.RU

Томска Программа «Я и мои друзья»


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска


Программа

«Я и мои друзья»

(1 - 4 классы)


Автор:

Корман Ольга Борисовна, учитель начальных классов


Томск 2011

Пояснительная записка.

Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение ребёнком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка “Я и мои друзья” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения, развиваются личностные качества социальной активности Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.

Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, постановки мини-спектаклей.

К числу социально-ориентированных дел относятся показ спектаклей, в школе и в детских садах. В том числе предполагается проведение театральных игр, коллективных коммуникативных игр на базе детского сада.

Программа кружка предназначена для детей 7-9 лет.

Кружок «Я и мои друзья» проводится 2 раза в неделю в течение 40 минут Количество детей в группах 12-15 человек. Такое число занимающихся в группе позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Воспитательный результат данной внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его познанию самого себя, ответственности за коллективное дело, умению своим творчеством вызывать высокие нравственные эмоции у зрителей.


Такой вид внеурочной деятельности школьников может быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и учителя в создании общего творческого продукта и положительной оценки его зрителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы , то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы , в открытой общественной среде.

^ Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, показ инсценировок в детском саду.

Направленность модифицированной программы театрального кружка «Я и мои друзья» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

^ Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

^ Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

^ Цель программы:

Формировать нравственные и этические нормы поведения детей через выразительные средства театрального искусства.

Задачи:

- приобщение учащихся к театральному искусству.

- выявление педагогических условий формирования опыта социальных отношений младших школьников в театрализованной деятельности.

- обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности .

- формирование социально-приемлемых нормы межличностных и межролевых взаимодействий.

- моделирование в актуализируемых ролевых действиях социально-одобряемых образцов поведения.

Реализация программы способствует у учащихся выработки следующих компетенций:

-ценностно-смысловых,

-учебно-познавательных,

- коммуникативных,

-информационных,

-здоровьесберегающих.

^ Ценностно-смысловые компетенции:

-развивать ассоциативное и образное мышление;

-снимать зажатость и скованность;

-развивать веру в сценический вымысел;

-развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);

- формировать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- научить детей выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;

^ Учебно-познавательные компетенции:

-ставить цель и организовывать ее достижение.

-определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

-выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

-познакомить с элементами сценической грамоты.

-познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

^ Коммуникативные компетенции:

-владеть разными видами речевой деятель­ности (монолог, диалог, чтение, письмо)

-развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства.

-развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

^ Информационные компетенции:

-владеть навыками работы с различными ис­точниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интер­нетом.

- самостоятельно искать, извлекать, система­тизировать, анализировать и отбирать необходи­мую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

- уметь выделять в информационных пото­ках главное и необходимое: осознанно воспринимать информацию, рас­пространяемую по каналам СМИ.

^ Здоровьесберегающие компетенции:

-владеть комплексом артикуляционной гимнастики. Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

- знать и применять правила поведения в эк­стремальных ситуациях: владеть способами эмо­циональной саморегуляции, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни.

- владеть способами оказания первой меди­цинской помощи, использовать средства индиви­дуальной и коллективной защиты.

Формированию тех или иных компетенций способствует применение методов:

- способности к социальному взаимодействию:

работа в команде, сотрудничество.

-владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов.

-толерантность.

-анализа кон­кретной ситуации.

-метода решения ситуаци­онных и проблемных задач.

-дискус­сий.

групповой работы, коллективного творчества

^ Социальная направленность модифицированной программы театрального кружка «Я и мои друзья» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года для обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы. Для создания модифицированной программы были использованы программы:

1.Образовательная программа творческого объединения « Юный артист», составленная Шиловой М. Б.

2.Программа театрального кружка «Мир фантазий», составленная

Гусевой З.Н.


^ Тематическое планирование 1 класс.

« Первые шаги»



Тема и содержание

Количество часов

^ Основы театральной культуры

1-2

Вводное занятие. Азбука театра. Театральные понятия и термины.

2

^ Тренинги, театральные игры, миниатюры

3-4

Музыкальные, пластические игры и

упражнения.

2

5

Конкурс «Пластические

загадки».

