.RU

Тезисы лекций для студентов экономических факультетов высших учебных заведений - страница 15



План:

  1. Природно-ресурсный потенциал как объект государственного регулирования.

  2. Особенности хозяйственного механизма природопользования.

  3. Прогнозирование и планирование ресурсов.


1. Природно-ресурсный потенциал как объект

государственного регулирования.

Природа оказывает большое влияние на развитие производительных сил. Вся производственная деятельность человека может быть представлена как про­цесс преобразования природы в формы, приемлемые для использования чело­веком. С точки зрения потребностей общества элементы окружающей среды подразделяется на две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и непроизводственной деятельности (природные ресурсы) и ос­тальные (обычно относимые к природным условиям).

^ Природные условия - это элементы природы, которые не используются непосредственно в процессе производства, не оказывают влияние на производ­ственную деятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных ус­ловий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта.

^ Природные ресурсы - это элементы природы, которые при данном уровне развитие производительных сил используются или могут быть использованы в производстве, составляя его сырьевую и энергетическую базу.

Такое разграничение элементов природы в значительной мере условно, по­скольку одни и те же из них могут выступить и как условия, и как ресурсы (почвы, воды, растительный покров, климат и т.п.). Кроме того, по мере развития научно-технического прогресса все больше природных условий становятся природны­ми ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства (энергия вет­ра, приливов, солнца и т.д.).

По принадлежности к определенным компонентам природы выделяют груп­пы и виды природных ресурсов: биологические, земельные, водные, минераль­ные, климатические и др. В связи с проблемой ограниченности запасов природ­ных ресурсов возрастает значение классификации их по признаку исчерпаемости: почерпаемые (в т.ч. возобновляемые - биологические, земельные, водные и невозобновляемые - минеральные) и неисчерпаемые (климатические, энер­гия бегущей воды, внутриземное тепло).

Кроме того, природные ресурсы квалифицируются по характеру и направле­ниям использования в производстве (промышленные ресурсы, энергетические, топливные, строительного сырья и др.) и непроизводственной сфере (рекреаци­онные, заповедные, ландшафтно-курортные, оздоровительные и др.).

Использование природных ресурсов, сознательное изменение природных условий (мелиорация, регулирование рек и т.п.) всегда выступали в деятельно­сти людей важнейшим средством решения социально-экономических задач. Более того, природные ресурсы - это естественная база развития экономики страны, поэтому весьма существенной является экономическая оценка всего комплекса природных ресурсов.

Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природ­ных ресурсов региона, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина при­родно-ресурсного потенциала может быть определена как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (минеральных, водных, лесных и т.п.). Важ­нейшими из них являются: численность имеющихся в регионе природных ресур­сов (чем больше ряд естественных ресурсов, вовлеченных и подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала), их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.), комплекс­ность использования каждого вида природных ресурсов.

В литературе встречаются три возможных направления соизмеримости каче­ственно различных природных ресурсов: с помощью бальной системы, стоимо­стных показателей и абсолютных энергетических показателей. Наибольшую зна­чимость приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала территории коли­чественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемами запасов, площадями, производительностью и т.п.).

Важное значение в достижении большей сырьевой независимости Украины приобретает политика ресурсосбережения. Совершенствование технологий, снижение материально- и энергоемкости производства позволяют снизить по­требление сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на 20-25%.

Следует заметить, что природопользование не является ординарной сферой экономики и не вписывается в полной мере в систему рыночных отношений, поэтому в условиях перехода к рынку рационализация использования природ­ных ресурсов должна быть гарантирована рамками государственного регулирования, эффективность которого определяется совершенством хозяйственного, механизма природопользования.


^ 2. Особенности хозяйственного механизма

природопользования.

Хозяйственный механизм природопользования - молодой в отрасли эконо­мики, объединяющий все виды воздействия общества на среду - стал складываться на рубеже 60-70 годов нашего столетия и находится в стадии формирования. Он представляет собой совокупность форм и методов организации и регулирования при­родопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере.

Хозяйственный механизм природопользования включает организацию управ­ления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, пла­нирования и прогнозирования природоохранной деятельности, финансирования и кредитования природоохранных мероприятий, экономическое стимулирова­ние рационального природопользования, контроль и учет в природопользова­нии, экологического нормирование и т.п. Структура хозмеханизма природополь­зования сложна, но в ней можно выделить два основных;

Хозяйственный механизм природопользования недавнего прошлого харак­теризовали командно-административная направленность, почти абсолютная цен­трализация и детальная регламентация всей природоохранной ресурсосберегающей деятельности. Экономические методы управления в природопользова­нии получили значительно меньшее развитие, чем в других отраслях.

В процессе формирования рыночных отношений хозяйственный механизм природопользования должен претерпеть коренные изменения. Однако, рыноч­ные рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природопользования чем жесткое административ­ное принуждение.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это дея­тельность государства по организации рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды. Этот про­цесс охватывает следующие функции:

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные ресурсы - система органов управления природопользованием. Организацион­но управление природопользованием осуществляется посредством отраслево­го и территориального принципов.

Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственно­го контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств.

Территориальный принцип управления обеспечивает подход к проблемам Природопользования на уровне региона.

Высшим территориальным органом управления в нашей стране можно счи­тать Верховный Совет.

Существующая система управления природопользованием является недо­статочно гибкой и обеспечивает в первую очередь отраслевые интересы. Ин­тересы же общества требуют, чтобы в управлении природопользованием при­оритетным стал территориальный принцип.

В условиях становления рыночных отношений в экономике на первый план по своей значимости и действенности выступает такое звено хозяйственного механизма природопользования, как экономическое стимулирование.

Экономическое стимулирование рационального природопользования может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации, т.е. путем со­здания заинтересованности и ответственности.

