.RU

Теория стилей руководства Р. Лайкерта - Концепция индустриального менеджмента Альфреда Слоуна 85 «Тощее» производство Таичи Оно 88


^ Теория стилей руководства Р. Лайкерта
Последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Херцберга и Мак-Грегора, доктор социологии Ренсис Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства. В начале 60-х годов ХХ века он провел в Мичиганском университете исследования, посвященные отличиям эффективной организации и неэффективной. В своей теории Лайкерт выделил две крайности относительно стилей руководства – руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на сотрудников. Он обобщил реальные методы управления и в зависимости от стиля руководства разработал четыре основные системы лидерства.

^ 1) Эксплуататорский авторитаризм, при котором руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к принятию решений, а задачи спускаются сверху вниз уже готовыми. Основной стимул – страх и угроза наказания, вознаграждения здесь случайны, как и взаимодействие руководителя с подчиненными, которое строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организации находятся в противоборстве. Менеджеры такой системы исходят из теории Х Д. Мак-Грегора (фактически теория Ф. Тейлора).

^ 2) Великодушная автократия предполагает, что руководство удостаивает подчиненных некоторым доверием, но как хозяин слугу. Часть решений делегируется вниз, но принимаются они в строго предписанных границах. Вознаграждение здесь действительное, а наказание – потенциальное, и оба используются для мотивации работников. Взаимодействие осуществляется в терминах снисходительности со стороны руководителя и осторожности подчиненного. Неформальная организация существует, но только отчасти противостоит формальной.

^ 3) Консультативная демократия предполагает, что менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предлагают. Мотивация идет уже не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх, но решения в основном принимаются наверху.

^ 4) Совместное управление основано на непосредственном участии подчиненных в управлении. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням управления, поток коммуникаций идет не только вверх-вниз, но и по горизонтали. Работники участвуют в процессе выдвижения целей, принятия решений, контроля, децентрализации.

Система-4 позволяет работникам реализовывать свои способности, так как руководители стараются видеть в своих сотрудниках личность и помогать им справляться с поставленными перед ними задачами. Система основана на доверии руководителей к служащим, так как лидеры убеждены в том, что подчиненные ответственно подходят к достижению целей организации, формулирующихся по принципу соучастия людей. Работники на всех уровнях имеют возможность в принятии решений, что способствует отождествлению их целей с целями группы, что позволяет им достичь самореализации в работе. В организациях Системы-4 люди делятся на группы и отчитываются перед своими руководителями. Некоторые руководители являются одновременно членами двух групп и соединяют, таким образом, свою группу с группой, находящейся над ней, координируя деятельность своей группы с другими. Подчиненные могут свободно обсуждать проблемы, возникающие в ходе работы, с руководителями. Формальная и неформальная организации, как правило, совпадают. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации.

Лайкерт назвал систему-1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а систему-4 – ориентированной на отношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Системы 2 и 3 – промежуточные. Самая эффективная, продуктивная организация (предприятие, цех, участок) имеет руководителя, которого можно охарактеризовать системой-4.

Помимо этих четырех систем, Лайкерт предвидел также и пятую, в которой все формально заданные полномочия исчезают.

^ Принципы работы с людьми Д. Карнеги
Известный американский специалист в области человеческих от­ношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окру­жающим:

– искренне интересуйтесь другими людьми;

– улыбайтесь;

– помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

– будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

– говорите о том, что интересует вашего собеседника;

– внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Он же сформулировал принципы, «соблюдение которых позво­ляет склонить людей к вашей точке зрения»:

1) Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

2) Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав.

3) Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5) Заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да».

6) Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

7) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

8) Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

9) Взывайте к более благородным мотивам.

10) Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

11) Бросайте вызов, задевайте за живое.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.


Контрольные вопросы

1. Перечислите предпосылки создания «теории человеческих отношений».

2. Что и для чего пытались улучшить родоначальники «теории человеческих отношений»?

3. В чем сущность Хоуторнских экспериментов?

4. Какие выводы сделал Э. Мэйо, основываясь на результатах Хоуторнских экспериментов?

5. Решением каких вопросов занималась М.П. Фоллет?

6. Какую концепцию разработал Ч. Бернард?

7. От чего зависит мотивация поведения рабочего по теории А. Маслоу?