1

6-7

Голос и речь актера

2

8-9

Жест, мимика, движение

2

8

Разговор на сцене. Старая сказка на

новый лад «Лиса и заяц».

1

10-11

Урок актерского мастерства на развитие

памяти.

2

12

Практическое занятие на развитие

внимания.

1

13-14

Творческое действие в условиях

сценического вымысла.

2

15-16

Технология общения в процессе

взаимодействия людей.

2

17-18

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос

2

^ Искусство выразительного чтения


19

Знакомство с особенностями сценической речи.

1

20

Этюд «Звуковые потешки с речью».

Чтение стихотворения

1

21-22

Диалог. Творческое взаимодействие с

партнером. Упражнение «Отношение».

2

23-24

Интонация, настроение, характер

персонажа.

2

25

Имитация поведения животного

1

26

Пластическая импровизация на ходу в

заданном образе. Обыгрывание

элементов костюмов

1

27

Фольклорные сценки - миниатюры

1

28

Показ фольклорных сценок-миниатюр дошкольникам в детском саду

1

^ Спектакль, как творческий процесс

29

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми


1

30

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми




31-32

Распределение ролей. Репетиционные

занятия по технике речи, мимическим и

сценическим движениям

2

33-34

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом

2

35-38

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен

4

39-40

Работа по технике речи, по технике

движения.

2

41-42

Репетиции спектакля. Подготовка

оформления спектакля

2

43-44

Эстетическое оформление и

сценография спектакля. Репетиция

спектакля.

2

45

Организация участников, зрителей и

гостей премьеры. Постановка спектакля.

1

46

Анализ премьеры

1

47

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми


1

48

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми

1

49-50

Распределение ролей. Репетиционные

занятия по технике речи, мимическим и

сценическим движениям

2

51-52

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом

2

53-56

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен

4

57-60

Работа по технике речи, по технике

движения.

4

61-63

Репетиции спектакля. Подготовка

оформления спектакля

3

64

Эстетическое оформление и

сценография спектакля. Репетиция

спектакля.

1

65

Организация участников, зрителей и

гостей премьеры. Постановка спектакля

1

66

Анализ премьеры


1

67

Показ спектакля в детском саду

1

68

Итоговое занятие

1




Итого

68



^ Содержание занятий 1 класс.

« Первые шаги»

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Основы театральной культуры-2ч.

Овладение школьниками первоначальными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

2

Тренинги, театральные игры, миниатюры – 16ч.

Снятие зажимов, эмоциональное и энергетическое раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности.

Учиться отвечать на вопросы: почему, зачем, для чего я это делаю.

Упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами.

3

Искусство выразительного чтения – 10 ч.


Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. По необходимости – привлечение логопеда. Знакомство с особенностями сценической речи.

Обучение участников кружка тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст, что способствует духовному обогащению учащихся, развитию эмоциональной чуткости, осознанию нравственно-этических норм.

4

^ Спектакль, как творческий процесс – 36 ч.

Отбор текстов для постановки на сцене с учётом предполагаемого духовного роста личности ребёнка.

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость) .Создание эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с костюмами, реквизитом и декорациями.

Оформление альбома с фотографиями.

5

^ Показ постановок – 4ч.

Показ фольклорных сценок-миниатюр дошкольникам в детском саду.

Премьера спектакля на школьной сцене. Обсуждение. Повторные показы спектакля дошкольникам в детском саду.

^ Ожидаемые результаты:

К концу 1 –го класса ребенок должен:

- Иметь понятия о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

-Уметь направлять свою фантазию по заданному руслу.

-Ощущать себя в сценическом пространстве.

-Навыки общения с партнером на сцене.

-Научится адекватному и образному реагированию на внешние раздражители.

-Избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны".

- Приобрести бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

- Понимать значимость своей социальной деятельности для дошкольников.

^ Тематическое планирование 2 класс.

«Театральное представление»



Тема и содержание

Количество часов

^ Основы театральной культуры

1

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий

1

2

Из истории театра. Ведущие театры страны

1

3

Жанры драматургии

1

4

Культура поведения в театре.

1

5

Посещение городского театра. Просмотр спектакля. Обсуждение.