В настоящее время методы позитивной мотивации в области природополь­зования развиты слабо. Среди них наиболее распространены следующие:

При появлении экономических возможностей методы позитивной мотивации. В экономическом стимулировании природопользования могут быть расширены с учетом таких мер, применяемых в мировой практике, как:

Среди методов негативной мотивации наиболее существенны следующие меры воздействия:

Важным направлением экономического стимулирования рационного природопользования является его платность.

За счет средств из платежей за загрязнение окружающей среды осуществ­ляются строительство, капитальный ремонт природоохранных объектов, рекон­струкция очистных сооружений, восстановление режима рек, различные проектно-изыскательные и научно-исследовательские работы в области охраны при­роды и рационального использования природных ресурсов.

Стимулирующее воздействие экологического налога будет усиливается по мере развития рыночных отношений, оздоровления экономики, появления кон­куренции производителей.


^ 3. Прогнозирование и планирование ресурсов.

При прогнозировании природных ресурсов выделяются три направления:

При оценке изменений объема и качества отдельных видов природных ре­сурсов учитываются особенности и значимость каждого ресурса: минерально-сырьевых, лесных, водных, земельных ресурсов.

Минерально-сырьевые ресурсы (топливо, руда, нерудные материалы) вклю­чают широкий круг природных веществ минерального происхождения, главной особенностью которых являются невозобновляемость, неравномерность и огра­ниченность территориального распределения.

Прогноз должен включать хозяйственную оценку каждого месторождения. В связи с этим запасы ископаемых подразделяются на балансные запасы, ис­пользование которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям, установленным для учета запасов в недрах; и забалансовые, ис­пользование которых по технико-экономическим параметрам нецелесообразно, но в будущем они могут быть объектом промышленного освоения.

Все минерально-сырьевые ресурсы разбиваются на определенные группы.

При классификации ресурсов пользуются рядом оценочных показателей: та­ких, как общие запасы, качество полезного ископаемого, годовая производи­тельность будущего добывающего производства, горно-геологические условия и экономическая оценка ресурсов.

При экономической оценке отдельного месторождения полезных ископае­мых учитываются возможности отнесения месторождения к балансовым запа­сам и ранжируется очередность их вовлечения в хозяйственный оборот.

Важной особенностью прогнозирования лесных ресурсов являются их мно­гоцелевое использование и возобновляемость,

Лекция №17. Государственное регулирование социального развития.

План:

  1. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.

  2. Государственное регулирование оплаты труда.


1. Социальные нормы и нормативы - основа государственного регулирования социального развития.

В системе государственного регулирования используются множество пока­зателей, с помощью которых можно охарактеризовать уровень жизни народа и определить основные направления социального развития. Всю совокупность показателей можно представить через следующие группы:

Основой выработки мер государственного воздействия на развитие соци­альной сферы и повышение уровня жизни народа являются социальные нормы и нормативы, характеризующие удовлетворение потребностей людей с учетом индекса стоимости жизни, рациональных норм потребления товаров и услуг.

Социальные нормы и нормативы должны представлять собой научно обосно­ванные размеры разумного удовлетворения потребностей людей и определять перспективную модель уровня и образа жизни населения в долгосрочной перс­пективе.

Особое место в системе норм и нормативов занимает минимальный потре­бительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет - это систематический показатель, который аккумулирует в себе основные характеристики уровня жизни населения и определяет ту величину доходов, которая позволяет удовлетворять потребно­сти населения в питании на уровне минимальных физиологических нор.

Минимальный потребительский бюджет определяет ту величину индивиду­ального дохода, которая позволяет удовлетворить потребности семьи в товарах и услугах на уровне минимально допустимых с научной точки зрения норм.

В практике существуют два метода разработки минимального потребительс­кого бюджета (МПБ) - это статистический и нормативный. Статистический ме­тод для определения потребительских расходов населения пользуется данными обследования бюджетов семей. В большей мере используется второй метод - нормативный.

При формировании минимального потребительского бюджета и для прогноз­ных расчетов рационального потребительского бюджета используется «потре­бительская корзинка» (она составлена в расчете на одну семью из 4-х человек).

Принципиальное значение для определения «потребительской корзинки» имеет выбор цен на товары и услуги. Он должны отражать реальные условия жизни лиц данной категории, т.е. характеризовать фактические цены покупок и возможности приобретения дешевых товаров.

^ Прожиточный минимум определяется в каждом суверенном государстве в зависимости от среднего уровня жизни населения.

Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров м услуг, признанного минимально необходимым для удовлетво­рения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления. В основе расчета минимального потребительского бюджета лежат нормы потребления, однако они имеют и самостоятельное значение.

^ Норма потребления - это экономический показатель, характеризующий уро­вень потребления населением продуктов питания и непродовольственных това­ров.

Физиологические нормы потребления продуктов питания на душу населе­ния научно разрабатываются как эталон потребления на длительный период по различным социально-демографическим группам населения. Разрабатываются они в соответствии с энергозатратами и физиологическими требованиями орга­низма человека.

Нормы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров используются для характеристики уровня жизни народа и при прогно­зировании объема их производства.

Нормы и нормативы лежат также в основе прогнозирования развития соци­альной инфраструктуры, особенно в части, финансируемой из средств государ­ственного бюджета.

2. Государственное регулирование оплаты труда.

Фонд оплаты труда представляет собой сумму средств, предназначенных для распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и качества труда.

Через фонд заработной платы распределяется определенная часть нацио­нального дохода.

Современные тенденции формирования оплаты труда характеризуются:

Все это говорит о том, что методы управления заработной платой на Украине в условиях перехода к рыночным отношениям еще не достаточно разработаны.

Но уже сегодня принципиально новым в оплате труда является то, что зара­ботная плата из формы распределения по труду превратилась в категорию «цены рабочей силы», определяющую условия самообеспечивания работника и его семьи за счет продажи на рынке труда способности трудиться.