8. Перечислите уровни иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу.

9. Каково практическое применение для управления персоналом иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу?

10. Что называл Херцберг «негативными побуждающими факторами»?

11. Перечислите основные предпосылки теории «Х» Д. Мак-Грегора.

12. Перечислите основные предпосылки теории «Y» Д. Мак-Грегора.

13. В чем сущность теории «Z» Д. Оучи?

14. Какие стили руководства персоналом предложил Д. Мак-Грегор?

15. Какие стили руководства предложил в своей теории лидерства Р. Лайкерт?


Рекомендуемая литература

1. Гвершиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий, М, Наука, 1970 – 380 с

2. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера, С-Пб: Питер, 2001 – 1168 с

3. Кравченко А.И. Социология менеджмента, М, ЮНИТИ, 199 – 366 с

4. Хажинский А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху, С-Пб, Питер, 2002 – 480 с

5. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации, С-Пб, Питер, 2001 – 352 с


^ 10. Теории системного и ситуационного подхода к управлению


Системный подход к управлению
Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Таковы учения Тейлора, Файоля, Вебера. «Синтетические» учения рассматривают управление организацией как многоплановое, комплексное и динамичное явление, призванное обеспечить взаимосвязь внутренней среды организации с ее внешним окружением.

К началу 60-х гг. ХХ в. путь поиска научного подхода к процессу управления привел к зарождению количественной школы менеджмента, который характеризует системный подход к организационному мышлению. В 1951 г. выходит статья Людвига Фон Берталанфи (1901-1972 гг.) «Общая теория систем: новый подход к единой науке». Концепции, изложенные в ней, стали интеллектуальной основой «теории общих систем». Была поставлена задача – разработать системный теоретический каркас для описания любых отношений, существующих в реальном мире.

Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем – самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Любая организационная форма отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие – система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов – затрат (сырье, машины, люди) – в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, с которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Система включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связана с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете, повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключает в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального менеджера, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Работы Берталанфи были использованы Норбертом Винером (1894-1964 гг.), который основал науку кибернетику. Кибернетика показала, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций. Винер пытался понять механизм взаимоотношений между человеком и машиной. Он определил кибернетику как науку об управлении и связи в живых организмах, в машинах и обществе. В кибернетических системах управления широко используются законы и принципы: обратной связи, иерархичности управления, соответствия управляющей и управляемой подсистем, внешнего дополнения, «черного ящика» и др.

Кибернетический подход к управлению позволяет формализовать управленческий процесс, включить в него систему электронно-вычислительной техники, в миллионы раз ускорить переработку информации, выработку исходных данных для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.

Отличия системного подхода от прежнего, процессного, основанного на понимании управленческой деятельности как функционально обусловленных, вытекающих один из другого элементов, в следующем:

1) в управленческой деятельности стало учитываться влияние и взаимодействие множества факторов, находящихся как внутри организации, так и вне ее;

2) было обращено внимание на то, что в организациях наблюдается «синергетический эффект», показывающий, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей;

3) в соответствии с системным подходом элементы, образующие управленческую деятельность, не просто функционально вытекают один из другого, но все без исключения связаны друг с другом. В результате изменения в одном из элементов неизбежно ведут к изменениям в других, и, соответственно, во всей системе управления в целом. Следовательно, любые проблемы организации – большие и малые, простые и сложные, должны решаться комплексно.

Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода можно считать Питера Друкера (род. в 1909 г.). Самое известное положение, выдвинутое им – концепция управления по целям, согласно которой, управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса.


