). Понятие емкости среды. Процессы,

происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как система с механизмами саморегуляции (гомеостаза). Экологически грамотное управление плотностью популяций.

^ Знать: понятия рост

численности и плотности

популяции.

Уметь: применять свои

знания на практике.

Задачи

«Рост численности

и плотность

популяций»







19

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.

1

КУ Реше ние задач

Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций.

Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы

^ Знать: как регулируется численность в природе. Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь отличать двустороннее

взаимодействие от одностороннего.

Графики разных

типов

популяционной

динамики.

Коллекции

насекомых

вредителей

сельского и

лесного уозяйства.

Рисунки с

изображением

полевки

обыкновенной,






















динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе.




летучей мыши.







20

Повторение, закрепление по теме «Сообщества и популяции»

1

УПЗУ Реше ние задач




Знать: как определяют численность и плотность отдельных популяций. Уметь: решать экологические задачи.

Задачи.







21

Промежуточный контроль знаний «Сообщества и популяции»

1

УПКЗ

тест




^ Знать: как определяют численность и плотность отдельных популяций.

Уметь: решать экологические задачи.










22


Биоценоз и его устойчивость

1

КУ

Видовой состав биоценозов.

Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов. В биоценозах. Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры

Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия.

Схема ярусного расположения растений в смешанном и еловом лесах; таблицы «Биоценоз Дубравы», «Биоценоз пруда».



















природных биоценозов.

Принципы

конструирования

искусственных

сообществ.













23

Повторение и закрепление знаний и умений по теме «Биоценоз и его устойчивость».

1

УПЗУ

Видовой состав биоценозов.

Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов. В биоценозах. Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ

^ Знать: тему «Сообщества и

популяции»

Уметь: работать с

дополнительной

литературой, защищать и

презентовать свои проекты.










24

Обобщающий урок по теме «Сообщества и популяции» «Биоценоз и его устойчивость».

1

УО

Видовой состав биоценозов.

Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные

^ Знать: тему «Сообщества и

популяции»

Уметь: работать с

дополнительной

литературой, защищать и

презентовать свои проекты.

*■






















срсдообразователи. Экологические ниши видов. В биоценозах. Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ













^ ТЕМА №3. ЭКОСИСТЕМЫ (10 часов)

25

Законы организации экосистем.

1

УОНМ

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и косной частями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем; запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты.

Знать: законы организации экосистем; что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот: понятия поток вещества и энергии.

Уметь: объяснять значение круговорота веществ, как необходимого условия для поддержания жизни.

ДЕМ: аквариума

как искусственной

экосистемы.

Модели-схемы с

изображением

продуцентов,

консументов,

редуцентов.

Таблица

«Основные

компоненты

экосистемы»



















Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.













26

Законы биологической продуктивности.

1

КУ

Реше

ние

задач

Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли.

Знать: законы биологической продуктивности.

Уметь: показывать разницу между понятием «сети питания» и «цепи питания», объяснять причины быстрой потери энергии в цепях питания и связывать это явление с практическими вопросами жизни.

Модели-схемы

пищевых цепей

выедания и

разложения;

пирамиды

продукции и

потока энергии в

экосистемах;

диаграммы

соотношения

продукции и

биомассы

различных

организмов в

океане.

Таблица

«Трофические

уровни и

экологическая

пирамида»







27

Агроцгаозы и агроэкосистемы.

1

КУ

Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их

^ Знать: особенности

агроценозов и

агроэкосистем.

Уметь: характеризовать

агроценозы как сообщества,

Таблицы с изображением биоценозов водоема, дубравы, агроценоза

*.■



















продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.

создаваемые человеком; показать их функционирование по природным законам, несмотря на специфику агроценоза.

(пшеничного ноля). Фото,рис.







28

Промежуточный контроль знаний по теме «Экосистемы»

1

УПКЗ

тест




Знать: законы организации экосистем, законы биологической продуктивности, материал об агроценозах и агроэкосистемах.

Уметь: характеризовать агроценозы как сообщества.










29

Саморазвитие экосистем.

1

КУ

Л/Р №3

Смена

простей

ших в

сенном

настое

(самора

звитие

сообще

ств)

Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение, продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ.

^ Знать: как формируются устойчивые экосистемы в природе.

Уметь: характеризовать пожары, которые являются естественной причиной нарушения экосистем; давать представления о низовых и верховых пожарах, их последствиях; указывать общие закономерности саморазвития биоценозов;

Рис.,схемы

различных

сукцессии,

таблица

«Зарастание

водоема»,

гербарные

образцы.






















Темпы изменения сообществ на разных этапах формирования экосистем. Восстановительн ые смены сообществ после частичных нарушений. Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека. Условия управления этими процессами.

давать понятия о сукцессиях.










30

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

1

КУ

Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная

дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости

^ Знать: что такое биологическое разнообразие, каковы причины его уменьшения.

Уметь: характеризовать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие.

Схемы яростности

лесов

тропического и

умеренного

климатов;

Таблица

«Основные

факторы,

угрожающие

позвоночным

животным»






















экосистем при уменьшении видового разнообразия в природных и антропогенных условиях.













31

Биосфера как глобальная экосистема.

1

Л

В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни на Земле в геологической истории Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании

^ Знать: понятие биосферы, как общепланетарной оболочки.

Уметь: характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли; Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решения.

Схемы

Круговоротов веществ в биосфере (азота, кислорода, углерода, фосфора, воды).