Характерной чертой распределительных отношений на этапе становления рыночных отношений является повышение роли государственного регулирова­ния, позволяющего воздействовать как на повышение материальной заинтере­сованности в повышении эффективности общественного производства, так и на решение социально-экономических задач.

Система регулирования заработной платы на Украине включает следующие элементы:

Регулирование оплаты со стороны государства может осуществляться пря­мым и косвенным способами.

Прямой - это непосредственное установление определенных количествен­ных параметров, обязательных для хозяйствующих субъектов (ставка налогов, размеры минимальной зарплаты, тарифные разряды и коэффициенты для работников бюджетной сферы, т.п.).

Косвенный - регулирование в порядке периодических рекомендаций, орга­низации статистической информации об уровне заработной платы разных кате­горий работников.

Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отво­дится тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1 разряда; единой тарифной сети, тарифно-квалификационных справочников.

Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоит в следующем:

Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гаранти­ями минимальных уровней оплаты труда;

Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые разме­ры (не ниже минимума) ставок и окладов, так и других составляющих зара­ботка (доплат, премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат компенсационного характера, исходя из следующих условий:

Минимальная заработная плата рассчитывается на основе минимального потребительского бюджета (МПБ), который, в свою очередь, рассчитывается на базе минимальной «потребительской корзинки».

Анализ организации заработной платы на Украине в период становления рыночных отношений показывает, что в стране еще не создан эффективный механизм государственного и коллективно-договорного регулирования зара­ботной платы. Реформа организации заработной платы не дала положитель­ных результатов в стимулировании производства, усилении мотивации к Тру­ду. Государство рано дало все права и функции предприятиям в регулирова­нии заработной платы. Существенным препятствием на пути реформирова­ния является общее положение экономики, когда идет резкое падение произ­водства при постоянном росте цен на продукцию. Это проявляется в установ­лении негативных тенденций на предприятиях, независимо от форм собствен­ности и хозяйствования. На предприятиях прослеживается тенденция связи роста цен и спада производства. Зависимость роста цен и спада производ­ства проявляется, с одной стороны, в том, что рост цен ограничивает воз­можности реализации продукции, а значит способствует спаду производства, а, с другой стороны, чем выше снижение объема производства, тем больше стремление предприятий через повышение цен компенсировать потери от этого снижения.

Для устранения этой негативной тенденции на предприятиях следует обес­печивать опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом фонда оплаты труда, а темп роста оплаты труда должен, в свою очередь, предопределяться ростом стоимости рабочей силы.

Опережающий темп роста производительности труда необходим для ком­пенсации возрастающих издержек производства, вызванных ростом оплаты тру­да.

На сегодняшнем этапе перехода страны к рыночным отношениям преобра­зования в политике заработной платы должны быть в большей степени ориенти­рованы на рыночную концепцию, в соответствии с которой уровень заработной платы и ее дифференциация по профессионально-квалифицированным группам должны определяться на основе отраслевых тарифных соглашений между рабо­тодателями и профсоюзами при посредничестве государства.

В дальнейшем фонд заработной платы должен формироваться с учетом ры­ночных факторов - стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня без­работицы, общественной производительности труда и др., которые учитывают­ся в тарифных соглашениях.

Критерием решения задач должна явиться доля оплаты труда в националь­ном доходе на уровне не ниже 50%.

Лекция №18. Государственное регулирование развития регионов и свободных экономических зон.


План:

  1. Содержание государственного регулирования развития регионов.

  2. Формы и методы государственного регулирования территориального развития.

  3. Планирование и прогнозирование развития регионов.


1. Содержание государственного регулирования

развития регионов.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на раз­личных уровнях управления - государственном и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование государственными органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны, - регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.

Переход экономики к рыночным отношениям меняет формы и методы взаи­модействия территориальных органов управления с государственными органа­ми, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо чет­кое разграничение функций государственных и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов.

Каждый регион имеет право самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и социально-экономический потенциал для ус­корения территориального развития. Должна проводиться дифференцирован­ная политика в зависимости от местных условий. Вмесите с тем необходимо обеспечение экономической целостности экономики Украины, единства эконо­мической системы.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социаль­ной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективно­го взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению про­блем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

Государственные органы регулируют организацию производства в экстре­мальных регионах: межрегиональные экономические связи; реализацию круп­номасштабных программ. Объектами специального государственного регулиро­вания являются также регионы с относительно благоприятными условиями для ускоренного проведения экономических преобразований. Это прежде всего сво­бодные экономические зоны.

Главная задача регулирования развития регионов заключается в обеспече­нии высокоэффективного воспроизводства и рационального использования ре­гиональных ресурсов, в использовании преимуществ территориального разде­ления труда.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль регулирования природно-ресурсного потенциала и контроля за состоянием окружающей сре­ды. Приоритет территориального подхода в управлении природопользованием позволяет более полно учитывать особенности каждого региона, состояние его природы и способности выдерживать экологические нагрузки.

Местные органы власти несут ответственность за сохранение, воспроизвод­ство и рациональное использование природных ресурсов в регионах, охрану окружающей среды.

Используя меры экономического и административного воздействия они дол­жны:

При регулировании используются местные налоги на природопользование, компенсационные платежи, штрафы за нанесенный ущерб, превышение пре­дельно допустимых норм загрязнения, а также право «вето» на принимаемые министерствами и ведомствами решения, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды.

Важное решение в новых условиях хозяйствования приобретает регулирова­ние демографических процессов, занятости населения, формирования рынка труда.

Государственные и территориальные органы управления осуществляют дифференцированную демографическую политику и социально-экономическую по­литику с учетом особенностей региона,

Данные о количестве, социальном составе, структуре занятости населения являются определяющими при обосновании основных направлений региональ­ного развития. При этом следует учитывать ряд особенностей, вызванных пере­ходом к рыночным отношениям, а так же последствия катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Должна расширяться самостоятельность регионов в выборе конкретных на­правлений демографической политике, так как местные органы лучше знают возможности улучшения использования трудовых ресурсов.