tema-3-pryamie-i-nepryamie-nalogi-obyazatelnie-platezhi-konspekt-lekcij-po-discipline-sistema-nalogooblozheniya.html
tema-3-psihologicheskie-sostavlyayushie-sistem-upravleniya-v-g-rubanov-psihologiya-upravleniya.html
tema-3-rasporyaditelnie-dokumenti-prikazi-po-osnovnoj-deyatelnosti-prikazi-po-lichnomu-sostavu-dolzhnostnie-instrukcii.html
tema-3-regulyaciya-vodno-mineralnogo-obmena.html
tema-3-riba-zhivaya-gost-24896-81-konspekt-lekcij-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-kemerovo-2002.html
tema-3-rol-metodologii-v-issledovanii-sistem-upravleniya-e-m-korotkov-issledovanie-sistem-upravleniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/simvoli-i-metafori-v-poezii-sh-bodlera-chast-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvazhaemaya-redakciya-izvestiya-21122005-233-str-6-pervij-kanal-novosti-20-12-2005-neroznak-vsevolod-09-00-13.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-proektnie-predlozheniya-po-socialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-rajona-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-truda-dolzhen-imet.html
  • reading.bystrickaya.ru/krishi-promishlennih-zdanij-mezhduetazhnie-perekritiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-oop.html
  • write.bystrickaya.ru/fond-ocenochnih-sredstv-po-uchebnoj-discipline-epidemiologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/22-detskaya-bednost-po-dohodam-otchet-o-podgotovke-doklada-o-polozhenii-detej-v-rossii-etap-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-nato-po-katalogizacii-stranica-14.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizkulturno-ozdorovitelnij-kompleks-vse-uslugi-platnie-poetomu-nashimi-uchashimisya-malo-poseshaemij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tamozhennaya-stoimost-chast-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/mchs-gotovitsya-k-pavodku-informacionnoe-agentstvo-yarnovosticom-16022011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-17-fevralya-2011-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-strategicheskie-napravleniya-celi-i-zadachi-celevie-indikatori-meropriyatiya-i-pokazateli-rezultatov-deyatelnosti-apparata-akima-akmolinskoj-oblasti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-filosofiya-na-temu-filosofiya-krug-ee-problem-i-rol-v-zhizni-obshestva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shema-regulirovaniya-podachi-4h-stupenchatogo-kompressora-s-vklyucheniem-tehnologicheskogo-oborudovaniya-posle-2-oj-i-4-oj-stupenej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-predposilki-lisenkovshini-i-formirovaniya-sovetskoj-sistemi-upravleniya-naukoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyazi-naseleniya-kubani-i-chernomorya-s-yuzhnimi-slavyanami-v-konce-xviii-nachale-xx-vekov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhiznennaya-perspektiva-i-cennostnie-orientacii-lichnosti55-e-i-golovaha-lev-kulikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-kursadiscipliniyunita-obshaya-harakteristika-uchebnoj-programmi-po-specialnosti-5v071300-transport-transportnaya.html
  • bystrickaya.ru/vidi-administrativnih-vziskanij-chast-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prognoziruemie-rezultati-programma-razvitiya-mou-sosh-4-mo-verhnij-tagil-na-2008-2013-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/heposredstvennaya-amortizaciya-1-obshie-principi-psihologicheskoj-borbi-legkie-dlya-ponimaniya-i-primeneniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-6-e-pererabotannoe-i-dopolnennoe-rostov-nd-feniks-2003-576-s-seriya-visshaya-shkola-bbk-a5ya72-1-stranica-28.html
  • writing.bystrickaya.ru/avdonin-viktor-vasilevich.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-mehanizm-upravleniya-realizaciej-programmi-opisanie-sistemi-upravleniya-i-monitoringa.html
  • education.bystrickaya.ru/21-metodologiya-vopts-pilotnaya-programma-adaptacii-k-izmeneniyu-klimata-komponent.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-otchet-ob-ispolnenii-programmi-razvitiya-obrazovaniya-v-altajskom-rajone-na-2006-2010-gg-utverzhdena-24-dekabrya-2006-goda-reshenie-137-celevie-indikatori-i-pokazateli-programmi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-reklamnim-materialam-original-maketam-predostavlyaemim-dlya-publikacii-v-izdaniyah-izdatelstva-domino.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12informacionnie-seti-klassifikacii-i-harakteristiki-hosti-sistemi-i-tehnologii-kollektivnogo-dostupa-k-informacionnim.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-naperegonki-so-smertyu-viktor-yurevich-kuvshinov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/restateru-ot-20012011-v-2010-godu-chislennost-kompanij-chlenov-gud-uvelichilas-na-20.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-regionalnoj-sessii-prakticheskogo-konsaltinga-innovacionnij-biznes-i-venchurnoe-finansirovanie-put-k-razvitiyu-i-uspehu.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-10-elektronnaya-podpis-posvyasheniya-i-blagodarnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskie-sredstva-obucheniya-i-d-dolgij-avtomatika-svyaz-informatika-2010-c-25-27.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.