1

^ Тренинги, театральные игры, миниатюры

6-7

Упражнения на раскрепощение и развитие актёрских навыков

2

8

Коллективные коммуникативные игры

  • «Фотограф»

  • «Телепаты»

  • «Одно и то же по – разному»

1

9

  • «Ролевые игры»: упражнения, развивающие навыки перевоплощения. Передача характера героя, отношений, конфликта событий. Время и обстоятельства. Индивидуальность актёра в представлении сценического героя

1

10

Сюжетные театральные этюды.

Искусство импровизации

1

11

Сценки-миниатюры на заданные темы


1

12

Показ сценок-миниатюр дошкольникам в детском саду.

1

^ Искусство выразительного чтения


13-15

Обучение искусству выразительного чтения:

Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.


3

16-17

Интонация:

-повышение и понижение голоса

-словесное и логическое ударение

-связь между смыслом предложения и логическим ударением

2

18

Словесное и логическое ударение

связь между смыслом предложения и логическим ударением

1

19

Пауза:

-логическая,

-психологическая:

пауза припоминания, напряжения, умолчания.

1

20

Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах

1

^ Спектакль, как творческий процесс

21

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми


1

22

Чтение, обсуждение, распределение ролей.

1

23-24

Деление пьесы на эпизоды, чтение, пересказ.

2

25-26

Индивидуальное собеседование по каждой роли.

2

27-30

Работа над отдельными эпизодами, сценами

4

31-32

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

2

33-40

Репетиции спектакля.

8

41-42

Создание эскизов декораций и костюмов

2

43

Премьера

1

44

Выступление в подшефном детском саду

1

45

Подведение итога выступления. Анализ премьеры

1

46

Выбор пьесы и обсуждение её с детьми


1

47-48

Чтение, обсуждение, распределение ролей

2

49

Деление пьесы на эпизоды, чтение, пересказ.

1

50-51

Индивидуальное собеседование по каждой роли

2

52-53

Работа над отдельными эпизодами, сценами

2

54

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

1

55-62

Репетиции спектакля.

8

63-64

Создание эскизов декораций и костюмов

2

65

Премьера

1

66

Выступление в подшефном детском саду

1

67

Подведение итога выступления. Анализ премьеры

1

68

Итоговое занятие

1




Итого

68



^ Содержание занятий 2 класс.

«Театральное представление»

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Основы театральной культуры-5ч

Посещение театров города. Обсуждение игры актёров после просмотра спектакля для обучения актёрскому мастерству

Изучение театрального искусства, культуре поведения в театре.

2

Тренинги, театральные игры, миниатюры – 6 ч.

Развитие игрового поведения обучаемого, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться в различных жизненных ситуациях

Обучение действовать на сценической площадке свободно и естественно, совершенствование умению импровизации.

3

Искусство выразительного чтения - 8ч.

Обучение участников кружка тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст, что способствует духовному обогащению учащихся, развитию эмоциональной чуткости.

Подготовка к концертам, литературным композициям, конкурсам чтецов.

Контроль за соблюдением требований сценической речи осуществляется на всех занятиях театрального объединения.

4

Спектакль, как творческий процесс – 45ч.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком с костюмами, реквизитом и декорациями.

5

Показ постановок – 4 ч.

Показ сценок-миниатюр дошкольникам в детском саду.


Премьера спектакля на школьной сцене. Обсуждение. Показы спектакля дошкольникам в детском саду.

^ К концу 2 –го класса ребенок должен:

- Уметь применять выразительные средства для выражения характера сцены.

- Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

- Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

- Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

- Иметь навыки свободного общения с одноклассниками.

- Анализировать последовательность поступков.

- Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

- Осознавать необходимость и значимость своей социальной деятельности для дошкольников.

^ Тематическое планирование 3 класс

« Театральное наследие Сибири».



Тема и содержание

Количество часов

^ Основы театральной культуры

1

Театры нашего города. Путешествие в прошлое.

1

2

Посещение театра.

1

3

Обсуждение.

1

4

Азбука театра. Театральные понятия и термины.

1

5-6

Презентации. Виды театров, их сходства и различие.

2

^ Тренинги, театральные игры, миниатюры.

7

Игры со словом, развивающие связную образную речь.