Проблема занятости решается путем создания новых рабочих мест, стиму­лирования предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, раз­вития общественных работ.

Одна из функций местных органов - приоритетное решение социальных про­грамм. Цель региональной политики в социальной сфере - обеспечение доста­точного уровня жизни, создание примерно равных шансов для всего населения в достижении этой цели, недопущение социальных конфликтов, снятие социаль­ной напряженности. Механическое выравнивание качества и уровня жизни не­совместимо с рыночной экономикой. Следует учитывать, что неодинаковы стар­товые условия в различных регионах. Поэтому государственное регулирование должно быть направлено на преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни отдельных регионов и категорий населения, так как рынок сам по себе не обеспечит социальную защиту населения.

С целью снижения социальной напряженности, социальной поддержки малообеспеченных категорий населения расширяются права местных органов вла­сти в решении этих проблем. Каждый регион с учетом своей специфики и воз­можностей разрабатывает дополнительные меры оказания помощи.

Важной составной частью региональной экономики является инфраструкту­ра. В составе собственности регионов большой удельный вес занимают объек­ты социальной, производственной и экологической инфраструктур.

Без поддержки местных органов невозможно также создание рыночной инф­раструктуры как важнейшего элемента рыночной экономики, включающей инфраструктуру потребительского рынка, рынка средств производства, рынка тру­да, информационного рынка и др.

Местным Советам отводится важная роль в организационно-правовом офор­млении рыночного механизма. В частности, они разрабатывают программы при­ватизации объектов, находящихся на их территории и переданных в муници­пальную собственность.

Городские и трудовые Советы регистрируют открытие новых предприятий, выдают в установленном порядке разрешение на деятельность, лицензии или патенты.

В условиях формирования рыночных отношений местные органы власти дол­жны оказывать поддержку малому бизнесу. Они наделены широкими правами по регулированию и стимулированию предпринимательства в регионе. Необходи­ма разработка соответствующих программ по развитию малого бизнеса, под­держки предпринимательства, фермерского хозяйства, предоставление налого­вых и кредитных льгот, создание режима наибольшего благоприятствования.

Малые предприятия также заинтересованы в сотрудничестве с местными Советами, так как большинство проблем их развития связано именно с регио­нальным уровнем. В новых условиях функционирования экономики система ре­гулирования территориального развития становится по преимуществу системой стимулирования, координации и согласования взаимных интересов.

Может осуществляться такая политика, когда местные органы управления строят мелкие предприятия, в которых заинтересованы регион, а затем отдают их в аренду или же продают частному сектору.

Местные органы могут заключать договоры, например, с сельскохозяй­ственными предприятиями, арендаторами в других регионах на поставку продо­вольствия в обмен на промышленные товары (сельскохозяйственную технику, товары народного потребления); на строительство на долевых акционерных на­чалах хранилищ в местах выращивания продукции и др., а также объединять средства различных предприятий и местного бюджета для финансирования стро­ительства и содержания объектов производственной и социальной инфраструк­туры.

Основными субъектами государственного регулирования территориального развития на Украине являются Верховный Совет и правительство, Местные Со­веты депутатов.

Представительными органами государственной власти на территории соот­ветствующих административно-территориальных единиц являются Советы. На сессиях они утверждают программы экономического и социального развития региона, местный бюджет и отчеты об их исполнении, а также структуру местных органов исполнительной власти и осуществляют контроль за деятельностью этих органов.

В связи с введением на Украине президентского правления в регионах также назначается представители президента.

Однако, следует отметить, что пока не найдена оптимальная форма местно­го самоуправления, наиболее приемлемая модель власти на местах.

Надо отметить, что в условиях перехода к рыночной экономике существенно повышается роль финансовых органов областей, городов, районов. Финансо­вые управления организуют бюджетное планирование в регионах и исполнение 'бюджета, проводят работу по совершенствованию форм и методов регулирова­ния экономики, составляют прогнозы по налоговым платежам и совместно с налоговой инспекцией вносят предложения по совершенствованию налогового законодательства, предоставление льгот по налогообложению. Осуществляют также контрольные функции.

При решении вопросов совершенствования структуры органов территори­ального управления может быть использован опыт муниципального управления в странах с рыночной экономикой. Надо отметить, что в большинстве этих стран наблюдается децентрализация государственной власти, происходит расшире­ние прав муниципальных органов власти.


2. Формы и методов государственного регулирования территориального развития.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется исходя из законодательных и нормативно-правовых актов.

При регулировании деятельности предприятий и организаций, находящихся на территории региона, используются как административные, так и экономичес­кие методы. Ранее взаимоотношения территориальных органов управления с предприятиями носили, как правило, административный характер. Они строи­лись на применении неэкономических мер привлечения предприятий к участию в решении региональных проблем, с одной стороны, и практически бесплатном использовании региональных ресурсов - с другой стороны. Такое территори­альное управление в условиях перехода к рынку становится неприемлемым.

Прямое регулирование территориального развития осуществляется с помо­щью государственных инвестиций, дотаций и субвенций, контрактной системы, квот, нормативов, а также регулирования цен, финансирования через специаль­ные фонды развития и местный бюджет. Особенно важное значение для при­оритетного развития тех или иных регионов, производственной и социальной инфраструктуры, имеют, государственные капитальные вложения. При этом ос­новной формой прямого участия государства в регулировании развития регио­нов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Го­сударство может использовать и другие формы прямого инвестиционного учас­тия в формировании новой территориальной структуры экономики, создания инфраструктуры. Однако в условиях ограниченности государственных финансо­вых ресурсов, ориентация должна быть на использование средств предприятий и населения.

Централизованные средства (субвенции) из государственного бюджета вы­деляются для достижения таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования.