»■■
















ресурсов и

преобразовании

биосферы.












32

Экология как научная основа природопользования.

1

КУ




Знать: особенности и причины сложности экологизации производств. Уметь: подводить итоги изучения курса «Основы экологии», подчеркивать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности.

Слайды о

рациональном

природопользова

НИИ.







33

Обобщающий по теме «Экосистемы»

1

УО




Знать: материал темы

«Экосистемы»

Уметь: обобщать,

анализировать.










34

Урок контроля и коррекции по теме «Экосистемы».

1

к

тест




Знать: материал темы

«Экосистемы»

Уметь: обобщать,

анализировать.
















standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniyapo-pravu-o-prepodavanii-prava-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
standart-zhkh-podskazka-dlya-sobstvennika-press-sluzhba-administracii-tomskoj-oblasti-261110-v-tomskoj-oblasti.html
standarti-gigieni-v-kofejnom-biznese-teoriya-i-praktika-raspisanie-seminarov-shkol.html
standarti-kachestva-dlya-transnacionalnogo-obrazovaniya-predlagaemaya-chitatelyu-kniga-predstavlyaet-soboj-perevodi.html
standarti-kachestva-okruzhayushej-sredi-spravochnoe-posobie-izdatelstvo-tomskogo-gosudarstvennogo-arhitekturno-stroitelnogo.html
standarti-monitoring-mest-lisheniya-svobodi-prakticheskoe-rukovodstvo-dlya-npo-ot-izdatelya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-oporami-zazemlenie-malkina-pih-i-g-vozrastnie-krizisi-vzroslosti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-vipolneniyu-vipusknih-rabot-dlya-specialnostej-420740-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-i-specialnogo-naznacheniya-i050727-6n0727-tehnologiya-prodovolstvennih-produktov-pavlodar.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stenogramm-a-organizacionnogo-seminara-germano-rossijskogo-socialnogo-foruma-peterburgskogo-dialoga-stranica-6.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-ob-eksperimentalnoj-rabote-po-razrabotke-primernoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-vospitaniya-obrazovaniya-i-razvitiya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1110-funkcionalnie-obyazannosti-chlenov-komissii-v-rossijskoj-federacii-prodolzhaet-sohranyatsya-tendenciya-ezhegodnogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-geografii-v-7-klasse-po-teme-prirodnie-zoni-materika-ih-razmesheniya-v-zavisimosti-ot-klimata.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-izdatelskoj-deyatelnosti-akademii-upravleniya-pri-prezidente-respubliki-belarus-na-2010-god-.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-razvitiya-cheloveka-razdel-i-obshie-voprosi-psihologii-razvitiya-stranica-22.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnoj-celevoj-programmi-nauchnih-issledovanij-v-interesah-ribnogo-hozyajstva-rossijskoj-federacii-na-2010-2014-gg-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/godi-summarnie-razrabotka-proekta-generalnogo-plana.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustnij-zhurnal.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyumenskie-izvestiya-ermak-shagaet-vperedi-25112010-centralnaya-pressa.html
  • literature.bystrickaya.ru/dajdzhest-smi-za-11-marta-2007-goda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-23-korobchatij-zmej-glava-parohodi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-12-harakteristika-razlichnih-chuvstv-glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/departament-obrazovaniya-administracii-g-arzamasa-prika-z.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-specialnosti-260301-fakulteta-zaochnogo-obucheniya-i-eksternata-sankt-peterburg-2006.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-instrukciya-dlya-uchastnika-ekzamena-po-zapolneniyu-blankov-otvetov-pri-vipolnenii-ekzamenacionnoj-raboti.html
  • school.bystrickaya.ru/inflyaciya-sushnost-vidi-prichini-posledstviya-inflyacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-podgotovit-i-provesti-effektivnuyu-prezentaciyu-svoej-profsoyuznoj-organizacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-formirovanie-i-razvitie-akcionernogo-obshestva-kredit-byuro-v-sisteme-ekonomicheskoj.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/pyatnadcat-lekcij-i-odno-soobshenie-dlya-rabotayushih-na-stroitelstve-gyoteanuma-v-dornahe-s-stranica-8.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-pravu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kafedra-teorii-i-metodiki-socialnoj-raboti.html
  • turn.bystrickaya.ru/odnoj-strokoj-moskovskij-komsomolec-24062006-137-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-smisle-zhizni-cheloveka-chast-2.html
  • student.bystrickaya.ru/12-chelovecheskij-kapital-i-trudovaya-mobilnost-proekta-granta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-utverzhdayu-rassmotrena.html
  • college.bystrickaya.ru/03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/mnogofunkcionalnoe-ustrojstvo-dopolnitelnoe-oborudovanie-konferenc-i-banketnih-zalov.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-vozmozhnosti-eksperimentalnogo-issledovaniya-svojstv-vremeni.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bednij-chelovek-v-proizvedeniyah-m-zoshenko-20-30-h-gg-chast-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-i-priblizitelnij-perechen-voprosov-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-ili-zachetu-po-predmetu-filosofiya-za-osennij-semestr-2000-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-o-rodstvennikah-zheniha-kotorie-mogut-prinesti-vam-nemaluyu-polzu-prakticheskoe-posobie-po-ohote-na-muzhchin-predislovie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-konstruirovaniya-i-nadezhnosti-elektricheskih-mashin-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.