1

8

Игра «Театр – экспромт». «Колобок».

1

9

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”.

1

^ Искусство выразительного чтения.

10

Интонация. Произношение фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

11

Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Разучивание чистоговорок.

1

12

Ключевые слова в предложении и умение выделять их голосом.

1

13

Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог).

1

14

Выражение эмоционального состояния (радость, обида, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

1

15

Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»

1

16

Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Этюд «Звуковые потешки с речью».

1

17

Предания, традиции, обряды, игры и праздники русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица

1

18

Показ инсценировок русских потешек дошкольникам в детском саду

1

^ Спектакль, как творческий процесс

19

Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.

1

20

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми

1

20-21

Индивидуальное собеседование по каждой роли

2

22-23

Текст пьесы. Работа над эпизодами.

2

24-25

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

1

26-27

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен

2

28-36

Репетиции спектакля.

9

37-38

Создание эскизов декораций и костюмов

2

39

Премьера спектакля.

1

40

Подведение итога выступления. Анализ премьеры.

1

41

Выступление в подшефном детском саду

1

42

Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение её с детьми

1

43

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми

1

44

Индивидуальное собеседование по каждой роли

1

45-46

Текст пьесы. Работа над эпизодами

2

47-48

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей

2

49-50

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен

2

51-60

Репетиции спектакля

10

61-64

Создание эскизов декораций и костюмов

4

65

Премьера спектакля.

1

66

Подведение итога выступления. Анализ премьеры

1

67

Выступление в подшефном детском саду

1

68

Итоговое занятие.

1




Итого

68



^ Содержание занятий. 3 класс.

« Театральное наследие Сибири».

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Основы театральной культуры – 6ч.

Ознакомление с профессиональной терминологией театрального искусства.

Изучение истории театров Сибири

Знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица для расширения неразрывной связи искусства с жизнью, с истоками русского народа.

Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.


2

Тренинги, театральные игры, миниатюры – 3ч.

Развитие правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии с помощью игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Обучение умению слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него.

Развитие умения сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы..

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

3

Искусство выразительного чтения – 8 ч.

Совершенствование умений художественного чтения поэтических текстов.

Использование интонационных возможностей языка в собственной речи.

Умение менять по заданию учителя высоту и силу звучания голоса.

Формирование правильного произношения, артикуляции, быстроты и чёткости проговаривания слов и фраз.

4

Спектакль, как творческий процесс –46 ч.

Понимание основного

смысла и художественного своеобразия произведения.

Формирование понимания

эмоционального состояния героев пьесы.

Обучение анализировать роли.

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.

Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление.

5

Показ постановок – 5ч.

Показ инсценировок русских потешек дошкольникам в детском саду.

Премьера спектаклей на школьной сцене. Обсуждение. Показы спектаклей дошкольникам в детском саду.

^ Ожидаемые результаты:

К концу 3 –го класса ребенок должен:

-Уметь отличать театр от других видов искусств

-Знать какие виды театров существуют в родном городе и историю их развития

-Иметь понятие об элементарных технических средствах сцены

-Знать и применять правила поведения на сцене и в зрительном зале

-Уметь выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

- Ощущать себя в сценическом пространстве.

-Приобрести навыки общения с партнером (одноклассниками).

- Образно воспринимать окружающий мир.

-Научиться бережно относиться к окружающему миру.

-Чувствовать ответственность за порученное дело перед коллективом.

-Понимать значимость своей социальной деятельности для дошкольников.

^ Тематическое планирование 4 класс.

«Вдохновение – переживание - творчество»



Тема и содержание

Количество часов

^ Тренинги . Театральные игры, этюды, миниатюры



1

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий

1

2

Упражнения на развитие воображения, ощущения места действия, времени

1

3

Язык жестов и мимики

1

4

Проведение сценок-миниатюр « Живая картина» с участием дошкольников в детском саду

1

^ Основы театральной культуры

5

Из истории театра

1

6

Использование краеведческих материалов

1

7

Посещение театра.

1

8

Современный театр. Обсуждение.

1

^ Искусство выразительного чтения

9

Совершенствование умений художественного чтения поэтических текстов:

упражнения на дыхание, артикуляцию, голос.