В новых условиях хозяйствования повышается роль косвенного регулирова­ния территориального развития с помощью финансово-кредитной и налоговой политики, амортизационной политики, а также через внебюджетные фонды. При этом преобладающей формой должно быть финансовое и налоговое регулиро­вание. Необходимость функционирования регионов в условиях рынка на прин­ципах самоуправления и самофинансирования представляет особые требова­ния к организации их финансовой деятельности, стабилизации финансового положений в регионах.

Важным регулятором территориального развития являются местные бюдже­ты.

Предоставленная свобода местным органам в формировании бюджета по­зволяет в большей мере экономически влиять, создавать условия для приори­тетного развития отдельных предприятий, стимулировать создание малых пред­приятий, представляя им льготы, дотации. Местные Советы депутатов вправе участвовать в создании коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений.

Основными источниками формирования доходов местных бюджетов являются: налог на добавленную стоимость; акцизный налог; отчисления от прибыли всех предприятий, находящихся на территории региона, независимо от подчи­ненности; плата за природные ресурсы; налог с населения, включая часть подо­ходного налога с рабочих и служащих, подоходный налог с колхоза, кооператив­ных и общественных организаций, доходы от имущества местных Советов, мес­тные налоги и сборы.

Надо отметить, что, в связи с ростом расходов в регионах, увеличением ко­личества программ, мероприятий, финансируемых из местных бюджетов, соб­ственных средств в регионах не достает. Поэтому целесообразно дальнейшее повышение доли бюджетов регионов, сокращение до минимума встречного дви­жения налогов. Необходимо иметь самостоятельные, устойчивые источники ин­формации формирования доходов местных бюджетов, организаций за исполь­зуемые региональные ресурсы.

Как показывает мировая практика, рыночная экономика - это экономика до­говора. В договоре и должно предусматриваться как участие предприятий в ре­шении региональных проблем, так и содействие местных органов в организации эффективной деятельности расположенных на подведомственной территории предприятий. Оно может выражаться в предоставлении за соответствующую плату региональных ресурсов и услуг, необходимых для их функционирования, это, прежде всего, природные ресурсы, производственная инфраструктура (инже­нерные сооружения, сети, транспортные коммуникации и др.) и услуги социаль­ной инфраструктуры. Введение платы за ресурсы предполагает установление соотношения ставок платы по видам ресурсов а зависимости от их важности, дефицитности и качества и должно быть нацелено как на радикальное улучше­ние использования ресурсов, так и на решение проблем комплексного экономи­ческого и социального развития регионов.

Среди городских ресурсов центральное место занимает территория. Размер платы за использование городской территории устанавливается городским Со­ветом депутатов, который должен обладать исключительным правом хозяина и распорядителя ресурсов города.

Местные органы государственной власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее нужны для социального и экономического развития региона с помощью систем льгот - установление льготных ставок арен­дной платы за аренду территории, льготное кредитование, налоговых льгот, сни­жение тарифов, платы за ресурсы.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется по ограни­ченному перечню товаров народного потребления и платных услуг. Местные органы власти при установлении фиксированных розничных цен на товары и тарифов на услуги выплачивают дотацию производителям за счет местного бюд­жета. Из бюджета возмещается разница в ценах по дотированной продоволь­ственной продукции, по реализации топлива населению, по городским автобус­ным перевозкам. Возможно установление поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Одним из методов регулирования регионального развития являются введе­ние ускоренной амортизации, дифференциация по территории ставок аморти­зационных отклонений, что позволяет воздействовать на инвестиционную поли­тику, форсировать модернизацию производства.

Однако главный упор в территориальной инвестиционной политике должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных про­ектов, позволяющих рационализировать территориальную структуру производ­ства, способствовать решению важнейших территориальных проблем.

Надо отметить, что система экономических регуляторов должна поддерживать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью, различного рода льгот должны представляться не только неблагополучным регионам, но и особо эффективным регионам, дающим наиболь­шую отдачу на выделенные государственные ресурсы.

Особое значение имеет государственное регулирование территориального развития через целевые внебюджетные фонды - фонд занятости населения, регионального развития, фонд для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда и др.

Могут привлекаться средства предприятий и организаций, населения для нужд регионального развития путем выпуска облигаций, стимулирования создания совместных предприятий и привлечения иностранного капитала, стимулирова­ния приватизации и создания рынка акций и других ценных бумаг, а также дохо­ды от продажи государственного имущества.

Политика стимулирования развития проблемных районов активно использу­ется во всех европейских странах. К примеру, в странах ЕЭС насчитывается 25 основных поощрительных мер, которые можно объединить в 5 групп: субсидии и премии за создание рабочих мест, налоговые льготы, скидки на амортизацию основного капитала, оплата стоимости проекта, предоставленные финансовые льготы.

Система мер по проведению целенаправленной региональной политики, разработанная западными учеными регионалистами, включает также политику антистимулов и запретных мер, в частности, отмену привилегий, определенных льгот и даже введение штрафных санкций с целью побудить компанию изменить свои намерения по размещению, особенно в условиях кризиса.

В странах ЕЭС с 60-х годов проводится координированная региональная по­литика. В рамках этой организации созданы также структуры, как Европейский фонд регионального развития, Европейские инвестиционный фонд.


3. Планирование и прогнозирование развития регионов.

Важной формой государственного регулирования развития регионов являет­ся планирование и прогнозирование. Управлять - значит предвидеть. Без виде­ния перспективы невозможна принимать управленческие решения. К объектив­ным предпосылкам регионального планирования относятся: социально-эконо­мические, обусловленные территориальным разделением труда, различиями в природных условиях, и административно-правовые, связанные с административно-территориальным делением. В условиях перехода к рыночной экономике происходит трансформация характера и содержание регионального планирова­ния. Оно должно отражать, прежде всего, интересы как субъекта рыночных от­ношений.