1

10

Использование интонационных возможностей языка в собственной речи

1

11

Логическое ударение и его роль

1

12

Практическое применение речевой паузы

1

13

Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах

1

^ Спектакль как творческий процесс

14

Работа творческой группы над сценарием спектакля

1

15

Проба ролей. Индивидуальное собеседование по каждой роли

1

16

Работа за столом:

Событийный ряд

Образы, отношения, конфликт

Творческая биография «своего» героя

1

17

Искусство перевоплощения через представление и переживание

1

18

Работа над отдельными эпизодами, сценами

1

19

Конкурс на лучшую импровизацию. Актёрские находки

1

20-21

Репетиции отдельных сцен

2

22

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

1

23-24

Создание эскизов декораций и костюмов

2

25 - 32

Репетиция всей пьесы

8

33

Премьера

1

34

Обсуждение премьеры

1

35-36

Повторные выступления в детских садах

2

37

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов

1

38

Работа творческой группы над сценарием спектакля

1

39

Проба ролей. Индивидуальное собеседование по каждой роли

1

40

Работа за столом:

Событийный ряд

Образы, отношения, конфликт

Творческая биография «своего» героя

1

41-42

Искусство перевоплощения через представление и переживание

2

43-44

Работа над отдельными эпизодами, сценами

2

45

Конкурс на лучшую импровизацию. Актёрские находки

1

46-48

Репетиции отдельных сцен

3

49

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

1

50-52

Создание эскизов декораций и костюмов

3

53- 62

Репетиция всей пьесы

10

63

Премьера

1

64

Обсуждение премьеры

1

65-66

Повторные выступления в детских садах

2

67

Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов

1

68

Итоговое занятие

1




Итого

68



^ Содержание занятий. 4класс.

«Вдохновение – переживание - творчество»

№ раздела

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Тренинги, театральные игры, миниатюры – 3 ч.

Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу. Умение общаться в различных жизненных ситуациях

Умение импровизировать.

Обучение действовать на сценической площадке свободно и естественно.

Совершенствование умения импровизации для подготовки к работе над спектаклем.

2

Основы театральной культуры – 4 ч.

Изучение краеведческих материалов.

Посещение театральных спектаклей в ТЮЗе, театре «Скоморох» для приобретения опыта правильного поведения на сцене, интонирования, перевоплощения.

3

Искусство выразительного чтения – 5 ч.

Обучение участников кружка тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст,

4

Спектакль, как творческий процесс – 55 ч.

Выбор пьесы и её обсуждение Деление пьесы на эпизоды и пересказ Умение работать над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Совершенствование умения перевоплощения через представление и переживание.

5

Показ постановок – 5 ч.

Проведение сценок-миниатюр « Живая картина» с участием дошкольников в детском саду.

Премьера спектаклей на школьной сцене. Обсуждение. Показы спектаклей дошкольникам в детском саду.



Ожидаемые результаты:

К концу 4 –го класса ребенок должен:

знать

уметь

Материально-техническое обеспечение:

Набор нормативно-правовых документов, наличие утверждённой программы, методические разработки по разделам пьес, специальная методическая литература, использование ИКТ.

Список литературы:

1. Когородский З. Я. «Первый год. Начало» М,, «Советская Россия», 1975

2. Когородский З. Я. «Первый год. Продолжение» М., «Советская Россия», 1977

3. Когородский З. Я. «Этюды и школа» - М., «Советская Россия», 1978

4. Петров В. А. «Нулевой класс актёра» - М., «Советская Россия», 1985

5. Чехов М. «Об актёре» М., «Просвещение», 1980

6. Шрагина Л. И. «Логика воображения» М., «Народное образование»., 2001

7.Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.,»Владос», 2001

8.С.Ю. Кидин «Театр – студия в современной школе» Волгоград, «Учитель», 2008

srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-8.html
srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-stranica-2.html
srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-sredi-etnicheskih-grupp-za-period-s-19501952-godov-po-20002002-godi17srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-godi.html
srednyaya-shkola-goroda-murmanska-34-stranica-2.html
srednyaya-stoimost-kv-m-zhiloj-ploshadi-v-ekaterinburge-za-mesyac-snizilas-menshe-chem-na-polprocenta.html
sredovoe-okruzhenie-imeet-znachenie-v-formirovanii-etnokulturnoj-identichnosti-podrastayushego-pokoleniya-na-primere-zhizni-ulici-mozhno-videlit-yavleniya-pokazivayushie-protivorechivost-eto-processa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-v-islamskih-stranah-chast-11.html
  • education.bystrickaya.ru/1143-raschet-rinochnoj-stoimosti-obekta-ocenki-otchet-ob-ocenke-01-0811.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-zhe-nazivaetsya-eta-kniga-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-eksperimentalnogo-opredeleniya-koefficienta-izotermicheskogo-perenosa-vlagi-v-nenasishennih-gruntah-1-obshij-obzor-voprosa-1-utochnenie-metodiki-opita-1-obrabotka-rezultatov-eksperimenta-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-hranimie-proceduri-dlya-predopredelennogo-nabora-shablonov-dlya-bd-na-baze-mssql-primer.html
  • bukva.bystrickaya.ru/religioznaya-vera-drevnih-slavyan.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/optimalnij-plan-zagruzki-oborudovaniya-i-transportnih-svyazej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-vospriyatie-cveta-detmi-rannego-vozrasta-cherez-sistemu-didakticheskih-igr.html
  • report.bystrickaya.ru/identifikaciya-potrebnostej-i-probelov-v-razvitii-chelovecheskogo-potenciala-i-predlagaemie-obuchayushie-programmi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipusk-1993-goda-nvp-spiski-vipusknikov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-vi-vernadskogo-v-razvitii-zemledeliya-chast-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roditelskij-komitet-ukraini-protestuet-protiv-zhalob-detej-na-roditelej.html
  • education.bystrickaya.ru/25-modeli-i-metodologiya-sinteza-adaptivnih-asu-slozhnimi-sistemami-titut-sovremennih-tehnologij-i-ekonomiki-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fajnerman-valstajn-sofi-kinsella-shopogolik-i-brachnie-uzi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-missis-monro-biografiya-zametka-ofotografiyah.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-dissertacionnogo-issledovaniya-regionalnaya-politika-v-usloviyah-socialno-ekonomicheskoj-differenciacii-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ballada-o-dvadcati-shesti.html
  • composition.bystrickaya.ru/pechalnij-opit-bolgarii-1-ieromonah-anatolij-berestov-rukovoditel-dushepopechitelskogo-pravoslavnogo-centra.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/provodyat-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-otechestvennaya-istoriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-poligrafiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-a-a-ejsman-gl-1-124-gl-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mikroekonomika-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-specialnosti-060400-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obektno-orientirovannoe-programmirovanie-dpp-v-00-dlya-specialnosti-050202-65-030100-informatika-tomsk-2008.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poseshenie-kolchakom-permi-moej-issledovatelskoj-raboti-perm-pri-kolchake-to-est-gorod-perm-v-period-s-24.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakon-ego-ponyatie-i-rol-v-demokraticheskom-gosudarstve.html
  • education.bystrickaya.ru/3-elektrichestvo-i-elektromagnetizm-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej-programmoj-kursa-fiziki.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-30-saat-praktikali-seminar-15-saat-szh-45-saat-obszh-45saat-barli-saat-sani-135-saat.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoe-predpriyatie-bistrogo-obsluzhivaniya-picca-mp-bistrogo-obsluzhivaniya-picca.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-31-prognozirovanie-i-planirovanie-deyatelnosti-predpriyatiya-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pr-i-reklamnie-tehnologii-kak-sredstvo-prodvizheniya-hudozhestvennih-promislov-russkogo-severa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-1-tema-uroka-hod-uroka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-organizacionnoj-marketingovoj-strategii-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-programmi-socialno-gumanitarnogo-profilya-rabochie-programmi-po-predmetam-dlya-uchitelej-rabotayushih-v.html
  • crib.bystrickaya.ru/ij-institut-pishevoj-promishlennosti-e-s-gromov-m-v-bakanov-i-a-pecherskih-kompyuternoe-deloproizvodstvo-laboratornij-praktikum-dlya-studentov-vuzov-kemerovo-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.