Цель регионального планирования - обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. Его назначение заключение в обосновании направлений и перспектив развития региона, представления информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия управленческих решений. Надо отметить, что в новых условиях меняется назна­чение планирования; на инструмента оперативного управления регионом оно превращается в инструмент принятия стратегических решений.

Таким образом, предвидение социально-экономической ситуации в регионе на перспективу и выработка на этой основе региональной политики как комп­лекса стратегических управленческих решений - это и есть назначение террито­риального планирования в новых условиях.

Логика регионального планирования должна определяться требованиями системного подхода к социально-экономическому развитию региона. Этой ло­гике должна соответствовать структура плана и состав его показателей.

Система показателей региональных планов-прогнозов должна обеспечить:

Один из разделов планов регионов включает показатели, характеризующие основные параметры развития региона. Эти показатели позволяют более точно определить экономический вклад регионов в единый народнохозяйственный комплекс, а также отразить реальные изменения эффективности общественно­го производства в регионе. На основе этих показателей можно оценивать влия­ние принимаемых территориальными органами решений на развитие региона.

Весьма важное значение имеет расчет в регионах валового национального продукта, который характеризует конечные результаты экономической деятель­ности как отраслей материального производства, так и непроизводственной сферы. Созданный на территории региона валовой национальный продукт вклю­чает доходы всех предприятий, организаций и населения, получаемых в обоих сферах, а также амортизационные отчисления. Этот показатель при сравнении уровней развития региона позволяет учесть итоги деятельности предприятий и учреждений сферы нематериального производства, что очень важно, так как в регионах одной из основных задач является развитие инфраструктуры.

Для характеристики уровня жизни населения в регионах целесообразно ис­пользовать не только отдельные частные показатели - денежные доходы, объем реализации платных услуг, розничного товарооборота и др., но и рассчитывать в территориальном плане-прогнозе показатель реального дохода населения, ко­торый дает наиболее обобщающую характеристику жизненного уровня.

Прогнозный характер носят показатели рыночного сектора. В частности, в прогнозе должны отражаться предположительные оценки о движении ценных бумаг, разгосударствлении, приватизации и формах собственности, объемах кредитных ресурсов и их использованию, динамики индексов цен, занятости населения, о направлениях социальной защиты населения и размерах средств, направленных на эти цели.

В планировании и прогнозировании развития регионов в основном применя­ются те же методы, что и на государственном уровне. Для реализации намечен­ных приоритетов, структурных сдвигов, комплексного решения социальных и экономических проблем используется, прежде всего, программно-целевой ме­тод, разрабатываются целевые программы. Важную роль в обеспечении про­порциональности, сбалансированности региональной экономики играет балан­совый метод, основанный на системе территориальных балансов. Это балансы трудовых, финансовых ресурсов, баланс денежных доходов и расходов населе­ния, а также балансы основных видов материальных ресурсов в регионе - стро­ительных материалов, товаров народного потребления и др. Однако наиболее широкое применение находит нормативный метод, основанный на системе эко­номических и социальных норм и нормативов.

Надо отметить, что в условиях нестабильности экономики, изменения произ­водственных отношений не всегда приемлемо использование в прогнозирова­нии развития регионов метода экстраполяции, так как нельзя основываться на зависимости, сложившейся в прошлые периоды. Затруднено применение эко­номико-математического моделирования. В моделях нельзя учесть социальный фактор, играющий особенно важную роль во время реформы. И если ранее, при административном управлении в основном использовался в прогнозировании нормативный подход, чтобы обеспечить достижение определенной цели, то сей­час более приемлемы поисковые прогнозы, определяющие значение парамет­ров на определенный срок при прогнозировании изменяющихся условиях.

При разработке региональных прогнозов в основном должны применяться методы экспертных оценок, логического моделирования, т.е. качественного опи­сания развития прогнозируемого явления, которые исходят из общих законо­мерностей экономического развития.

Могут применяться при прогнозировании расчеты на основе коэффициентов эластичности, которые показывают изменение одной величины в зависимости от изменения другой. Коэффициенты эластичности возможно использовать не только при прогнозировании спроса на товары в зависимости от уровня цен, доходов населения, но и спроса на инвестиционные ресурсы с учетом прибыли, объема производства предприятий региона.

Министерство экономики разрабатывает и направляет регионам ориентиры по основным направлениям для использования их в своих расчетах по проекту-плану, а также рекомендации по принципиальным вопросам и формам, по кото­рым должен быть разработан проект плана-прогноза.

В планы регионов включаются:

Великая роль при разработке региональных планов-прогнозов социальных норм и нормативов, характеризующих обеспечение населения основными вида­ми материальных благ и услуг, уровни и этапность их достижения.

Таким образом, основные формы взаимодействия между различными уров­нями управления в процессе разработки планов-прогнозов можно представить следующим образом:

Лекция № 19. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.


План:

  1. Важнейшие черты развития внешнеэкономической деятельности и реформа управления ВЭД.

  2. Меры государственного регулирования ВЭД.

  3. Платежный баланс в регулировании внешнеэкономической деятельности.


1. Важнейшие черты развития внешнеэкономической деятельности и реформа управления ВЭД.

Повышение эффективности производства, проведение структурной перестрой­ки экономики невозможно осуществить без участия во внешней торговле, в мировой кооперации и других формах внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности • представляет систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеэкономические связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Развитие ВЭД относится к числу узловых хозяйственных проблем. Оно на­правлено на упрочнение и расширение материальной базы мирового содружества различных стран, использование преимуществ международного разделения труда с целью мобилизации дополнительных возможностей повышения эффективности производства и выигрыша времени.

Государственное регулирование позволяет четко определить меру взаи­модействия внутреннего хозяйственного механизма с механизмом ВЭД.

Есть глобальные проблемы, оказывающие влияние на всю систему междуна­родных экономических отношений и затрагивающие интересы всех наций и на­родностей:

Одной из важнейших черт развития ВЭД в современных условиях является перевод их на долговременную основу.

Формирование долгосрочных торговых отношений, даже годовых протоко­лов о взаимных поставках в своей основе имеют рекомендации и соглашения по международной специализации и кооперированию производства, соглашения по научно-техническому сотрудничеству, кредитные соглашения, подготовка кад­ров и т.д. Все это является дополнительным стимулом роста объемов производ­ства, повышения качества конкурентоспособности экспортной продукции, а также импорта высокой технологичности товаров с целью повышения технического уровня отечественного производства.

В наших условиях неотъемлемой чертой развития ВЭД является сочетание государственной монополии (регулирования) внешней торговли с экономичес­кой свободой товаропроизводителей во внешнеэкономических процессах.

Важной чертой развития ВЭД и ее регулирования является обеспечение (до­стижение) экономической независимости страны на базе постоянного повыше­ния народнохозяйственной эффективности экономики, нарастания экономичес­кого потенциала государства. Без этого невозможно укрепить доверие между государствами-партнерами, их равноправие в мировой торговле, интеграцию в экономические сообщества с выгодой для себя и для всех стран. Если считаться с требованиями мирового рынка, экономика страны окажется малоподготовлен­ной к конкурентной борьбе за новые рынки сбыта своей продукции, возрастут размеры внешнего долга.

Следующая черта - системность, сбалансированность регулирования ВЭД. Это означает, что отечественное производство и внешняя торговля должны со­ставить единую народнохозяйственную систему на основе балансовых взаимо­связей между ними (по материальным, трудовым, финансовым и валютным ре­сурсам).

По своей структуре внешнеэкономическая деятельность разнообразна и вклю­чает а основном следующие формы:

Все эти связи осуществляются расчетами в свободно конвертируемой валю­те. В отношении взаимосвязей с отдельными странами по обоюдной договорен­ности могут применяться клиринговые расчеты.

Начавшая реформа управления ВЭД государства направлена на предостав­ление полной самостоятельности товаропроизводителям в условиях их валют­ной самоокупаемости. Любой субъект хозяйствования может

регистрироваться в качестве участника ВЭД без внесения в регистрацион­ную карточку номенклатуры экспортируемых и импортируемых товаров (работ, услуг) без получения специальных разрешений (лицензий). То есть, ликвидируется жесткая государственная монополия на все внешнеэкономические связи.

С образованием независимых государств вопросы государственного регули­рования ВЭД полностью осуществляются ими, по их усмотрению. Однако требу­ется добровольная координация усилий стран для успешного выхода на вне­шний рынок каждой из них, так как только в рамках Союза и единого экономи­ческого пространства можно дать конкурентоспособную продукцию на внешний рынок.


^ 2. Меры государственного регулирования ВЭД.

Для осуществления целей, указанных выше, государство использует различ­ные методы регулирования ВЭД. В основном можно их назвать экономически­ми, административными и оперативными. Своеобразным методом является пла­нирование и прогнозирование внешней торговли. Задача заключается в том, чтобы в перспективе преобладающими были экономические (косвенные) мето­ды, государство с помощью налогово-кредитной политики и политики цен, различных ставок таможенных штрафов и транзитных пошлин косвенно стимулиру­ет улучшение внешнеторговой деятельности товаропроизводителями в интере­сах народного хозяйства. При этом оно получает право на участие в распреде­лении их валютных доходов. Ведь успех во внешнеэкономических связях во мно­гом зависит от уровня хозяйствования предприятий (организаций).

В конечном счете требуется налаженный хозяйственный механизм во всей стране, и государство вправе рассчитывать на свою долю в прибылях, которые получают предприятия от внешнеэкономической деятельности,

Стимулируются косвенно иностранные инвестиции с целью создания совме­стных предприятий. В разных случаях закон либо утверждает протекционизм в пользу местных производителей, либо подтверждает необходимость поддержки всеми силами проникновение в страну иностранных капиталов через создание совместных и иностранных предприятий, а также свободных экономических зон.

Совместные предприятия с долей иноинвестора более 30% в уставном фонде имеют право без лицензирования экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию (работы, услуги)для собственной хо­зяйственной деятельности.

Налоговые ставки и отчисления от ВЭД товаропроизводителей учитывают специфику страны и суверенных республик. Она выражается в том, что наша гривна не конвертируема на мировом рынка, преобладает государственная соб­ственность и основная часть продукции обрабатывающей промышленности не конкурентоспособна во внешней торговле. Требуется большая степень вмеша­тельства государства в регулирование ВЭД, к тому же имеющему дефицитную экономику.

Административные методы многообразны, как правило, краткосрочны и воз­действие с их помощью направлено на соблюдение определенных условий при выходе на внешний рынок без ущерба национальной экономике.

Одни из них вытекают из общепринятых международных норм, особенно в части международных обязательств в государстве по охране окружающей сре­ды, когда запрещаются или обязываются к внедрению определенные техноло­гии и виды продукции (работ). В условиях роста внешней задолженности важно не только ограничивать импорт, внешние кредиты (займы), но и эффективно прямое участие государства в финансировании специальных производств для внешнего рынка. Допустимо участие государства в совместных интеграционных мероприятиях (с выделением капитальных вложений, фондируемых материаль­но-технических ресурсов, подготовкой кадров).

Все товаропроизводители обязываются знать технические характеристики лучших мировых образцов изделий и порядок их применения. В отдельных слу­чаях они должны производить продукцию как для внутреннего, так и внешнего рынков по единой конструкторской и технологической документации.

При товарообменных операциях с зарубежными странами обязательным яв­ляется безусловное выполнение госзаказа на поставку продукции (услуг) внутри страны. Это не относится к товарообменным операциям на бартерной основе. Разрабатывается общий порядок применения мировых цен и обязательные пра­вила их применения.

С целью стимулирования технической модернизации отечественных пред­приятий лимитируется покупка по импорту продуктов питания и промтоваров от суммы сделки (например, не боле 25% от суммы сделки). -

Оговаривая порядок, при котором валютные средства предприятий хранятся на территории страны и по лицензиям Национального банка в зарубежных бан­ках. Совместные предприятия открывают счета в банках в валюте и в гривнах, но без права перевода сумм в гривнах за границу.


^ 3. Платежный баланс в регулировании внешнеэкономической деятельности

Платежный баланс страны - это сумма всех операций между данной стра­ной и другими странами в течение одного года. Платежный баланс отражает все платежи и обязательства перед иностранными государствами (дебет) и все платежи и обязательства, получаемые от иностранных государств, (кредит).

Фактически платежный баланс - это документ, отражающий баланс внешнеэкономических операций за определенный период.

Платежный баланс основан на двух принципах. Первый - это охват всех внешнеэкономических операций страны за определенный период времени (год). Вто­рой принцип - двойная бухгалтерская запись операции (кредит должен совпа­дать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется другими статьями. Методология разработки платежного баланса та же, что и по общему курсу, то есть основана на теориях западных ученых-экономистов, это: классическая теория автоматического равновесия, господствовавшая в XIX -начале XX в.в. Теория Д'Юма (Шотландия). Затем сформировался неокласси­ческий эластиционный подход, разработанный Д. Робинсон, А. Лернером, Л. Мецлером. Основой платежного баланса по этой теории является внешняя тор­говля, и сальдо торгового баланса определяется отношением уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на импортируемые товары, умноженное на валютный курс, т.е.:
Ро
 r

Р1

test-8-1-v-7-a-2-v-8-a-3-a-9-v-4-v-10-a-5-a-11-a-6-v-12-a-test-9.html
test-9-gruppi-interesov-v-politike-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gou-vpo-altajskij-gosudarstvennij-universitet.html
test-9-test-1-vam-predstavleno-40-voprosov-po-istorii-rossii-gruppa.html
test-arktika-prirodnaya-zona-arkticheskih-pustin-raspolozhena-a-na-ostrovah-tihogo-okeana.html
test-bilet-po-istorii-drevnego-mira-drevnij-vostok-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya-dnevnogo-otdeleniya.html
test-chelovek-ne-odin-sushestvuet-v-etom-mire-kazhdodnevno-stalkivayas-s-drugimi-lyudmi-on-dolzhen-soglasovivat.html
  • lecture.bystrickaya.ru/473-elektromontazhnik-po-silovim-setyam-i-elektrooborudovaniyu-3-razryada.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-nauchnih-meropriyatij-v-ati-dgtu-v-2014-godu-.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzuya-tipovoj-plan-dajte-harakteristiku-gp-yuzhnoj-ameriki-prochitajte-tekst-uchebnika-na-str-zapolnite-tablicu-v-tetradi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-8-metodi-obrazovaniya-cveta-zakoni-grassmana-konspekt-lekcij-po-kursu-kolorimetrii-dlya-studentov-obuchayushihsya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-14-pravovoe-regulirovanie-valyutnogo-rinka-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-03-05-01-yurisprudenciya-omsk-2006.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-disciplini-1-sushnost-formi-funkcii-istoricheskogo-znaniya-modul-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/verhovnogo-suda-rossijskoj-federacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-proizvodstvenno-otraslevoj-strukturi-selskohozyajstvennogo-predpriyatiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-pervaya-vzglyad-so-storoni-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-i-professionalov-ekstrasensoriki-tonkoj-energetiki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-uslovij-dlya-effektivnoj-i-plodotvornoj-deyatelnosti-nauchno-pedagogicheskogo-kollektiva-podderzhka-nauchnih-i-nauchno-pedagogicheskih-shkol-orientaciya-v-oce-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gromov-sergej-referat-po-himii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/muzika-v-shkole-chast-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-rossijskaya-federaciya-hanti-mansijskij-avtonomnij-okrug-yugra-nizhnevartovskij-rajon-upravlenie-obrazovaniya-municipalnij-publichnij-doklad-v-sfere-obrazovaniya-nizhnevartovskogo-rajona-za-2008-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-kursu-kulturologiya-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-kursa-kulturologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-formirovaniya-ocenki-znanij-studentov-po-discipline-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-v-promishlennosti-dlya-studentov-3-kursa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krugovorot-veshestv-v-biosfere-ekologiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrumentarij-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-ucheniyaprepodavaniya-programma-disciplini-sobstvennost-i-bogatstvo-v-religiyah-mira-dlya-napravleniya-030700.html
  • lecture.bystrickaya.ru/46-ustrojstvo-i-rabota-izdeliya-rukovodstvo-po-ekspluatacii-rshga-411911-001-0.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stepen-slozhnosti-predlozheniya-predislovie.html
  • writing.bystrickaya.ru/drevnerusskoe-pravo-i-gosudarstvo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-v-operativnoe-lechenie-grizh-bryushnoj-stenki-kniga-predstavlyaet-soboj-rukovodstvo-po-hirurgii-grizh-perednej.html
  • control.bystrickaya.ru/delo-nomer-postanovleni-e-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razmeshenie-promishlennosti-v-gorode.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolnenie-zaprosov-socialno-pravovogo-haraktera-vidacha-arhivnih-spravok-arhivnih-vipisok.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-eterifikaciya-pri-geterogennom-katalize.html
  • report.bystrickaya.ru/innovacionnaya-obrazovatelnaya-programma-formirovanie-sistemi-analiticheskih-kompetencij-dlya-innovacij-v-biznese-i-gosudarstvennom-upravlenii-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tipologiya-naselennih-punktov-gorodskie-i-selskie-poseleniya-ih-vidi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-dlya-10-klassa-reshenie-zadach-po-mehanike.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-tri-prorochestva-krasnaya-kniga.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkola-kaysen-sistema-razvitiya-dushi-i-tela-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhon-koleman-stranica-13.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-pravoslavnoj-kulturi-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.